Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2008-07
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10943

СообщениеДобавлено: Чт Июл 03, 2008 12:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008070307
Тема| Балет, Вечер памяти Александра Прокофьева
Авторы| Елена ФЕДОРЕНКО
Заголовок| На волне любви и памяти
Гала-концерт "Посвящение"
Где опубликовано| Культура
Дата публикации| 20080703
Ссылка| http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=780&crubric_id=100442&rubric_id=207&pub_id=958756
Аннотация|

Александр Прокофьев ушел из жизни накануне своего 65-летия. Прошел год, и его ученики подготовили вечер памяти, посвятив своему выдающемуся педагогу мемориальный концерт на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. К слову, балетной труппой этого театра теперь руководит один из прокофьевских питомцев - Сергей Филин. Вместе с Андрисом Лиепой, тоже учеником Прокофьева и организатором вечера, они вспоминали Александра Александровича как сенсея - мудреца, помогающего человеку познать самого себя.
Концерт представил поколение танцовщиков, которые уже подводят итоги исполнительской карьеры. По тому, как они танцевали, даже непосвященным можно было понять, что Александр Прокофьев владел секретом мужского классического танца. Дело в том, что Сан Саныч, как звали его ученики, выпускал не легконогих эльфов, танцовщиков особой нервной организации, иной, далекой от бренного мира породы, а безукоризненных кавалеров, отважных героев, мастеров элегантных дуэтов, в которых мужчина всегда остается мужчиной. И в этом его репутация осталась незыблемой. Лучшие школы мечтали о Прокофьеве, а он верно служил Московскому хореографическому училищу вплоть до нестабильных лет начала перестройки, сместивших многие ценности отечественного балета. Только тогда уехал в Мюнхен, продолжая главное дело жизни - преподавал в Академии балета. Незадолго до ухода, он планировал вернуться в Москву, но не удалось.
Прокофьев никогда не приносил индивидуальности учеников в жертву капризной моде, таланту каждого выбирал крепкую опору, развивая и даже возводя в абсолют то, что подарила природа. Плюс незыблемое - технологическая точность танца. Об этом с экрана рассказывал сам Прокофьев одному из последних своих интервьюеров Юрию Станишевскому (правда, в титрах фамилия историка и балетоведа потеряла первую букву "С").
Есть некая неслучайная тенденция в том, что ученики Прокофьева оказались руководителями. Сразу и безоговорочно веришь словам его воспитанников о том, что Сан Саныч учил мыслить - и не только на сцене, но и в жизни, всегда сохраняя мужское благородство. Его ученики, в недавнем прошлом яркие танцовщики, успешно возглавляют балетные труппы мира: Ирек Мухамедов - Греческой национальной Оперы, Дьюла Харангозо - Венской государственной Оперы, Виктор Яременко - главный балетмейстер Национального театра оперы и балета Украины, Алексей Фадеечев руководит балетом Ростова, Андрис Лиепа трудится над проектами "Русские сезоны" и возглавляет Фонд Мариса Лиепы. О Филине уже сказано.
Сергей Филин вышел на сцену с Марией Александровой в дуэте из балета Бориса Эйфмана "Русский Гамлет" и преподнес зрителям урок актерского мастерства - напряженные изломы тела и "говорящие" жесты раскрыли непростой образ Фаворита, чье подчинение не было безропотным и смиренным. Мятежность внутренних страстей (актерских пустот все прокофьевские ученики не допускают даже в нелучших своих спектаклях) отличала представленных Юрием Клевцовым героев. В лирическом дуэте из "Спартака" его Фригией стала Анна Антоничева, а во фрагменте из "Кармен-сюиты" Хосе Клевцова сгорал от любви к непокорной и дерзкой героине Марии Александровой. С невероятной легкостью еще один прокофьевец Айдар Ахметов, чьи образы никогда не бывают проходными, преодолевал сложные и долгие поддержки в отрешенном "Адажиетто" на музыку Малера в постановке Оскара Арайса. Со своей музыкальной и нежной партнершей Лилией Мусаваровой они балансировали на той грани, где жизнь встречается с вечностью, страсть - с мудростью. На этом выступления непосредственных учеников Прокофьева завершились. От Большого театра танцевали Илзе Лиепа и Дмитрий Гуданов - выразительно и страстно представили фрагмент из "Пиковой дамы". Геннадий Янин азартно исполнил полуэстрадный номер в постановке Егора Дружинина.
Далее наступил черед гостей и питомцев прокофьевских учеников. Бисерной росписью проблистало па де де Баланчина в исполнении Евгении Образцовой и Андрея Меркурьева. Мастер конкурсных дуэтов питерец Андрей Баталов исполнил коронное па де де из "Корсара" с москвичкой Ольгой Сизых. Способные и перспективные солисты Музтеатра Карина Житкова и Борис Мясников ошиблись с репертуаром, робким пунктиром наметив движения в Классическом па де де Обера, в котором стоит танцевать исключительно победно и шикарно.
Венскую Оперу представил германский ученик Прокофьева Денис Черевичко и сделал это столь отчаянно и стильно, что погасил все улыбки знатоков, прочитавших в программке название старого и почти забытого номера Вакиля Усманова "Стамбул.1920" о страданиях эмигранта.
Жаль, что финал оказался посаженным. Ольга Коношенко и Нериус Юшка если и понимали сами нежную готическую стилизацию "Павильона Армиды", то зрителям смысла не донесли, заставив пережить неловкость от вычурности манер. Завершала Гала пара от Виктора Яременко. Танец киевлян Натальи Домрачевой и Виктора Ящука, еще недавно отмеченный детской непосредственностью и азартом, семимильными шагами приближается к спортивному совершенству, оставляя далеко позади понятия театральной выразительности и актерского перевоплощения. Вряд ли это понравилось бы Александру Прокофьеву. Но, видимо, на такое построение вечера были причины. Например, Мария Александрова, блестяще станцевавшая в дуэтах с учениками Мэтра, спешила в Большой театр, чтобы исполнить Мирту в "Жизели". В тот вечер в Большом шел спектакль памяти великой Наталии Бессмертновой


Последний раз редактировалось: Наталия (Чт Июл 03, 2008 12:49 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10943

СообщениеДобавлено: Чт Июл 03, 2008 12:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008070308
Тема| Балет, балет Нью-Джерси, Гастроли в Москве
Авторы| Александра ГЕРМАНОВА
Заголовок| Сидите дома
Гастроли Балета Нью-Джерси в Москве
Где опубликовано| Культура
Дата публикации| 20080703
Ссылка| http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=780&crubric_id=100423&rubric_id=209&pub_id=958824
Аннотация|

Для тихой второй половины июня гастроли труппы из Нью-Джерси могли бы стать разорвавшейся бомбой: балетоманы не любят пропускать выступления заезжих западных трупп, да и критики взволнованно приготовились к лицезрению чего-то оригинального, фирменного, американского. Нью-Джерси как-никак, - не последний штат в составе США и до столицы американского балета Нью-Йорка им рукой подать, достаточно поездки на пригородном метро. Об этой близости не постеснялись сказать на пресс-конференции для московских журналистов устроители гастрольного тура Балета Нью-Джерси по городам России и руководители труппы. Только они определили смысл этой близости совсем иначе - с выгодой для себя. Зачем провинциалам из Джерси было ехать в этот дорогой и далекий Нью-Йорк - давайте устроим собственный балет у себя дома. И под лозунгом "Так много радости. Так близко к дому" основали компанию "Нью-Джерси Балле", которая и предстала нынче на суд россиян. А визит в заокеанскую Россию случился по поводу пятидесятилетия(!) этого прославленного (огромными афишами по всей Москве и манифестами в программке) коллектива. В общем ничего, кроме реального отсутствия у нас какой-либо надежной информации об этой труппе, не предвещало такого убогого выступления и унылого провала.
Среди организаторов труппы и школы, а таковая функционирует параллельно с театром с момента основания, Каролин Кларк - известная американская балерина, правда, давно кроме балета занимающаяся разной общественной деятельностью. И еще ряд танцовщиков прошлого с достойными именами, но это не так много значит, если судить по аналогичным образованиям на российской почве. Вспомним, как Гедиминас Таранда пользовался именем Майи Плисецкой и ничего достойного так и не явил свету, хотя до сих пор его театр числится в списке столичных, и иногда где-нибудь в немецкой или финской глубинке можно наткнуться на афишу, зазывающую на представления театра Таранды. И примеров такой профанации не счесть.
Гастролеры составили программу из фрагментов балетов, поставленных специально для Нью-Джерси Балле американскими хореографами, хотя нам и неизвестными, и привезли их в Россию как фирменные блюда этой компании. Но уже на пресс-конференции выяснилось, что части номеров не будет, так как заболели танцовщики, а их всего-то в труппе двадцать человек. Выяснилось также, что дома театр существует по принципу приглашения отдельных артистов на разовую работу. Вот ставятся "Щелкунчик" или "Спящая красавица", или "Корсар". Чтобы танцевать их, нужны крепкие в классике балерины и премьеры, ну их и приглашают из более населенных и оснащенных трупп на десяток-другой представлений. Модель не новая. Местная пресса всегда осветит такие события: приглашаются ведь разные люди и украшают собой родной пионерский на данной местности нью-джерсийский балет. В репертуаре труппы много всего - от Петипа и Баланчина до современных американских хореографов. Имеется у них и эксклюзив - балет в хореографии Джеральда Арпино, посвященный Ольге Спесивцевой. С идеей балета об известной русской Жизели Арпино опередил на двадцать лет самого Бориса Эйфмана, создателя "Красной Жизели", но фрагмента из этого "шедевра" мы так и не увидели здесь в силу вышеуказанных причин. Из того, что было в концерте, очень немногое достойно упоминания. Дуэт "Принадлежность" в хореографии Норберта Весака станцевали неплохо, однако сама хореография отдавала старьем и неоригинальностью. Среднестатистические мужчина и женщина в очередной раз что-то хотели друг от друга и выражали неприхотливые желания в форме традиционных балетных поддержек. Все это старо как мир. Положение мог бы спасти номер-посвящение Элле Фицджералд - гениальной музыке часто приходится отдуваться за качество того, что под нее танцуют, или за то, что она собой украшает. Ребята намеревались блеснуть в джаз-танце, но не тут-то было. Хореография Марго Саппингтон предполагала виртуозность на пальцах, то есть танцы на пуантах, а из способных в этом жанре девочек одна Сауле Рахмедова из Казахстана, да и она виртуозна только приблизительно. Что только не выделывали эти неповоротливые девчонки: скакали с корзинкой на манер пейзанок, изображали из себя сорванцов а ля Пеппи Длинныйчулок, ходили колесом. Если такой подарок от имени балета они думали поднести великой Элле, то они обратились не по адресу. Не менее дурацким показался балет "Субботний вечер". Дело тут происходит в сельском баре - подвыпившие завсегдатаи (не то ковбои, не то трактористы) приглашают местных дам танцевать под завывающие в динамике песни в стиле кантри. Танцуют, выпивают, флиртуют, снова танцуют: кантри сменяют джаз и блюз, девушки (опять зачем-то на пальцах) меняют кавалеров. Вот и все. Но если бы балету был придан лоск и блеск, а артисты были бы натренированы хотя бы до сносной синхронности! Мы так и не узнали, кто в реальности работает с труппой и почему она, некогда, видимо, успешная, переживает упадок и разрушение. Причины всегда есть, но они скрыты за кадром. Многие российские и бывшие союзные балетные театры переживают не лучшие времена - и не только из-за бедности, но и из-за отсутствия лидера, готового много и грамотно работать. Подобное происходит и в американской глубинке: есть деньги, есть театр, есть артисты, но нет толковых лидеров. Пионеры первого призыва ушли на тот свет (на сайте как раз опубликован некролог почившему Джорджу Томалю, известному американскому танцовщику, который принимал живейшее участие в жизни Балета Нью-Джерси в годы оные), а новые только в пути.
Так что пока мир не расцвел новой краской на нашей полосе, только три серьезные труппы (Американский Балетный театр, "Нью-Йорк Сити Балле" и Балет Сан-Франциско) имеют право быть замеченными и действительно замечены российскими СМИ.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10943

СообщениеДобавлено: Чт Июл 03, 2008 12:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008070309
Тема| Балет, МТ, «Жизель», Персоналии, П. Семионова, В. Шкляров
Авторы| Ирина ГУБСКАЯ Санкт-Петербург
Заголовок| Обычная история
Где опубликовано| Культура
Дата публикации| 20080703
Ссылка| http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=780&rubric_id=207&crubric_id=1002065&pub_id=958789
Аннотация| ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Берлинская прима Полина Семионова появилась без особой рекламы. Просто уже привычно для Мариинки заменили выступление собственной примадонны другой исполнительницей. Разница лишь в том, что замещала гастролерша и что заменили и программу (вместо творческого вечера - репертуарный спектакль).
Выглядела эта Жизель несколько непривычно для мариинской сцены. Накачанные мышцы - впору деревенской "рабочей лошадке", довольно крупный торс, непропорциональный силуэт. Семионова не играла никаких откровений, возвышенных страданий, жертвенной любви. У нее все просто, как сама жизнь. Но ее героиня не примитивна. В ней есть особость, которая вполне объяснимо привлекает очень разных Ганса и Альберта (так же как в легкомысленном Альберте Владимира Шклярова есть мальчишеская непосредственность, за что его любят две умные женщины - красавица Батильда и скромная Жизель). Жизель может быть озорной и игривой, когда Альберт ловит поцелуи с ее пальцев. И почти медиумом - она все время прислушивается к каким-то незаметным для других знакам. Выглядит эта Жизель близкой родственницей Жанны д'Арк. Только ей суждено защищать не Францию, а всего лишь одного человека. Она, в общем-то, тоже боится своей судьбы. Только сразу не поняла, что судьба пришла к ней не в образе лесничего, а под маской легкомысленного мальчишки".

У ее Альберта все в жизни происходит само собой и все устраивается наилучшим образом. У Владимира Шклярова актерская игра в основном выражается в непринужденном осовременивании игровых моментов сюжета. Потому Альберт словно забрел в прошлое из сегодняшнего дня. Он хихикает над Гансом, подмигивает придворным и досадливо отмахивается от предостережений оруженосца. Танцовщик красив, природа одарила его в придачу к гармоничному сложению и балетным линиям чувством манеры. Осталось в этом чувстве разобраться. Иначе даже идея принести на могилу Жизели цветы так и будет выглядеть не его собственной, а подсказанной оруженосцем.

Контраст двух миров у Полины Семионовой более всего пространственный, в манере движения. Характер героини переход мистического рубежа практически не меняет. Жизель впечатлительная девушка - чтобы перейти в иной мир, ей достаточно рассказа Берты. Потому сцена сумасшествия у нее лишена судорог и буйного отчаяния. Просто взгляд из-под локтя, какой-то потусторонний. Хорошая актриса, Семионова технична и естественна - редкое сочетание. Успешная конкурсная балерина, она не путает соревнования и спектакль. В "Жизели" никаких рекордов не ставила. Даже арабеск во втором акте не переходил изысканный рубеж девяноста градусов. Балерина владеет пространством и умеет с ним координироваться. Потому в первом акте создавалось впечатление миниатюрности, изящества. Во втором движения были протяженнее. Полина Семионова не слишком соответствует стандартам романтической балерины. У нее недостаточно изысканные линии, не слишком певучие руки, нет легкости прыжка. Но есть умение создавать иллюзию. Точные позиции, точность выполнения танцевального рисунка, органичная пластика. И главное - понимание стиля спектакля.

Когда выпускница московской хореографической школы делала выбор, в какой труппе работать, она, похоже, не ошиблась. То, что Полина Семионова продемонстрировала сейчас, - результат оранжерейных условий, где есть время для индивидуальной работы, нет необходимости бороться за выживание и работать локтями, чтобы пробиться в высший эшелон. В общем, можно заниматься творчеством
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10943

СообщениеДобавлено: Чт Июл 03, 2008 12:50 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008070310
Тема| Балет, Академия русского балета имени Вагановой, выпускной концерт
Авторы| Ирина ГУБСКАЯ Санкт-Петербург
Заголовок| Продленка
Академия русского балета имени Вагановой показала выпуск бакалавров
Где опубликовано| Культура
Дата публикации| 20080703
Ссылка| http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=780&crubric_id=100442&rubric_id=207&pub_id=958733
Аннотация|

Академия показала выпуск бакалавров. Тех, кого не выпустили в прошлом году, оставив еще на год. Свою работу представили педагоги Людмила Ковалева (у которой выпуск и на будущий год), Ирина Ситникова (которая два года вела класс после Татьяны Тереховой), Геннадий Селюцкий, Юрий Умрихин. У студентов получился второй выпускной. В прошлом году центральным событием была "Пахита", в этом - адаптированный "Оживленный сад" (в общем, женское царство). Вместо па де де из "Фестиваля цветов" - па де сис "Маркитантки" и па де де "Сильфиды". Вместо экзерсисной программы - всевозрастная "Классическая симфония". Вместо "Леды и Лебедя" - "Шехеразада". И краковяк из "Жизни за царя" за весь не часто представленный на выпускных историко-бытовой раздел.
Выпуск продемонстрировал укоренившуюся практику подготовки показательных выступлений: натасканность прежде выучки, когда основные движения выполнены внимательно, а проходные смазываются. Почти у всех лучше всего сделаны вариации - буквально каждый пальчик выверен. Но в остальном руки забывают круглить локти, над головой то и дело мелькают "крыши", аттитюды провисают, поднятая в сторону нога "съезжает" в арабеске вниз, а вес корпуса смещается на рабочую ногу. Воздушные ронды от ноги уезжают куда-то к плечу, а то и вовсе к уху. Рука опускается из третьей позиции не по центру, а где-то у противоположного плеча. На удивление много невразумительных па де бурре - казалось бы, основной ход. И у большинства все исполняется в одной манере. Зато на прыжках мальчики норовят изогнуть сзади ногу "а ля Цискаридзе". Похоже, в Вагановской академии на учебники Вагановой и других мэтров балетной педагогики у студентов времени не хватает.
Мужской выпуск выглядит интереснее. У Селюцкого, как всегда, очень танцевальный класс, выпускники сценичные и прыгучие. Илья Петров всегда танцует с настроением, Сергей Уманец - элегантно. Курс Умрихина, как обычно, - надежные партнеры. Василий Ткаченко к тому же вполне уместен в диапазоне от современного номера до "Тщетной". Выпускниц Ковалевой отличает уверенное поведение на сцене. Юлия Черешкевич танцует все почти стабильно, но не вдаваясь в нюансы: "Спящую", "Корсара", "Павлову и Чекетти". (Виктор Баранов здесь тоже подкачал: в прошлом элегантному принцу на редкость не шли грим с зеленоватой сединой и "докторской" бородкой и костюм с расцвеченной жилеткой и аляповатым бантом-галстуком.) Столь же уверенно и однообразно танцует Ольга Минина. У выпускниц Ситниковой физическая надежность. Такая, как у Анастасии Никитиной или Лилии Лищук. А в "Маркитантке" четверка выглядела, пожалуй, даже лучше солистов, особенно Ксения Ромашова, у которой есть танцевальное обаяние. Дарья Ельмакова к выпуску уже пробует силы в сочинительстве. Ее номер - на уровне учебной комбинации, но стремление осмыслить профессиональный материал - плюс танцовщице. Отдельная тема - Виктория Краснокутская из предстоящего выпуска. Академия усиленно рекламирует танцовщицу с невыигрышными ногами, которые некрасиво смотрятся даже под длинным тюником, и безвкусными, на грани вульгарности, жеманными ужимками - и везде одинаковую.
Начальная "Классическая симфония" постоянного автора академических концертов на этот раз ничего нового о самом Илье Ларионове не сообщила. А вот младшие артисты выглядели так, словно то, что насочинял им хореограф, в учебной программе еще не проходили. Современную пластику выпускники освоили не слишком, череcчур скованы классикой - потому лишь у Светланы Сиплатовой вдруг мелькнула волна гибкого позвоночника. С темпераментом тоже проблемы. Испанский танец определили выпускнице с нулевым темпераментом. В "Шехеразаде" старательно воспроизводили заученную пластику без тени осмысленности. Здесь даже бусы с костюмов отваливались не в порыве страсти, а от скуки. Зато краковяк к третьему показу дошел до градуса фейерверка и танцевался с таким настроением, что никаких шероховатостей не было видно, да и весь концерт на этой блестящей ноте надо было заканчивать.
В сухом остатке: кардинальных изменений за дополнительный год обучения не произошло. Лидеры остались прежние, достоинства и недостатки - тоже. Возможно, бакалавриат как-то скажется уже в театральной судьбе выпускников. Их можно будет сравнить с теми, кто закончил обучение в прошлом году и уже работает, в том числе в Мариинке. Сами концерты продолжили уже сложившуюся тенденцию к разнообразию репертуара. И к стремлению примерять на исполнителей репертуар, который им эмоционально еще "не по размеру". А еще классические пачки по-западному "поехали" к талии. Но при этом почти нет демонстрации шага (ради чего, собственно, пачки и сдвигают выше), преувеличенного усложнения вращений и прыжков - появился некий "трюковый ценз". Выглядит выпуск красиво, на дефицит балетной фактуры жаловаться не приходится. Остается надеяться, что театры сумеют завершить отделку и вылепить из полученного материала качественных артистов. Почти не получившие пополнения в прошлом году, в этом и Мариинский, и Михайловский набирают рекордное число новичков.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10943

СообщениеДобавлено: Чт Июл 03, 2008 1:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008070311
Тема| Балет, БТ, Пламя Парижа
Авторы|
Заголовок| Пламя Парижа». Революция в Большом театре
Где опубликовано| Телеканал «Культура»
Дата публикации| 20080703
Ссылка| http://www.tvkultura.ru/news.html?id=239590&cid=178
Аннотация|

«Пламя Парижа» вновь разгорится сегодня в Большом театре. Знаменитый балет Василия Вайнонена возвращается на главную сцену страны в постановке Алексея Ратманского. Спектакль о Французской революции был в репертуаре Большого более тридцати лет – вплоть до 1964 года. Ратманский изменил либретто и практически полностью обновил хореографию. Его версия «Пламени Парижа» – одна из самых массовых постановок театра. На сцене одновременно танцуют сто сорок человек. В балете десять главных партий, поэтому есть шанс показать всех солистов труппы. О подготовке премьерного спектакля рассказывают «Новости культуры».

По коридорам Большого прогуливается Мария-Антуанетта. Платье из красного бархата кажется неподъемным, но художник Елена Марковская уверена: балерине в нем удобно. Работая над костюмами к «Пламени Парижа» Елена досконально изучила моду времен директории. Сделала больше трехсот эскизов. «Несмотря на то, что костюм смотрится таким большим, он очень легкий, практически невесомый, и он совершенно не ограничивает движение», – замечает артистка кордебалета Большого театра Ольга Суворова.

Впервые «Пламя Парижа» поставили к пятнадцатилетию Октябрьской революции. Спектакль выдержал три редакции. Государственный заказ Вайнонен отработал. Акцент, сделанный на героический мужской танец, точно соответствовал идеалам социалистической революции. Балет, в котором летели королевские головы и свергалась монархия, особенно любил Сталин. «На одном из спектаклей Иосиф Виссарионович спросил, имеет ли балет премию. Ему сказали: "Нет, балет уже старый, 1932 года". "Большая ошибка", – сказал Иосиф Виссарионович. На следующее утро радио сообщило: "Сталинская премия Первой степени"», – рассказывает сын Василия Вайнонена Никита Вайнонен.

Знаменитый танец басков – вот то немногое, что осталось от хореографии Вайнонена. Ратманский ставил его по материалам фильма, снятого в 1954 году, и воспоминаниям танцовщиков Большого. «Это новый балет. Но мне очень хотелось сохранившиеся куски Вайнонена включить в контекст спектакля. Это гениальная хореография, но она очень многое теряет, когда исполняется в концертах. Она построена на том, что люди танцуют на площади в окружении толпы», – говорит Ратманский.

Пятиминутный номер танцуют солисты Большого Волчков и Савин. Даже таким профессионалов этот танец дается тяжело. «Нельзя танцевать в пол ноги», – признаются они. Последний раз Наталья Осипова танцевала на каблуках пять лет назад, на выпускных экзаменах. Спасает школьная выучка и универсальность. «Конечно, для нас, классических балерин, это очень тяжело. Абсолютно другие мышцы работают. Все нужно танцевать очень темпераментно, поэтому устаешь еще в пять раз больше», – замечает она.

В костюмах прослеживаются цвета Французской революции – красный, белый, синий. Художник Елена Марковская соблюдает строгие иерархические законы: Королевский двор, мятежные марсельцы, горожане, национальная гвардия. Не только костюмы, но и парики выдержаны стиле. Чтобы подготовить один парик уходит целый день. Завить локоны, уложить, закрепить – этого хватает только на один спектакль. Каждый раз вся работа проделывается заново.

Взяв за основу старую постановку Вайнонена, Алексей Ратманский изменил хореографию и либретто. Он отказался от спецзаказа с его агитационным посылом и сделал спектакль о судьбах людей, попавших в жернова Великой Французской революции.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10943

СообщениеДобавлено: Чт Июл 03, 2008 5:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008070312
Тема| Балет, БТ, Пламя Парижа, Премьера
Авторы| Ярослав Седов
Заголовок| В Большом театре устроят революцию
Премьера балета «Пламя Парижа»
Где опубликовано| ИТАР-ТАСС, Newsru.com
Дата публикации| 3 июля 2007
Ссылка| http://www.gzt.ru/culture/2008/07/03/171044.html
Аннотация|

В пятницу в Большом театре - премьера балета «Пламя Парижа», созданного по мотивам знаменитого одноименного спектакля 30-х годов. Версия-источник была поставлена в 1932 году в ленинградском Кировском театре к 15-летию Октябрьской революции, а через год перенесена в Большой.

Создатели спектакля - либреттист Николай Волков, художник Владимир Дмитриев, композитор Борис Асафьев, режиссер Сергей Радлов и балетмейстер Василий Вайнонен заимствовали сюжет из романа Феликса Гра «Марсельцы», посвященного событиям Великой французской революции. В их четырехактном балете крестьяне, возмущенные притеснениями аристократов, поднималили восстание, штурмовали королевские дворцы, казнили вельмож, и отплясывали на празднике победы под звуки «Марсельезы» и «Карманьолы». В историю тот спектакль вошёл благодаря массовым сценам сражений, крестьянских плясок и бальных танцев знати. Сольные партии исполняли Марина Семёнова, Вахтанг Чабукиани, Константин Сергеев. После войны спектакль, прослывший любимым балетом Сталина, был награжден Сталинской премией.
В новой версии Алексея Ратманского «Пламя Парижа» держится за счет массовых сцен Вайнонен. Помимо этого в сокращенном до двух действий балете усилена история любви (Жанны и Филиппа), добавлена вторая любовная линия (аристократки Аделины и одного из восставших).

Сценографы Илья Уткин и Евгений Монахов выдержали оформление в духе строгих черно-белых гравюр, оттенив красочные, точно следующие историческим деталям костюмы Елены Марковской.
В спектакле занято более 140 артистов, подготовлено несколько исполнительских составов. В вечер премьеры на сцену выйдут Мария Александрова (Жанна), Александр Волчков (Филипп), Владимир Непорожний (Маркиз), Анна Антоничева (актриса), Руслан Скворцов (актер). В роли королевы Марии-Антуанетты - народная артистка СССР Людмила Семеняка.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10943

СообщениеДобавлено: Чт Июл 03, 2008 5:29 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008070313
Тема| Балет, БТ, Пламя Парижа, Премьера
Авторы| Ольга Свистунова Корр.ИТАР-ТАСС
Заголовок| Знаменитый советский балет "Пламя Парижа" вернулся в Большой театр
Где опубликовано| ИТАР-ТАСС, Newsru.com
Дата публикации| 3 июля 2007
Ссылка| http://www.newsru.com/cinema/03jul2008/paris.html
Аннотация|



Знаменитый советский балет "Пламя Парижа" вернулся в репертуар Большого театра. В свое время это был абсолютный хит, на котором даже сам Иосиф Сталин побывал, как минимум, 15 раз, а в довершение еще и наградил премией собственного имени первой степени. В ГАБТе дают премьеру возрожденного спектакля, и опять здесь гарантирован безусловный аншлаг.

Ни одного свободного места не было уже на состоявшейся накануне генеральной репетиции. Повышенный интерес объясняется просто: в зале были многие из тех, кто помнит триумф исторической постановки, и пришли, чтобы, как говорится, сравнить ощущения.

Впервые балет "Пламя Парижа" Бориса Асафьева был поставлен выдающимся российским балетмейстером Василием Вайноненом в 1932 году в Ленинградском театре оперы и балета, а в 1933 году перенесен в Большой театр. Спектакль был создан к празднованию 15-летия Октябрьской революции. Сценарий балета написан по роману-хронике Феликса Гра "Марсельцы", повествующему о свержении монархии во Франции в 1792 году

Весной 1947 года в Большом театре была осуществлена новая редакция балета, которая успешно держалась в репертуаре до 1964 года. Всего спектакль "Пламя Парижа" на сцене ГАБТа прошел 111 раз. В разные годы в нем блистали такие первоклассные мастера, как Вахтанг Чабукиани, Алексей Ермолаев, Марина Семенова, Ольга Лепешинская, Игорь Моисеев, Михаил Лавровский.
Постановщиком нынешнего спектакля выступил художественный руководитель балетной труппы ГАБТа Алексей Ратманский. Он абсолютно убежден, что "наследие Большого, как русское, так и советское, должно стать частью повседневной балетной жизни".
При этом Ратманский не скрывает, что возродить балет оказалось делом чрезвычайно сложным: от хореографии Вайнонена мало что осталось. Помимо пленок, запечатлевших отдельные фрагменты, вспоминать "Пламя Парижа" помогали ветераны, прежде участвовавшие в этом балете. Однако за минувшие почти полвека многое забылось. В результате оригинальной хореографии набралось только на 15 минут.
Значительно изменилось и либретто: оно утратило идеологическую однозначность. Французская революция в новой версии заметно пригасила романтический пафос. Зато балет обрел сразу две любовные линии, которые начисто отсутствовали в первозданном варианте.
При всех коррективах новая постановка впечатляет своими масштабами. Спектакль продолжается около трех часов, в нем заняты 144 артиста, для которых изготовлено более 300 великолепных костюмов. Действие разворачивается на фоне черно- белой графики рисованых декораций, воссоздающих и Версаль, и Тюильри, и парижские баррикады. Призывно звучит "Марсельеза", ставшая гимном Французской Республики.
Самыми горячими аплодисментами публика наградила знаменитый танец басков и два па-де-де главных героев - фрагменты, сохранившиеся от оригинала. А еще на генеральной репетиции зрители тепло приветствовали королеву Франции Марию-Антуанетту, в образе которой на сцену Большого возвратилась его бывшая прима, а ныне педагог-репетитор, народная артистка СССР Людмила Семеняка.
В четверг, на премьере, она также сыграет свою роль. А в главных партиях предстанут Мария Александрова и Александр Волчков, Анна Антоничева и Владимир Непорожний, Нина Капцова и Денис Савин.
В следующих составах заняты другие ведущие солисты балетной труппы ГАБТа, в частности, молодые вундеркинды Наталья Осипова и Иван Васильев. Премьерные показы "Пламени Парижа" будут идти ежевечерне, вплоть до 6 июля.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25184
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Июл 03, 2008 10:13 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008070314
Тема| Балет, Стасик, Персоналии, А. Прокофьев
Авторы| Майя Крылова
Заголовок| Танец ручной работы
Где опубликовано| Московская правда
Дата публикации| 2 июля 2008
Ссылка|
Аннотация|


Известно, что в театре на балетном спектакле мы видим лишь вершину айсберга. «За кадром» остаются месяцы репетиций, ежедневные классы и, главное, предшествующие вершинам профессии годы учебы в балетной школе. Постепенно вырастить хорошего танцовщика или незаурядную балерину – дело непростое, этот процесс – «штучное производство» и «ручная работа» наставников. И когда балетные артисты, радующие глаз и душу зрителя, получают свою долю аплодисментов, половину из них по справедливости следует адресовать учителям.

Но имена педагогов традиционно остаются «за кулисами». Даже на выпускных концертах московской Академии хореографии в программках не пишут имена учеников. Та же картина - на балетных конкурсах, и это неправильно: зрителям и тем более критикам хорошо бы знать, кто именно научил артиста Икс или балерину Игрек так прекрасно (вариант – так ужасно) танцевать. Вечер в Московском Музыкальном театре - одна из немногих попыток сломать неправильную привычку. Но поводом для концерта послужила печальная дата: легендарного балетного наставника Александра Прокофьева вспоминали через год после его кончины…

Прокофьева при жизни знали лишь в узком кругу профессионалов. Не все коллеги его любили: характер у Александра Александровича был неуживчивый, да и его преподавательскую методику, иной раз выходившую за рамки общепринятых догм, многие оспаривали. Но ученики Прокофьева – среди них много известных в балете имен - называют его великим знатоком мужского классического танца. Недаром они однажды сговорились и поднесли Прокофьеву самодельную статуэтку «Оскара» с надписью «лучший педагог». И факты это подтверждают. В 27 лет молодой учитель взял в Московском хореографическом училище мужской класс «на отчисление». В результате его педагогических трудов неперспективные ученики затанцевали, да еще как! Многих из них позже приняли в Большой театр. А в 30 лет Прокофьев уехал работать в Чили, где добился невозможного: он настолько поднял местный балет, что после военного переворота генерал Пиночет написал ходатайство: он настоятельно просил руководство СССР оставить Прокофьева в Сантьяго, несмотря на разрыв дипломатических отношении между двумя странами. Прокофьев работал не только с мальчиками, он преуспел и в преподавании для девочек. В Бельгии шесть его учениц стали лауреатками разных международных конкурсов. А балет учитель любил до самозабвения. Даже кот и такса Прокофьева носили «профессиональные» имена – Базиль и Корсар. Проведя последние годы жизни в балетной школе Мюнхена, педагог намеревался вернуться в Россию - ему предложили работу в Большом театре. Но не успел, скончавшись в 65 лет…

Среди подопечных Прокофьева – Бывший солист Большого театра, многолетний премьер Королевского балета Великобритании Ирек Мухаммедов; ведущий танцовщик ГАБТа 70-х-90-х годов Алексей Фадеечев; венгр Дьюла Харангозо, руководитель балета Венской оперы; глава Фонда Мариса Лиепы Андрис Лиепа; Сергей Филин, звезда Большого, недавно назначенный художественным руководителем балета Музыкального театра. Именно ученики Прокофьева - Лиепа и Филин - организовали гала-концерт в честь любимого учителя.

«Педагогическая поэма» в двух отделениях началась с выступления Илзе Лиепы. Она станцевала «Посвящение» - номер, в котором белое платье исполнительниц и черный струящийся шарф призваны создать атмосферу благоговейного поминовения. Два ученика Прокофьева – премьер Большого театра Юрий Клевцов и Сергей Филин – выступили в его честь: первый показал отрывок из «Спартака», второй – фрагмент из балета «Русский Гамлет», посвященного российскому самодержцу Павлу Первому. А партнерша Филина Мария Александрова проявила профессиональный героизм: сначала на сцене Музыкального театра она приняла облик императрицы Екатерины Второй, а потом, пробежав по Большой Дмитровке в Большой театр, вышла на сцену во втором акте балета «Жизель», где у нее было плановое выступление. В концерте приняли участие звезды Мариинского, Большого и Музыкального театров, гости из Украины и Литвы. Кроме обязательной классики в виде фрагментов «Дон Кихота» и «Корсара», в программе были показаны редкие и никогда не исполняемые в Москве танцы, например, па-де-де из балета «Павильон Армиды». А география мировой хореографии колебалась в диапазоне от Америки (па-де-де на музыку Чайковского в постановке Джорджа Баланчина) до Франции (фрагмент из балета «Пиковая дама», сочиненного Роланом Пети).

Прокофьев говорил, что хороший балетный педагог похож на скульптора: он берет тело ученика и лепит его, в процессе обучения «пряча» все лишнее - недостатки артистизма, координации или природного сложения. Если судить об участниках концерта с этой точки зрения, то наиболее выгодное впечатление произвел украинец Денис Черевичко, ныне работающий в Австрии. Небольшой рост танцовщика не мешал великолепному танцу, которым исполнитель «раскрашивал» номер под названием «Стамбул 1920». Это миниатюра о душевных мытарствах белого эмигранта-офицера, поставленная на музыку знаменитой «блатной» песенки «Купите бублики, гоните рублики».

Можно по-разному оценивать то или иное выступление участников вечера. Но радует сам факт концерта: ведь подопечные балетного мастера устроили не выгодный коммерческий проект, а вечер памяти учителя. Тем самым они показали, что Прокофьев многому их научил, и не только танцу. Человеческая благодарность – качество, которого всегда не хватает.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10943

СообщениеДобавлено: Пт Июл 04, 2008 10:30 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008070401
Тема| БТ, Балет, Пламя Парижа
Авторы|
Заголовок| Премьера в Большом
"Пламя Парижа": реконструкция с реставрацией
Где опубликовано| Независимая газета
Дата публикации| 20080704
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2008-07-04/8_bolshoy.html
Аннотация|

Фото Дамира Юсупова (с сайта www.bolshoi.ru)

Вчера вечером в Большом станцевали премьеру балета Бориса Асафьева «Пламя Парижа». Очередная жемчужина классики, в данном случае – советской. Сохранилась архивная запись, запечатлевшая около двадцати минут балета, который сперва в Кировском, а затем и в Большом театре поставил Василий Вайнонен. Все остальное, стараясь бережно следовать «революционному» первоисточнику, досочинил нынешний худрук балета Большого Алексей Ратманский. Эту премьеру, к слову, можно счесть этакой эстафетной палочкой, которую Ратманский передает своему преемнику на этом посту – Юрию Бурлаке – он в «Пламени Парижа» отвечает за музыкальную драматургию. В афише Большого «Пламя Парижа» и сегодня, и завтра, и послезавтра. В субботу – даже два спектакля, в двенадцать и в семь.
На фото: марселец (Александр Волчков) – в центре композиции
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10943

СообщениеДобавлено: Пт Июл 04, 2008 10:44 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008070402
Тема| Балет, Международный фестиваль музыки и танца в Гранаде, Staatsballett, «Спящая красавица»
Авторы| ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА.
Заголовок| "Спящую красавицу" не тем укололи
// Staatsballett в Гранаде
Где опубликовано| Коммерсант
Дата публикации| 20080704
Ссылка| http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=908843
Аннотация| Фестиваль балет



В Гранаде проходит 57-й Международный фестиваль музыки и танца, центральным событием которого стала "Спящая красавица" берлинского Staatsballett в постановке Владимира Малахова, представленная при поддержке фонда Loewe в садах Хенералифе. С места событий — ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА.

Выбор "Спящей красавицы" казался беспроигрышным: Владимир Малахов в своей берлинской постановке перенес действие главного балета Мариуса Петипа в парк при дворце короля Флорестана. В Гранаде же спектакль предстояло играть в настоящем дворцовом парке — садах Хенералифе. В этом раю мавританских халифов устроена главная фестивальная площадка: зал под открытым небом на 1700 человек и сцена, кулисами и задником которой служат стены натуральных кипарисов.

Как ни парадоксально, именно сказочная красота площадки погубила и без того уязвимую "Спящую" Владимира Малахова: на фоне живой природы особенно пошло выглядели чудовищные костюмы и фрагменты декораций художника Валерия Кунгурова. Фантастических фей он облачил в подобие укороченных шлафроков с гигантскими отложными воротниками, украсив их головы затейливыми шляпками с перьями, достойными подружек Элизы Дулитл: руки, шеи и прочие женские прелести оказались наглухо замурованными. У придворных кавалеров буфы чиновничьих зеленых сюртуков поднимались выше ушей. Принц щеголял в небесном фраке с фалдами до колен, пачка принцессы Авроры напоминала гжельское блюдце с синим ободком, король-отец выступал в пухлых лимонных кюлотах, королева в розовом платьице, сужающемся к щиколоткам, смахивала на провинциальную гувернантку. Дворцовые кресла ничем не отличались от круглых сервировочных столиков, укрытых скатертями; подарки фей походили на раскрашенные футбольные мячи — что выглядело даже концептуально, учитывая чемпионат Европы по футболу, увенчавшийся победой Испании.

Но хрестоматийный балет покорежило не только оформление: Владимир Малахов, в противовес господствующей моде на аутентичность, "Спящую красавицу" изрядно подсократил, щадя терпение публики, отвыкшей от монументальных шедевров. Его принципиальную позицию понять можно — так действовали не только советские хореографы, но и сам Сергей Дягилев. Вопрос в том, что именно сокращать.

Арт-директор берлинской труппы пожертвовал одной из главных драгоценностей "Спящей": блистательной кордебалетной сценой нереид, во время которой принцу является видение Авроры. Заодно исчезла и сцена охоты, вместе с ней — и столетний сон принцессы, а с ним — и остатки философии сказки, повествующей о вечном цикле умирания-возрождения. По логике этого спектакля лишь только заснувшую Аврору уложили в какой-то гробик в форме горохового стручка, ее неунывающие родители со свитой бодро удалились за кулисы на перерыв, во время которого деятельные феи и разыскали подходящего жениха.

Таких несообразностей в балете предостаточно. Одна из самых немотивированных затей постановщика — заставить Аврору засыпать-умирать не от традиционного веретена, а от укола шипом розы, что выглядит особо нелепо после адажио с четырьмя кавалерами, задаривавших принцессу розами без всяких последствий для ее здоровья.

Покалеченную "Спящую" возвратили к жизни разве что артисты. Крепкую берлинскую труппу не доконали ни уродливые костюмы, ни сомнительные новшества. Все феи демонстрировали не просто техническую оснащенность, но и ту внятную контрастность вариаций, без которого пролог балета превращается в унылое подобие классического урока. Мужчины — эскорт фей — лихо били антраша и чисто выделывали двойные туры. Принц Дезире (Рональд Савкович) вдохновенно отпрыгал круги жете, правда, засбоил в самый ответственный момент своей вариации, киксанув в перекидных. Принцесса Аврора (Шоко Накамура) была по-японски безупречна: изящно, аккуратно, тщательно она вышивала все положенные па, щегольнув незаурядным апломбом — на одном пуанте в позе attitude балерина готова была стоять хоть минуту, если бы позволила музыка. Арт-директор и по совместительству премьер берлинской труппы Владимир Малахов на сей раз удовольствовался ролью феи Карабос. Эта стильная злодейка с выбеленным лицом одним трагическим жестом длиннопалых рук была способна уничтожить все танцевальные достоинства своих волшебных коллег, однако хореограф Малахов не дал разгуляться Малахову-танцовщику: у феи Карабос оказалось прискорбно мало танцев.

Переполненный нарядный зал внимал берлинской "Спящей" с вежливым почтением, однако реагировал адекватно: горячие аплодисменты сорвали лишь два нетронутых шедевра Мариуса Петипа: адажио Авроры с четырьмя кавалерами и свадебное адажио. Экзотика площадки, обернувшаяся против балета, спасла зрителей — ведь невозможно брюзжать при лунном свете в самых красивых садах мавританской Испании.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10943

СообщениеДобавлено: Пт Июл 04, 2008 10:49 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008070403
Тема| Балет, Персоналии, Г. Ковтун
Авторы| Татьяна МАМАЕВА, "ВиД
Заголовок| Георгий Ковтун выводит на сцену мужчин. Он говорит, что танцевать в его балетах - каторга для артистов
Где опубликовано| Время и деньги 123-124(2824-2825)
Дата публикации| 4 июля 2008 года
Ссылка| http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-23913.htm
Аннотация| Интервью

Георгий Ковтун, подаривший казанцам "Пера Гюнта" и "Сказание о Йусуфе", - снова в нашем городе. Он репетирует новый спектакль на музыку Хачатуряна. Вижу в этом маленькую сенсацию, потому что вроде бы после того, как при распределении Государственных премий РФ за "Сказание" Ковтуна премией обделили, он должен был обидеться. Тогда российская комиссия по госпремиям объяснила: Ковтун - гражданин Украины, премия ему не положена (хотя незадолго до этого за "Пиковую даму" в Большом дали эту же премию Ролану Пети, но, видно, французы ближе русскому сердцу, чем украинцы). Ковтун на наш театр не обиделся и репетирует новый спектакль, который, возможно, станет в истории развития нашего балета событием.

- Георгий Анатольевич, я бы попросила вас для начала рассказать о новом балете. Если мне не изменяет память, история российского балета насчитывает двадцать постановок "Спартака".

- Я ставлю не "Спартака", а "Гладиатора", такого балета еще не было. Это совершенно другой сюжет. Я написал либретто на основе римской истории, она сейчас в моде. Начав ею заниматься, я собрал огромное количество книг, целую библиотеку. В основе моего либретто история двух братьев, но не думайте, что это основатели Рима Рем и Ромул. Просто два брата - один становится диктатором, второй идет иным путем. История этих двух судеб легла в основу либретто, к Джованьоли это никакого отношения не имеет. Он написал коммунистическо-патриотическую книгу, она пришлась по вкусу в нашей стране, ну еще бы: рабы восстали... Нашей идеологии это было близко. Когда окунулся в римскую историю, то увидел, что у Джованьоли много ошибок. Одни источники, например, утверждают, что Спартак вообще не был рабом, он был гладиатором, а гладиатор - это, выражаясь современным языком, представитель шоу-бизнеса. Бои - это был своего рода театр, шоу. До сих пор на стенах уцелевших с того времени театров можно видеть надписи: здесь сражался гладиатор такой-то. Гладиаторы были вхожи во многие богатые дома, и они сами были не бедными. Есть источники, которые уверяют, что Спартак и его люди грабили народ. Я недавно поставил "Спартака" в Михайловском театре в Санкт-Петербурге, и там Красс у меня не был жестоким человеком. Он просто отстаивал свой дом, свою родину. В "Гладиаторе" персонажа по имени Спартак у меня не будет. Будет сытый, разлагающийся Рим, рабы, от которых исходит опасность, и два брата...

- Я прочла о вашем "Спартаке" в Михайловском театре, там было много всего напридумано - и живые тигры на сцене, и поющая Елена Образцова, чем будете удивлять у нас?

- Тот спектакль взорвал мир! Но там были иные возможности. А удивлять в Казани будем следующим: самое главное - это музыка Хачатуряна. Тот, кто знает балет "Спартак", услышит много новой музыки. Там же были колоссальные купюры, которые мы открыли. Это очень красивая музыка. Идем дальше. Потрясающий музыкальный руководитель постановки Владимир Рылов, которого знают казанцы, он написал хоры на музыку Хачатуряна, у которого был только финальный реквием, его исполнял женский хор. У нас же хор станет полноправным участником балетного спектакля. Это должно быть похоже на широкоформатный художественный фильм, учитывая декорации, все будет передвигаться, сверкать и так далее. Думаю, что мы будем удивлять гладиаторскими боями, которые должны получиться близкими к настоящим каскадерским. Здесь не кино, снять камерой справа - слева нельзя, так что будем работать натурально. Бои будут даже женские - у нас дерутся амазонки.

- Кто исполняет главные партии?

- Трудно сказать. Пока я еще не решил. Конечно, это будут солисты казанского театра плюс приглашенные. В театре много хорошей молодежи. И я думаю, "Гладиатор" откроет новых, интересных солистов. В результате репетиций они делают сильный рывок вперед, хотя я думаю, что работать в моих спектаклях - это каторга, это мука. Это другая хореография, непривычная. Мы удивим зрителя мужчинами, мужиками. В балете мужчины любят рассиживаться за спинами у женщин, так построен наш театр. В "Лебедином", "Жизели" - в первом акте мужчины работают. Потом в последующих - отдыхают. "Гладиатор" - это мужской балет. Женщины-зрительницы соскучились по такому. Еще будем удивлять фантастическими декорациями, хотя не все удалось воплотить в силу обстоятельств, сцена, например, не может выдержать несколько тонн воды. В общем, много чего ждет зрителей, пока про все трудно сказать. Я думаю, так себя ощущают беременные женщины: плод внутри бьется, и не знаешь, кто у тебя родится: мальчик или девочка.

- Еще в начале девяностых, читая рецензии на ваши киевские спектакли, было ясно: Ковтун - это бунтарь. Вы так хорошо работали в Киеве, что там случилось, почему вы уехали?

- Да, я там был номером один. Но со сменой власти на Украине поменялось отношение к искусству. Я написал в заявлении об уходе, что ухожу, чтобы остаться самим собой. Мне было трудно, был тяжелый период, но Божья воля из Киева перенесла меня в тот театр, в котором я всегда мечтал работать - в Михайловский. Я всегда жаждал там работать, потому что он экспериментальный, там работали Боярчиков, Виноградов, Лавровский, Боярский, Эйфман. Труппа этого театра очень поддается эксперименту.

- Как вас принял холодный Петербург, там ведь непросто "пройти"?

- Вы знаете, я не думаю, что он меня принял до сих пор. Я - человек с Украины, у меня украинское гражданство. Но мне грех жаловаться - я преподаю в консерватории, работаю в Михайловском. Но я бываю на Украине, ставлю спектакли не только как балетмейстер, но и как драматический режиссер, как режиссер оперный. Я востребован на родине, но только не в столицах.

- Вы по жизни победитель?

- В принципе, да. Когда попадаю в нокаут, все равно поднимаюсь и иду дальше. Силу дает тот мир, в котором я живу. Мне много чего есть сказать людям, вот недавно, например, начал писать книги. Мне всегда было трудно ставить спектакли на чужие либретто, только я знаю, что хочу, и я начал писать свои, так и пошло. Пишу пьесы, сам их ставлю. Пишу рассказы. Стараюсь делать это с юмором. Мой мир - это искусство, все равно какое, и другого мира я не знаю.

- Есть мнение, что излишнее увлечение модерном в России ведет к потере уникальности русского балета...

- Думаю, что да. У нас проблема с балетмейстерами. С хореографической культурой. Бег времени ускоряется, искусство начинает основываться больше на шоу, чем на более серьезных видах искусства. Хотя во всем мире самое дорогое искусство - это опера, потом идет балет. У нас самое дорогое - "Фабрики звезд". Это все мне напоминает послереволюционные годы, "синеблузников", попытки футуристов "сбросить Пушкина с корабля современности". Я сам всегда был бунтарем, я мог ставить спектакли с одним стулом, но последние годы хочется вернуть зрителя к красоте. А с балетом происходит следующее. Театры приглашают западных хореографов - Макмиллана, Ноймайера и других, и уничтожаются достижения российских хореографов, я не говорю о себе, об Эйфмане, на нас уже работают наши имена, но молодым хореографам пробиться трудно. Театры в России очень бедные, это вы в Казани хорошо живете, но так не везде. Российская хореографическая культура - Петипа, Фокин - была построена на больших полотнах, на такие во многих театрах нет денег. "Лебединое озеро" во многих провинциальных театрах - это восемь девочек на сцене и с ними пять рабочих сцены с большими животами, бывшие артисты балета. Молодежь моментально из театра уходит. Слава Богу, есть такие театры, как ваш.

- Как вам удавалось существовать во времена цензуры с вашим свободолюбием и вашими взглядами?

- В августе 1991 года я уже был готов бежать из страны, думал, все мы пропали. А проблемы у меня бывают и сегодня. В моем спектакле "Распутин", например, есть танцующий Ленин, это многим не нравится. Если я расскажу вам то, что иногда происходит с моими постановками, вы книгу написать сможете. Против того же "Распутина" выступила РПЦ.

- У вас Распутин - положительный герой?

- Да никакой, но при нем была жива царская семья.

- В данном случае - Феликс Феликсович поступил неправильно, убив его?

- Да я сейчас худруком работаю у Феликса Феликсовича! Я ставлю спектакли в его фантастически красивом в барочном стиле дворце. Но это неважно. Так вот, во многих городах у театров стояли люди с иконами и не пускали зрителей на "Распутина", мне вменили, что царь-мученик танцует в трико, это неправда, он у нас танцует в костюме. Но кому-то было надо поднять волну, и ее подняли. Алла Сигалова, например, говорила, что я украл ее спектакль "Грезы любви", и в зал имени Чайковского пришла милиция и запретила спектакль. А там был аншлаг, три с половиной тысячи зрителей, они рвались в зал, и милиция выдержала осаду только час. Было восемь судов, но я победил.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10943

СообщениеДобавлено: Пт Июл 04, 2008 2:14 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008070404
Тема| Балет, БТ, «Пламя Парижа», Премьера
Авторы| Павел Ященков
Заголовок| Все хорошо, безглавая маркиза
Большой театр своим новым балетом чуть не спалил Париж.
Где опубликовано| Московский комсомолец
Дата публикации| 04.07.2008
Ссылка| http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/07/04/culture/360814/
Аннотация|



В Большом дают премьеру легендарного балета композитора Бориса Асафьева «Пламя Парижа». Самое известное детище только-только зарождающегося в начале тридцатых соцреализма особо полюбилось товарищу Сталину за «глубокие идеи, в нем выраженные». «Это большая ошибка», – сказал вождь, узнав, что спектакль еще не отмечен премией его имени. На следующее же утро все газеты напечатали указ о присуждении лучшему советскому балету Сталинской премии первой степени.

Созданный хореографом Василием Вайноненом и режиссером Сергеем Радловым к 15-летию Октябрьской революции, этот образчик революционного искусства впервые утвердил на сцене мужской героический танец и сделал революционный народ главным героем идеологически выдержанного сочинения.

По прошествии более чем 75 лет со дня премьеры, от советского революционного блокбастера остались «рожки да ножки». Но Алексею Ратманскому, тем не менее, пришла в голову идея возродить брендовое название, хотя и под новым соусом. Скрупулезно собрав все осколки, оставшиеся от прежнего 4-актного идеологического монстра, новый постановщик умело вплел сохранившееся куски в собственный авторский текст. Оставив все приметы сталинского стиля, он, однако, вовсе изменил содержание и вклинил модерновую хореографию.

История про взятие революционными массами королевского дворца Тюильри и народных гуляний по этому поводу заменили на душещипательный рассказ об изысканной молодой маркизе Аделине. Аристократка предала свой класс и родного отца в обмен на любовь простого крестьянского парня-здоровяка Жерома и встала на сторону восставшего народа. Затем же по воле этого самого народа в революциионом угаре была разоблачена и обезглавлена.
Таким образом, от прежней истории Жанны и Филиппа осталось только знаменитое и заезженное на всех балетных конкурсах па-де-де, которое теперь исполняется не в трико и пачке, а в платьице, сверкая панталонами. Крестьянин (Денис Савин) и маркиза (Нина Капцова), введенные Ратманским непосредственно из романа Феликса Гра «Марсельцы», на основе которого и было изготовлено в свое время старое либретто, стали новыми главными героями. И только яркий состав с Иваном Васильевым и Натальей Осиповой, ставший по недоразумению или вследствие театральных интриг и субординации вторым, сумел вернуть прежним революционным героям Жанне и Филиппу их прямое предназначение зажигать народные массы.
Другому сохраненному куску хореографии Вайнонена – па-де-де актера (Руслан Скворцов) и актрисы (Анна Антоничева), исполняющих при королевском дворе балет «Ринальдо и Армида», Ратманский уготовил участь не просто зарисовки последних дней придворной жизни накануне свержения монархии пьяной толпой. Век пудреных париков и мушек, Марии-Антуанетты (талантливо исполненной в новой версии Людмилой Семенякой) и Людовика XVI (пародийно и приторно показанного непотопляемым директором балетной труппы Большого Геннадием Яниным) оказался слишком коротким. В прежнем либретто разоблачившая готовящийся роялистский заговор актриса искренне и пылко переходила на сторону восставших. Ныне, видимо, разочаровавшись в актерской братии, худрук Большого, неоднократно вступавший в конфликт с балетными примами и премьерами, напоследок перед уходом решил изобразить их довольно жестко. «И вашим, и нашим, всем спляшем», – такими идеологическими проститутками и перевертышами представлены балетные артисты в новом и последнем (в качестве худрука) сочинении Ратманского.

Горькая ирония Ратманского, видимо, вызвана судьбой одного из постановщиков этого советского шлягера Сергея Радлова.

Воодушевленно ставивший спектакли при сталинском режиме, бывший эстет из кружка Михаила Кузмина не усмирил своего идеологического рвения, когда неожиданно оказался в ходе войны на оккупированной немцами территории и ставил свои спектакли уже в Берлине, обслуживая режим Гитлера.

Заканчивается новый спектакль, как и раньше, сочиненной Радловым и Вайноненом знаменитой сценой наступления революционной толпы со штыками и стягами наперевес прямо на зрительный зал. Только теперь толпа растаптывает по ходу дела сошедшего в революционном вихре с ума главного героя, убаюкивающего отрубленную голову своей возлюбленной.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10943

СообщениеДобавлено: Пт Июл 04, 2008 3:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008070405
Тема| Балет, БТ, Пламя Парижа, Премьера
Авторы| Гуля Балтаева
Заголовок| В Москве зажгли "Пламя Парижа"
Где опубликовано| Вести
Дата публикации| 03.07.2008
Ссылка| http://www.vesti.ru/doc.html?id=191919
Аннотация|



На сцену Большого вернулось "Пламя Парижа" - самый идеологизированный балет советской эпохи. Правда, от постановки 1932 года осталось немногим больше названия: в балете новая хореография и новое либретто. А вот размах остался прежним: на фоне роскошных декораций танцуют 140 человек.

Это самый сложный спектакль из всех, что я танцевала, призналась на репетиции, тяжело дыша, любимица лондонской и парижской публики Наталья Осипова. "Конечно, для нас, классических балерин, это очень тяжело. Абсолютно другие мышцы работают, плюс все темпераментно нужно танцевать, поэтому устаешь в пять раз больше", - рассказывает солистка ГАБТ. "Нельзя танцевать в полноги. Нужна максимальная экспрессия, максимальная динамика. Трудно танцевать, чисто народные движения", - вторят ей коллеги Александр Волчков и Денис Савин.

Отец сам был блестящим танцовщиком, говорит про постановщика балета "Пламя Парижа" Василия Вайнонена его сын. "Он, если знал, что сам может исполнить движение, то заставлял исполнить артиста: раз я могу, то и ты можешь", - рассказывает журналист и поэт Никита Вайнонен.

А еще очень сложно было найти аргументы в пользу поступков героини, говорит солистка другого состава (всего их четыре в этом грандиозном спектакле, где задействована просто вся труппа). "Что чувствует в себе человек, готовый вести на баррикады?! Я не застала того времени, когда народ объединяла идеология. Эпопея с футболом помогла. Потому что я, конечно, не мяч, за который переживали все, но я увидела единение толпы. Это было очень важное наблюдение для меня, потому что мы этого лишены", - делится тайнами мастерства балерина Мария Александрова.

Это не про плохих аристократов и хороший народ, что в тридцатые годы в Советском Союзе считывалось как борьба красных и белых. Это - про революцию, делающую одних счастливыми, а других - несчастными. Как дочь маркиза, которая влюбилась в крестьянина. Он ответил взаимностью, но гильотина помешала осуществиться далеко идущим планам.

Этих историй в версии Василия Вайнонена не было. Их сочинил худрук балета Большого театра Алексей Ратманский, абсолютно убежденный в том, что только так - через конкретных людей, с конкретными историями - можно удержать современного зрителя в театре. Создавая спектакль, он в деталях изучал переворот, который запомнился многим отнюдь не казнями и массовыми убийствами. "Обыватель знает о Французской революции то, что можно сказать тремя словами: свобода, равенство и братство. Это прекрасные понятия", - объясняет Ратманский.

В роли Марии-Антуанетты - народная артистка СССР Людмила Семеняка, царствовавшая на сцене в советские времена, а сейчас преподающая в Большом театре. Своими преемниками Людмила Ивановна довольна: "Очень сильно танцует молодежь, прекрасно танцует. Я даже не ожидала в них столько огня, энергии".

Любимый спектакль Сталина, который генсек смотрел раз пятнадцать и даже наградил премией имени себя, вошел в историю еще и анекдотом, который в своем "Соло на ундервуде" запечатлел Довлатов. Про диалог, якобы случившийся между Стахановым, впервые попавшем в Большой, и Немировичем-Данченко: "Почему молчат?" - удивлялся передовик производства. "Такой вид искусства – балет", - вежливо в который раз отвечал режиссер. И тут грянула "Марсельеза". "Батя, - усмехнулся Стаханов, - да мы оба в театре - первый раз".

Попытка, казалось бы, с самого начала обреченная на провал – восстановить балет советских времен, пусть и бывший шлягером, хитом, - обернулась удачей. Назвать триумфом, наверное, это еще рано. Сегодня только премьера, но, похоже, очень скоро "Пламя Парижа" переметнется из Большого театра на сцены Гран-опера, Ла-Скала и Ковент-Гардена.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10943

СообщениеДобавлено: Пт Июл 04, 2008 3:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008070406
Тема| Балет, БТ, Пламя Парижа, Премьера
Авторы| Гуля Балтаева
Заголовок| Французская революция на сцене Большого театра
Где опубликовано| Телеканал «Культура»
Дата публикации| 03.07.2008
Ссылка| http://www.tvkultura.ru/news.html?id=239994&cid=178
Аннотация|

В Большом Театре возрожден легендарный спектакль Василия Вайнонена «Пламя Парижа». Возрожден, скорее, образ спектакля. Документальных свидетельств о постановке 1930-х годов почти не осталось, и Алексею Ратманскому по сути пришлось создавать новый вариант. Масштаб и сложность задуманного действа столь велики, что в афише числятся четыре балетных состава, и в каждом участвуют известные солисты. О том, как «идеалы» Французской революции преподносятся со сцены Большого театра, рассказывают «Новости культуры».

Ажиотаж вокруг восстановленного советского балета под стать его масштабам. На сцене одновременно танцуют сто сорок человек; в спектакле есть десять главных партий; для этой постановки было сшито более двухсот костюмов. «Пламя Парижа» – это, пожалуй, самая громкая премьера сезона.

Пока зрители встречаются у входа в Большой, артисты взволнованно репетируют. Возрождение балета «Пламя Парижа» – это, скорее, его второе рождение. Алексей Ратманский пересмотрел прежнюю идею и заново создал либретто. В первой версии любимого Сталиным балета главной была, разумеется, революция. Теперь авторы сфокусированы на судьбе человека в исторических условиях.

«Эта эпоха, она выпала из репертуара театров и из сознания балетных людей, но на самом деле она была очень плодотворная. Это семьдесят лет истории развития балета, не говоря обо всем остальном», – замечает Ратманский.

Никита Вайнонен, сын хореографа-постановщика Василия Вайнонена, танцевал в первой версии «Пламени Парижа». Уже тогда он воспринимал этот балет как историческую ценность. «Какая агитка? Это эпос! Это хореографический эпос. Это может быть единственный балет в этом жанре, вообще в мировой хореографии!» – утверждает он.

От первой версии остались только документальные кадры отдельных партий и фотографии. Почти все хореографические рисунки Василия Вайнонена канули в лету. С точностью восстановить удалось лишь Па-де-де Жанны и Филиппа, Актера и Актрисы и танец басков.

Героиня Марии Александровой – крестьянская девушка и страстная революционерка. У Вайнонена это были два разных персонажа. Тем сложнее для балерины артистическая задача. «Быть и легкой, и влюбленной, и воздушной крестьянской девушкой, и в то же время обладать такой безумной, наверное, харизмой, чтобы поднять народ за собой», – говорит Мария.

Хореография женских партий осложняется тем, что в классических па-де-де у балерин на ногах пуанты, а в танце басков – туфли. «Всегда было разделение между балериной классической и балериной народно-характерного танца. Это было четкая специализация, которая велась еще со школы. Я должна буду и летать, и ползать», – добавляет Мария Александрова.

В тридцатые «Пламя Парижа» спасало русский балет от придирок советской власти к буржуазному стилю этого вида искусства. Новую версию этого спектакля сегодня вряд ли можно считать политической агитацией. Скорее, это попытка возродить еще один исторически важный спектакль в репертуаре Большого.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25184
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Июл 04, 2008 3:40 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008070407
Тема| Балет, БТ, Пламя Парижа, Премьера
Авторы| Майя Крылова
Заголовок| Аристократов на фонарь
Где опубликовано| Газета.Ру
Дата публикации| 04.07.2008
Ссылка| http://gazeta.ru/culture/2008/07/04/a_2773918.shtml
Аннотация|




Гильотина в рабочем состоянии и толпа с ружьями, грозно наступающая на первые ряды партера. Ужасы народного восстания вы увидите на сцене Большого театра в новом балете «Пламя Парижа».

Спектакль о Французской революции 1789 года сочинил худрук балета ГАБТа и хореограф Алексей Ратманский. Он вдохновился мотивами одноименного советского балета, который появился на свет в Ленинграде 7-го ноября 1932 года, к пятнадцатилетию Октябрьской революции. Спектакль сочинил молодой, полный творческого и классового энтузиазма хореограф Василий Вайнонен, позже прославившийся очаровательной версией «Щелкунчика», до сих пор популярной.

Текст буклета «Пламени» напоминал выдержки из учебника советской истории: ликвидация остатков монархического строя, переход власти в руки крупной буржуазии, благотворное влияние якобинцев… В основу либретто были положены подлинные исторические события. Подпираемый социальным заказом времени, Вайнонен создал балет, где главным героем стал восставший народ — в спектакле отряд революционных волонтеров из Марселя идет в Париж, чтобы ускорить падение монархии. В реальной истории марсельцев вызвали в столицу умеренные революционеры-жирондисты.

«Умеренные» не ведали, что сами вырыли себе могилу.

Марсельцы-то пришли и монархию убили, но, по естественной логике революций, расправились не только с аристократами, но и с самими жирондистами. Такие исторические тонкости в балете остаются за кадром, но по ходу действия спектакля народ сначала страдает от произвола феодалов, а потом яростно штурмует Тюильри, после чего празднует победу над классовым врагом. Дворяне же красиво проводят последние часы жизни, созерцая манерный придворный балет «Ринальдо и Армида» с Амуром, фижмами и фуриями. Все это под партитуру Бориса Асафьева, тонко слепившего и по-современному оркестровавшего коллаж из произведений композиторов 18 века.

Эпоха требовала воспеть восстание масс, и постановщики это сделали. Но политика политикой, а балет – балетом.

Вайнонен был настоящим балетным профессионалом, и это спасло спектакль.

В глубине творческой души постановщик знал, что сюжет про революцию хорош как повод для движений: народные сцены — для характерного танца, придворные – для классического. А удачный балет есть смена пластических эмоций, для чего исторически-костюмное действо дает прекрасную возможность. Не имея возможности изучать подлинные народные пляски в эпоху изоляции СССР от Европы, Вайнонен сумел сочинить собственные танцы басков – чудо экспрессии, к счастью, сохранившееся, он поставил залихватские фарандолы и карманьолы, овернский и марсельский танцы по одним лишь рисункам из Эрмитажа. А заодно придумал классическое па-де-де, ставшее позже хитом балетных концертов и конкурсов. Без всего этого «актуальный» балет был бы похож не на театр, а на громкоговоритель со столба, изрыгающий порции агитки.

Приступив к постановке, Ратманский сократил балет и изменил либретто. Он задумал сделать реальную драму идей и людей, попавших под каток истории. Сегодня мы против террора, и советский балет нам не указ. Панегирика восстанию в новом спектакле не возникает, наоборот, жестокая толпа топчет идеалы свободы, равенства и братства. Появилась и любовная линия, которой не было у Вайнонена. В балете две пары влюбленных:

Марселец Филипп обожает деревенскую девицу Жанну, а ее брат, крестьянин Жером, милуется… только не смейтесь… с дочкой маркиза.

Эту самую дочку, сочувствующую революции, позже казнят на гильотине. Экстаз событий первые исполнители передают более чем хорошо. У Марии Александровой (Жанна) и Дениса Савина (Жером) в танце душа как будто рвется из тела, что и требуется в их экстатических партиях. Вот только население революционной Франции в трактовке труппы существует… как бы это сказать… ровненько. Не особо изумляя энергетическим порывом, так пленявшим, по рассказам современников, в советском «Пламени Парижа»: те артисты знали, что такое восстание, не понаслышке, и верили в него. В умах нынешних исполнителей слово «революция» — пустой звук, а штурм Тюильри или взятие Зимнего дворца — сказки минувших дней, не имеющие отношения к их ментальности.

Для социальной стабильности это здорово. Для эстетической правды балета — плохо.

По ходу работы Ратманский столкнулся с непредвиденными обстоятельствами. Он рассчитывал восстановить хореографию Вайнонена, а там, где не получится, досочинить сам. Оказалось, что от старого балета реально сохранилось танцев минут на двадцать, а вспомнить прежнюю хореографию спектакля, выпавшего из афиши в 60-е годы, не смогла даже бригада ветеранов сцены, приглашенная на консультации. Фрагменты подлинника, конечно, сохранены. Остальное Ратманский ставил сам. Вслед за первоисточником он чередует танцы, от героических и куртуазных до простодушных и воинственных, и стилистически точно воссоздает манеры разных сословий. Получилось добротное, чуть гламурное, увлекательно-стремительное зрелище, без изысков, особенно в классической хореографии.

Но автор слишком сильно ужал четырехактный спектакль в два действия, не продумал до конца логику действия и режиссуру мизансцен. Балет местами драматургически перекошен и похож на скороговорку. Раздутый пролог с затянутым танцем охотников — и наспех сделанные, чересчур краткие сцены знакомства главных героев. Невнятные пантомимные эпизоды, так что иной раз не разберешь, что, собственно, происходит — и неуместно вставленное в гущу сражения лирическое адажио маркизы с крестьянином:

Многостаночник Жером успевает и нежно пофлиртовать с дамой сердца, и побегать с ружьем в толпе.

Но убеждает финал, он сделан как историческая фантасмагория, в которой на равных кружатся живые и мертвые, правые и виноватые. Черно-белые декорации Ильи Уткина и Евгения Монахова (известные архитекторы, они выстроили сценографию как серию «старинных» бумажных гравюр) от конвульсий революционного террора как бы покрываются кровью (спецэффекты художника по свету Дамира Исмагилова). А герой, фатально выметаемый из истории вооруженным народом, получает в подарок отрубленную голову любимой женщины…

Конечно, Ратманский не может без иронии. Вот и Людовик 16-й у него похож на глупую куклу, а маркиз вылетает на сцену как стандартный принц из «Лебединого озера». Самую злую сатиру хореограф сделал на балетных артистов, которые с одинаковой любезно-безразличной манерой исполняют и монархический опус в Версале, и революционный «Триумф Республики». Танцовщикам и балеринам, по Ратманскому, все равно, что и перед какой властью танцевать. Лишь бы платили.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
Страница 2 из 10

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика