Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2013-06
На страницу Пред.  1, 2, 3
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Газетный киоск
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 5528

СообщениеДобавлено: Чт Мар 25, 2021 11:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2013063101
Тема| Музыка, Опера, Дягилевский фестиваль, Musica Aeterna, Персоналии, Владимир Мартынов, Алексей Любимов, Алексей Гориболь, Эндрю Гудвин, Елена Ревич, Андрей Баранов, Иван Бушуев, Ромео Кастеллуччи, Анатолий Васильев, Теодор Курентзис
Авторы| Камила Мамадназарбекова
Заголовок| Сезонное музыкальное обострение
В Перми прошел 7-й международный Дягилевский фестиваль искусств

Где опубликовано| Газета.ru
Дата публикации| 2013-06-07
Ссылка| https://www.gazeta.ru/culture/2013/06/07/a_5372081.shtml
Аннотация| ФЕСТИВАЛЬ


Фрагмент концерта «Приношение Бенджамену Бриттену»
diaghilevfest.perm.ru


В Перми завершился 7-й международный Дягилевский фестиваль искусств.Важнейшим из них на берегу Камы считается академическая музыка: в течение недели здесь можно было услышать лучших современных российских композиторов и исполнителей, а также коллективы, за которыми нужно охотится на крупнейших европейских фестивалях.

Мэтры российской фортепианной музыки приехали в Пермь с «лучшими друзьями»: Владимир Мартынов исполнил свою «Переписку» с Георгием Пелецисом – цикл, записанный в 2002 году на основе реальной корреспонденции, Алексей Любимов на глазах у изумленной публики «препарировал» фортепиано для исполнения «Опасной ночи» Джона Кейджа, а Алексей Гориболь вспомнил о том, что Бенджамин Бриттен — ровесник столетней «Весны священной» Стравинского.

Концерт, посвященный 100-летию со дня рождения британского классика, украсил последние дни фестиваля. Как и любую работу Гориболя, его отличала кураторски продуманная концептуальная целостность. В основу легли несколько вокальных произведений для фортепиано и тенора, которые пел Эндрю Гудвин (театральные зрители помнят его по партии Ленского в «Евгении Онегине», поставленном Дмитрием Черняковым в Большом театре). По словам историка и писателя Ольги Манулкиной, Эндрю Гудвин представил портрет Питера Пирса, постоянного исполнителя и спутника жизни композитора. Музыковедческое измерение концерту добавляли комментарии самого Гориболя, Ольги Борисовны, а также произведение «Secret Land» Леонида Десятникова, в котором зашифрована музыкальная анаграмма имени Людмилы Ковнацкой (Re-Mi-La) - главного специалиста по творчеству Бриттена в нашей стране.
Волновавшие композитора детские голоса прозвучали в музыкальной пьесе «Золотая тщета» на слова печальной английской баллады про юнгу, спасшего от пиратов груженый золотом бриг.
Проследить связь Бриттена с морскими бурями Пёрселла помогли мальчики из Пермской хоровой капеллы, разыгравшие сюжет с упоением.
Завершился фестиваль грандиозным концертом оркестра пермского академического театра Musica Aeterna при участии специально приглашенных звезд и гостей. В первых скрипках были Елена Ревич и Андрей Баранов — основатель Квартета им. Давида Ойстраха, получивший в прошлом году елизаветинскую премию (а заодно и настоящий инструмент Страдивари) . На флейте солировал Иван Бушуев из Московского ансамбля современной музыки.

Разговор о модернизме и исследовании фольклорных традиций начался в первом отделении с «Концерта для оркестра» Белы Бартока. А во втором отделении отборный состав исполнил «Весну священную», одновременно отдавая дань 100-летию знаменитой партитуры и обозначая направление дальнейшего движения театра.
Дело в том, что «Весну...» в Перми вскоре будет ставить итальянский мистик Ромео Кастеллуччи, который в этом году стал артистом-резидентом фестиваля.
В многочисленных интервью он обещает поверить «атомарную структуру музыки Стравинского танцующей в воздухе костной пылью» и электроникой Скотта Гиббонса.
Во время фестиваля Кастеллуччи с удовольствием уплетал пельмени и сожалел о двух не доехавших до России фурах с декорациями к его спектаклю «Ресторан «Четыре сезона», премьера которого прошла в прошлом году в Авиньоне. Но даже в усеченном варианте последняя часть его трилогии о тёмной стороне образа погрузила пермскую публику в магическое безмолвие перед лицом космических вихрей и черных дыр, поглотивших художника Марка Ротко.
Другим важнейшим театральным событием стал показ смонтированного Анатолием Васильевым четырехчасового фильма-спектакля «Серсо», скурпулезно воссоздающем легендарный спектакль 1985 года на малой сцене Таганки.
Ключевыми балетной программы были российская премьера «Ромео и Джульетта» Кеннета Макмиллана, которую в Перми усилили новой, еще более роскошной и многофигурной сценографией, а также Second Detail Уильяма Форсайта – балет, пополнивший репертуар Пермского театра высокой пространственной геометрией на основе классической лексики под металлические ритмы Тома Виллемса.
Контекст современной музыки понимается в Перми довольно широко. На сцене оперного театра, например, может оказаться группа «Аукцыон». Доминирование европейского искусства нарушило выступление индийских мастеров ситары и табла памяти Рави Шанкара.

Больше всего в Перми восхищает свобода, с которой существуют здесь музыканты. Они — в центре внимания, они украшение и гордость этого города.
В абсолютно ренессансной атмосфере проходят вечера, устраиваемые в театре после каждого крупного концерта при закрытых дверях. Эта традиция сопровождает главного дирижера и худрука театра Теодора Курентзиса, будь он в Москве или в Новосибирске, и она прекрасна. В такой вечер, когда уже опущен пожарный занавес, перед другими участниками оркестра и работниками театра можно исполнить собственное сочинение или самый немыслимый репертуар на собственный выбор. Мир музыкального театра конвенционален и иерархичен, и часто современное искусство возникает именно в игре с этими конвенциями, в сумеречной зоне между отточенным мастерством и буйным праздником непослушания.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 5528

СообщениеДобавлено: Чт Мар 25, 2021 11:40 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2013063101
Тема| Музыка, Опера, Дягилевский фестиваль, Musica Aeterna, Московский ансамбль современной музыки, Ensemble Modern, Персоналии, Владимир Мартынов, Павел Карманов, Антон Батагов, Алексей Любимов, Алексей Гориболь, Эндрю Гудвин, Ромео Кастеллуччи, Анатолий Васильев, Теодор Курентзис
Авторы| ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ
Заголовок| "Весна" не приходит одна
Завершился Дягилевский фестиваль

Где опубликовано| Газета "Коммерсантъ" №97 от 07.06.2013, стр. 14
Дата публикации| 2013-06-07
Ссылка| https://www.kommersant.ru/doc/2205969
Аннотация| ФЕСТИВАЛЬ


Фото: Алексей Гущин/Пермский академический театр оперы и балета

В Перми завершился Дягилевский фестиваль, проведенный под управлением художественного руководителя Пермского академического театра оперы и балета Теодора Курентзиса. Итоги форума подводит ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ.


Чтобы понять место и значение сегодняшнего Дягилевского фестиваля на культурной карте страны, достаточно было хотя бы один вечер провести в лобби крупнейшего пермского отеля, приютившего гостей Теодора Курентзиса. Вот вернувшиеся с репетиции композиторы Владимир Мартынов и Павел Карманов, на пару работавшие над созданием новой редакции "Князя Игоря" Александра Бородина, обсуждают детали грядущей премьеры Юрия Любимова в Большом театре. Вот, поужинав в легендарной "Пельменной N2", понуро возвращается в свой номер новоиспеченный обладатель "Золотого льва" Венецианской театральной биеннале Ромео Кастеллуччи — до Перми не доехали две фуры с декорациями его "Ресторана "Времена года"", и гастроли хедлайнера прошлогоднего Авиньонского фестиваля оказались под угрозой срыва (показ этого спектакля, пускай и в сильно урезанном виде, стал в итоге одним из центральных свершений пермского форума). Вот прилетевшая из Парижа известная русская флейтистка, накануне исполнявшая под управлением Валерия Гергиева "Весну священную" Игоря Стравинского, а теперь репетирующая ту же партитуру под руководством маэстро Курентзиса, жалуется коллегам: закончившаяся только что репетиция показала, что о хрестоматийно вроде бы известной музыке участники фестивального оркестра на самом деле не знают ровным счетом ничего.

Формально нынешний форум третий по счету для нового менеджмента Пермского театра оперы и балета, но фактически второй, афиша которого полностью сформирована Теодором Курентзисом. Заданную в прошлом году амбициозную планку — европейский размах и западное качество программирования, помноженные на настойчивое желание сделать Пермскую оперу "местом силы", а саму Пермь превратить в зону притяжения музыкантов не только со всей России, но и со всего мира — Дягилевскому фестивалю-2013 удалось не без успеха удержать, а проклевывающиеся традиции — сохранить и приумножить. Акцент по-прежнему делается на новой и новейшей музыке в исполнении авторитетных отечественных (Московский ансамбль современной музыки) и зарубежных (франкфуртский Ensemble Modern) экспертов, фестивальная афиша, как и год назад, выглядит развернутой иллюстрацией к книге Джона Сибрука "Nobrow": акустический концерт группы "Аукцыон" преспокойно уживается в ней со священнодействием старцев из The Hilliard Ensemble, а поданный к открытию фестиваля пышный кремовый торт "Ромео и Джульетта" Кеннета Макмиллана (см. "Ъ" от 29 мая) — с "The Second Detail" Уильяма Форсайта и видеоверсией "Серсо" Анатолия Васильева.

Памятуя о привычном перфекционизме Теодора Курентзиса, при желании, однако, можно было бы и поворчать. Так, впервые показывая в Перми того же Ромео Кастеллуччи, не грех было бы двигаться по нелегкой культуртрегерской стезе более последовательно, подготовив почву для российской премьеры "Ресторана "Времена года"" публичными лекциями и дискуссиями. Так, прежде чем производить в гуру современного искусства Антона Батагова, стоило бы крепко задуматься: а выдержит ли его музыка груз столь пассионарного жеста, не пойдет ли вместе со столь ответственной номинацией ко дну? Придираться к работе подопечных господина Курентзиса, впрочем, совершенно не хочется, поскольку в сегодняшнем контексте российской академической музыкальной сцены с ее нескончаемой ярмаркой тщеславия, ее бездумьем и бесстильем пермский форум — явление едва ли не безупречное. Кульминация Дягилевского фестиваля-2013 пришлась на последнюю его треть, когда произошли главные события форума: Алексей Любимов сыграл первую тетрадь шубертовских экспромтов, Алексей Гориболь и Эндрю Гудвин почтили память Бенджамина Бриттена, Теодор Курентзис продирижировал "Весной священной".

Интерпретация Курентзисом одного из ключевых музыкальных текстов прошлого века производит сегодня такое же ошеломительное впечатление, какое в конце 80-х производили бетховенские записи Роджера Норрингтона, а в конце нулевых — брамсовский цикл Джона Элиота Гардинера. Столетие "Весны священной" на Дягилевском фестивале отметили единственно подобающим образом: сыграв партитуру словно бы в первый раз, разобрав ее сложнейший механизм до последней детали — и пересочинив заново, позабыв о темповых традициях и интонационных штампах, распутав фактурные колтуны, натянув потуже хитроумную музыкальную структуру, любовно проартикулировав и вытанцевав все то, что пробалтывалось десятилетиями. Дягилевский завет "Удиви меня!" Теодор Курентзис исполнил на все сто: сообщив шедевру музыкального дионисийства почти что классицистскую аполлоническую ясность, он лишь многократно усилил культурологический резонанс "Весны", с памятного представления 1913 года в Театре Елисейских Полей не утратившей, как доказал заключительный концерт фестиваля, ни грана формального радикализма.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Газетный киоск Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3
Страница 3 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика