Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
КОНКУРС КОМПОЗИТОРОВ «ПАРТИТУРА»

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Музыкальное фойе
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4820

СообщениеДобавлено: Сб Дек 07, 2019 11:16 pm    Заголовок сообщения: КОНКУРС КОМПОЗИТОРОВ «ПАРТИТУРА» Ответить с цитатой

ОБЪЯВЛЕН КОНКУРС КОМПОЗИТОРОВ «ПАРТИТУРА»

Петр Поспелов, "Музыкальная жизнь"
http://muzlifemagazine.ru/obyavlen-konkurs-kompozitorov-part/

СЕМЬ СИМФОНИЧЕСКИХ НОМИНАЦИЙ – ТАКОГО МАСШТАБА МЫ ЕЩЕ НЕ ЗНАЛИ

Новый композиторский конкурс не требует от композиторов новинок, зато обещает денежные премии и планирует медийный резонанс. Проект комментирует шеф-редактор издательства «Композитор» Петр Поспелов, приглашенный стать музыковедом-консультантом конкурса.

Всего каких-нибудь десять лет назад профессия современного композитора была внутрицеховым достоянием: для широкого слушателя серьезная музыка заканчивалась на Шостаковиче и Свиридове, в лучшем случае – на Шнитке. Хотя кто-то знал о Десятникове, чья опера «Дети Розенталя» была со скандалом поставлена в Большом театре, и о Мартынове, написавшем не менее скандальную книгу «Конец времени композиторов».

Ситуация стала меняться с выходом на арену медийно активных авангардных композиторов среднего поколения, которых стали поддерживать медийные режиссеры и дирижеры. Свою лепту в восстановление престижа композиторской профессии внесли деятели театра: современных композиторов стали активно привлекать худруки ведущих российских сцен — Кирилл Серебренников, Борис Юхананов, Валерий Фокин, Андрей Могучий. На фестивале «Золотая маска» каждый год вручается награда в номинации «Лучшая работа композитора в музыкальном театре».

Ныне статус профессии признан всем миром современного искусства, а одним из показателей изменившейся ситуации стал бум композиторских конкурсов. Большинство из них проходило и проходит в камерном формате – как, например, конкурс Союза композиторов России Avanti. Но и пара заметных симфонических конкурсов тоже имела место.

В 2010 году прошел конкурс компании Google, выбравшей лицом Теодора Курентзиса. Десятки тысяч пользователей канала YouTube посмотрели и послушали симфонические сочинения финалистов в исполнении Российского национального оркестра – но сказать, что музыка им понравилась, было бы большой натяжкой. Профессиональное жюри тоже не проявило энтузиазма: первая премия не была присуждена никому.

Гораздо успешнее прошел конкурс «Другое пространство», организованный в 2018 году Московской филармонией под художественным руководством Владимира Юровского. Здесь победителей было целых 17. Формально лучших из них не выбирали, но по факту ими оказались те двое, чьи партитуры отобрал для собственного исполнения в Москве сам Юровский – Алексей Ретинский и Евгения Бриль. Еще семерых лауреатов разобрали другие дирижеры, исполнившие их сочинения в разных городах России.

Новый конкурс «Партитура» намерен превзойти масштабом все доселе существовавшие конкурсы композиторов. В нем семь симфонических номинаций – сочинения крупной и малой формы (впрочем, те и другие обязаны уложиться в хронометраж от 10 до 20 минут), опера и балет (могут подаваться во фрагментах), инструментальное или вокальное соло с оркестром, эстрадно-симфоническая музыка и музыка для кино. Произведения 35 финалистов исполнит и запишет Московский государственный симфонический оркестр Павла Когана. Кто будет дирижировать, пока не сказано. Итоговый концерт пройдет 21 марта в Большом зале консерватории, а 18 апреля сочинения лауреатов сыграют для молодежной аудитории в зале «Вегас сити холл» на берегу Москва-реки. Семи лауреатам «Партитура» выдаст по 200 тысяч рублей в каждой номинации.

Конкурс пройдет при поддержке Фонда президентских грантов, а организатором выступит Фонд развития современного искусства (ФРСИ), которым руководит Иван Демидов, теперь ставший директором парка «Зарядье». Этот фонд известен, в частности, проведением конкурса театральных пьес «Кульминация», на котором выбираются лучшие из пьес, победивших на других конкурсах вроде «Любимовки». Своего рода конкурсом конкурсов может стать и «Партитура»: на него разрешается подавать сочинения, уже засветившиеся на сцене и даже имеющие премии, но все равно анонимно. Писать новые вещи особо некогда: прием заявок уже открыт и продлится всего лишь до конца года.

Возрастной ценз участников – от 6 до 35 лет. Нижний порог, вероятно, отражает запрос общества на вундеркиндов, верхний же означает официальный возраст, до которого человек считается молодым.

Старт конкурса выглядит обещающим, дальнейшее зависит от многого – как сработают отборщики, как справится оркестр, что решит экспертный совет (так называется жюри, в которое на общественных началах войдут авторитетные музыканты весьма разного толка – от ректора Московской консерватории Александра Соколова по пианиста-экспериментатора Петра Айду). В случае успеха конкурс осветит лучами славы уже известных или же новых героев, а профессия композитора укрепит свой престиж в глазах не только продвинутых потребителей культуры, но и широкой публики.

Официальный сайт конкурса «Партитура»: https://partitura-konkurs.ru/
Прием заявок до 31 декабря
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4820

СообщениеДобавлено: Ср Дек 18, 2019 7:47 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



Учрежден новый конкурс для молодых композиторов
https://www.colta.ru/news/23243-uchrezhden-novyy-konkurs-dlya-molodyh-kompozitorov

До 31 декабря открыт прием заявок от композиторов не старше 35 лет на участие в первом всероссийском конкурсе «Партитура», который организует Фонд развития современного искусства.
Заявки принимаются на официальном сайте конкурса «Партитура». Конкурс проводится по семи номинациям: симфонические произведения большой и малой формы, соло с оркестром, опера, балет, эстрадно-симфоническая музыка и музыка для кино.
Отборочная комиссия рассматривает сочинения длительностью от 10 до 20 минут, в том числе и те, которые ранее участвовали в других конкурсах.
Весной 35 лучших партитур будут записаны Московским государственным академическим симфоническим оркестром (МГАСО) под управлением Павла Когана. Произведения лауреатов прозвучат 21 марта в Большом зале Московской консерватории, а 18 апреля сочинения участников конкурса будут исполнены для молодежной аудитории в зале Vegas City Hall.
Согласно Положению о конкурсе, в каждой из семи номинаций победители получат по 200 000 рублей.
Победителей конкурса «Партитура» определит экспертный совет, в который вошли художественный руководитель и
главный дирижер МГАСО Павел Коган, генеральный директор — художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман, генеральный директор Союза композиторов России Карина Абрамян, ректор Московской консерватории Александр Соколов, композитор Рашид Калимуллин, пианист, композитор и музыкальный критик Петр Айду, а также композитор, профессор Московской консерватории, основатель Студии новой музыки Владимир Тарнопольский.
«Я совсем не являюсь сторонником учреждения любимого организаторами многих российских конкурсов одного вызывающе "высокого" Grand Prix, а считаю, что у нас, как и во всех цивилизованных странах, нужно было уже давно создать элементарную системузаказов оркестрами и фестивалями сочинений композиторам, — прокомментировал COLTA.RU Владимир Тарнопольский. — А пока этого нет, нужно искать возможности хотя бы через конкурсы поддержать как можно большее количество молодых авторов. Именно в этом я вижу главную цель конкурса "Партитура" с его в высшей степени странными, но в нашей ситуации, может быть, и полезными семью номинациями».
Конкурс проводится с использованием гранта президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4820

СообщениеДобавлено: Ср Дек 18, 2019 7:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

«Пока нет системы заказа партитур, пусть выручают конкурсы»
ВЛАДИМИР ТАРНОПОЛЬСКИЙ О КОНКУРСЕ «ПАРТИТУРА» И О КОМПОЗИТОРСКИХ КОНКУРСАХ ВООБЩЕ

Известный композитор, профессор Московской консерватории, основатель «Студии новой музыки» Владимир Тарнопольский согласился войти в экспертный совет конкурса молодых композиторов «Партитура».

18 ДЕКАБРЯ 2019
https://www.colta.ru/articles/music_classic/23246-vladimir-tarnopolskiy-o-konkurse-partitura



Мне довольно часто приходится работать в жюри различных композиторских конкурсов в разных странах, но при этом я с некоторой осторожностью отношусь к самой этой форме композиторской презентации. Причин тому несколько. Ну вот взять хотя бы пресловутую «объективность решений» — может ли она вообще быть достигнута при оценке произведения искусства? Если все члены жюри придерживаются сходных эстетических воззрений, результат будет заведомо тенденциозным. В случаях же, когда жюри слишком «контрастно» по своему составу, чаще всего побеждают «усредненные» партитуры — те, которые ни у кого не вызвали отторжения своей новизной, но выглядели в общем контексте «нормативно-добротными».

Другая, еще более важная, проблема специфична именно для ситуации в нашей стране. Чтобы написать интересное оркестровое сочинение, необходим высокий общий уровень знания современной музыки, понимания различных направлений, оркестровых стилей, умения анализировать и слышать партитуры. Наконец, необходим определенный собственный опыт работы с оркестром. К сожалению, ничего этого у подавляющего большинства российских участников нет. В наших региональных консерваториях нет ни материалов по современной музыке, ни достаточного числа специалистов. У интересующихся этой темой музыкантов элементарно нет доступа к современным партитурам, к специальной литературе. Уже 20 лет в Московской консерватории существует кафедра современной музыки, которая разработала курсы для каждой из музыкальных специальностей, но этот опыт остается в нашей стране совершенно невостребованным. Какие только требования к консерваторским программам не спускаются сегодня сверху, но вот требования подвести студентов к современности пока не поступало, изучение музыкальной современности — «дело рук самих утопающих».

Тем не менее давайте представим себе, что жюри единогласно проголосовало за какой-то настоящий шедевр. И здесь я задаю себе вопрос: а смогут ли вообще наши оркестры сыграть по-настоящему новаторское сочинение? Ведь для того, чтобы играть современную музыку, нужен специальный опыт, этому нужно специально учиться, для этого нужно систематически, на протяжении многих лет, исполнять новую музыку. Ведь классико-романтические идиомы мы осознанно или подсознательно учим с детского сада, а вот до новейших дело не доходит даже в консерваториях! Посмотрите отчеты российских оркестров: в графе «современная музыка» вы обнаружите в основном исполнения... увертюр из оперетт или музыки к кинофильмам. Даже если просмотреть программы «продвинутых» московских оркестров, то и в них (за единственным исключением — Госоркестр с Владимиром Юровским) не найти не то что классики второй половины XX века — Штокхаузена, Ксенакиса или Лигети, но даже довоенных хрестоматийных сочинений Берга, Вареза или Гавриила Попова. Некоторые из них до сих пор еще ни разу в России не исполнялись! Просто завидуешь нашим молодым дирижерам — эпоха музыкальных «географических открытий» для всего мира уже закончилась, а у нас она еще и не начиналась, и вся радость открытий оркестровой классики XX века у нас впереди!

Но самая главная проблема заключается, на мой взгляд, в том, что в нашем сознании пока еще не произошла дифференциация между современной прикладной и современной классической музыкой. Мы все еще пребываем в какой-то синкретической взвеси даже в классификации этих явлений. Вот разница между фундаментальной наукой и наукой прикладной понятна — сегодня никому не нужно объяснять, что, например, фундаментальные исследования генома человека станут основой прикладных методик лечения генетических заболеваний. Но как только дело доходит до музыки, здесь у нас почти всегда прикладное, производное выдается за первичное, что-то «мюзиклоподобное» — за оперу, а то, что раньше называлось бы эстрадно-симфонической сюитой, — за симфонию. А до собственно современной музыки дело не доходит! В нeмецком языке, который всегда очень точно определяет и разграничивает явления, есть четкое разделение на ernste Musik (серьезная музыка) и Unterhaltungsmusik (прикладная музыка), и это настолько общепринято, что в бытовом языке немцы уже давно не проговаривают эти выражения целиком, а пользуются их разговорными сокращениями — E-Musik и U-Musik, и здесь ни у кого не возникает никаких вопросов. У нас же даже автор песни, переложенной для оркестра, считает себя композитором «серьезного» жанра, а солидный оперный театр на голубом глазу может поставить нечто вроде мюзикла в качестве образца «новой оперы» или «балета».

Адорно рассматривал музыкальное сочинение как партитуру состояния общества. Мне кажется, что некоторые наши проблемы — не только в области музыки, но и в плане развития науки и самого общества — происходят от подобного откровенно популистского подхода. И на вопрос, что, на мой взгляд, может дать еще один конкурс, я бы ответил так: может быть, он поможет создать ту среду, в которой подобные вопросы будут хотя бы дискутироваться.

Я совсем не являюсь сторонником учреждения любимого организаторами многих российских конкурсов одного вызывающе «высокого» Grand Prix, а считаю, что у нас, как и во всех цивилизованных странах, нужно было уже давно создать элементарную систему заказов сочинений композиторам со стороны оркестров и фестивалей. А пока этого нет, нужно искать возможности хотя бы через конкурсы поддержать как можно большее количество молодых авторов. Именно в этом я вижу главную цель конкурса «Партитура» с его в высшей степени странными, но в нашей ситуации, может быть, и полезными семью номинациями.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4820

СообщениеДобавлено: Чт Мар 12, 2020 11:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

На первом этапе конкурса отборочная комиссия Первого Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура» подвела итоги.
https://partitura-konkurs.ru/laureates-winners

В лонг-лист вошли 35 произведений – по пять в каждой номинации:

Номинация «Симфоническое произведение крупной формы»
Александров Иван (Санкт-Петербург). Зимние сцены
Архипов Кирилл (Москва). Аномалия
Бузовкина Екатерина (Москва). Другие поля
Кудрявцев Андрей (Москва). На горизонте
Холопов Игорь (Москва). Урок, фантазия

Номинация «Симфоническое произведение малой формы»
Вайнберг Елена (Москва). North Sea
Маминова Дария (Санкт-Петербург). Не одна во поле дорожка
Пильчен Даниил (Москва). Грустные страшные клоуны
Попков Алексей (Москва). Симфонические вариации
Поспелова Анна (Москва). Equilibrio

Номинация «Произведение для одного или нескольких инструментов / голосов с оркестром»
Бесогонов Андрей (Балашиха). Концерт для фагота и симфонического оркестра
Захаров Андрей (Ростов-на-Дону). Концерт для скрипки с оркестром и камерным хором. Памяти Виталия Ходоша
Зубец Андрей (Москва). Музыка к свету
Хоменко Николай (Москва). Концерт для виолончели с оркестром
Щевелев Денис (Москва). Dances About The Past

Номинация «Оперная музыка или музыка оперетты»
Колованов Иван (Березовский). Йерма
Писаревский Денис (Москва). Контрабас, лирические сцены
Подзорова Алина (Москва). Апноэ
Суворов Дмитрий (Москва). Марина
Чернаков Алексей (Москва). Вещий сон

Номинация «Балетная музыка»
Исламов Булат (Уфа). Песочный человек
Коргуева Эльвира (Ростов-на-Дону). Призрачное свидание, три номера из балета
Костюкова Анастасия (Казань). По ту сторону зеркала
Кузьмина Анна (Санкт-Петербург). В её руках были ирисы, танцевальное повествование
Прокудин-Лемешев Сергей (Москва). Сказки Востока, балетная сюита

Номинация «Эстрадно-симфоническое произведение»
Григорович Евгений (Санкт-Петербург). Концерт с красками джаза
Кошелев Владимир (Красноярск). Небеса на ладонях
Пысь Артём (Москва). В присутствии Любви и Смерти
Севостьянов Данил (Реутов). Старое воспоминание
Шатковская-Айзенберг Татьяна (Москва). Salut to spirituals!

Номинация «Киномузыка»
Алейников Александр (Москва). Киносюита в 8 частях
Бердникова Олеся (Гатчина). Позвоните Мышкину, сюита из кинофильма
Вишневский Борис (Москва). Hyperion
Кабардоков Мурат (Санкт-Петербург). Человек с киноаппаратом, музыка к фильму
Низамов Эльмир (Казань). Упёртый, музыка к кинофильму

Семерых лауреатов назовут в конце марта. Премия составит 200 000 рублей каждому победителю. Сочинения лауреатов прозвучат и будут изданы.

Гала-концерт — исполнение произведений-победителей конкурса — состоится 21 марта 2020 года в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Музыкальное фойе Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика