Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2003-06

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Газетный киоск
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 12087

СообщениеДобавлено: Вт Июн 18, 2019 5:48 pm    Заголовок сообщения: 2003-06 Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003063101
Тема| Музыка, Венский филармонический оркестр, Гастроли в Москве, Персоналии, В. Гергиев
Авторы| Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ
Заголовок| Счастливая ничья
В Москве выступил Венский филармонический оркестр
Где опубликовано| Время новостей
Дата публикации| 2003-06-30
Ссылка| http://www.vremya.ru/2003/127/10/75278.html
Аннотация|

Не избалованной в отношении хорошей музыки летней Москве в минувший четверг выпало почти сказочное счастье в виде единственного концерта Венского филармонического оркестра -- за что, как ни парадоксально, нужно было благодарить Петербург, в честь 300-летия которого Валерий Гергиев зазвал в обе столицы легендарных музыкантов. По существу, сам факт концерта лучшего оркестра мира можно было счесть выдающимся и ограничиться справедливой похвалой первого маэстро Государства Российского; однако безупречность предстоящего события была подвергнута сомнению в связи с весьма необычным выбором программы. Маэстро Гергиев и венские филармоники выбрали для своего российского мини-турне двух композиторов, которые при нормальных условиях вряд ли когда-нибудь оказались бы соседями -- Иоганна Штрауса (скромное ассорти вальсов и полек) и Чайковского (Шестая симфония). Точнее говоря, балетные сюиты Чайковского вполне импонировали бы венским миниатюрам «короля вальсов», но выбор последнего и одного из трагичных опусов композитора многих поставил в тупик. Оба автора оказались в оппозиции друг к другу: более того, такая расстановка сил обещала негласное единоборство между дирижером, признанным интерпретатором именно Шестой симфонии, и оркестром, которому нет равных в исполнении штраусовских миниатюр.

Посла того как в финале вечера смолкли последние звуки «Патетической», стало ясно, что поединок закончился ничьей. Каждая из сторон сохранила свои преимущества. Вышедшие на сцену музыканты, каждый из которых был облачен в роскошный фрак, принесли с собою ощущение совершенно другой жизни, беззаботной и пьянящей, как хорошее шампанское: слушая Штрауса в оригинальной венской версии, можно было легко себе вообразить просторный бальный зал и скользящие по блестящему паркету пары. В этом репертуаре, фактически запатентованном венцами благодаря их знаменитым новогодним концертам, им не суждено, вероятно, когда-либо обрести достойных соперников -- избегая всякой приторности и кича, они мчались, подгоняемые ритмами вальсов и полек, столь изящно и непринужденно, что невольно возникала мысль, что дирижер им в общем-то и не нужен. Не то чтобы Гергиев чувствовал себя чужим на этом празднике жизни -- просто он мудро полагался на многолетний опыт музыкантов, будучи в авангарде этой танцевальной процессии, но совершенно не претендуя на то, чтобы как-то по-новому вычерчивать их хореографический контур. Даже после этого любопытного опыта в «легком жанре» Гергиева трудно будет представить в роли веселого кутилы на венском новогоднем концерте, однако то, с какой легкостью он, предпочитающий быть лидером везде и во всем, принял правила чужой игры, достойно искреннего восхищения.

В Чайковском расстановка сил изменилась и не только потому, что здесь Гергиев вышел на первый план. Оркестру, наконец, выпала долгожданная возможность показать то, за что его называют первым из первых во всем мире, -- свою культуру звука. Венцы не разочаровали, хотя утверждения завсегдатаев их концертов о том, что духовые в этом легендарном ансамбле уступают струнным, оказались абсолютной правдой. Ощущения от игры струнников действительно трудно адекватно воспроизвести в словах -- когда от одного пиццикато контрабасов по залу проходит электрический разряд, а от лиричной темы Вальса в «Патетической» немного кружится голова. Венцы культивируют звук кристальной чистоты и благородства, окутывающий со всех сторон и полностью подчиняющий себе, что весьма кстати пришлось в лирических эпизодах симфонии. Когда же обжигающая гергиевская энергия начинает «выкипать», то они отдают залу тутти такой мощи, что кажется, что тебя сносит звуковой волной. Именно эта избыточность, при которой полностью прозвучена каждая секунда музыкального сюжета, способна была в две минуты положить на лопатки любого. В первой части и трагическом финале-эпитафии темные краски были предельно сгущены, тем более ослепительным вышел бравурный Вальс-скерцо, после которого зал непроизвольно зашелся в овациях.

Наверное, тем, кто ожидал какой-то принципиально новой концепции этого хрестоматийного опуса, и пришлось остаться не до конца удовлетворенными -- на сей раз Гергиев просто демонстрировал силу и профессиональный блеск своих подопечных, что и стало главным подарком публике. Ибо следующего раза, когда Большой зал Консерватории до краев наполнит уникальный венский звук, придется ждать еще очень долго.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 5022

СообщениеДобавлено: Вт Июн 16, 2020 6:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003063102
Тема| Музыка, "Виртуозы Москвы", Персоналии, Теодор Курентзис, Дмитрий Корчак, Наталья Загоринская
Авторы| Екатерина Бирюкова
Заголовок| Дирижер танцующий
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 2003-06-06
Ссылка| https://iz.ru/news/277586
Аннотация| КОНЦЕРТ

В Малом зале консерватории весь вечер играли музыку ХХ века. Как ни странно, она оказалась совершенно понятной, заводной, эмоциональной и очень красивой. Виной тому был молодой маэстро Теодор Курентзис, вставший за пульт фирменного оркестра Владимира Спивакова. Элегантная программа из сочинений Бриттена, Пуленка и Бартока была составлена под знаком "консонансов ХХ века" - этот удачный термин, не так давно придуманный для своего цикла концертов московско-питерским пианистом Алексеем Гориболем, пора бы взять на всеобщее вооружение.
Сейчас уже ни для кого не секрет, что в ХХ веке композиторы не только занимались страшными экспериментами, но и писали вполне человеческую, иногда даже слишком человеческую музыку. Теперь потихоньку пошла мода ее исполнять, отыскивая в ней благозвучные аккорды, любуясь простотой и даже салонностью иных опусов, а заодно и умиляясь тому, как быстро стирается граница между прошлым и позапрошлым веками. Стирается она, впрочем, лишь тогда, когда выходящий на сцену музыкант сам этой границы не чувствует. Таких специалистов у нас пока немного, и Теодор Курентзис - явно один из них. Молодой маэстро греческого происхождения за последние несколько сезонов превратился в заметную и вполне модную фигуру, перспективность которой он доказывает нечастыми, но всегда успешными акциями. У него нет ни оркестра, ни постоянного места работы, зато имеется кураж и такая экстравагантная манера поведения за пультом, что увидевший Курентзиса один раз уже никогда его не забудет. За пультом он то ли танцует, то ли лицедействует. Излишняя его театральность, о которой - в случае если маэстро когда-нибудь станет звездой - без сомнения будет написано еще много метких журналистских строк, может раздражать и отвлекать. Но она ни в коей мере не отменяет динамичной, перченой и увлекательной музыки, которую всякий раз Курентзису удается добиться от вверенных ему музыкантов.
Слабым местом Курентзиса, как ни странно, является его чересчур серьезное отношение решительно ко всему, что он играет. В смертный бой за чистое и высокое искусство дирижер бросается и тогда, когда исполняет вполне годящихся на то Бриттена (в программе были две его тончайшие вокальные вещи - "Серенада" с солирующими тенором и валторной и "Федра" для сопрано) и Бартока (этнические "Румынские танцы"); и тогда, когда берется за хохмача Пуленка с его псевдобарочным органным Концертом; и когда обыгрывает вызывающе хитовыми бисами ("Серенада" Чайковского и кусок из "Времен года" Вивальди) легкомысленный имидж спиваковского оркестра. Пуленку, на мой вкус, не помешало бы немного юмора, а заезженному Чайковскому - изящества.
Впрочем, "Виртуозы Москвы" вообще вполне могли бы обойтись без циркового бисового финала - они его вовсе не заслужили. Всю элитарную часть программы оркестр провел великолепно, послушно повинуясь диковинным движениям выразительного дирижерского стана (Курентзис дирижирует всем телом, начиная прямо с ног). Вместе с "Виртуозами" удачно выступили оба вокалиста, приглашенные для двух бриттеновских вещей, - молодой тенор Дмитрий Корчак с нежнейшим верхним регистром и идеальным английским языком и опытное сопрано Наталья Загоринская. Солируя в центральном номере программы - кантате "Федра", написанной Бриттеном незадолго до смерти, - Загоринская не хуже Курентзиса сумела сделать консонансы ХХ века понятными, острыми и очень человеческими.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Газетный киоск Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика