Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
XVI Международный фестиваль искусств «Звезды белых ночей»

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Газетный киоск
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Июл 11, 2008 7:28 am    Заголовок сообщения: XVI Международный фестиваль искусств «Звезды белых ночей» Ответить с цитатой

«Звезды белых ночей» посвятят юбилею Мариинки

С 10 мая по 27 июля 2008 года в Санкт-Петербурге пройдет XVI Международный фестиваль искусств «Звезды белых ночей».



Программу фестиваля представил журналистам художественный руководитель форума, художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев.

В этом году масштабный смотр посвящен 225-летию Мариинки. Всего за 79 фестивальных дней будет дано более 120 оперных и балетных спектаклей и концертов. Они пройдут как на исторической сцене, так и на сцене нового концертного зала. Об этом в интервью радио «Культура» рассказала пресс-атташе Мариинского театра Оксана Токранова:

«В год своего 225-летия, и на это особое внимание обратил Валерий Гергиев, театр на фестивале отдаст дань уважения и восхищения великим мастерам сцены Петербурга, Петрограда и Ленинграда, чьи имена вписаны и в историю Мариинского театра, и в историю мировой музыкальной культуры. В программе нынешнего фестиваля – огромное количество оперных шедевров, принадлежащих перу русских композиторов от Римского-Корсакова до Чайковского, Бородина, Шостаковича, Прокофьева.

В фестивальную афишу вошло и несколько специальных проектов. Прежде всего, это вагнеровский цикл, в рамках которого будет представлена тетралогия «Кольцо нибелунга» и опера «Тристан и Изольда» с видеодизайном самого титулованного на сегодняшний момент американского художника Била Виолы. Этот проект уже был представлен в Лос-Анджелесе, Роттердаме и Париже с большим успехом. Дважды он будет представлен теперь на фестивале «Звезды белых ночей». Дирижировать будет Валерий Гергиев».

«Вторым специальным проектом станет мини-фестиваль французской музыки, - добавила Оксана Токранова. – В рамках этого фестиваля состоится премьера. Впервые в Санкт-Петербурге прозвучит опера Равеля «Испанский час». После очень успешных представлений оперы Моцарта «Волшебная флейта» на русском языке, театр продолжает эту линию – «Испанский час» Равеля также будет исполнен на русском.

В целом же программа мини-фестиваля сформирована вокруг творчества патриарха современной французской музыки Анри Дютийе. Впервые в России будет так полно представлено его творчество – как камерные сочинения, так и симфонические. Сам композитор, которому уже 91 год, приедет в Петербург. Уже сейчас он признается, что для него этот приезд станет знаковым событием. Концерты французского фестиваля пройдут в течение июня в концертном зале».

И, конечно же, в «Звездах белых ночей» по уже сложившейся традиции примут участие самые яркие звезды современности. По словам Оксаны Токрановой, публику ждет множество встреч с любимым артистами:

«На сцене концертного зала пройдут сольные концерты Брина Терфеля, Марии Гулегиной, Дмитрия Хворостовского, Рамона Варгаса. Феруччо Фурланетто и Томас Хэмпсон будут участвовать в концертном исполнении оперы Верди «Симон Бокканегра». Рене Папе будет принимать участие в «Осуждении Фауста» Берлиоза.

Приедут на фестиваль и выдающиеся инструменталисты. В концертном зале выступят знаменитые пианисты-виртуозы Альфред Брендель и Кристиан Блэкшоу, скрипачи Максим Венгеров и Леонидас Кавакос, пианисты Денис Мацуев, Алексей Володин, Ольга Керн, камерные коллективы: «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета, а также квартеты, которые никогда не выступали в России – это «Иерусалим-квартет» и «Казальс-квартет».

Также в рамках XVI фестиваля «Звезды белых ночей» будет исполнен цикл из всех симфоний Яна Сибелиуса, а также состоится мировая премьера оперы Александра Смелкова «Братья Карамазовы».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Июл 11, 2008 7:54 am    Заголовок сообщения: XVI Международный фестиваль искусств на радио Культура Ответить с цитатой



За 79 дней фестиваля будет дано более 120 оперных и балетных спектаклей и концертов. Художественный руководитель фестиваля – один из ведущих дирижеров мира маэстро Валерий Гергиев.

В год своего 225-летия Мариинский театр отдает дань восхищения и уважения великим композиторам, знаменитым мастерам сцены Санкт-Петербурга. В программе фестиваля собраны шедевры Н. Римского-Корсакова (оперы «Псковитянка», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Снегурочка», «Садко»), а также произведения его старших и младших современников. Одним из центральных проектов форума станет показ самого грандиозного проекта последних лет – тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга». «Вагнеровскую» тему на фестивале продолжит сенсационно прошедшая в Париже, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Роттердаме опера Вагнера «Тристан и Изольда» с видеодизайном знаменитого американского художника Била Виолы.

С сольными программами и в спектаклях выступят «золотые голоса» мировой оперы: Брин Терфель, Ольга Бородина, Мария Гулегина, Дмитрий Хворостовский, Феруччо Фурланетто, Томас Хэмпсон, Рене Папе, Рамон Варгас, Екатерина Губанова. В камерных концертах на сцене Концертного зала театра представлены виртуозы–инструменталисты: знаменитые Альфред Брендель, Максим Венгеров, Леонидас Кавакос; стремительно взлетевшие на музыкальный Олимп Денис Мацуев, Алексей Володин, Ольга Керн, а также лауреат VI Международного конкурса им. Чайковского Кристиан Блэкшоу.


Радио «Культура» на своем сайте подробно освещает события фестиваля, корреспондент Елена Чишковская
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Июл 11, 2008 9:39 am    Заголовок сообщения: Обзоры радио "Культура" Ответить с цитатой

«Электра» - практически идеальный спектакль

«Мы хотим по-новому взглянуть на Сибелиуса...»

«Электра» снова на сцене Мариинки

Брин Терфель оставил публику без «бисов»
Брин Терфель (фото - Deepfusion Photography)

Обладатель уникального голоса даст единственный концерт
Брин Терфель, фото с сайта радио "Культура"

Победа Максима Венгерова

Максим Венгеров, фото с сайта радио "Культура"

Дирижирует Максим Венгеров

В мире образов Билла Виолы
Опера Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда» прозвучала 19 июня в Концертном зале Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
«То, что происходило в Концертном зале Мариинки нельзя назвать ни спектаклем, ни концертной версией. Самое правильное определение – мистерия..."

Фото: Валентин Барановский, КоммерсантЪ

«Звезды белых ночей»: дневник фестиваля

Шедевры французской музыки
"Второй день подряд Мариинский оркестр играет французскую музыку, включая в программу как популярные шедевры (например, сегодня звучали симфонические эскизы Дебюсси «Море»), так и практически неизвестные в нашей стране сочинения Анри Дютийё. Сегодня слушателям представили два его произведения: «Метаболы» для оркестра и концерт для скрипки с оркестром «Древо снов», солировал в котором Леонидас Кавакас.
Как и накануне вечером, автор присутствовал в зале ..."


Бенефис Анри Дютийё
"...Анри Дютийё уже 92 года. Но возраст не помешал маэстро приехать в Санкт-Петербург. Более того, композитор присутствовал на репетициях и высказывал свои пожелания дирижировавшему Валерию Гергиеву. Оказалось, что Анри Дютийё помнит все свои опусы наизусть: от первой до последней ноты. И слышит всю оркестровую ткань вплоть до малейших деталей. Вчерашний концерт начался в 22 часа, а закончился за полночь. Но это не повлияло на зрительский интерес. И уж когда на сцену поднимался сам Анри Дютийё, ..."http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=910203

Зрителей ожидает нечто грандиозное...
Технологии любви. Итоги-Лейла Гучмазова: Мариинский - единственный театр в стране, в котором одновременно идут разные редакции произведений. Теперь в этот список включена опера "Тристан и Изольда" Вагнера, которая станет особым событием фестиваля "Звезды белых ночей"
Ъ: Блицинтервью с художником БИЛЛОМ ВИОЛОЙ

Ферруччо Фурланетто споет свою коронную партию - музыкальный обозреватель Владимир Дудин.

Фиеско - Ферруччо Фурланетто (в центре). Опера Дж.Верди Симон Бокканегра в Метрополитен Опера, 16 февраля 2007. Фото - AP, MARTY SOHL, с сайта радио "Культура"

«Захотелось убрать с героя оперно-романтический лоск...» - интервью c
Василий Бархатов - режиссер-постановщик, Мариинский театр; фото с сайта радио "Культура"

Сергей Шнуров дебютирует на сцене Мариинки
Опера Гектора Берлиоза «Бенвенуто Челлини» в постановке Василия Бархатова будет показана сегодня, 5 июня
Сергей Шнуров, фото с сайта радио "Культура"

Зал смеялся до слёз
«Если быть более точной, премьер вчера было две: две одноактные комические оперы, поставленные молодым английским режиссером Александром Зелдиным. Пару «Испанскому часу» составила опера Джакомо Пуччини «Джанни Скикки».

Опера Равеля впервые прозвучит на русском языке
постановку на сцене концертного зала Маринка-3 осуществил режиссер Александр Зелдин.

Такая постановка не может устареть...
Фото с сайта радио "Культура"
«В Мариинском театре существуют две постановки оперы Чайковского «Пиковая дама». Вчерашняя постановка была поставлена в 1984 году, художественным руководителем Кировского театра (так назывался Мариинский театр) – Юрием Темиркановым. Это классический спектакль...
Герман - Владимир Галузин. Евгений Никитин (Томский), Наталия Тимченко (Лиза), Алексей Марков (Елецкий), Лариса Дятькова (графиня)

Музыкальный пейзаж - мини-фестиваль французской музыки продлится с 1 по 22 июня

В рамках этого масштабного форума стартовал мини-фестиваль французской музыки. На концерте оркестра Мариинского театра, в котором прозвучали сочинения Анри Дютийе и Мориса Равеля, побывала наш корреспондент Елена Чишковская:
«Концерт открыла пьеса современного французского композитора Анри Дютийе «Тембры. Пространство. Движение». Композитор написал его в 1977 году, вдохновившись картиной Винсента Ван Гога «Звездная ночь». Художник написал пейзаж, который открывался из окна его комнаты. Эту идею пространственного ограничения, при которой можно увидеть в небольшом фрагменте реальности многообразие всего мира, удалось передать и композитору. За двадцать минут звучания он сумел показать огромное разнообразие изменчивых тембров симфонического оркестра, пространство, которое благодаря мастерству автора, то сужалось, то разворачивалось и движения, существующие даже в статике.

Все задуманное автором, безусловно, удалось оркестру Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Во втором отделении звучали сочинения более известные публике. После соль мажорного фортепианного концерта Равеля, в котором солировал Алексей Володин, Первая симфония Сибелиуса прозвучала особенно ярко и полнозвучно, тем самым, оправдав свое появление в программе, в которой по идее должна была звучать только французская музыка. Исполнение Первой симфонии Сибелиуса было не случайно, потому что она открыла мини-серию из всех симфоний Сибелиуса.

Сегодня в концертном зале Маринки состоялось уже два концерта, но фестивальный день не закончен. В самом театре пройдет еще одно вечернее представление – опера Чайковского «Пиковая дама», в постановке 1981 года Юрия Темирканова, которую часто называют легендарной. Дирижировать будет Валерий Гергиев. Также заявлено, что партию Германа будет петь, на сегодняшний день, лучший исполнитель этой партии в мире – Владимир Галузин».


История слоненка Бабара
Международный день защиты детей в Петербурге отметили благотворительным концертом
Бесплатные билеты были распространены по детским домам. На выступление оркестра Мариинки также мог попасть любой желающий.


В традициях «домашнего» музицирования
Иерусалим-квартет. Фото с сайта радио "Культура"
Известный израильский ансамбль «Иерусалим-квартет» выступил 31 мая в Концертном зале Мариинского театра: Гайдн, II-Бородина, Равель

Музыкальные иллюстрации для детей
Международный день защиты детей, 1 июня, в Санкт-Петербурге отмечают благотворительным утренним выступлением симфонического оркестра Мариинского театра, за пульт которого встанет дирижер Гавриэль Гейне.
Гавриэль Гейне, дирижер, Мариинский театр. Фото с сайта радио "Культура"
Как рассказал в интервью радио «Культура» маэстро в программе - только французская музыка, произведения Франсиса Пуленка и Камиля Сен-Санса:
«Этим концертом мы открываем мини-фестиваль французской музыки в рамках фестиваля «Звезды белых ночей». Изначально была идея придумать какую-то программу специально для детей. А дирекция Мариинского театра предложила сделать этот проект благотворительным, чтобы на него могли бесплатно прийти дети и родители.
Сделана программа нестандартно: на сцене присутствует актер, который читает литературный текст. «История слоненка Бабара» – это детская книга Жана де Брюнофф, к которой Франсис Пуленк сочинил музыкальные иллюстрации. Чтец читает этот рассказ, оркестр украшает его звуками. Получается очень симпатичная пьеса.
Второе сочинение – «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса. Композитор писал его для друзей. Это музыкальная шутка, в которой композитор изображает разных животных. Как будто человек приходит в зоопарк и начинает переходить от одной клетки к другой. В этом сочинении много музыкальных цитат и разных шуток, которые публике будет разъяснять чтец: в чем заключаются эти шутки, как их услышать. Словом, это будет такой путеводитель по музыкальному зоопарку».


Мини-фестиваль французской музыки

На сцене концертного зала Мариинского театра – «Царская невеста»
В этот вечер состоятся два дебюта: в партии Любаши впервые выступит меццо-сопрано Екатерина Губанова, в партии Григория Грязного дебютирует солист Академии молодых певцов Алексей Марков; Ольга Трифонова, Сергей Алексашкин, Олег Балашов... Валерий Гергиев.


«Музыкант должен играть не только то, что ему близко...» - интервью

Пианист Алексей Володин. Фото с сайта радио "Культура"

Прима Мариинки навестит родные пенаты - cольный концерт Ольги Бородиной, меццо-сопрано, состоится сегодня, 12 мая
Ольга Бородина. Фото с сайта радио "Культура"
она также приедет для сольного концерта в Москву. Ее концерт будет в Зале имени Чайковского в конце ноября

«Звезды белых ночей» посвятят юбилею Мариинки
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Июл 11, 2008 10:04 am    Заголовок сообщения: Ъ: Блицинтервью Ответить с цитатой

Газета «Коммерсантъ» № 105(3922) от 21.06.2008
"Некоторые сцены я снял бы в любом случае, необязательно для этой оперы"
// Блицинтервью

Накануне петербургской премьеры "Тристана и Изольды" с художником БИЛЛОМ ВИОЛОЙ встретилась ОЛЬГА Ъ-КОМОК.

Открыть фотогалерею из 5 фото

— Премьера "Тристана и Изольды" с вашим участием состоялась в Лос-Анджелесе в 2004 году. Оркестром тогда дирижировал Эсса Пекка Салонен. После этого вы несколько раз — в Париже и Роттердаме — сотрудничали в "Тристане и Изольде" с худруком Мариинского театра Валерием Гергиевым. Можете сравнить дирижера-отца этой постановки и дирижера-отчима?
— Оба — феноменальные личности. И для меня большая честь, что я смог поработать и с Салоненом, и с Гергиевым. Но разница в их работе большая. Маэстро Салонен аккумулирует свое видение партитуры Вагнера глубоко внутри, это интеллектуальная работа. Но потом в спектакле он выходит за рамки собственных представлений об этой музыке. Маэстро Гергиев не таков. В калифорнийской терминологии он — серфер. Он ловит волну, и каждый новый день — другую. Например, на втором спектакле "Тристана и Изольды" в Роттердаме (в 2007 году.— "Ъ") он взял удивительно медленные темпы, и у нас — даже с нашими возможностями live electronics — не хватило ресурсов, чтобы заполнить экран необходимым видеорядом. Экран просто гас, а потом загорался вновь.

— Что для вас явилось первоначальным толчком в работе над "Тристаном и Изольдой" — музыка или либретто?
— Первым делом мы с Кирой Перов, моей женой и продюсером, несколько раз послушали оперу в разных исполнениях. И странное дело: я с раннего детства привык видеть образы, они проходят перед моим мысленным взором всегда, даже когда, как здесь, в отеле, в окне видны только крыши или если задернуть шторы. Но когда мы слушали Вагнера, в моей голове образовался вакуум, я не видел ничего. И только когда взялся за либретто, точнее, за саму легенду, источник которой еще глубже, чем средневековый текст, легший в основу вагнеровского либретто, образы пришли ко мне. Я связал опус Вагнера с близкими мне буддистскими традициями и полагаю, что сам Вагнер был с ними знаком, возможно, через писания Шопенгауэра. В первом акте я стремился символически отразить тему очищения, акт подготовки к переходу во внематериальный мир. Второй акт — это пробуждение "тела света", тантрическая концепция, согласно которой только в полной тьме пробуждается истинное средоточие духа, внутренний свет. Весь третий акт — это агония Тристана, которую Вагнер выписал с поразительной, физиологической точностью. Я пытался отразить здесь этот процесс расщепления личности, ее видения, галлюцинации и последний прорыв в мир небытия.

— Фрагменты "тристановского проекта" прямо сейчас одновременно с премьерой в Петербурге выставлены в Австралии в церкви в Редферне. Как так вышло?
— Часть образов, вошедших в видеоряд к "Тристану и Изольде", родилась у меня лет за пять до начала работы над этим проектом. Например, сцена вознесения Тристана. Я снял бы ее в любом случае, необязательно для этой оперы. И мне кажется вполне естественным демонстрировать эту сцену в музеях и галереях в отрыве от всего проекта. И даже без музыки Вагнера, только с природными шумами.

— Вы чувствуете себя готовым приняться за еще один столь же масштабный проект, может быть, еще какую-нибудь оперу?
— Работа над "Тристаном и Изольдой" полностью заняла меня года на два. Я чувствовал себя марафонцем, тем более что тема оперы — всеобъемлющая любовь, которая выше самой жизни,— требовала от меня особого масштаба и особой ответственности. Теперь же я занят совсем маленькими вещами, которые умещаются на экране компьютера. Вместе с одной калифорнийской компанией мы делаем эдакую "компьютерную игру наоборот". В ней надо не торопиться к победе, а, напротив, останавливаться. И если остановить курсор и подождать хорошенько, в черно-белом, в духе старых открыток пейзаже проступают цветные образы метафизического мира. А еще я занят видеоинсталляциями, которые мне заказал собор Святого Павла в Лондоне. Обычно я не соглашаюсь работать на заданную тему, что мне в голову придет, то заказчики и принимают с благодарностью. Но в данном случае темы пришлись мне по душе: в инсталляции, посвященной Деве Марии, я трактую тему женского божества, которое есть во всех культурах. А в видео, посвященном мученикам, исследую природу терроризма и сам для себя отвечаю на вопрос, за что можно отдать жизнь. Если все пойдет как надо, в 2009 году обе инсталляции будут готовы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Июл 11, 2008 10:15 am    Заголовок сообщения: Технологии любви ("Тристан и Изольда" Вагнера) Ответить с цитатой

13.06.2008


Технологии любви
Лейла Гучмазова


Мариинский - единственный театр в стране, в котором одновременно идут разные редакции произведений. Теперь в этот список включена опера "Тристан и Изольда" Вагнера, которая станет особым событием фестиваля "Звезды белых ночей"

Видеодизайн Билла Виолы в "Тристане и Изольде" представляет человеческий характер как стихию

Человек бури и натиска, худрук Мариинского театра Валерий Гергиев издавна неравнодушен к формату концертного исполнения оперы: он удобен, компактен, не требует перевозки тонн декораций и позволяет быть мобильным, не ограничивая афишу. Учитывая гергиевский гастрольный режим, склонность понятна. Но это только формальное оправдание пристрастия худрука к "опере без прикрас". По сути, здесь выражается его дирижерское право подчеркивать главенство музыкальной партитуры над режиссерским решением спектакля, его любовь к диктатуре музыки. Потому регулярное концертное исполнение опер, автономно или параллельно с полнокровным сценическим, в Мариинском дело будничное. А пополнение их количества - рабочая норма.

Однако даже в этом контексте "Тристан и Изольда" - событие исключительное. Пять часов зрелища представляют собой новое слово не только в рамках жанра. Над концепцией нового "Тристана..." два года работал живой классик видеоарта американский художник Билл Виола.

Билл Виола не претендовал на создание конгениального партитуре видеодизайна. Мало того, он не скрывал своего прохладного отношения к классической опере. А уж после многих часов слушания Вагнера он просто запаниковал, поняв, что создать соизмеримую с музыкой видеопартитуру не удастся. Спасательным кругом стала для него средневековая легенда, на которой строится либретто оперы. Параллельная музыке реальность стала обретать очертания: "Для меня два основных элемента в человеке - это известное и неизвестное, познанное и непознанное. Если нет этого второго элемента - непознанного, то нет любви. То же самое и в искусстве. Почему так велик Вагнер и его "Тристан и Изольда"? Потому что мы с самого начала и до последней секунды, когда разрешается сюжетный клубок, чувствуем недосказанность".



...Храбрый воин Тристан везет на корабле прекрасную Изольду, невесту его дяди, и по случайности вместе с ней выпивает любовное зелье. Молодые люди влюбляются друг в друга, тайно встречаются, а когда Тристана ранят вассалы ревнивого мужа и он умирает от ран, медленно истаивает и Изольда. Сюжет мог бы выглядеть мелодрамой, если бы не множество загадок оперы. Со дня премьеры публика недоумевает: отчего два любящих человека на тайном свидании бесконечно долго обмениваются монологами на экзистенциальные темы? Отчего Вагнер не принимает в расчет технические сложности исполнения - в первом акте Изольда поет почти полтора часа? Отчего он напрочь игнорирует всякую динамику сюжета? К слову, Гергиеву явно импонирует это легкое презрение Вагнера к зрелищности спектакля. А для постановщиков "Тристан..." - всегда сверхзадача, и справиться с ней в лучшей или худшей степени удается единицам. Мариинскому тут есть чем гордиться, версия Дмитрия Чернякова во всем мире признана удачной, увидеть характеры в музыке ему удалось. Но тема не закрылась. Собственно, желание скрестить вагнеровский космизм с передовыми технологиями появилось давно, самые вдумчивые зрители ощущали искусственную привязанность "Тристана..." к традиционной театральной схеме. Потому версия Билла Виолы появилась на подготовленной почве. Параллельная музыке партитура из света, цвета, видео, не отягощенная театральной и кинематографической изобразительностью, оказалась как минимум уместной и любопытной. Зрелищность оперы приобрела другую форму.

Новую версию мариинского "Тристана..." уже видели и слышали меломаны Парижа, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка и Роттердама. В Концертном зале Мариинского театра ее исполнят дважды - 19 и 22 июня - с Гергиевым за пультом, в исполнении оркестра Мариинского и замечательной команды солистов во главе с двумя Изольдами - Ларисой Гоголевской и Ольгой Сергеевой. Вместе с ними поют Геннадий Беззубенков, Рене Папе и Гари Леман, солист Оперы Лос-Анджелеса, исполнивший Тристана в постановке "Метрополитен".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Июл 11, 2008 10:28 am    Заголовок сообщения: РГ: Любимый Дютийе Франции Ответить с цитатой

"Российская газета" - Центральный выпуск №4696 от 1 июля 2008 г.
Любимый Дютийе Франции
Патриарх французской музыки присутствовал при исполнении своих сочинений в Петербурге
Ирина Муравьева
92-летний французский композитор, олицетворяющий сегодня живую историю музыки и модернизма ХХ века, Анри Дютийе был гостем фестиваля "Звезды белых ночей".


Анри Дютийе, Лернидас Кавакос и Валерий Гергиев - настоящие звезды "Белых ночей". Фото: Bertrand Dermoncourt

В рамках мини-фестиваля музыки Франции маэстро Валерий Гергиев представил в Концертном зале Мариинки целый блок сочинений Дютийе: оркестровые опусы - Тембры, пространство, движение, Мистерия момента, Метаболы, Концерт для скрипки "Древо снов" (солист - Леонидас Кавакос), Концерт для виолончели "Целый мир вдали..." (солист - Ксавье Филипс), вокальный цикл Correspondances (солистка - Анастасия Калагина). Знаменитый француз, который начинал творить при жизни Равеля и в поисках собственного стиля гибко прошедший сквозь острые модернистские эксперименты, в результате оказался творцом каллиграфического "неоромантического" манускрипта ХХ века. Музыканты, исполнявшие его произведения, называют его гениальным. Для "Российской газеты" Анри Дютийе дал эксклюзивное интервью.

Российская газета: Месье Дютийе, вы решились прилететь и лично присутствовать при исполнении ваших сочинений в Петербурге. Как возникла эта программа авторского концерта на "Белых ночах"?

Анри Дютийе: Это уже не первый мой концерт в России. Как вы заметили, я не совсем молодой композитор - меня даже перемещают на тележке. (Смеется.) Я бывал здесь еще во времена Советского Союза, в 70-е годы, на фестивалях французской музыки. Правда, авторских программ у меня здесь не было: я приезжал в Москву и Ленинград с группой французских композиторов, которых наверняка хорошо знают в вашей стране. Дариус Мийо, Андре Жоливе, Оливье Мессиан, Мариюс Констан. Как-то приезжал и Пьер Булез, положение которого было несколько иным: в Советском Союзе радикальный авангард, который представлял Булез, был не в чести. Когда моя жена - пианистка - захотела исполнить на фестивале в Москве Сонату Булеза, ей удалось сыграть только половину сочинения (вторую часть сочли непригодной). Больше всего в тех поездках меня привлекала возможность познакомиться с советскими музыкантами. Я даже встречался с Шостаковичем. К сожалению, мы мало поговорили.

РГ: Известно, что у вас сложились прочные контакты с Мстиславом Ростроповичем, с Эдисоном Денисовым.

Дютийе: Да, и именно Денисов познакомил меня со своими друзьями - "нелегальными" композиторами: Софией Губайдулиной, Альфредом Шнитке, Борисом Тищенко. В Союзе авангард развивался под влиянием нововенской школы, я же к тому времени ощущал себя уже независимым от любых доктрин. С Эди мы общались многие годы: в свое время я помог ему приехать в Париж и организовал концерт его произведений на французском радио. Он часто советовался со мной: как в вокальных партиях лучше положить на музыку то или иное французское слово, правильно произнести ту или иную гласную, но сам настолько замечательно знал французский язык и литературу, что ничего не надо было подсказывать. У меня дома хранятся сотни его писем, адресованных мне. Конечно, целой эпохой для меня была дружба со Славой Ростроповичем. Мы познакомились в 1961 году в Париже на одном из концертов. В тот вечер с Ростроповичем был Игорь Маркевич - дирижер, впервые исполнивший мою Симфонию N1 в СССР. Кажется, он и подсказал Славе идею заказать мне Виолончельный концерт. Концерт с цитатами из "Цветов зла" Бодлера был написан в 1970 году для фестиваля в Экс-ан-Провансе и впервые исполнен с дирижером Сержем Бордо. Но это было время, когда у Славы начались в Союзе проблемы с авторитарным режимом. Когда в 1971 году он должен был играть этот концерт с оркестром Бостона, он не смог получить визу.

РГ: А как возникла идея переложить на музыку Письмо Александра Солженицына к Ростроповичу и Галине Вишневской, которое впервые сейчас прозвучало в России?

Дютийе: Это письмо Солженицына от 9 февраля 1984 года, которое опубликовано в книге Галины Вишневской "Галина", - благодарность великого человека, полная любви и признательности семье, дому, в котором он много создал, живя здесь в тяжелые годы после лагерей. Я переложил письмо на музыку: когда вы слышите, как вступает аккордеон - это воспоминания Солженицына о лагерной жизни, а когда солируют виолончели оркестра - это воспоминания Ростроповича. Письмо вошло в вокальный цикл Correspondances ("Переписка"), где есть еще письмо Винсента Ван Гога брату Тео Ван Гогу, письмо индусского философа и письмо Райнера Марии Рильке. Все они обращены к высшему, к чувству божественного. Я просто счастлив, что это сочинение прозвучало в России, и жалею только, что Галина Вишневская по болезни не смогла приехать на этот концерт. Мне хотелось получить ее разрешение, благословение, что ли, ведь письмо к ней и Ростроповичу - в центре этого цикла.

РГ: А титульное посвящение вы не планировали?

Дютийе: Нет, потому что в Cоrrespondances разные письма. Но личность Вишневской для меня поразительна - с первого момента, как я с ней познакомился в 1961году в Париже. Она была тогда в зените славы, пела в Опера Гарнье Татьяну в "Евгении Онегине" - великолепная, изумительная, в полном смысле - дива пения. Я как раз начал в тот момент писать Концерт для Ростроповича и много думал об этой семье. Помню, как они все пришли ко мне домой: Слава, Галя и обе их девочки - совсем еще крошки. Все - невероятно музыкальные. Слава играл на фортепиано Чайковского, аккомпанировал. Для меня то время - отдельная эпоха жизни. Я больше тридцати лет не был в России, даже не знаю, почему. Ведь я много путешествую и сегодня являюсь самым экспортируемым композитором Франции - из ныне живущих, конечно. (Смеется). Но то, что маэстро Гергиев устроит мне такой праздник - исполнит в Петербурге 6 моих сочинений! - никак не ожидал. Я знаю о его невероятном таланте, однако в столь короткие сроки так подготовить программу и найти таких талантливых исполнителей - это просто непостижимо!

РГ: Сегодня ваша музыка воспринимается как "экстракт" ХХ столетия. Что оставалось для вас константой в эпоху тотального музыкального эксперимента?

Дютийе: Если говорить о ХХ веке, то композитор, который действительно его представляет, - это Стравинский. И хотя он очень сильно повлиял на меня, я не рискну ставить себя в один ряд с таким гением. Возможно, я слишком самокритичен. Это хорошее качество, но в большой дозе оно разрушает нас. В молодости я ощущал свой талант, но долго находился под сильным влиянием Равеля и Дебюсси, потом - Альберта Русселя и Артюра Онеггера, Стравинского. Мне хотелось оторваться от них, найти свою собственную марку. Я пускался в поиски, эксперименты. Константой же было то, что я всегда ощущал себя французским композитором. Как Равель, Берлиоз, Габриэль Форе. Жаль только, что мне пришлось очень-очень долго искать свою марку. А надо было больше рисковать! Теперь мне ясно, что произведения, которые, как я чувствую, будут долго жить, именно те, где я рисковал больше всего. Все это напоминает мне знаменитую мысль Оскара Уайльда о том, что самое главное люди открывают для себя слишком поздно: то, что действительно имеет ценность в жизни, - это наши безумства, которые мы прожили и познали. Приблизительно то же говорил и Бодлер: опьяняйтесь, опьяняйтесь! Цветами, любовью, музыкой! И теперь я вам скажу: надо все время опьяняться жизнью! Потому что, когда вы начинаете чувствовать, как я сейчас, огромный груз лет, который уже отдаляет вас от жизни, вы вдруг понимаете, что надо было наслаждаться и опьяняться жизнью. Надо было спрашивать розы, море, волны, птичку, и они бы отвечали - и розы, и море, и птички: наслаждайтесь, опьяняйтесь, радуйтесь! Я жалею, что мало работал с поэзией Бодлера. Он очень современен и больше всех повлиял на поэзию ХХ века. Мне вообще надо было больше работать с современными поэтами. Например, с Рене Шаром, поэтом Сопротивления, который меня вдохновлял. С Робером Десносом, чьи стихи просто перевернули мою душу, потрясли. С Полем Элюаром. Все уже упущено. Но Бодлер мне кажется очень современным всегда. Он даже написал эссе "Художник современной жизни".

РГ: И ввел в искусство понятие современности - термин "модерн" (Modernite). Но вы в своем творчестве находите сочинение, которое выразило сущность современности?

Дютийе: ХХ век очень разнообразный, а вот в новом, ХХI веке, мне кажется, открытия будут связаны в основном с электронной музыкой. Первые опыты в этом направлении начинал еще Пьер Шеффер лет шестьдесят назад. Правда, меня никогда не искушали его эксперименты: я не был радикалом. Думаю, что французский музыкант моего поколения, чьи произведения будут звучать, - это Оливье Мессиан: он создал невероятное богатство для голоса, для инструментов, для театра. И что особенно важно: смог передать в музыке какое-то мистическое состояние радости, счастья. Это редко складывается. Я ведь не случайно затронул имя поэта Сопротивления. Трагизм того времени нас сейчас потрясает. Я написал сочинение по "Дневникам Анны Франк" для молодой исполнительницы из Амстердама. Весь ХХ век в мире происходили ужасные события, и радость нам очень трудно передать. Среди классиков, пожалуй, радость мог передать только Бах. В ХIХ веке - Бетховен. В ХХ - Мессиан.

РГ: Какую заповедь вы передали бы своим последователям?

Дютийе: Рискуйте. Не будьте скромниками. И еще раз скажу: единственное, о чем не приходится сожалеть в старости, - это безумство.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Июл 11, 2008 10:56 am    Заголовок сообщения: Белое золото белых ночей :) Ответить с цитатой

Журнал «Weekend» № 26(72) от 11.07.2008
Белое золото белых ночей
// Новые ювелирные коллекции Montblanc

представляет Екатерина Истомина
Марка Montblanc, 11 лет назад ворвавшаяся на часовой рынок и за это время сделавшая немало решительных шагов, закономерно обратила свой взор на сектор драгоценностей. Три года назад в Montblanc стали выпускать драгоценности — сначала было аккуратное и неприметное аксессуарное серебро, а потом появились весьма осторожные вещи из белого золота с полудрагоценными камнями. И вот, наконец, год назад пробил час haute joaillerie, или, если выразиться на родном языке Montblanc, der hohe Schmuck, "высоких драгоценностей". В 2007 году на стенде Montblanc на женевском салоне SIHH был представлен увесистый белый бриллиант, ограненный в форме восьмиконечной звезды — символа марки "снежной шапки Монблана". Именно этот бриллиант в экстравагантной огранке озарил путь Montblanc в мир высокого ювелирного искусства, в мир сложный и старый, в мир, где все игроки расставлены по своим углам, а правила игры не меняются десятилетиями.

Сегодня Montblanc имеет уже несколько линий der hohe Schmuck. Эти украшения по-прежнему очень осторожны в дизайне, они сделаны только из белого золота и белых бриллиантов — в марке, судя по всему, пока не рискуют выступать "в цвете". Сюжеты украшений более чем традиционны — кутюр, цветы, а также классические парадные вещи.

Открыть галерею из 7 фото

На прошлой неделе новоиспеченные драгоценности были "выведены в свет". Презентация состоялась в рамках XVI международного фестиваля искусств "Звезды белых ночей" в Санкт-Петербурге, чьим партнером является Montblanc. Сам маэстро Валерий Гергиев, художественный руководитель фестиваля, смог краем глаза взглянуть на многоярусное бриллиантовое колье Montblanc. Эта мощная ювелирная новинка была вынесена на сцену Концертного зала Мариинского театра молодой солисткой Мариинки Анастасией Калагиной (звонкое сопрано), которая, как и маэстро Гергиев, приняла участие в специальном вечере французской музыки. Колье, состоящее из нескольких бриллиантовых рядов и украшенное убедительной подвеской с фирменным бриллиантом огранки montblanc, покоилось на вздымающейся от волнения и арии зоне декольте госпожи Калагиной.

"Ювелирный" вечер был посвящен творчеству 91-летнего Анри Дютийе, композитора импрессионистического толка, одного из соратников Клода Дебюсси. Колье Montblanc легко и уверенно светило всеми своими бриллиантами до 17-го ряда партера, поэтому его смог наблюдать и сам 91-летний месье Дютийе, расположившийся в первом ряду. Стоит отметить, что в стилистическом музыкальном плане этому величественному колье Montblanc подошел бы скорее жесткий Вагнер, нежели рассыпающийся на штрихи и нюансы узор музыки Дютийе. Колье выполнено в единственном экземпляре, его можно по желанию укомплектовать серьгами с белыми бриллиантами огранки montblanc. Так, вниманию заинтересованных лиц будут предложены серьги-пусеты, а также длинные серьги-гирлянды.

Днем раньше компания Montblanc провела гала-ужин в Тронном зале дворца Петергофа. Все подобающие истинно русскому гала-вечеру элементы, как то цельная стерлядь, водка, морс, икра, грибки соленые, ростбиф окровавленный, грибной жюльен, черный чай с коньяком и с лимоном и буйный оркестр, сопровождали это вечернее мероприятие. Окончательно добавил вечеру шика парад профессиональных красавиц, которые были одеты в платья от Сергея Терехова и в драгоценности Montblanc. Вооружившись золотым лорнетом, мы смогли рассмотреть украшения досконально.

Итак, наибольший интерес представляет действительно отменное и почти невероятное колье, которое скорее можно было приписать опытным и почтенным ювелирам из Boucheron, нежели неофитам из Montblanc. Колье устроено невероятно хитро. Это "ошейник", к которому прикреплены два подвижных, тонких и очень длинных "шарфа", украшенные внизу "кисточками". Фокус заключается в том, что "шарфы" и "ошейник" не сотканы из золотых нитей, а собраны из крохотных белых бриллиантов в огранке бриолет; по нашим данным, бриллиантов в этом колье никак не меньше 500 штук. Оба "шарфа" отстегиваются от "ошейника", который в таком виде может существовать и как маленькое колье для раута. "Кисточки" тоже бриллиантовые; к "ошейнику" прикреплена подвеска с бриллиантом огранки montblanc. Это вещь неожиданная и красивая, столь редкий кутюр в духе ар-деко, и в самой компании о ценности этого предмета, конечно, догадываются. Недаром именно это колье стало центральным украшением стенда Montblanc на женевском SIHH в апреле этого года.

Разумеется, цветочная тема, всегда характерная для сегмента haute joallerie, также нашла свою версию в руках ювелиров Montblanc. Однако с цветами справиться на пятерку все же не удалось. Флагманское цветочное колье представляет собой небольшой венок, украшенный бантом — белое золото, белые бриллианты. Довольно скучное колье носится почти под горло. Как и к любому из упомянутых нами больших колье Montblanc, к данному цветочному можно подобрать простые, но сытные бриллиантовые серьги — пусеты или гирлянды.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Июл 20, 2008 10:36 pm    Заголовок сообщения: ТВ "Культура" с 23 по 25 июля 2008 Ответить с цитатой

Дневник XVI Международного фестиваля искусств "Звезды белых ночей". В эфире ТВ "Культура" с 23 по 25 июля 2008 года.
Среда, 23, 18:00-18:40. Часть 1-я
Четверг, 24, 18:00-18:40. Часть 2-я
Пятница, 25, 18:00-18:45. Часть 3-я.


Последний раз редактировалось: babai (Вс Июл 20, 2008 10:46 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Июл 20, 2008 10:40 pm    Заголовок сообщения: Фестиваль "Звезды Белых ночей" - 2008. ТВ "К Ответить с цитатой

Дневник XVI Международного фестиваля искусств "Звезды белых ночей". В эфире ТВ "Культура" с 23 по 25 июля 2008 года.

XVI Международный музыкальный фестиваль "Звезды белых ночей" проходил в Мариинском театре (10.05 - 27.07).

Часть 1-я.
Маэстро Гергиев решил открыть фестиваль оперой Николая Римского-Корсакова "Псковитянка". А на сцене Концертного зала Мариинского театра, прозвучала еще одна опера композитора "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". В главной партии заслуженная артистка России Марина Шагуч, за дирижерским пультом народный артист России Борис Грузин.

Лучший камерный ансамбль "Солисты Москвы" впервые выступил на сцене Концертного зала Мариинского театра. За дирижерским пультом художественный руководитель коллектива Юрий Башмет, а в его руках альт, мастера миланской школы 1758 года. В программе произведения Эдварда Грига, Иоганнеса Брамса. Возможность побывать на балу вместе с Золушкой XXI века хореографа Алексея Ратманского, это ощущение особого праздничного настроения. В главных партиях - Екатерина Осмолкина и Игорь Колб.

Примадонна оперной сцены Ольга Бородина в Гала-концерте, где в каждом из трех отделений зрители наслаждались актерским мастерством перевоплощения героини. Это и сцена Любаши и Бомелия из оперы "Царская невеста" Н.А. Римского-Корсакова, Самсона и Далилы из 2-го действия одноименной оперы Камиля Сен-Санса и сцена Кармен и Хозе из 4-го действия оперы "Кармен" Жоржа Бизе.

Почетное право первыми среди приглашенных квартетов с момента открытия выступить на сцене Концертного зала Мариинского театра маэстро Гергиев предоставил Иерусалим-Квартету, эксклюзивным исполнителям студии "Гармония Мунди". На фестивале "Звезды белых ночей" в исполнении музыкантов прозвучала музыка Йозефа Гайдна, Александра Бородина, Мориса Равеля.

Гала-концерт звезд балета XXI века, посвящен выдающимся балеринам Мариинского театра. Сегодня новое поколение звезд говорит им слова благодарности выступлением на сцене Дома Петипа - Ульяна Лопаткина, Виктория Терёшкина, Екатерина Осмолкина, Алина Сомова, Анастасия Колегова, Яна Селина и плеяда блистательных танцоров - Леонид Сарафанов, Евгений Иванченко, Михаил Лобухин, Андрей Иванов. В программе - интервью с маэстро Гергиевым и участниками фестиваля.

Часть 2-я.
Участники: Ульяна Лопаткина, Алексей Володин, Роландо Виллазон, Рамон Варгос. Звучит музыка Яна Сибелиуса, Мориса Равеля, Анри Дютийе, Джакомо Пуччини, Джузеппе Россини, Рихарда Вагнера. В программе - интервью с художественным руководителем фестиваля Валерием Гергиевым и исполнителями.

Часть 3-я.
Третья программа завершает рассказ о приезде мировых музыкальных звезд на фестиваль. В ней участвуют: Дмитрий Хворостовский и Илья Ивари, Леонидас Кавакос, Джанандреа Нозеда, Брин Терфель, Максим Венгеров (в качестве дирижера). Звучит музыка: Анри Дютийе, Рихарда Вагнера, Яна Сибелиуса, Сергея Рахманинова, Петра Чайковского, Николая Метнера, Джузеппе Верди, Александра Бородина, Иоханнеса Брамса. В программе - интервью с участниками фестиваля и маэстро Гергиевым.

XVI Международный фестиваль искусств «Звезды белых ночей»
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Июл 24, 2008 10:43 pm    Заголовок сообщения: "Король Рогер" K. Шимановского Ответить с цитатой

24.07.2008
Марина Гайкович
Трудно быть с богом
Опера Шимановского "Король Рогер" в Мариинском театре


На премьере в Мариинском.
Фото Натальи Разиной


На фестивале «Звезды белых ночей» показали российскую премьеру оперы Кароля Шимановского «Король Рогер». Валерий Гергиев взялся привить публике интерес к новым названиям. Публика это начинание поддерживает нехотя – аншлага не было.

«Король Рогер» – совместная постановка с Вроцлавским театром, ее авторы – режиссер Мариуш Трелинский и художник Борис Кудличка, и в августе ее увидят на Эдинбургском фестивале, где маэстро Гергиев представит свое последнее увлечение – «Очарованный странник» Щедрина (в рамках «Белых ночей» пройдет премьера сценической его версии).

Сочинения Шимановского выдержано в символистском ключе – автор, совершивший путешествие по Европе, был впечатлен услышанным («Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси) и увиденным (Италия и Сицилия). По возвращении в Польшу Шимановский приступает к работе над оперой «Король Рогер» на основе романа своего современника Ярослава Ивашкевича. Главный герой – реальный исторический персонаж, правивший Сицилией в Средние века. Сюжет, причудливым образом переплетающий мотивы религиозные, мистические и любовные (заметим, что «Огненный ангел» Прокофьева создавался примерно в одно время с сочинением Шимановского), сводится к следующему: в королевстве Рогера появляется Пастух, агитирующий народ к принятию дионисийского культа. Король отдает лжепророка под суд, но Пастуху удается-таки соблазнить благами чувственных наслаждений, диктуемых служением Дионису, и народ, и даже королеву Роксану. Не в силах вынести разлуки с супругой, Рогер склоняется перед Пастухом и приносит в жертву Солнцу свое сердце.

Удивительно, но опера композитора соцлагеря так и не была поставлена в Советском Союзе, зато шла на подмостках европейских и американских театров. Сюжет создавал благоприятную почву для интерпретаций: в спектаклях представляли мотивы всколыхнувших Европу молодежных бунтов 1968 года, а в Америке иллюстрировали историю секты «Народный храм», чьи члены совершили массовое убийство в конце 70-х.

Мариуш Трелинский, на первый взгляд, менее радикален. В современной церкви Пастух, облаченный в белые одежды, выделяющиеся на общем темном фоне, устраивает почти гипнотический сеанс: от его сладких речей паства впадает в магический транс. Во втором действии, происходящем в обставленной со вкусом гостиной со стеклянными панорамными окнами и выходом в сад, в эротический экстаз впадает сначала Роксана, а затем и все присутствующие: пластическая группа устраивает шабаш с раздеванием и разрыванием одежды в клочья. Пастух же, овладевший ситуацией, чувствует себя как дома, удобно устроившись на диване Рогера. Все самое интересное происходит в третьем действии, здесь Мариуш Трелинский радикален как никто другой. Король, отправившийся за Роксаной, оказывается на больничной койке. Все дальнейшее разворачивается как бред потерявшего рассудок умирающего Рогера. А арию Солнцу поет уже его душа – тело короля на кровати покрывают простыней. Впрочем, возможно, Король «выключается» еще раньше, когда на установленном экране появляется лишь мерцание черных точек, а отход в мир иной олицетворяет световое шоу. А может, и еще раньше: по словам режиссера, третье действие происходит в патологоанатомическом отделении больницы. В этом случае режиссер берет на себя нравоучительную функцию, если не более того: изменившие христианской вере, все последователи Диониса покараны.

Музыка Шимановского чарует не меньше, чем речи Пастуха. Российский состав – Эдем Умеров (Рогер), Сергей Скороходов (Пастух), Ирина Васильева (Роксана), Василий Горшков (Эдриси) – со сложной партитурой справляется, хотя и без должной свободы: через несколько спектаклей они ее добьются, а тогда и зрители погрузятся в магический транс.

Опубликовано в Независимой Газете от 24.07.2008
Оригинал: http://www.ng.ru/culture/2008-07-24/8_opera.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Авг 07, 2008 12:25 am    Заголовок сообщения: Братья Карамазовы Ответить с цитатой

Братья Карамазовы

опера-мистерия в 2-х частях по роману Федора Достоевского
Музыка: Александр Смелков
Либретто: Юрий Димитрин

23 июля:
Елена Небера
Август Амонов
Николай Гассиев
Алексей Марков
Владимир Мороз
Геннадий Беззубенков
Михаил Кит

24 июля:
Екатерина Соловьева
Наталья Евстафьева
Олег Балашов
Василий Горшков
Андрей Зорин
Владислав Сулимский
Алексей Марков

Дирижер: Валерий Гергиев
Музыкальный руководитель: Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик: Василий Бархатов
Художник-постановщик: Зиновий Марголин
Художник по костюмам: Мария Данилова
Художник по свету: Дамир Исмагилов
Главный хормейстер: Андрей Петренко
Ответственные концертмейстеры: Ирина Соболева, Ирина Трутко



23 и 24 июля Мариинский театр представляет мировую премьеру оперы петербургского композитора Александра Смелкова "Братья Карамазовы" по одноименному роману Ф.М. Достоевского. Автор либретто Юрий Димитрин уместил в 25 сценах двухактной оперы практически все основные сюжетные коллизии романа.
За последние несколько десятилетий опера Александра Смелкова - первая премьера современного, ныне живущего композитора в Мариинском театре, которая обещает стать выдающимся событием в культурной жизни России. Экспрессивная, яркая музыка Александра Смелкова несет в себе отголоски многих жанров (от бытового романса до церковного пения), стилистических веяний (от Мусоргского и Чайковского до Шостаковича), оставаясь при этом цельным авторским творением, выражающим стремление к поиску истины человеческого существования в плену страстей и пороков.

Подробнее о "Братьях Карамазовых" - см. здесь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Авг 07, 2008 12:30 am    Заголовок сообщения: Очарованный странник Ответить с цитатой

Очарованный странник
опера для трех солистов, хора и оркестра (2002)
Музыка: Родион Щедрин
Постановка: Алексей Степанюк (2008)


Либретто Родиона Щедрина по повести Николая Лескова "Очарованный странник"

Музыкальный руководитель: Валерий Гергиев
Редакция для сценического исполнения: Алексей Степанюк
Режиссер-постановщик: Алексей Степанюк
Художник-постановщик: Александр Орлов
Художник по костюмам: Ирина Чередникова
Художник по свету: Евгений Ганзбург
Ответственный концертмейстер: Наталия Домская
Главный хормейстер: Андрей Петренко

KРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРЫ

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Иван Северьянович Флягин, послушник Валаамского монастыря, вспоминает о своей жизни. В отрочестве он однажды "смеха ради" ударом кнута нечаянно убил монаха. Монах явился ему в видении, укоряя за то, что Иван лишил его жизни без покаяния. Он же рассказал Ивану Северьянычу, что тот – "обещанный" Богу сын, и дал "знамение", что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, пока не придет ему настоящая "погибель" и пойдет он во исполнение материнского "обещания" в монастырь на Валаам остров. Хоть и не поверил Иван Северьянович, а сбылось пророчество монаха. Странствуя, попал Иван в плен к татарам и прожил с ними в самых Рынь-песках десять лет. Бежал от татар, повстречал пастухов на пути из плена, а возвратившись в родные места, поступил на службу к князю, который оценил его умение хорошо разбираться в лошадях. Однако после трех лет усердной службы Ивана Северьяновича начали одолевать запои. В одном из трактиров Флягин познакомился со спившимся барином, обладавшим даром гипноза. В ту же ночь в другом трактире Иван Северьяныч растратил все деньги, оставленные ему князем, на прекрасную певунью цыганку Грушеньку.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Когда князь потребовал от Ивана Северьяновича пять тысяч рублей, что были доверены ему, Флягин, повинившись, рассказал о прекрасной цыганке. Влюбившись в Грушу, князь отдал табору огромный выкуп в полсотни тысяч рублей золотом и забрал ее к себе в дом. Но князь – человек переменчивый, и Груша ему быстро наскучила. Во время поездки в город Иван Северьянович узнал, что его хозяин собирается жениться на богатой дворянке, а вернувшись домой, он не застал цыганку: князь тайно отвез ее в лес на болото. Однако Груша сбежала из заточения, встретилась с Флягиным и, взяв с него страшную клятву, просила убить ее, поскольку иначе она сама убьет неверного князя и его молодую невесту. Иван Северьянович, исполняя Грушину просьбу, скинул ее с крутизны в реку. В видениях Флягин слышит голоса убиенных им монаха и цыганки Груши.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Авг 07, 2008 12:38 am    Заголовок сообщения: «Странник» дошел до театральной сцены Ответить с цитатой

Мариинский театр подготовил сценическую версию оперы Родиона Щедрина

Спустя год после российской премьеры оперы «Очарованный странник» Родиона Щедрина Мариинский театр подготовил премьеру сценической версии этого произведения. Премьера состоится завтра. Режиссер-постановщик спектакля - Алексей Степанюк, сценограф - Александр Орлов, музыкальный руководитель и дирижер - Валерий Гергиев.

"Очарованный странник" - четвертая опера Родиона Щедрина. Написанная по мотивам одноименной повести Николая Лескова и созданная по заказу Нью-Йоркского филармонического оркестра в 2002 году, опера впервые была исполнена под руководством художественного руководителя оркестра - дирижера Лорина Маазеля 19 декабря 2002 года на юбилейном вечере композитора в концертном зале Avery Fisher Hall.

«Лесков - один из моих любимых писателей в русской литературе», - говорит Щедрин. В 1988 году композитор написал хоровые строфы по повести Лескова «Запечатленный ангел». В «Очарованном страннике» история монастырского послушника Ивана Северьяновича Флягина рассматривается как своего рода былина и как авантюрный роман (подзаголовок повести в первом издании - "Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения" - напоминает заглавия произведений этого жанра). Натура Ивана Северьяновича крайне противоречива: глубокая вера и искренность сострадания соединяются в нем с изощренной жестокостью, добросовестность и исполнительность - с беспечностью и бесшабашностью. Наделенный многочисленными талантами, в своей жизни он руководствуется исключительно собственным наитием, умея приспособиться к любой жизненной ситуации, посылаемой ему судьбой. Мир проносится перед Флягиным, как череда пестрых картин, на которые он взирает с отстраненностью.

Жанр «Очарованного странника» Родион Щедрин определил как «опера для концертной сцены», придав тем самым этому произведению схожесть с ораторией. Ораториальное начало выражается и в самом изложении сюжета: солисты одновременно являются и рассказчиками, и главными действующими лицами, огромную роль играет хор.


27.07.2008 / АРКАДИЙ КЛЫКОВ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Авг 07, 2008 12:43 am    Заголовок сообщения: Ъ, № 122(3939) от 16.07.2008 Ответить с цитатой

"Странник" пойдет по миру
// Опера Родиона Щедрина на "Звездах белых ночей"

Газета «Коммерсантъ» № 122(3939) от 16.07.2008
Фестиваль классика

"Очарованный странник" возвратился в Санкт-Петербург — четвертая опера Родиона Щедрина вновь прозвучала в концертном исполнении на фестивале "Звезды белых ночей". Первоначально обещалась сценическая версия произведения, но по техническим причинам премьера Алексея Степанюка и Александра Орлова перенеслась на будущую неделю. В необходимости театрального воплощения "Очарованного странника" сомневается побывавший в концертном зале "Мариинский" ДМИТРИЙ Ъ-РЕНАНСКИЙ.

После того как на прошлогодних "Звездах белых ночей" Валерий Гергиев первым в России продирижировал четвертой оперной партитурой Родиона Щедрина, а потом еще и представил "Очарованного странника" московской публике, кажется, что это произведение было написано специально для мариинского маэстро. Однако "Странник" появился на свет по заказу дирижера Лорина Маазеля, которому в крайне сжатые сроки хотелось получить от Щедрина полтора часа русской клюквы: маэстро желал, чтоб церковные песнопения и знаменный распев и чтоб в сюжете — загадочная русская душа, цыгане да знакомые ему по "Князю Игорю" половцы. На половцев Щедрин не повелся, но предложил повесть Николая Лескова с участием татар, на которых господин Маазель сразу же согласился (они, видимо, знакомы ему по "Сказанию о невидимом граде Китеже" Римского-Корсакова). Заказ худрука нью-йоркской филармонии предопределил и формат "оперы для концертной сцены", в котором Щедрин писал своего "Странника",— никакого театрального измерения для лесковской оперы изначально не предполагалось. Но Валерий Гергиев твердо пообещал включить оперу в репертуар Мариинки как полноценный спектакль, да и сам композитор признавался, что верит в театральную судьбу своего сочинения.

При всей очевидной театральной смачности сюжета его музыкальная реализация близка скорее не к оперному, а ораториальному жанру: событийный ряд не представляется на театральный манер, а пересказывается. Эта структурная особенность отсылает "Странника" в те века, когда оперой еще и не пахло,— к средневековой мистерии и греческой трагедии. "Очарованный странник" Щедрина звучит двухчасовой вокально-симфонической медитацией, в которой три певца-солиста бессуетно пропускают через себя лесковскую фабулу. Этот ораториальный дзен композитор мастерски уравновешивает впрыскиваниями броской театральности, но их в "Страннике" ровно столько, сколько нужно для того, чтобы совсем уж не усыпить публику. Ей и вправду приходится несладко: трио певцов выполняет прежде всего функции рассказчиков, и уж потом только выступают от имени героев лесковской прозы, так что понять, где начинается роль и где заканчиваются авторские комментарии к ней, довольно проблематично.

Репетиционная муштра Валерия Гергиева бесследно улетучила магическую премьерную энергетику — остается только пожалеть, что специалисты британского лейбла LSO Live (издание "Очарованного странника" на компакт-диске планируется осуществить в ближайшее время мариинскими силами) записывали "Странника" в минувшее воскресенье, а не год назад. Но нет худа без добра: чудо в гергиевской интерпретации уступило место тщанию и отделке деталей — и неизвестно, что этому опусу Щедрина нужнее. Партитура звучит одновременно народно и авангардно, по-европейски строго и по-русски щемяще: из этих культурных нитей композитор соткал драгоценную музыкальную материю тончайшей выделки, дышащую и вибрирующую смыслами. Щедрин то и дело заставляет зал принимать собственные слуховые ощущения за галлюцинации — к "Страннику" извечная щедринская изобретательность оркестрового и хорового письма достигает предела человеческого восприятия. В одном тембровом миксте могут соединяться балалайки и скрипки, а клавесин сочетается эфирным браком с гуслями. Начало и конец оперы проступают из стереофонически-гулкого колокольного марева, но сориентироваться, находишься ты в православном соборе или в католическом храме, очень трудно. А когда к паре колокольных звонниц присоединяется карманный гамелан тамтамов, гонгов и еще Будда знает каких ударных, понять, на каком ты свете, становится и вовсе невозможно.

Архетипически русский сюжет Лескова становится для Щедрина лишь поводом для того, чтобы напомнить: все мы азиаты. Ну еще немного индоевропейцы. Несмотря на всю задушевность локального колорита, в "Очарованном страннике" отчетливо ощущается принадлежность к эпохе всеобщей глобализации. Именно это качество "Странника", делающее пригодным не только его импорт, но и экспорт, чутко уловил своим менеджерским нюхом Валерий Гергиев: 26 августа он сыграет его на Эдинбургском фестивале. В концертном, заметим, исполнении.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Авг 07, 2008 11:55 am    Заголовок сообщения: ИТОГИ.ru Ответить с цитатой

No. 32 (634)
4 августа 2008



Как день светлы
Лейла Гучмазова

Фестиваль искусств "Звезды белых ночей" подтвердил свои имперские амбиции

Сцена из «Псковитянки» Римского-Корсакова. Этой оперой открылся фестиваль «Звезды белых ночей»
(Фото: Наталья Разина/Мариинский театр)


Когда-то фестиваль "Звезды белых ночей" длился две недели, в 2000 году - месяц, а теперь - почти три. И это совсем не предел. У фестиваля, несомненно, громадная центростремительная сила, а центром его, без сомнения, является худрук Валерий Гергиев. Он притягивает лучших музыкантов, сообщает смотру неуемную энергию и бешеный темп и как будто транслирует на все происходящее идею открытости мира, в котором нет невозможных сюжетов и формальных границ. Если городские власти Петербурга всерьез говорят о концепции города-музея, то Мариинка со своими "Звездами белых ночей" может претендовать на статус национального достояния.

Почти девяносто дней нынешнего музыкального нон-стопа вместили в себя такое множество событий, что даже простое их перечисление внушает уважение. Фестиваль старается все охватить, все испробовать, все отметить. Много событий? Так ведь у "Звезд белых ночей" теперь две площадки - собственно Мариинский театр и свежеотстроенный Концертный зал на улице Декабристов, и это не считая мелких фестивальных вылазок, концертов в петербургских дворцах и open air. То ли еще будет, когда воплотится проект Культурного комплекса Мариинского театра.

На этот раз "оперой открытия" назначили "Псковитянку" - масштабную и проверенную усладу для любителей большого стиля, где все всерьез. Мариинский воспроизвел постановку 1952 года, подходящую под определение "сталинский ампир": судя по трепетно принявшему ее залу, интерес к этой разновидности жанра спустя полвека совпал со зрительской тягой к костюмной драме и всерьез рассказанным историям. У театра же был дополнительный интерес: новая "Псковитянка", премьера которой когда-то прошла именно в Мариинском театре, появилась в год 100-летия cо дня смерти Римского-Корсакова. А Ольга Бородина, год не выступавшая на родной сцене, в своем сольном концерте, приуроченном к 20-летию творческой деятельности, выступила и в своей коронной партии из Римского-Корсакова - Любаши в "Царской невесте". К приглашениям в Мариинку звезда мировой оперы относится совсем не так, как к прочим ангажементам: там примадонна выставляет условия, а в альма-матер летит при первой возможности. "Псковитянка" и еще несколько опер Римского-Корсакова, представленных на фестивале, составили своеобразную антологию для любителей изучения отечественной истории по опере. Однако помимо традиционных зрелищ на нынешнем фестивале было и несколько нестандартных проектов. Прежде всего - новые редакции все еще свежих мариинских блокбастеров. Например, "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" на фестивале шло не в знаменитой постановке Дмитрия Чернякова, а в концертном исполнении, позволившем, по словам дирижера спектакля Бориса Грузина, сконцентрироваться на музыкальной части оперы и найти в ней новые смыслы. Громким и неожиданным проектом фестиваля стало представление "Тристана и Изольды" Рихарда Вагнера с видеодизайном американского художника Билла Виолы, вдохновленным глыбами Вагнера на отражение стихий: за сидящими на сцене музыкантами били в обратном падении водопады, бушевал огонь, мерцали звезды.


Вдохновителем фестиваля был и остается дирижер Валерий Гергиев
(Фото: Александр Иванишин)


В мировом театре параллельный музыкальной партитуре видеоряд - нормальная и даже поднадоевшая практика; в России - диковинный опыт, в чистом виде представленный Мариинским. Строго говоря, это идеальный формат гергиевской оперы: маэстро склонен воспринимать певцов как музыкантов с собственным вокальным инструментом. Следовательно, они не должны мельтешить в лукавых актерских страстях, чтобы не отвлекать ни себя, ни зрителя от музыки. Особнячком стоит выделить нежно любимые зрителями фестивальные оперы-буфф. Получивший пару сезонов назад "Золотую маску" легкий шедевр Россини "Путешествие в Реймс" в исполнении солистов Академии молодых певцов показал завидные перспективы Мариинского в плане голосов. Премьерные "Испанский час" и "Джанни Скикки", которые театр рискнул исполнить по-русски, порадовали балансированием на грани оперы и оперетты: очень уж резвились в комедийном сюжете и салатно-малиновых декорациях актеры - как в детской комнате с игрушечной мебелью. На фестивале была, однако, и заявка на новое слово - "Братья Карамазовы" Александра Смелкова в постановке Василия Бархатова, о которой "Итоги" уже писали и которая еще не раз привлечет внимание меломанов.

Среди балетных событий глыбой высится гала-концерт памяти великих балерин Мариинского театра. На нем царила нынешняя ballerina assoluta Ульяна Лопаткина, исполнившая, кроме прочего, изысканную "Гибель розы" Ролана Пети на музыку Малера. Екатерина Осмолкина блеснула в заглавной партии "Золушки" Алексея Ратманского, и этой ролью заставила знатоков балета признать себя продолжательницей традиции ленинградской школы, традиции Ирины Колпаковой, Аллы Сизовой, Габриэлы Комлевой.Но, конечно, особый интерес и пристрастное внимание худрука "Звезд белых ночей" вызвала концертная программа. Главным событием Гергиев замыслил ретроспективу произведений современного французского композитора Анри Дютийе, приехавшего по такому случаю в Петербург и признавшего, что за два фестивальных дня оркестр Мариинки исполнил все его главные симфонические произведения, в том числе знаменитые "Метаболы" и "Тембры, пространства, движения".


Среди блиставших на фестивальной сцене — солисты Екатерина Губанова и Олег Балашов
(Фото: Наталья Разина/мариинский театр)


Ожидаемо присутствовал у "друга Валерия" Юрий Башмет с "Солистами Москвы", сыгравший отменного качества Брамса. Молодым задором и отзывчивостью подкупил "Иерусалим-квартет": несмотря на юный возраст, ребята уже пятнадцать лет играют вместе и уверены, что "квартет - это такой большой инструмент на шестнадцать струн". С той же непосредственностью они не сосредотачиваются на одной музыкальной эпохе, играя и классику, и романтику, и модерн. Сольными вечерами порадовали публику Дмитрий Хворостовский (он вызволил из забытья раритетный "Зимний вечер" Метнера), уникальное сопрано Мария Гулегина и знойный мексиканский мучачо Рамон Варгас с сильным неповоротливым голосом. Заводной бас-баритон Брин Терфель пел свой коронный репертуар - "Дон Жуана" и "Свадьбу Фигаро" Моцарта, очень ему идущего Фальстафа Верди и вдруг, на радость залу, арию полоненного князя Игоря "О дайте, дайте мне свободу" с неодолимым английским акцентом. Солисты Леонидас Кавакос, Альфред Брендель, Кристиан Блэкшоу, Алексей Володин, Ольга Керн, Денис Мацуев - звездная россыпь ответивших на зов Гергиева музыкантов гипнотизировала. Сам же маэстро, бывший чуть ли не каждый вечер на арене, воспроизвел волшебный холодок симфоний Сибелиуса, к которому прежде, как казалось, не питал нежных чувств. Если окинуть взглядом прошедший фестиваль, выяснится, что у него абсолютно имперские амбиции объять весь мир, отвечающая им программа и перспективы, от которых захватывает дух. Что в который уже раз и удивляет, и радует.



Балерина Ульяна Лопаткина, выступившая на гала-концерте памяти великих балерин Мариинки
(Фото: Наталья Разина/Мариинский театр)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Газетный киоск Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика