Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
ЕНУФА. ("Её падчерица"). Леош Яначек.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Газетный киоск
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1702
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 21, 2007 7:36 am    Заголовок сообщения: ЕНУФА. ("Её падчерица"). Леош Яначек. Ответить с цитатой

“Енуфа” в Штутгартской опере


Ведомости, 20 февраля 2007 года. Екатерина Бирюкова.Тряпичное дело

В Штутгартской опере, славящейся своей передовой режиссурой, поставили “Енуфу” — один из шедевров чешского оперного классика ХХ в. Леоша Яначека. Постановщик спектакля — знаменитый скандалист Каликсто Бието — сумел сделать страшную историю еще страшнее. А нас вскоре ждет версия той же оперы в Мариинском театре.
Каталонец Каликсто Бието последние годы сотрясает оперный мир лихо сделанными провокациями. Кровь и сперма обычно текут у него по сцене реками. На этом фоне новая его работа выглядит скорее невинно: никто не ходит голый, насилия по минимуму, вполне в соответствии с сюжетом. Надо сказать, что история, взятая Яначеком из пьесы чешcкой писательницы Габриэлы Прейссовой “Ее падчерица”, сама по себе так мрачна, что не требует дополнительных режиссерских усилий для того, чтобы испортить настроение зрителю.
Главные ее герои — два непутевых мужика (деревенский прожигатель жизни Штева и его сводный брат Лаца) и две несчастные женщины, одна из которых (старуха Костельничка) ради благополучия другой (своей падчерицы Енуфы) убивает ее незаконнорожденного ребенка.
Режиссер поместил свой спектакль в депрессивное пространство старой швейной фабрики, которая в финале сверкает ремонтом и
огромным количеством новых швейных машинок, но от этого выглядит еще большим издевательством. Тряпка — главный символ спектакля. В начале — груды старого тряпья, которое годится в качестве подстилки для влюбленной парочки, в конце — новенькие футболки, изготовленные дешевой рабочей силой из Восточной Европы, и довольно долго — тряпичные обрывки, изображающие убитого ребенка.
Наперекор либретто Костельничка не топит ребенка, а, разбив ему голову под истошный детский плач из динамиков, таскает с собой где-то под юбкой, как беременная. Режиссера в этой тяжкой бытовой истории больше всего интересует фигура убийцы, к очевидному внутреннему конфликту которой (убивать плохо, но иначе девушке, за которую она в ответе, не выйти замуж) он от себя добавил смачно выписанную тему такого вот страшноватенького материнства. У самой Костельнички нет детей. И вот в ней — немолодой, обрюзгшей, нечесаной — просыпается это животное чувство, которое в конце концов сводит ее с ума и потом в могилу (Яначек ни на чем таком не настаивал, ограничиваясь ее арестом). Начинается все с того, что еще живого ребенка она убаюкивает каким-то снотворным снадобьем, которое достает жестом женщины, достающей ребенку грудь. А заканчивается — пеленками для уже мертвого, которые она рвет из свадебного платья Енуфы. Хоть мертвый ребеночек, да свой.
Фактически спектакль завершается раньше, чем опера, — с обреченным уходом Костельнички, держащей в руках пистолет. Само по себе оружие в этом спектакле не новость: кругом война, все даже на танцы ходят с автоматами. Тут как раз никакого противоречия Яначеку нет — все-таки его опера начинается со всеобщей гулянки по поводу того, что любимого Енуфы Штеву не забрали в солдаты.
Но остальное оружие, даже нож в руках Лацы, которым он от ревности калечит лицо Енуфе, — это бутафорская агрессия. И только про один пистолет — тот, что в руках у Костельнички, — понятно, что он точно выстрелит, потому что ребенок наконец похоронен и никакого смысла в жизни у нее больше нет.
Сама Енуфа — персонаж попроще. Дебелая девка, в которой гуляет кровь, которая тоскует по одному, но терпит другого. В финальной сцене новой счастливой жизни, открывающейся перед ней и Лацой, за которого она-таки выходит замуж, режиссер зло показывает все, что он думает по поводу своей героини: счастливая пара сидит за двумя швейными машинками, строчит и идиотски хохочет во все горло.

Енуфу поет голландка Ева-Мария Вестброк — примадонна Штутгарта и восходящая трагедийная звезда (в этом шостаковичевском году она прославилась в качестве исполнительницы главной роли в “Леди Макбет Мценского уезда”, которую спела в Амстердамской опере и лондонском Ковент-Гардене). Но даже ее яркое сопрано и плотскую выразительность затмевает невероятно смелая работа сербской певицы (меццо-сопрано) Леандры Оверман в роли Костельнички, ради которой впору переименовывать оперу. За пультом — французский маэстро Марк Пиоле, под руководством которого оркестр особенно выразителен в напряженном пиано.

Совсем скоро эту оперу можно будет услышать в более громкой динамике, поскольку за ранний шедевр Яначека, написанный в 1904 г. и гораздо более известный в мире, чем это можно себе представить из России, берется Валерий Гергиев. Премьера в Мариинке намечена на начало апреля.


Последний раз редактировалось: babai (Пт Дек 21, 2007 8:14 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1702
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 21, 2007 7:51 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Федеральное агентство / Новости регионов - все регионы / Новости регионов /
Впервые в Мариинском театре опера Леоша Яначека «Енуфа»
27.03.2007
Регион: Северо-Западный
Источник: Пресс-служба Государственного академического Мариинского театра



4 и 5 апреля впервые на Мариинской сцене будет представлена опера Леоша Яначека «Енуфа». Режиссёром постановки выступит Василий Бархатов; художником-постановщиком – Зиновий Марголин; художником по костюмам - Мария Данилова; художником по свету - Глеб Фильштинский. Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев.

Одно из самых популярных названий в репертуаре современной мировой оперы никогда прежде не значилось в афише Мариинского театра. В конце 50-х гг. «Енуфа», также известная под названием «Её падчерица», была показана в Новосибирском оперном и Большом театрах. Однако прочно в репертуар крупных отечественных оперных домов «Енуфа» не вошла. Либретто оперы написано композитором по драме Габриэлы Прейссовой, рассказывающей трагичную историю моравской крестьянки Енуфы, новорожденного ребёнка которой убивает её мачеха.

Мировая премьера оперы состоялась 21 января 1904 года в Брно. В течение двенадцати лет композитор вел переговоры о возможности постановки «Енуфы» в Праге, однако получал неизменный отказ. В 1916 году театр предлагает Яначеку ультиматум: опера будет принята к постановке, однако с условием кардинальной переработки партитуры главным дирижером Пражской Национальной оперы Карлом Коваровичем (1862–1920). 61-летний Яначек согласился на долгожданную возможность услышать свое творение со сцены столичного театра. Перед пражской публикой «Енуфа» впервые предстала 26 мая 1916 года в версии, весьма далекой от оригинального замысла Яначека. Грубо вторгаясь в гармонический и интонационный мир сочинения, исправляя «ошибки» и «причуды» оркестровки Яначека, Коварович лишает сочинение его истинного обаяния. Парадокс истории: вплоть до конца ХХ века пользовавшаяся колоссальной популярностью опера Яначека звучала с мировых оперных подмостков именно в редакции Коваровича.

Петербургская постановка «Енуфы» – не только дань уважения выдающемуся классику музыки XX века. Приход сочинений Леоша Яначека на Мариинскую сцену закономерен и в очередной раз свидетельствует о движении театра в ногу с европейским оперным процессом. В своей постановке «Енуфы» Мариинский театр использует аутентичную редакцию сочинения: более чем через сто лет после премьеры опера Яначека звучит в Петербурге в своем первозданном величии.
Режиссер-постановщик оперы Василий Бархатов заявил о себе на фестивале «Звёзды белых ночей» летом 2006 года постановкой музыкальной комедии Шостаковича «Москва, Черёмушки». Этот ироничный и по-настоящему живой спектакль триумфально прошёл на летних гастролях Мариинского театра в Лондоне.

Художник-постановщик спектакля Зиновий Марголин прекрасно знаком петербургским зрителям – в Мариинском театре он работал над постановками опер «Нос» Д. Шостаковича и «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова (режиссёр обоих спектаклей – Юрий Александров), «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (в сотрудничестве с режиссёром спектакля Дмитрием Черняковым).

Премьеру репетируют: Татьяна Павловская, Ирина Матаева, Ирина Васильева, Лариса Гоголевская, Лариса Шевченко, Максим
Аксёнов, Андрей Илюшников, Сергей Семишкур, Елена Витман, Светлана Волкова, Григорий Карасёв, Александр Морозов, Тимур
Абдикеев, Анна Кикнадзе, Карина Чепурнова
и др.
Спектаклем 4 апреля дирижирует Валерий Гергиев.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1702
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 21, 2007 8:12 am    Заголовок сообщения: 100 опер. Либретто. Ответить с цитатой

ЕЕ ПАДЧЕРИЦА

Опера в трех актах

Либретто Л. Яначека по пьесе Г. Прейссовой

Действующие лица:

Бабушка Бурыйя, хозяйка мельницы - контральто
Лаца Клемень, тенор, и Штева Бурыйя, тенор, - сводные братья, ее внуки
Дьячиха, (церковная сторожиха), вдова, невестка Бурыйи - сопрано
Енуфа, ее падчерица - сопрано
Старик-работник на мельнице - бас
Староста - бас
Старостиха - меццо‑сопрано
Каролка, их дочь - меццо‑сопрано
Служанка - меццо‑сопрано
Варена, служанка - сопрано
Янек, пастушок - сопрано
Кума - меццо‑сопрано

Рекруты, музыканты, рабочие на мельнице, деревенские жители, дети.

Действие происходит в чешской деревне в конце XIX века.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В 1891 году в брненском театре состоялась премьера пьесы «Ее падчерица» молодой чешской писательницы Габриэлы Прейссовой (1862—1946). Это жизненная драма из крестьянского быта, обличающая косность и жестокость нравов в отдаленных заброшенных
деревнях Моравии. Спектакль произвел на Яначека сильное впечатление. Возник замысел оперы. Композитор решил сам написать либретто. Очень бережно отнесясь к тексту, он сократил лишь подробности, замедляющие развитие действия. Изложение стало более лаконичным, на первый план выдвинулся образ Дьячихи, мачехи главной героини драмы Енуфы. В 1895 году либретто было завершено, и Яначек принялся за сочинение музыки. Опера создавалась сразу в партитуре, но работа над ней затянулась до 1903 года.
Премьера состоялась 21 января 1904 года в Старом театре в Брно и сопровождалась огромным успехом. В Праге «Ее падчерица» была
поставлена в 1916 году в новой редакции, а в феврале 1918 года состоялась премьера оперы в Вене.

СЮЖЕТ

Во дворе мельницы, стоящей на краю горной деревушки, заняты хозяйственными заботами бабушка Бурыйя и Лаца. Здесь же Енуфа, пришедшая помочь родственникам. Печальны ее мысли: если Штеву заберут в солдаты, не бывать свадьбе. А у нее должен родиться ребенок. Нерадостны и размышления Лацы: — безответна его любовь к Енуфе, да и дома плохо живется — Бурыйя все делает для Штевы, а к Лаце относится, как к простому батраку. Внезапно работник приносит новость: Штеву освободили от рекрутчины. Бурыйя и Енуфа счастливы. Лаца озлоблен: пропала его последняя надежда завоевать сердце Енуфы. Шумной толпой вваливаются новобранцы, с ними пьяный Штева. Разгневанная его поведением Дьячиха грозит, что не выдаст за него свою падчерицу Енуфу, если парень не даст слово, что год не прикоснется к хмельному. Енуфа умоляет жениха образумиться. Лаца горячо говорит девушке, что бездельник и шалопай Штева — не пара ей, признается в любви. Но Енуфа отталкивает парня. Охваченный ревностью, он ударяет ее ножом в лицо.

Изба Дьячихи. Здесь уже полгода заперта Енуфа. После того страшного дня она призналась в грехе мачехе, и Дьячиха решила во что бы то ни стало скрыть правду от односельчан. Неделю назад Енуфы родился сын. Дьячиха дала Енуфе сонного зелья, а сама уговаривает Штеву жениться. Но у того уже назначена свадьба с дочерью деревенского старосты Каролкой. Воспользовавшись удобным случаем, он сбегает. Появляется Лаца. Он молит Дьячиху выдать за него Енуфу. Сгоряча старуха рассказывает ему обо всем. Лаца ошеломлен. Чтобы как-то сгладить впечатление, Дьячиха говорит, что ребенок умер, и страшная мысль овладевает ею. Выпроводив парня, она хватает ребенка и бежит к пруду. Возвратившись, она говорит очнувшейся Енуфе, что за два днякоторые та была в беспамятстве, ребенок умер. Вновь приходит Лаца. Нежностью и любовью он согревает измученную Енуфу, и она соглашается на брак.

Празднично украшена изба Дьячихи. Сегодня свадьба. Все радостны, лишь Дьячиха мрачна, ее мучает раскаяние. В момент обручения на улице раздается тревожный крик. На речке парни нашли труп младенца. Енуфа узнает чепчик своего маленького Штевушки, Дьячиха признается в совершенном преступлении. Узнав о низости Штевы, Каролка отказывается от жениха. Дьячиху уводят. С Енуфой остается Лаца. Он всегда будет любить ее.

МУЗЫКА

Музыка «Ее падчерицы» отличается ярким национальным колоритом, пленяет свежестью и своеобразием. Следуя традициям Даргомыжского и Мусоргского, композитор пронизал музыкальный язык оперы декламационностью, оборотами, близкими к реальной человеческой речи. Вместе с тем здесь широко использовано мелодическое богатство чешского песенного фольклора, особенно в крайних актах, большая часть которых отведена разнохарактерным массовым сценам; второй же акт — центр психологической драмы.
Оркестровое вступление первого акта передает тревогу и смятение Енуфы. Тот же характер музыки сохраняется в ее монологе «Уж вечер близок» с выразительной распевной мелодикой. Монолог Лацы «Вы, бабушка…» проникнут горечью, обидой. В квартете Енуфы, Бурыйи, Лацы и Работника выражены противоречивые чувства, волнующие каждого из них. Хор новобранцев написан в духе разудалой молодецкой песни. Дуэт Штевы и Енуфы основан на резком противопоставлении мягких, напевных лирических интонаций девушки и резких, грубых, отрывистых возгласов парня. Хор «Как средь гор каменных», подобно рекрутской песне — народного склада, на этот раз плясового. Финал — драматическая кульминация акта (сцена Лацы и Енуфы) — завершается оркестром; сцена членится на несколько разделов; в первом (Лаца насмехается над Енуфой) музыка носит танцевальный характер; во втором — лирическом — господствует светлая напевная мелодика в третьем — драматически насыщенном —отрывочные восклицания героев накладываются на экспрессивную оркестровую партию.
Оркестровая интродукция второго акта передает гнетущую атмосферу в избе Дьячихи. На тех же музыкальных темах построен последующий диалог Енуфы и Дьячихи. Сцена Дьячихи и Штевы глубоко драматична; гневные реплики старухи чередуются с молящими, полными страха и смятения, интонациями Штевы. Тревожно звучит диалог Дьячихи и Лацы. Монолог Дьячихи «Каждое мгновение» развивается от однообразных монотонно повторяющихся мотивов через мелодию молитвенного склада к исступленному заключению. В
монологе Енуфы «Мамочка» сопоставлены различные эмоциональные состояния — душевная усталость, угнетенность, страх за ребенка, бессилие. Трагическая сцена Дьячихи и Енуфы сменяется просветленным дуэтом Енуфы и Лацы. Заключение акта — полный тревоги монолог Дьячихи «Мне глядела смерть…»
Вступление к третьему акту воплощает тяжкие переживания Дьячихи. Первая половина акта пронизана контрастами; подавленности, страху и тревоге противопоставлено праздничное беззаботное настроение, царяшее вокруг. Дуэт Енуфы и Лацы светел и безмятежен. Радостен женский хор «Ой, мама, мама». Сцена признания Дьячихи глубоко драматична; ее речь сплетается с взволнованными репликами хора и других действующих лиц. Заканчивается опера дуэтом Енуфы и Лацы — широкораспевной, лирически подъемной музыкой, звучащей и в оркестровом заключении.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1702
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 21, 2007 8:28 am    Заголовок сообщения: ЛЕОШ ЯНАЧЕК (Janacek) Ответить с цитатой

http://www.belcanto.ru/janacek.html
ЛЕОШ ЯНАЧЕК (Janacek)
(1854-1928)
С каждым годом имя чешского композитора Леоша Яначка все чаще появляется на оперных и концертных афишах, и в этом можно увидеть одно из самых важных проявлений справедливого приговора истории. Яначку было за пятьдесят, когда, ютясь в моравском захолустье габсбургской Австро-Венгрии, он переходил от надежды к отчаянию, в который раз перелистывая страницы своих партитур. Как о несбыточном счастье мечтал он услышать их в реальном, а не в воображаемом звучании.
Сейчас каждому, кто знает музыку Яначка, ясно, что место его - рядом со Сметаной и Дворжаком. Но какой длинный и трудный путь должен был пройти автор "Енуфы", чтобы подняться на этот почетный пьедестал.
...
"Енуфа", или "Ее падчерица",- социальная драма. Она написана горячо, в ней страстно обличается зло. Но Прейссова не избежала множества натуралистических деталей в обрисовке быта, в раскрытии душевного мира героев. Яначек вторгается в работу Прейссовой и добивается создания выразительного либретто с четкой драматургической структурой.
Место действия оперы - моравская деревня в горах. Время действия -конец XIX века. Два сводных брата - Штева и Лаца - полюбили Енуфу, падчерицу церковной сторожихи. Девушка отдает предпочтение Штеве, тогда Лаца в припадке ревности ранит ее ножом в лицо.
Когда Енуфа становится матерью, сторожиха прячет ее и ее ребенка, спасая их от молвы, от позора. Несмотря на все уговоры, Штева отказывается жениться на девушке, которую обесчестили. Деревенский Донжуан успел посвататься к богатой невесте. Усыпив Енуфу снотворным зельем, мачеха уносит ребенка и бросает его в реку. Енуфе же, когда та приходит в себя, она говорит, что ребенок умер. Время делает свое. Лаца по-прежнему любит Енуфу, и она соглашается выйти за него замуж. В день их свадьбы, когда дом сторожихи полон пароду, прибежавший пастушонок рассказывает, что подо льдом реки найден труп ребенка. Церковная сторожиха признается в своем преступлении. Невеста Штевы в ужасе отрекается от своего жениха. Жизненные катастрофы еще больше сближают Лацу и Енуфу.
Такова сюжетная схема оперы. Композитор убежденно следовал основной идее: не допустить в музыке сентиментальности и мелодраматизма. Ему, свободно владеющему тайнами мелодического письма, легко было бы наполнить музыку сладкозвучием", создать, как любил выражаться Даргомыжский, "льстивые для уха мелодии", именно этого он избегал и избежал.
Задолго до работы над "Енуфой" его захватила мысль о музыкальной природе речевых интонаций. В его записных книжках остались торопливые записи, "зарисовки" особенностей произнесения отдельных слов, целых фраз, восклицаний, занесенные на нотную бумагу.
Опыт этот оставил глубокий след во всей его композиторской деятельности, но особенно ярко он сказался в "Енуфе". В музыке этой оперы ясно различимы несколько планов: бытовые песни и танцы(рекрутская песня I действия, свадебный хор III и в тех же действиях - танцы); монологи и ансамбли, построенные на речевых интонациях, взятых не натуралистично, а очень талантливо "распетых", отчего они приобрели силу музыкального воздействия, нe утратив и речевой выразительности. Велика роль оркестра, особенно в драматических эпизодах, а их в "Енуфе", естественно, очень много. Особенно впечатляет монолог сторожихи перед преступлением.

Знал ли Яначек Мусоргского к тому времени, когда стал писать "Енуфу"? На этот вопрос сама музыка отвечает утвердительно. Из-под пера непризнанного композитора, нарушившего к тому же привычные нормы "оперности", обратившегося к острой манере письма, родилось произведение огромной силы социального обличения и одновременно - огромной силы художественного воздействия, произведение, в полном смысле слова новаторское. Именно потому оно произвело отрицательное впечатление на благодушно-либеральное руководство Пражского театра, в результате отклонившего "Енуфу".
...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1702
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 21, 2007 8:35 am    Заголовок сообщения: Премьера в МТ 4 апр 2007 г. Ответить с цитатой

среда, 4 апреля 2007, 19:00. Енуфа
опера в 3-х действиях

Музыка: Леош Яначек
Постановка: Василий Бархатов (2007)

Лариса Гоголевская
Ирина Матаева
Елена Витман
Олег Балашов
Йорма Сильвасти
Дирижер: Валерий Гергиев
Либретто Леоша Яначека по одноименной драме Габриэлы Прейссовой

Исполняется на чешском языке

Музыкальный руководитель: Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик: Василий Бархатов
Художник-постановщик: Зиновий Марголин
Художник по костюмам: Мария Данилова
Художник по свету: Глеб Фильштинский
Главный хормейстер: Андрей Петренко
Ответственный концертмейстер: Марина Мишук


•Мировая премьера: 21 января 1904 года, Национальный театр, Брно;

•Премьера в Мариинском театре: 4 апреля 2007 год
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1702
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 21, 2007 8:53 am    Заголовок сообщения: Номинация на Золотую Маску Ответить с цитатой


11 декабря на пресс-конференции в отеле Шэратон Палас были объявлены номинанты на Национальную театральную Премию 2008 года., в их числе «ЕНУФА» Мариинский театр, Санкт-Петербург по следующим номинациям:
- ОПЕРА – СПЕКТАКЛЬ
- ОПЕРА - РАБОТА РЕЖИССЕРА - Василий БАРХАТОВ
- ОПЕРА - ЖЕНСКАЯ РОЛЬ: Лариса ГОГОЛЕВСКАЯ - Дьячиха Бурыйя; Ирина МАТАЕВА - Енуфа
- РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ - Зиновий МАРГОЛИН
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1702
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 21, 2007 9:14 am    Заголовок сообщения: Пресса о премьере Ответить с цитатой

Драма тихого места
В Мариинском театре поставлена «Енуфа» Леоша Яначека

Время новостей N°64. 12 апреля 2007. Марина БОРИСОВА
Опера «Енуфа» в России не ставится, но чрезвычайно ей подходит. Не по сюжету (из жизни моравских крестьян), а по состоянию сильного внутреннего напряжения, которое ведет сюжет к финалу. Невыносимый гнет предопределенности, превративший жизнь героев в кошмар, заканчивается бегством из реальности и спасительной иллюзией, что где-то в другом месте, в другом времени будет хорошо. С такими ощущениями мы расстаемся с Енуфой и Лацой, молодыми людьми, чья совместная жизнь начинается с трагедии - убийства ребенка, которого мачеха Енуфы топит в проруби (чтобы не помешал браку падчерицы). В этой истории все герои приходятся родственниками друг другу, о чем сообщает генеалогическая схема на суперзанавесе. Однако причина не только в замкнутой среде, где свобода невозможна и личная жизнь всегда на глазах, а в том, что скованные ритуалом традиции люди сами делают невыносимой свою жизнь и жизнь окружающих. Енуфу, родившую ребенка вне брака и оставленную возлюбленным Штевой, мучает, желая ей счастья, ее мачеха - сама бездетная вдова. Мучает, загоняя чужую жизнь в рамки общественной догмы. Дьячиха - стержень этой драмы, семейной - по внешним признакам, психологической, экзистенциальной - по смыслу. Драмы самоистязания, когда причины в самом человеке, личность которого предопределяет судьбу.
Так же как более поздние оперы чешского классика - «Катя Кабанова» (1921) с ее безысходной русской тоской и «Средство Макропулоса» (1926) с устрашающей историей об эликсире молодости, «Енуфа» (мировая премьера - в 1904 году в Брно) - репертуарная на Западе опера, за которую берутся видные режиссеры и оперные дома: Роберт Карсен в Антверпене (1999), Каликсто Биейто в Штутгарте (2007).
В России история «Енуфы» исчерпывается двумя сделанными в один 1958 год постановками в Новосибирске (режиссер Лев Михайлов, художник Йозеф Свобода) и Москве (Большой театр, Дьячиха - Ирина Архипова). По сути спектаклем Мариинского театра жизнь оперы Яначека в России начинается с чистого листа. Ожидания перед премьерой были большие: они касались как произведения, которое могло либо открыться, либо снова умереть для нашего театра, так и постановщика - молодого, только закончившего РАТИ Василия Бархатова, для которого «Енуфа» - первая большая работа, да еще в крупнейшем оперном доме.
Постановщик экзамен выдержал. Санитарная норма, необходимая чтобы называться произведением театрального искусства, в спектакле Бархатова соблюдена. На сцене отсутствует бессмысленная дикость, свойственная российскому оперному менталитету. Персонажи выглядят живыми людьми, а не носителями диафрагмы: поют они не затем, чтобы транслировать в зал стихийную вокальную энергию, а в основном для проявления эмоций и ситуаций, голос - часть их театральной палитры, а не какая-то отдельно от всего выпирающая красота.
Для российской оперной сцены такая естественность существования уже повод для серьезной радости: если постановщик в начале пути показывает культурный уровень, которого можно не стыдиться, есть надежда, что в будущем из него может вырасти режиссер.
Но для того чтобы режиссер проявился в «Енуфе», требуется нечто большее, чем естественное течение сюжета в предлагаемых и намертво зафиксированных сценографией обстоятельствах. Возможно, художник Зиновий Марголин исходил из того, что опера в России неизвестна и нити ее драматургии не будут схвачены публикой, поэтому намеренно упростил образ до элементарного: гетто, котлован, загон. «Енуфа» как драма места. Сжатое пространство, зависшее где-то во вселенной: черное мертвое небо, внизу изолированный остров органической жизни - огороженный и освещенный большими прожекторами двор. Жесткий искусственный свет, но нет истинного тепла, нет радости, нет и не может быть счастья. Образ ясен и исчерпывается почти мгновенно во вступлении, где есть прямые спины и закрытые платками лица безмолвных, вечно ждущих чего-то женщин. Отсюда сразу хочется вырваться, но ждать придется до финала: из огромного, нависшего над котлованом дома начинает литься вода, чтобы затопить наконец это проклятое место. Вздох облегчения и единственное событие, выводящее спектакль на новую орбиту.
...
===
Сцена из спектакля. Фото Натальи Разиной
Западноевропейская оперная традиция в «Енуфе» замешена на славянских дрожжах.

http://www.ng.ru/culture/2007-04-09/11_enufa.html
Воды «Енуфы»
В Мариинском театре впервые исполнили оперу Леоша Яначека2007-04-09 / Владимир Дудин.
Поставил спектакль Василий Бархатов, дирижировал Валерий Гергиев. Традиционно западноевропейская оперная поэтика с очевидными плюсами и минусами здесь замешена на смягчающих славянских дрожжах. Шутка ли: главная героиня Енуфа теряет не по своей вине ребенка (единственная жертва оперы), а в конце оперы, оставаясь в здравом уме и трезвой памяти, все прощает. В ее уста Яначек вкладывает много христианской морали, и в конце концов понимаешь, что перед нами – фрагмент христианской драмы или Житие Святой Енуфы.
Вне музыки сюжет «Енуфы» в наши дни кажется малопривлекательным: это один из случаев, взятых из криминальных сводок. В одной из неназванных деревень (у Яначека – моравских) нравы крестьян падают. Падчерица церковной сторожихи (Костельнички) Енуфа безответно любит разгульного и бестолкового красавчика Штеву и беременеет от него. Костельничка сначала укрывает у себя Енуфу с ребенком, но по дьявольскому наущению опаивает зельем Енуфу, а ребенка топит в проруби. Енуфу же безответно любит не слишком приятный, условно говоря, увалень и зануда Лаца (сводный брат Штевы), который в порыве отчаяния уродует ее щеку ножом и настойчиво просит Костельничку выдать падчерицу за себя замуж. Так в грустном финале и получается. Трупик ребенка замечают, о чем возвещает крик на свадьбе Енуфы и Лацы. Костельничка признается в содеянном. Зло наказано, но дальнейшее, постфинальное бытие главной героини лишено смысла. В финале композитор не дает решения проблемы, занимая позицию свидетеля – катарсиса не случается, хотя в музыке наступает заметное просветление и разрядка от трехчасового напряжения. Над страницами такого финала Яначек должен был смиренно плакать.
Василий Бархатов честно, добротно, искренне и очень трепетно вывел на свет то, что было заложено в партитуре. Художник нарисовал ему большой дом на мельнице, сделал воронкообразную впадину во всю сцену, внизу которой и происходит основное действие, и указал на верхнюю границу, за которой та самая вода, где будет утоплен маленький Штевушка. Все реалистично, детализированно, символика в антураже если и наблюдается, то не с первого просмотра. На переднем плане – психология героев. По слухам, на протяжении всего спектакля откуда-то все время должна была сочиться вода, которая к концу должна была что-то затопить. Вода хлынула из-под избы в самом финале, во время «улетного» нирванического дуэта Енуфы и Лацы, не переставая барабанить, создавая разрядку от бешеного наваждения. Василий хорошо поработал со всеми солистами по части психоза. Ему повезло с финном, которого ввели в спектакль буквально накануне премьеры. Настоящий финский парень Йорма Сильвасти блестяще провел партию Лацы, показав того, с кем ни приведи Господь встретиться любой девушке – нечто вроде Хозе из «Кармен». Его соперник – Штева в исполнении Олега Балашова держался много скованнее. Нагнетанием обстановки усердно занималась Лариса Гоголевская в партии Костельнички – она пела так, будто ходила по лезвию бритвы или раскаленным углям. Исполнительница главной партии – Ирина Матаева была выше всяких похвал: платье образа было как на нее сшито Яначеком. Ее дебют смело можно назвать выдающимся. Ей удалось на протяжении всей оперы сохранить фантастическое самообладание, что обеспечило голосу тембральную насыщенность и ровность на всем диапазоне. Кроме того, она явила полноценный драматический образ этой страннозависимой несчастной деревенской девушки.

Санкт-Петербург
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1702
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 21, 2007 9:50 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

http://www.youtube.com/watch?v=IFEFAsVajoM
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1702
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Мар 22, 2008 4:13 am    Заголовок сообщения: Пять номинаций младенцу в проруби Ответить с цитатой

Газета.Ru 17 МАРТА, 16:10 // Светлана Полякова

// Фото: Наталья Разина

На сцене Театра Станиславского и Немировича-Данченко Мариинка представила «Енуфу» – соискателя «Золотых масок» во множестве номинаций: лучший оперный спектакль, работа художника, работа режиссера в опере и дважды за женскую роль в опере.

Как и предыдущий мариинский номинант – «Электра», опера чешского композитора Леоша Яначека «Енуфа» была написана на рубеже XIX и XX веков. Отсюда экспрессионизм (здесь – круто замешанный на моравском фольклоре), тот же интерес к психологизму и то же предощущение грядущих катастроф.

Никогда не покидавшая европейскую оперную сцену, «Енуфа» вот уже более полувека не украшала репертуар российских театров (Яначека знают у нас по «Средству Макропулоса» и «Кате Кабановой» – чешскому варианту «Грозы» Островского). На сцене Мариинки она впервые поставлена 23-летним режиссером Василием Бархатовым, еще студентом сделавшим своего первого Яначека – «Дневник исчезнувшего» в «Геликон-опере», и художником Зиновием Марголиным, «нарисовавшим» такие Мариинские хиты, как «Нос» и «Тристан и Изольда».

Отбросив последующие корректуры и вариации, создатели спектакля решили припасть к первоисточнику – оригинальному либретто, написанному самим композитором по пьесе «Ее падчерица» чешской писательницы Габриэлы Прейсовой – современницы Яначека. Социально-бытовая драма, без внешних высокотрагедийных амбиций, без ходульных опереточных злодеев и накала театральных страстей, считывается, как пронзительный документ, с достоверностью кинохроники. В «Енуфе» нет ни одной шлягерной мелодии, но при этом музыка настолько органично идет за текстом и смыслом, что играет роль окрашивающей разговор интонации. «Опера – это жизнь души», – говорит Борис Покровский.

И Бархатов ставит музыкальный документ об аутентичной человеческой натуре.

А Зиновий Марголин подчеркивает натурализм среды и ее обитателей натуральными материалами: на сцене дерево, песок, вода, холст. Декорации монохромны, оттенки от льняного до матово-шоколадного, яркими пятнами иногда становятся васильковое платье Енуфы, еще пребывающей в весеннем настроении, или алое одеяльце убиенного младенца. В проламывающий пространство перевернутый усеченный конус, как в воронку, всасывается замкнутый мир деревушки, жизнь которой, как застоявшаяся вода, скрыта ряской табу и предрассудков над плотными зарослями родственных связей. Над этим двором-«болотом» ведущие в пустоту мостки (ассоциация с близостью реки, где свершится трагедия) и нависающая зловещим роком громадная изба-мельница. В этом ограниченном бытом и домостроем мирке действуют его собственные жертвы, вызывающие едва ли не одинаковое сочувствие и понимание у человека сегодняшнего.

Между тем в основе сюжета стория, леденящая кровь. Девушка Енуфа любит беспутного шармера Штеву (пьяницу и бабника, однако готового жениться на любимой, хотя уже и обесчещенной). Енуфу любит сводный Штевин брат, добропорядочный увалень Лаца (страстный финский тенор Йорма Сильвасти не попал в номинанты просто каким-то чудом), что не мешает ему в порыве ревности порезать любимой лицо ножом. Ситуацию контролирует мачеха Енуфы Костельничка, много претерпевшая от замужества с дядей Штевы, таким же беспутным пьяницей; она ставит условием замужества падчерицы испытательный срок – год без пьянства для Штевы.

Но первый парень на деревне привычкам изменять не собирается, невеста с порезанным лицом для него уже не так привлекательна, и он легко находит себе новую невесту.

Енуфе удается скрыть от добропорядочных односельчан рождение ребенка, Штеву мучают угрызения совести, но у него теперь новая жизнь, зато Лаца готов все простить. Однако ответственной мачехе Костельничке ребенок представляется вероятным препятствием к замужеству падчерицы, и она, спасая ее доброе имя (а может, мстя роду ненавистного мужа), тайно топит младенца в проруби. Преступление раскрывается, а вместе с ним – вся история тайной любви. Костельничка убивается в раскаянии, невеста отказывает Штеве, Енуфа прощает мачехе и в порыве благодарности соединяется с Лацей.

Лариса Гоголевская, два года назад уже получавшая «Маску», за вагнеровскую Изольду и номинирующаяся в этом году еще и за Электру, в роли Костельнички, безусловно, лучшая.

Предыдущая история Костельнички, амбивалентность этой нетипичной мачехи, пропасть, в которую она себя ввергает (это одновременно и убийство, и самопожертвование), делают эту роль чрезвычайно выигрышной. Тем более для драматического дарования и необычайного трагического сопрано Ларисы Гоголевской. Енуфа (Ирина Матаева) прозрачностью своей партии, психологической неподготовленностью к трагедии ярко контрастирует с отягощенной опытом кошмара Костельничкой. Оркестр, в этот вечер дирижируемый Михаилом Агрестом, был в удивительно проникновенном настроении и мастерски деликатен по отношению к вокалу.

Василий Бархатов поставил «Енуфу», ничего не осовременивая и избегая внешних эффектов: многочисленные подробности быта моравской деревни и живые проявления человеческих темпераментов (вроде битья бокалов об избу или угощения сахарком, неаккуратно рассыпаемым былыми квадратиками по полу) не отвлекают от музыки, а лишь добавляют достоверности атмосфере. Никаких жирных красок, несколько заретушированные акценты и кульминации – замечательная возможность прислушаться к внутреннему психологизму драмы и сверить свое ощущение от происходящего с музыкой Леоша Яначека. И, хотя конкуренция на «Золотой маске» по части оперы в этом году очень сильна, эта образцовая постановка современной оперы столетней данности заслуживает особого внимания.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1702
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Мар 22, 2008 8:09 am    Заголовок сообщения: Золотая маска. ЕнУфа - МТ 15 марта 2008г. Ответить с цитатой

По клику: 1 - родословная героев, 2 - поклон Л. Гоголевской, 3 - И. Матаева выводит дирижера (роль В. А. Гергиева-дирижера исполнял Михаил Агрест), 4 - в центре Лаца - Йорма Сильвасти, 5 - Штева-Сергей Семишкур, В. Бархатов, М. Агрест, И. Матаева.

1. 2. 3. 4. 5.

Мариинская "Енуфа", ИМХО, - история о безумной родительской любви, которая приводит к страшному преступлению.
В этой постановке были не только жуткое убийство младенца, но и раскаяние, искупление и прощение.
Они были - в опере - на сцене, в XXI веке. Зал ошеломленно внимал.
Овация, конечно.
Когда-то Ф. Г. Раневская говорила - "Пусть плачут".
Если бы директором была я, все награды отдала бы "Енуфе". И прежде всего Л. Гоголевской - Костельничка, И. Матаевой - Енуфа; незабываему (финскому) Лаце - Й. Сильвасти; юному Бархатову (блистательная, человечная постановка истории, которая могла бы оказаться "ужастиком" ); всем трем художникам.
Далее - по программке. Штева - Сергей Семишкур, старая Бурыйа - Елена Витман, бобыль - Алескандр Герасимов, Староста - Андрей Спехов, Старостиха - Татьяна Краца, их дочь - Анна Кикнадзе; и далее Работница - Ольга Легкова, Служанка - Лия Шевцова, Пастушок - Ангелина Дашковская, Кума - Ольга Маркова-Михайленко, артисты хора и миманса, соло в оркестре (скрипка) - Кирилл Терентьев.

Василий Бархатов (режиссер-постановщик); Зиновий Марголин (художник-постановщик); Мария Данилова (художник по костюмам); Глеб Фильштинский(художник по свету); Андрей Петренко (хормейстер).
Музыкальный руководитель - Валерий Гергиев.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1702
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 17, 2008 2:00 pm    Заголовок сообщения: Енуфа и Золотая маска Ответить с цитатой



Это, конечно, курьез, но он в пользу Енуфы как лучшего оперного спектакля прошлого сезона: 15-го апреля "Золотую маску" в этой номинации получил МАМТ за "Пеллеаса и Мелизанду", а 17-го "Новые известия" опубликовали интервью с председателем жюри музыкального спектакля Леонидом Десятниковым - из коего видно, какая была жестокая борьба ((
Цитата из интервью:
– Я горячий поклонник Большого театра. Мне понравился «Евгений Онегин», получивший столь серьезный резонанс. «Пробуждение Флоры» я смотрел три раза. Очень понравился «Пеллеас и Мелизанда», хотя «Маску» получила «Енуфа» Мариинского театра. Поставивший ее режиссер Василий Бархатов очень перспективный и интересный режиссер, он вундеркинд режиссуры. У него большое будущее, я думаю.
http://www.newizv.ru/news/2008-04-17/88716/

UPD.

И вот лауреаты Золотой маски:

РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Зиновий МАРГОЛИН
«Енуфа» , Мариинский театр, Санкт-Петербург

РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Мария ДАНИЛОВА
«Евгений Онегин», Большой театр, Москва ( и "Енуфа"!)

РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Глеб ФИЛЬШТИНСКИЙ
«Евгений Онегин», Большой театр, Москва ( и "Енуфа"! )

ОПЕРА - ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Лариса ГОГОЛЕВСКАЯ
Электра - «Электра», Мариинский театр, Санкт-Петербург ( и "Енуфа"! )

ЕНУФА - команда создателей: Василий Бархатов (режиссер-постановщик); Зиновий Марголин (художник-постановщик); Мария Данилова (художник по костюмам); Глеб Фильштинский(художник по свету).

Золотой маской остался неохваченным протеже Великого Маэстро, юный режиссер; а если вспомнить об одиозном предпочтении "Пробуждения Флоры" Вяхирева "Корсару" Бурлаки-Ратманского в номинации ЛУЧШИЙ БАЛЕТНЫЙ СПЕКТАКЛЬ ...
В рамках Золотой маски, вольно или нет, получился корпоративный ответ г-ну художественному руководителю балета и оперы МТ...
Сильный ход.
Но за "Корсара" и "Енуфу" обидно, господа!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1702
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Июн 10, 2008 12:32 pm    Заголовок сообщения: Г-н Ведерников-мл. о Яначеке и русских певцах Ответить с цитатой


A rare Russian staging of Janacek's 'Jenufa'
By George Loomis Published: April 10, 2007

...
And Janacek's affinity with Russia may, paradoxically, count against him. Alexander Vedernikov, chief conductor of the Bolshoi Theater, reached by telephone in Vilnius, Lithuania, where, coincidentally, he was rehearsing Janacek's cantata "Amarus," pointed out that two of Janacek's operas, "Katya Kabanova" and "From the House of the Dead," have well known Russian sources, Ostrovsky's play "The Storm" and Dostoyevsky's novel "Memoirs from the House of the Dead." "Russians may find it strange to hear these stories sung in Czech," he said. He also noted that Russian singers have a special difficulty with the Czech language. "It is actually easier for them to sing in Italian or German."
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Газетный киоск Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика