Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
Книги о балете
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 37, 38, 39
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Балетное фойе
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
alina977
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 24.07.2019
Сообщения: 1

СообщениеДобавлено: Чт Авг 22, 2019 1:15 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Небесные создания. Как смотреть и понимать балет, Лора Джейкобс




Книга Лоры Джейкобс "Небесные создания. Как смотреть и понимать балет" — увлекательное путешествие в волшебный и таинственный мир балета. Она не оставит равнодушными и заядлых балетоманов и тех, кто решил расширить свое первое знакомство с основами классического танца. Это живой, поэтичный и очень доступный рассказ, где самым изысканным образом переплетаются история танца, интересные сведения из биографий знаменитых танцоров и балерин, технические подробности и яркие описания наиболее значимых балетных постановок. Издание проиллюстрировано оригинальными рисунками, благодаря которым вы не только узнаете, как смотреть и понимать балет, но также сможете разобраться в основных хореографических терминах.

Россия - https://www.labirint.ru/reviews/goods/703723/
Беларусь - https://chitatel.by/catalog/book/1284939
Украина - http://www.knigograd.com.ua/index.php?dispatch=products.view&product_id=331457
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25677
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Авг 27, 2019 6:14 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Татьяна Кузнецова, балетный обозреватель газеты «Коммерсант», подготовила еще одну книгу на основе своих рецензий. В этот раз – о спектаклях современного танца, увиденных за границей или показанных на гастролях у нас. Вышел толстый иллюстрированный том на 560 страниц. Книга совсем скоро выйдет в народ и будет продаваться, причем (автор сообщает по секрету) в магазине СТД установлена наиболее демократичная цена.

Мы надеемся чуть позже, с помощью музея А. А. Бахрушина, лучше познакомить наших балетоманов с этой книгой и некоторыми танцевальными спектаклями, о которых идет в ней речь. А пока, пользуясь любезностью г-жи Кузнецовой, размещаю здесь Пролог выходящей книги. Мне кажется, он сам по себе служит хорошей рекламой.



Танцевать свою жизнь
Татьяна Кузнецова
Москва, «Артист. Режиссер. Театр», 2019

Перед началом

Семь лет назад я попала в парижский Центр Помпиду на выставку о современном танце. Она называлась «Danser sa vie» и была такой грандиозной и всеобъемлющей, что могла служить глобальным пособием по изучению современного танца. На Западе «танцем» называют практически любое движение – то есть все, что не является балетом. На выставке «Танцевать свою жизнь» речь шла о тех, для кого танец был самой жизнью. И о том, что, в сущности, жизнь и есть бесконечный танец, чем бы человек ни занимался. Закручивал ли гайки на заводе (вот вам «танцы машин» в обрамлении полотен Фернана Леже), строил ли самолеты (целый раздел посвящен аэродинамике и «аэрокомпозициям») или готовился воевать (тут доминирует движущаяся геометрия фашистских парадов в режиссуре Лени Рифеншталь).

Гигантская экспозиция была выстроена на прямом сопоставлении танца и живописи ХХ века. Уникальные (или, наоборот, хрестоматийные) видеозаписи демонстрировались в окружении полотен, скульптур, макетов, фотографий, дневников и теоретических трудов основоположников различных танцевальных течений. Все это изобилие, размещенное в лабиринте затейливо перегороженных залов, было структурировано четко и внятно, как хороший учебник. Знаковые термины – «экспрессионизм», «кубизм», «дадаизм», «абстракционизм», «сюрреализм», – подкрепленные соответствующей живописью, позволяли понять логику и закономерности развития свободного танца.

Его рождение связывают с явлением великой «босоножки» – Айседоры Дункан. В первом зале крутили 37-секундный ролик: дородная дама плавно поводила руками и самозабвенно покачивалась. Танец Айседоры был снят через головы зрителей в каком-то саду, и впечатления «начала начал» не производил. В отличие от соседней витрины, где на 40 маленьких снимках 1887 года были запечатлены разные фазы вальса – упоенно вальсировали две совершенно обнаженные дамы. Рядом – рискованные пластические вариации Огюста Родена. Насмотревшись дягилевских балетов, великий скульптор изучал женское тело в экстремальном движении.

Эротика, верная спутница духовного и идеологического раскрепощения, клубилась над выставкой, как туман над болотом. В разделе «Танец и природа» доминировал первый сценический шедевр модернизма – балет Вацлава Нижинского «Послеполуденный отдых фавна». Видеофильм был снят по недавнему спектаклю Парижской оперы, «этуаль» Николя Ле Риш танцевал Фавна с почти порнографической откровенностью – депутаты нашей Госдумы были бы шокированы не меньше, чем парижане на премьере 1911 года. И так до последнего зала перформансов, где представлены кинозаписи затей различных эскапистов. От Ива Кляйна, у которого под звуки небольшого симфонического оркестра светские дамы обмазывали себя синей краской и прикладывали к холсту выдающиеся части своих тел (результат их действий был представлен на выставке), до восхитительной Эрны Омарсдоттир, голой акробатки Яна Фабра, кувыркавшейся в разлитом оливковом масле и попутно подбиравшей промежностью оливки.

Не избежал увлечения наготой свободного тела даже Рудольф Лабан, изобретатель знаменитой системы записи танца. Оказалось, что при ее создании ученый муж без конца фотографировал своих голых учениц на фоне Альпийских гор. Однако за сто лет телесного освобождения эротический акцент утратил свою остроту, все чаще он заменялся акцентом эстетическим. Роскошный пантеистический фильм бельгийки Анны-Терезы де Кеерсмакер, завершавший тему «Природа и человек», был снят в начале XXI века – в ухоженном парке современные нимфы и сатиры чутко реагировали на импульсы собственных тел, почти не обращая внимания на пол партнеров.

Город, калечащий человеческую природу, – главный герой немецкого экспрессионизма. В 1920-е мегаполис трактовали как иррациональное и абсолютное зло. В знаменитом соло «Злой тотем» гениальная танцовщица-хореограф Мари Вигман, не вставая с пола и прикрыв лицо гладкой маской африканского идола, заставляла своих зрителей цепенеть от безотчетного страха (посетители выставки столбенели так же, как и современники знаменитой немки). Экспрессионистскую хореографию показывали среди полотен Эрнста Кирхнера, сумевшего ухватить жуткую суть лихорадочной пляски послевоенных лет. Хрестоматийный «Зеленый стол» Курта Йосса (язвительная сатира на Лигу наций и реквием по убиенным в Первой мировой) шел в записи 1930-х годов. А рядом крутили аполитичный и совершенно нам не известный «Тобоган» Лавинии Шульц – тщательно реконструированный по собственноручным записям автора и на десятилетия опередивший свое время психоделический сюр. В нем шла речь про напряженные отношения трех существ, будто спрыгнувших с полотен де Кирико, – то ли муравьедов, то ли инопланетян с разноцветными щупальцами-отростками. На подиуме выставили и невероятные костюмы этого спектакля, сохранившиеся с 1923 года.

В отдельном закуте публика постанывала под «Весну священную» Пины Бауш; ученица Курта Йосса считается прямой наследницей экспрессионизма 1920-х. А вот Уильям Форсайт, которого наши теоретики зачислили едва ли не во внуки Петипа, твердо обосновался в разделе абстракционизма. Его видеоуроки импровизации, в которых тело и конечности хореографа завивались спиралями вокруг воображаемых прямых, демонстрировались в обрамлении многослойных эллипсов Франтишека Купки.

От десятилетия к десятилетию, от зала к залу менялось восприятие человеческого тела: тело как орудие, тело как часть механизма, тело как машина, как краска, как орнамент, как предмет, как ориентир в пространстве... Кубисты, футуристы, дадаисты, минималисты, оп-артисты и прочие «-исты», обильно подкрепленные танцевальными аналогами, обрушивали на покоренного зрителя всю многоликую и многоногую махину современного искусства. До последнего зала публика, перемолотая впечатлениями, доползала в полном изнеможении.

Казалось, переварить и усвоить это изобилие под силу лишь тем, кто, как герои выставки, «танцует свою жизнь». В помощь остальным кураторы выставки предлагали большой, толстый, роскошно изданный каталог. В нем все было разложено по полочкам самым подробным и доступным образом: кто, где, когда, что делал, что вокруг него делали другие люди искусства, как они друг на друга влияли и каким «-измом» назвали этот период танцеведы.

Но весило это знание килограмма три – примерно столько, сколько уже купленные мною французские сыры. А стоило 49,9 евро. Конечно, вполовину меньше, чем облюбованная мною парадная, в пол, юбка-штаны, висящая в единственном экземпляре в авторском магазинчике по соседству. Однако покупка каталога пробивала брешь в просчитанном до евро командировочном бюджете. Победила юбка, в которой я хожу до сих пор, не переставая тосковать об увесистом мудром толстяке. Каталог, кстати, вместо ожидаемой послевыставочной распродажи, бесследно исчез из Центра Помпиду, а потом всплыл в интернете, подорожав вшестеро.

И когда издательство «АРТ» заказало мне книгу о современном танце, я сильно пожалела, что променяла каталог на юбку. Взамен предложила мои статьи, опубликованные за 25 лет работы в газетах «Сегодня» и «Коммерсантъ». Издатели, отобравшие из трех с половиной сотен интервью и рецензий примерно половину, придумали простую, но эффектную композицию: расположить тексты в хронологическом порядке, разделив на три части – неравные, но внутренне завершенные.

Сложившаяся конструкция породила неожиданный эффект. Оказалось, что сквозь сиюминутные рецензентские тексты течет само время, отмечая рождения, взлеты и закаты хореографов, создавая новых кумиров и безжалостно расправляясь с былыми законодателями вкусов и мод. В каждой из частей свои главные действующие лица. Отыграв назначенные им судьбой роли, они уходят в тень, уступая место другим персонажам.

Поскольку речь идет о театре, живом и активном, то части можно представить «действиями» одного бесконечного спектакля. Между ними, насыщенными людьми и событиями, полагаются антракты. В двух наших антрактах собраны интервью главных действующих лиц. Хореографы, артисты, продюсеры расскажут, как они танцевали свою жизнь.

А то, что вы прочли сейчас, было прологом.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25677
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Авг 31, 2019 1:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



Татьяна Кузнецова
«ТАНЦЕВАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ»
М., АРТ, 2019 – 560 с.: ил. – 500 экз.

Об этой книге я рассказал в предыдущем посте несколько дней назад. Сейчас стала известна дополнительная информация. Книга поступит в продажу в магазине СТД с 5 сентября, цена – 1000 рублей. Презентация книги намечена в музее Бахрушина на 23 сентября в рамках наших балетных вечеров. Наше официальное объявление будет размещено в традиционной теме о вечерах в ГЦТМ. Там тоже намечена продажа книги.

P.S. Книга уже продается, стоит чуть меньше - 900 рублей.
2/09/2019, 23:15 МСК
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25677
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Окт 26, 2019 6:03 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



Танец с Локами
Алексей Тарханов о книге Татьяны Кузнецовой

https://www.kommersant.ru/doc/4127058

Балетный критик «Коммерсанта» выпустила книгу «Танцевать свою жизнь», посвященную современному западному танцу

Как и прошлые книги Татьяны Кузнецовой, это отчасти сборник ее статей. Но сделана книга так, что даже те, кто эти статьи когда-то читал, не смогут их теперь разрезать на куски и поместить обратно на газетные страницы. История обрела связность, последовательность, завязку и развязку.

Татьяна Кузнецова благодарит за это своих редакторов, хотя не в меньшей степени это результат ее собственного балетного темперамента. Она очень яростная. Она не может оставить без реакции ту точку зрения, с которой не согласна, даже если это ее собственная точка зрения несколько лет назад. И в этом смысле книга не только про «их» танец, но и про «ее» жизнь.

Жизнь эта удивительна, хоть и читается между строк. Балетному критику выпала единственная в своем роде задача — вскочить на ходу в летающую тарелку, присланную иной цивилизацией, да еще втащить за собой читателей. Воспитанная классикой, прошедшая университеты ансамбля Моисеева, она попала на другую планету. Книга — история того, как критик Татьяна Кузнецова встретилась с современным танцем в качестве рецензента и начала учиться его понимать.

Ей досталось отнюдь не начало процесса. Поднялся занавес, тот самый, железный, и мы наконец-то попали в какое-то помещение, где какой-то спектакль был, кажется, в самом разгаре. Никто не трудился нам объяснить краткое содержание предыдущих серий.

Вместо того чтобы сидеть, как многие, в сомнениях, искусство это или не искусство, автор немедленно включилась в процесс. Чтобы узнать чужой язык, надо на нем заговорить. История с «Танцевать свою жизнь» начинается в 1994-м с француза Доминика Багуэ, завершается в 2018-м шведом Йоханом Ингером. Описаны или упомянуты сотни спектаклей. Рассказано о сотнях хореографов и танцовщиков. Взяты интервью у всех главных персонажей, от Эдуара Лока до Мориса Бежара, от Иржи Килиана до Маги Марен. Здесь есть и совершенно новые постановки, и классические произведения, священные вёсны, свадебки и Ромео с Джульеттами, которые каждый проговаривает по-своему. Списки постановок и участников в начале и в конце книги — отдельное чтение: они показывают, как широко поле зрения автора. На этом поле она очаровывается и разочаровывается, восхищается, злится, жалеет об утраченном таланте и радуется неожиданным встречам. И все это не в виде общей истории балета, а в виде конкретных историй про балеты.

«Оказалось, что сквозь сиюминутные рецензии течет само время, отмечая рождения, взлеты и закаты хореографов, создавая новых кумиров и безжалостно расправляясь с былыми законодателями вкусов и мод»,— говорит об этом она сама. Придумать концепцию легче, чем рассказать о языке движений, а ведь именно ими, а не словами приходится танцевать свою жизнь. Татьяна Кузнецова обладает удивительным даром описания. Ее рассказы о спектаклях сравнимы с собственным опытом зрителя. Читать ее — как присутствовать в зале, а в некоторых случаях и гораздо интереснее. Потому что удачам она умеет радоваться, а неудачи высмеивает так озорно и изящно, что эти хореографические провалы оборачиваются литературными удачами.

Татьяна Кузнецова всегда пристрастна и может быть несправедливой, но это вам не энциклопедия, а театральный роман. Кого-то она полюбила вопреки всему, кого-то, как Мерса Каннингема, все равно не полюбила, как ни старалась, но в этом достоинство ее стиля, который заставлял ждать ее рецензий даже тех, кто был равнодушен к танцу.

Книга «Танцевать свою жизнь» обрадует не только специалистов, многое видевших своими глазами. Она и для тех, кто начинает знакомство с современным танцем. Ему будет легче двигаться дальше, потому что места теперь знакомые, путеводитель — в руках. Может быть, я бы хотел, чтобы к этой книге был приложен диск со спектаклями. Не для того, чтобы я сверил, правильно ли все описано, а для того, чтобы я наконец-то понял, что мне тогда показывали.

Любителям балета не хватит в этой книге полей, чтобы расставлять знаки и спорить. Так бывало под каждой газетной рецензией Татьяны Кузнецовой, где вопли восторга мешались с обидами и проклятиями. Но если выбирать, чьими глазами смотреть на жизнь танца, я с удовольствием позаимствую оптику этой книги.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Балетное фойе Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 37, 38, 39
Страница 39 из 39

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика