Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2019-06
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Газетный киоск
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11792

СообщениеДобавлено: Сб Июн 29, 2019 8:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019062912
Тема| Музыка, Конкурсы, Конкурс Чайковского, Вокалисты, Персоналии,
Автор| Владимир Дудин
Заголовок| У вокалистов на конкурсе Чайковского подвели итоги
Где опубликовано| © Российская газета
Дата публикации| 2019-06-29
Ссылка| https://rg.ru/2019/06/29/reg-szfo/u-vokalistov-na-konkurse-chajkovskogo-podveli-itogi.html
Аннотация| КОНКУРС

Финал конкурса Чайковского по специальности "Сольное пение" проходил в Мариинском-2 в сопровождении оркестра Мариинского театра под управлением Михаила Синькевича.

Сказать, что наступил момент истины, было бы большим преувеличением, однако попадание молодых певцов в акустические условия полноценного современного зала, наконец, показало их настоящие возможности.

Голоса, которым в камерном зале Мусоргского с его сухой акустикой было тесно, здесь словно расправили крылья. Обладательница IV премии Оксана Майорова в Мариинском-2 впечатлила в молитве Леоноры из "Силы судьбы" Верди, на которой спотыкаются многие сопрано. А Оксана в этой арии предстала здесь, как молодой мастер, максимально выигрышно - распределив силы и верно расставив акценты.

Сопрано Айгуль Хисматуллина, получившая вторую премию, не удивила, а лишь подтвердила: эта певица не ошибается. Уважение вызывала, прежде всего, конкурсность подачи, предельно ясное понимание целей и задач - экзамен на аттестат профессиональной зрелости, где оценивается любая мелочь, любой треск в голосе, любая неточно взятая верхушка, ненаполненная фраза, невызвученная буква. Это с одной стороны, а с другой - осознание себя как зрелой артистической личности. Ария Шемаханской царицы из "Золотого петушка" Римского-Корсакова прозвучала очень иронично и надменно, нарочито бесчувственно. А в развернутой сцене Цербинетты Grossmachtige Prinzessin из "Ариадны на Наксосе" Штрауса, словно намекнула маэстро Гергиеву, что оперу срочно надо бы вернуть в репертуар. Подкупало ее обживание слов, поиск артикуляционной выразительности, направленной на диалог со слушателем.

Сопрано Мария Мотолыгина (III премия, которая стоила первой) опять же не удивила, вновь продемонстрировав свои качества - благородство манер и исполнительский перфекционизм. Болеро Елены из "Сицилийской вечерни" Верди можно было слушать, не боясь, что певица нарушит темпоритм или вскрикнет, резко возьмет верх. Все ноты были откалиброваны на зависть конкуренткам. Давно не доводилось наблюдать такую выдержку и спокойствие, которые особенно пригодились певице в арии Лизы "Ах, истомилась, устала я" из "Пиковой дамы" Чайковского. В какой-то момент в памяти возникли интерпретации сопрано Большого театра Тамары Милашкиной. Что удивительно, при отсутствии внешних проявлений эмоциональности, полном покое корпуса, певица не заставляла скучать. Секрет крылся в ее музыкальности высшего класса - взаимообогащении слов музыкой и феноменальной выровненности регистров.

Открытием конкурса для всех стала 21-летняя сопрано Мария Баракова, которая нашла в себе силы, ум, выдержку выстоять нешуточное, изматывающее испытание конкурса Чайковского. Снова немного пожалеем о том, что на финал она выучила не арию Иоанны из "Орлеанской девы" Чайковского, которая выигрышна на всех престижных конкурсах, а взяла совсем не известную широкому слушателю, да и зарубежной части жюри сцену и арию княгини Морозовой из "Опричника" Чайковского. Но и в ней Мария нашла интонационные и тембральные средства, чтобы за несколько минут создать этот сотканный из противоречий сложный женский персонаж. А вот речитатив и каватина Арзаче Eccomi alfine in Babilonia из "Семирамиды" Россини произвели настоящий фурор. Знатоки вокала не могли не вспомнить на первых же звуках прославленную американку Мерилин Хорн, триумфировавшую в россиниевском репертуаре на протяжении всей своей карьеры.
Четвертая женская премия ушла Ангелине Ахмедовой пусть и с некоторым авансом и надеждой на улучшение техники, которая даст певице большую свободу как в проявлении потенциальной музыкальности, так и в отшлифованности и ровности тона.

Первую премию в мужских голосах дали 30-летнему греческому басу Александросу Ставракакису, который, правда, с 2018 года значится "солистом Большого театра". Ариозо короля Рене из "Иоланты" Чайковского прозвучало не очень убедительно - думается, в силу недостаточности репетиций. А вот сцена прощания Вотана, самый длинный, 15-минутный номер финала вокалистов, стала моментом истины, звездным часом певца. Не говоря о внешней фактуре певца - статности, высоком росте, поражала его энергия, его желание и возможность сказать очень многое.

Самой справедливой, идеальной премией стало второе место у 27-летнего корейского баритона Гихун Кима. И арию Жерара из "Андре Шенье" Джордано, и особенно ариозо Елецкого из "Пиковой дамы" Чайковского он исполнил с завидным чувством артистической свободы.

Третью премию получил 26-летний тенор Мигран Агаджанян, очень много выступающий в Мариинском театре, являющийся его солистом. Колоссальный музыкантский бэкграунд певца, заключающийся в дирижерской практике, а также в баритоновом прошлом, когда получил лауреатство из рук самой Елены Образцовой на ее конкурсе молодых певцов, позволяли ему на протяжении всех туров восторгать своей музыкальностью и техничностью, стильностью подачи. Возможно, кому-то не хватило эмоциональности в его интерпретациях, но все это - вопрос вкуса.

Четвертой премии удостоился монгольский баритон Анхбаяр Энхболд, исполнивший в финале арию Ренато из "Бал-маскарада" Верди и ариозо Елецкого. Конкурс завершен и с исполнителями, которых довелось слушать с первой до последней ноты, очень жаль расставаться. Кажется еще, что при своем международном статусе, подтвержденным не только составом жюри, но и именами победителей, представителей Греции и Кореи, Конкурс Чайковского должен больше стремиться в вокальной номинации сохранять репутацию одного из самых престижных в мире.

Прямая речь

Мария Баракова (сопрано), I премия
- Организация конкурса была на высоте, начиная от координации перелетов, проживания, у каждой номинации были свои модераторы, помогавшие участникам. Члены жюри пожелали мне удачи, попросили не торопиться. Цитата от Сьюзан Грэм, обращенная ко мне: "Step by step". Ощущения у меня сейчас самые потрясающие и очень много эмоций! Сейчас стараюсь ответить на поздравления всех людей, кто поддерживал меня в это непростое конкурсное время. Я не могу назвать одного педагога, потому что была целая команда: Дмитрий Юрьевич Вдовин, Светлана Григорьевна Нестеренко, Маквала Филимоновна Касрашвили, Владимир Афанасьевич Мальченко, мой педагог из Новосибирского музыкального колледжа им. Мурова, которая дала мне базу для того, чтобы меня заметили и взяли в Большой, педагог по актёрскому мастерству Елена Владимировна Болдина-Вахотина, коуч по немецкой фонетике Роман Матвеев, мой несравненный пианист Валерия Прокофьева, с которой мы проводили дни и ночи в театре за подготовкой. В нашем распоряжении было всего 10 недель. И очень много приглашенных коучей Молодежной оперной программы Большого театра России, которые помогали мне с каждой деталью. Арию Иоанны из "Орлеанской девы" Чайковского мне очень хотелось бы исполнить, но я пока отказалась, решив отложить до следующего конкурса, если я найду силы выступить где-то еще после такого грандиозного Конкурса Чайковского, выдержать который было сложно и морально, и физически, и вокально.

Гихун Ким (баритон, Корея), II премия

- Благодаря конкурсу Чайковского я впервые побывал в России, увидел город такой необыкновенной красоты, которой до сих пор нигде не встречал - Санкт-Петербург. Правда, было холодно для меня, но я справился с этим испытанием. Здесь, среди конкурсантов я встретил по-настоящему талантливых певцов, у которых было чему поучиться. Я был впечатлен акустикой Мариинского-2, где проходил финал. Программа конкурса действительно очень сложная. Мне помогла школа моих педагогов Квандонга Кима и Сабины Риттербуш. Нескромно отвечать на вопрос, что сказали мне члены жюри, но они только выражали восторг перед моим great voice. Сегодня я живу в Ганновере. Вскоре мне предстоит исполнить партию Жермона в "Травиате" в оперном театре Ростока. Затем будут выступления на Глайндбурнском фестивале, а в июле - на Опералии Пласидо Доминго. Моя мечта - быть похожим на Дмитрия Хворостовского, который является иконой для всех баритонов мира. К сожалению, я не слышал его живых выступлений, только слушал аудио- и видеозаписи.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11792

СообщениеДобавлено: Сб Июн 29, 2019 8:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019062913
Тема| Музыка, Конкурсы, Конкурс Чайковского, Вокалисты, Персоналии,
Автор| Варвара Свинцова
Заголовок| Из Греции басом: конкурс Чайковского назвал лучших певцов
Для многих меломанов решение жюри стало неожиданностью
Где опубликовано| © Известия
Дата публикации| 2019-06-29
Ссылка| https://iz.ru/893867/varvara-svintcova/iz-gretcii-basom-konkurs-chaikovskogo-nazval-luchshikh-pevtcov
Аннотация| КОНКУРС

Победой российской певицы Марии Бараковой и греческого певца Александроса Ставракакиса завершился вокальный раздел Международного конкурса имени Чайковского. «Известия» оценили итоги соревнований в одной из самых популярных конкурсных номинаций.

Конкурс имени Глинки недаром называли прологом к конкурсу Чайковского: ставшая на нем лауреатом, 21-летняя Мария Баракова не только прошла в финал конкурса Чайковского, но и доказала, что равных ей в этом состязании нет. Настоящая кустодиевская женщина, статная и пышная, с красивым и гибким голосом. Особенно запомнилась в ее исполнении редко звучащая ария Морозовой из «Опричника». Другие награды также у представительниц России: вторую премию жюри присудило Айгуль Хисматуллиной, перед которой уже открыты головокружительные перспективы — солистка Приморской сцены в нынешнем сезоне спела заглавную партию в новой постановке «Лючии ди Ламмермур» в Мариинском театре. Участница молодежной оперной программы Большого театра Мария Мотолыгина стала обладательницей третьей премии — в ее исполнении в финале прозвучала ария Лизы из «Пиковой дамы».

В мужской части финала поначалу казалось, что всё решится в поединке Елецких — фаворитами публики были два баритона: Ким Гихун из Кореи и Энхболд Анхбаяр из Монголии. Корейский исполнитель продемонстрировал отменную вокальную культуру и артистизм, монгольский — привлекал объемом и свежестью голоса. Однако жюри предпочло баса из Греции Александроса Ставракакиса. Хотя его выбор произведений для финала казался не совсем удачным (ария Вотана из «Валькирии» очень продолжительная, но не самая эффектная), именно ему досталась первая премия. Кстати, потомок эллинов, обладающий благородной сценической внешностью, в этом году дебютировал в Большом театре в «Севильском цирюльнике».

Ким Гихун получит вторую премию, третья — у российского тенора Миграна Агаджаняна. Специальный приз конкурса «Памяти Дмитрия Хворостовского», учрежденный по личному предложению председателя жюри вокалистов Сары Биллингхёрст-Соломон, будет вручен баритону Владиславу Куприянову.

Конкурс по специальности «сольное пение» проходил в Санкт-Петербурге. В нем приняли участие 59 молодых вокалистов, это больше, чем в любой другой номинации. Вместе с Сарой Биллингхёрст-Соломон оперный менеджмент в жюри представляли Ева Вагнер-Паскье, Евамария Визер, Джонатан Френд и Чарльз Маккей, но численное преимущество имели певцы. Эдита Груберова, Сьюзен Грэм, Матти Салминен, Ферруччо Фурланетто, Нил Шикофф, Альбина Шагимуратова, Михаил Петренко сформировали подлинное оперное созвездие артистов разных поколений.

Кстати, когда накануне третьего тура участникам состязаний дали три дня отдыха, члены жюри продемонстрировали собственное вокальное мастерство. Неувядаемый Ферруччо Фурланетто вышел на сцену Мариинского театра в операх «Дон Кихот» Массне и «Симон Бокканегра» Верди, Альбина Шагимуратова спела Донну Анну в «Дон Жуане» Моцарта, а Михаил Петренко исполнил партию патера Лоренцо в драматической симфонии Берлиоза «Ромео и Джульетта».

Половину конкурсантов составляли певцы из России, 12 участников делегировала Республика Корея. Также были представлены Монголия, Китай, Узбекистан, Белоруссия, Украина, США, Иран и Греция. Прослушивания в первом и втором турах проходили в зале Мусоргского Мариинского театра — камерном помещении, где певцы находились от публики буквально на расстоянии вытянутой руки.

Слушателям довелось стать свидетелями драмы, когда в первый день состязаний одна уз участниц испытала, по всей видимости, приступ паники и голос перестал звучать, едва она одолела первую треть программы. Жюри, проявляя такт, не остановило конкурсантку, которая продолжала мучить себя и зал, хотя не имела физической возможности петь. Но даже такая катастрофа не заслонила очень неровный уровень участников; было отчетливо видно — точнее, слышно, что некоторые из конкурсантов обладают явно завышенной самооценкой, но не природными данными или школой.
Это не помешало пристрастной публике сформировать пул фаворитов, которых хотелось бы видеть в финале, и решение жюри оказалось для них едва ли не ушатом холодной воды. Число участников после первого тура сократилось в три раза. Среди тех, кого пропустили во второй тур, не было таких вполне сложившихся и успешных певцов, как Владимир Дмитрук (Белоруссия) и Даниил Матвиенко (Украина). Серьезные потери понесли когорты перспективных певцов из Кореи и Монголии.

Во втором туре из борьбы выпали и другие сильные претенденты, в частности, любимец петербургских меломанов тенор Александр Михайлов и баритон Константин Сучков, завоевавший в апреле в Казани первую премию конкурса имени Глинки.

Но конкурс есть конкурс, здесь возможны любые неожиданности, а неудачникам остается надеяться на следующее соревнование или штурмовать оперные вершины, не отвлекаясь на конкурсный спорт.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20578
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Июн 30, 2019 10:55 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019063001
Тема| Музыка, Опера, БТ, Персоналии, Франческо Ланциллотта
Автор| Лейла Гучмазова
Заголовок| Как Большой театр заставил прослезиться маэстро Франческо Ланциллотту
Где опубликовано| © «Российская газета»
Дата публикации| 2019-06-28
Ссылка| https://rg.ru/2019/06/28/kak-bolshoj-teatr-zastavil-proslezitsia-maestro-franchesko-lancillottu.html
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ

Сезон в музыкальном театре подходит к концу, и уже очевидным его трендом стали регулярные приглашения за дирижерский пульт Большого театра итальянских маэстро. Урожденный римлянин, художественный руководитель знаменитого Оперного фестиваля в Мачерата и один из самых известных дирижеров поколения Франческо Ланциллотта дирижировал в Большом серией из пяти спектаклей "Свадьбы Фигаро" и поделился впечатлениями с "РГ".


Фото: Пресс-служба Большого театра

Объявляя планы на будущий сезон, главный дирижер Большого театра Туган Сохиев высказался за приоритет штатных артистов. Но в главном театре сегодня 31 приглашенный дирижер, из них 12 - итальянцы с итальянским музыкальным образованием. У вас есть ощущение национального доминирования в этой сфере?

Франческо Ланциллотта:
Правда? Это любопытно, и причины, видимо, разные. Все оперные театры мира исполняют итальянских авторов, а итальянские дирижеры с ними растут. Для нас музыка Верди, Пуччини, Доницетти и вообще-то Моцарта - как хлеб насущный. Такая еда для ушей, понимаете? Вторая причина: итальянский действительно важный для этой музыки язык, и когда играешь итальянцев, хорошо бы его понимать, потому что у всех этих композиторов есть ритмические характеристики текста в музыке - фразы на пять долей, шесть, семь и так далее. Третий резон: сейчас в Италии сильное поколение 30 - 40-летних дирижеров, одаренных и с действительно хорошей подготовкой. Это поколение востребовано по всему миру, не только в России. Но с Россией - особенная история. По крайне мере, у меня.

Почему?

Франческо Ланциллотта:
У меня, например, свои отношения со Стравинским - еще с юности, с академии Санта Чечилия. Я знаю все, что он написал, а от темперамента и сарказма "Истории солдата" просто в восторге - я им дирижировал раз сорок. А хотел бы не только Стравинским. Шостакович притягивает. Может, чтобы действительно понять стиль русских композиторов, нужно поработать в России с русскими музыкантами. Пусть будут не только Шостакович и Прокофьев, но и Скрябин, и Мусоргский. Не говоря уж о том, что для итальянских студентов Чайковский тоже часть образования.

Но ведь вы не первый раз в России?

Франческо Ланциллотта:
Верно, но дирижировал прежде "Карминой Бурана" Орфа в Санкт-Петербурге и "Роберто Девере" Доницетти в Зале Чайковского. Мой нынешний ангажемент в Большой - просто воплощение мечты. Этот театр знаменит, он считается одним из лучших в мире - и он действительно замечательный.

И оркестр замечательный?

Франческо Ланциллотта:
И оркестр, и хор.

Мне показалось, вы были к нему очень добры, но в то же время в отношениях со струнными и клавесином чувствовалась идея: все звучало мягче обычного.

Франческо Ланциллотта:
Это было нетрудно, поверьте. Оркестр Большого эластичен, музыканты понимают все. Иногда нет нужды работать словами, а с хорошим оркестром тем более. Мы не так уж много репетировали, но я успел сказать об артикуляции и просил их играть мягче и легче. Хорошо, что мы друг другу понравились, и с оркестром возникла глубинная связь, при ней девяносто процентов работы делаются руками и сердцем.

Удивительная тактичность, учитывая, что вы несколько лет проработали главным дирижером Филармонического оркестра Артуро Тосканини, сравнивавшим дирижера с укротителем, а оркестр с необъезженным конем, готовым сбросить доброго седока.

Франческо Ланциллотта:
Оркестр всегда с первых же тактов понимает, знает дирижер свое дело или нет. Так что там я придерживался своих убеждений: нет нужды быть агрессивным, чтобы сохранить уважение оркестра. Ты его получишь, только когда хорошо работаешь. А если ты диктатор, значит, не уверен в том, что делаешь. Есть ведь разница между дирижером-тираном и дирижером, зарабатывающим уважение? Мы просто должны быть уверены в своей музыкальной идее и иметь энергию ее донести. А потом уже понять, что оркестр может с этим сделать. Звучание оркестра Большого - замечательно. Мне не надо было его менять, только показать небольшую разницу, артикуляцию, обосновать нужную легкость.

Вам удалось вписаться в готовый спектакль, будто вы выстраивали его вместе с режиссером...

Франческо Ланциллотта:
Мы с режиссером совпали в настроении. Просто "Свадьба Фигаро" - такая волшебная опера, как бутылка с шампанским. Один из шедевров, который я действительно люблю. В ней есть общая линия и такие темпы - просто бриллиантовые! - даже в адажио. Разница между рядовым и блистательным исполнением крошечная, и во многом зависит от взятого темпа, так что надо по голосу и движениям певцов понять, куда они идут и сколько в них энергии. Иначе даже шедевр может стать скучным, провиснут темпы, артикуляция, динамика, все эти мелочи внутри музыки, способные разрушить волшебство. Я просил артистов петь легко и быть актерами, а не только певцами.

И они услышали?

Франческо Ланциллотта:
Александр Миминошвили - Фигаро точно понял. Эрика Гримальди, прекрасный, полный нюансов и красок голос, понимает, кто такая Графиня - может, ее благородная фамилия к тому располагает. Еще у нас были две дебютантки в партии Сюзанны. Да и вообще в Большом хорошая энергетика, можно сделать лучшее, на что ты способен. Мне кажется, она действует даже на рабочих сцены.

Оперный фестиваль в Мачерата, ведомый вами уже в течение нескольких лет, тоже известен хорошей энергетикой.

Франческо Ланциллотта:
У нас бывает по дюжине названий, но фестиваль летний, много туристов, и даже при государственной поддержке мы заботимся о кассе. Потому и названия известные, "Кармен", "Травиата", "Риголетто" - те, что продаются. Но мы даем возможность молодым режиссерам представить свою точку зрения на старые оперы, и получаем современные постановки. Иногда радикальные, но мы этого и хотим. В конце концов, Верди двести лет назад вывел на сцену проститутку Виолетту, и публика начала думать, публика поняла, что опера - не только красивые арии, но и послание. Чтобы продолжать дело Верди, надо всякий раз хоть немного продвинуть публике мышление. И ради Пуччини тоже. И даже ради Доницетти.

А в Москве вы прослезились все-таки не от оперы, а от балета - я заглянула в вашу социальную сеть…

Франческо Ланциллотта:
О, классический балет - еще одна моя любовь с юных лет. Вообще-то я даже написал пять балетов, но это уже другая история. И да, здесь уровень танцовщиков нереальный, вышел со спектакля с полными слез глазами и долго не мог успокоиться.

Справка "РГ"
Франческо Ланциллотта родился в Риме. Дирижерскому мастерству обучался под руководством Бруно Апреа, композиторскому - под руководством Лучано Пелози. С отличием окончил Национальную академию Санта Чечилия в Риме. Также учился игре на фортепиано (педагог - Велия де Вита). Совершенствовался как дирижер в нью-йоркском Бард-колледже у Х. Фабермана и в Мадриде под руководством маэстро Дж. Пехливаняна.

В последние годы дирижировал спектаклями во многих ведущих театрах, среди которых Ла Фениче (Венеция), Сан-Карло (Неаполь), им. Верди (Триест), Филармонико (Верона) и Лирико (Кальяри). Также регулярно выступает с прославленными оркестрами, в числе которых Национальный симфонический оркестр RAI (Турин), Оркестр итальянской Швейцарии, Orchestra I Pomeriggi Musicali di Milano/ Послеполуденная музыка Милана, оркестр им. Гайдна (Больцано), Филармонический оркестр имени Артуро Тосканини (Парма), Региональным оркестром Тосканы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20578
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Июл 01, 2019 10:04 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019063101
Тема| Музыка, Опера, Персоналии, АЛЬБИНА ШАГИМУРАТОВА
Автор| Евгения Кривицкая
Заголовок| АЛЬБИНА ШАГИМУРАТОВА: МОЦАРТ ДЛЯ МЕНЯ – ​КАК ЛЕКАРСТВО
Где опубликовано| © журнал МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ №6
Дата публикации| 2019- июнь (на сайте журнала опубликовано 01.07.2019)
Ссылка| http://muzlifemagazine.ru/albina-shagimuratovamocart-dlya-menya/
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ



Имя Альбины Шагимуратовой стало широко известно с середины 2000-х. Тогда, только окончив Казанскую консерваторию и аспирантуру Московской консерватории, Альбина выиграла международные состязания – ​Конкурс вокалистов имени М. И. Глинки, Конкурс имени П. И. Чайковского, была замечена и обласкана в Европе, а затем дебютировала и утвердилась в Метрополитен-опере. С тех пор Шагимуратова входит в топ-десятку лучших сопрано мира и твердо удерживает свои позиции благодаря таланту, умной репертуарной стратегии и, конечно же, благоволению фортуны.

«Я люблю бросать себе вызов», – ​сказала артистка в недавней беседе на телеканале «Культура». И это правда: в ее карьере то и дело возникают неожиданные повороты. То она берется за невиданной сложности вокальные партии, то решается возглавить Конкурс имени Глинки – ​и все у нее получается с блеском.

В эксклюзивном интервью для журнала «Музыкальная жизнь» Альбина Шагимуратова (АШ) рассказала Евгении Кривицкой (ЕК) о своих корнях, музыкальных предпочтениях и творческих мечтах.

ЕК Альбина, мы с вами встретились в Казани, во время финала Конкурса имени Глинки. Признаюсь, у многих вызвало удивление известие, что вы беретесь за возрождение этого конкурса, вроде бы давно «почившего».

АШ Для меня это тоже стало неожиданностью.

ЕК Что подвигло вас на такой смелый шаг?

АШ Действительно, последний раз конкурс состоялся в 2014 году, потом было пропущено два цикла (он должен проходить раз в два года), и коллеги стали задумываться, что происходит. Ко мне обратились российские именитые артисты – с регалиями, званиями – и предложили возглавить конкурс. Я вначале отказалась, хотя я – лауреат первой премии, выиграла Конкурс имени Глинки в 2005 году. Но потом я позвонила Валерию Абисаловичу Гергиеву посоветоваться, и первое, что он спросил, – нужна ли мне помощь. Я ответила, что финансовые расходы Республика Татарстан возьмет на себя. Но он еще раз повторил: «Всем, чем надо, – помогу». И тогда я решилась. В итоге у нас появилась спонсорская поддержка благодаря рекомендации Валерия Абисаловича. Подключилось Министерство культуры РФ и выделило федеральные деньги.

ЕК Конкурс всегда путешествовал, проходил в Москве, Киеве, Смоленске, в 1999 году был в Казани, где теперь переживает второе рождение. Планируете ли сделать Казань стационарным местом проведения состязания?

АШ Сейчас получился такой пилотный проект. Что будет дальше с конкурсом – посмотрим. Если он закрепится в Казани, для него это будет только во благо. Отношение к нему после смерти Ирины Константиновны Архиповой изменилось. Да, при ней конкурс путешествовал по стране, но я не думаю, что сейчас любой регион готов нас приветствовать.

ЕК Вы довольны тем, как все прошло в Казани?

АШ Безусловно. Мое обращение поддержал Президент республики Рустам Минниханов и финансово обеспечил большую часть бюджета. Татарстан считается одним из самых успешных регионов России, и если конкурс станет базироваться в Казани, то это – только еще один плюс республике, ее культурному имиджу.

ЕК Жюри вы выбирали?

АШ Да, вместе с Валерием Абисаловичем Гергиевым. Мы сразу договорились с жюри, что постараемся быть объективными, честными и примем справедливые решения.

ЕК По-моему, все так и получилось. Мои личные предпочтения совпали с вашим решением. Браво! Давайте поговорим о вас. Вот вы народная артистка Республики Татарстан. Но родились же в Ташкенте. Все-таки вы кто по крови?

АШ Татарка. Но мои бабушка и дедушка в голодном 1937 году перебрались в хлебосольный Ташкент. Там родились мои родители, потом – я.

ЕК Родители – музыканты?

АШ Папа – да, он окончил Ташкентское музыкальное училище как баянист, а потом поступил в Ташкентский университет на юриста – мои папа и мама оба юристы. После развала СССР жизнь в Узбекистане полностью поменялась, я не могла там никуда поступить учиться – просто потому, что у меня белый цвет кожи. И родители приняли решение перебраться на нашу историческую родину, в Казань. Тем более что папу пригласили работать в Министерство юстиции, потом он занял должность федерального судьи. Родители до сих пор здравствуют, живут здесь, а я теперь в Москве.

ЕК Конкурс Чайковского действительно стал рубежным для вас. Я читала, что после него вас узнали и пригласили в Зальцбург. Как это случилось?

АШ Тогда председателем жюри была Ирина Петровна Богачева, а в жюри – агенты, импресарио. В тот момент Рикардо Мути искал исполнительницу на партию Царицы Ночи, которую я как раз пела в конкурсной программе. Когда закончился гала-концерт, ко мне подошел его агент, поздравил и спросил: «Сможете через 5 дней приехать на прослушивание в Зальцбург?» Представляете, через пять дней после окончания такого тяжелейшего конкурсного марафона!

ЕК У вас была виза?

АШ Нет. Но обратилась в турфирму, и за два дня мне ее сделали.

ЕК А вам запомнились ваши ощущения, когда вы вышли петь перед таким легендарным маэстро?

АШ Конечно. На самом деле, я там была не одна – там было много Цариц Ночи. Я шла последняя по списку и слышала тех, кто прослушивался до меня: многие элементарно в ноты не попадали. Я же еще была заряжена победой на Конкурсе Чайковского и, как говорится, все свои нервы оставила в Москве. Поэтому мало волновалась и пела удачно.

ЕК Вы выступали, кажется, со всеми выдающимися дирижерами нашего времени…

АШ Не со всеми. Вот с Юрием Хатуевичем Темиркановым пока не пела.

ЕК К сожалению, он сейчас мало интересуется оперой. Но в целом список имен внушительный, и, возможно, находясь на вершине Олимпа, возникает чувство пресыщения?

АШ. Нет. Всегда что-то новое узнаешь.

ЕК Ваш диск с оперой «Семирамида» получил сейчас несколько престижных международных наград – Международную премию в области классической музыки (ICMA), а также International Opera Awards.

АШ Это очень приятно и почетно. «Семирамида» – одна из сложнейших опер Россини. И сейчас в мире ее поют Джойс ДиДонато и я. Получив предложение поучаствовать в проекте, я вначале отказалась, потому что Россини написал партию главной героини для колоратурного меццо-сопрано – в низкой для меня тесситуре. Но проследовал звонок от главного дирижера – сэра Марка Элдера, который настаивал, чтобы я согласилась. Он сказал: «Мы с тобой будем заниматься, периодически встречаться: я готов прилетать в Москву и жду тебя у себя в Лондоне. Мы тебе добавим несколько верхних нот». Дело в том, что Россини создавал эту партию не для моего типа голоса – его вдохновляла его жена и любимая певица Изабелла Кольбран. Но Элдер согласился сделать вариант специально для меня, дописав немножко высоких нот. Мы действительно с ним много репетировали – я приезжала в Лондон на несколько дней, и мы занимались утром три часа и вечером три часа. Только с таким музыкантом я могла осилить эту гигантскую оперу – она идет без купюр пять с половиной часов. Благодаря Элдеру я согласилась потом спеть постановку в Баварской опере, так как была уже готова – и морально, и вокально. В 2016 году мы сделали запись – писали 10 дней, в студии в Лондоне. На самом деле, в составе изначально заявлялись Ильдар Абдразаков, Ильдебрандо Д’Арканджело, но в самый последний момент они отказались. Я думала, если честно, что диск иметь успеха не будет.

ЕК Видите, вышло иначе. Вот вы так тщательно готовили Семирамиду. А в случае форс-мажора можете выйти на сцену с недоученной партией?

АШ Думаю, нет. Когда находишься на таком уровне, рисковать репутацией не стоит. А зачем? Потом это риск и для здоровья – столько нервов и переживаний. Я лучше откажусь. Иначе это аукнется после спектакля.

ЕК Некоторые артисты выходят на сцену без репетиций – это теперь называется «импровизацией».

АШ Если партия выучена, впета, если за пультом – гениальный дирижер, чувствующий певца, – можно выйти и без репетиции. Но это – редкость, в основном все репетируют.

ЕК Вы легко говорите «нет», когда речь идет об ангажементах? Если очень соблазнительное предложение, но надо быстро слетать в другую страну…

АШ У меня случались такие ситуации – предлагали заменить заболевшую певицу в «Травиате» в Париже. Я сказала, что не могу с самолета петь – с трапа бежать в театр, надевать платье и сразу идти на сцену. Нет. Театр обижается, но я отвечаю за свое исполнение. Если я спою плохо, никто мне спасибо не скажет. Еще я говорю «нет», если это не моя партия. Меня никто не заставит петь тот репертуар, который мне не по голосу. Я получала предложение спеть «Норму», «Анну Болейн» – большие театры звали, но нет…

ЕК Вызывает большое уважение такая позиция. А как вы видите свой график – в году 365 дней, сколько из них должно быть занято?

АШ Я бы хотела сделать 50 на 50, но пока не получается. Я практически не вижу своей семьи. Для того, чтобы провести Конкурс имени Глинки, я отменила два контракта – выступления в Баварской опере и в Мариинском театре.

ЕК Ваша любимая партия?

АШ Все любимые. Каждый раз тратишь себя, вживаешься, репетируешь, влюбляешься в нее.

ЕК Вернемся к Россини. Все же у него существуют партии на ваш голос, раз вы в этом сезоне согласились на участие в «Путешествии в Реймс» в Большом театре.

АШ За Розину я не возьмусь, это традиционно меццо-­сопрановый репертуар, во всяком случае, на Западе. В «Путешествии в Реймс» я согласилась на роль графини де Фольвиль просто потому, что партия маленькая и комедийная. А я никогда не пробовала себя в таком амплуа и мне захотелось немножко изменить направление. Все время мои героини или с ума сходят, или их убивают, или они умирают от чахотки. Лючия, Виолетта – они постоянно на сцене, если это Царица Ночи, то полностью концентрируешься на ее двух сложнейших ариях. И всякий раз – это экзамен. Ты можешь 150 спектаклей спеть, и каждый раз – как в первый.

ЕК Вы были прекрасны в «Путешествии в Реймс»: комический образ – тоже ваше.

АШ Хочется спеть и Адину в «Любовном напитке», чтобы получить удовольствие самой и заставить зал смеяться. Я понимаю певиц, «уходящих» в низкий репертуар. С годами женский организм меняется, особенно после родов, и «подниматься наверх» становится просто тяжело.

ЕК Существует способ поддержания формы, или с физиологией ничего не поделать?

АШ Мне кажется, важно, что у тебя в голове. Я думала, что после рождения ребенка мне придется распрощаться с Царицей Ночи – но до сих пор пою, и эта партия не дает расширить или утяжелить голос. Я принимаю одно-два предложения выступить в «Волшебной флейте» в сезон, чтобы поддерживать свою форму. Вообще, только Моцарт держит тебя в хорошей форме – ни Доницетти, ни Россини, ни русская опера. Моцарт для меня – как лекарство. Я смотрела на молодых певцов, приехавших на Конкурс Глинки, и ужасалась тому, что они берут не свой репертуар. И голос уже в 30 лет расшатан, бабский.

ЕК Но ведь тут вина наставников?

АШ Конечно. Я ведь почему держусь за Царицу Ночи – для меня пример Эдита Груберова, которая и в 50 лет пела эту партию. Цербинетту из «Ариадны на Наксосе» Рихарда Штрауса она пела аж в 60 лет! Груберова только недавно, в марте, распрощалась со сценой. А ведь ей уже 76 лет! Или Ирина Петровна Богачева, которая сейчас, в 80 лет выступала у нас на открытии Конкурса Глинки и до сих пор выходит на сцену Мариинского театра. А молодые певцы – зажигаются на пять лет, из них делают мировую звезду, а потом все заканчивается… Сейчас вообще большой дефицит педагогов – не только в России, везде.

ЕК А вы готовы «отдавать» себя молодежи, заняться педагогикой?

АШ Так я уже несколько лет преподаю – ректор Казанской консерватории Рубин Абдуллин попросил меня вести аспирантов, и я взяла двоих. Айгуль Хисматуллина, вы ее наверняка знаете, выиграла в январе Конкурс Виньяса в Барселоне, и теперь солистка Приморской сцены Мариинского театра и принята в молодежную программу «Atkins». Вторая девочка прошла в финал Конкурса имени Глинки.

ЕК Вы упомянули русскую оперу. Я нередко слышу, что с западного репертуара трудно переходить на Глинку, Римского-Корсакова.

АШ Трудно – из-за языка. Но я спела в Мариинке и Марфу в «Царской невесте», и Шемаханскую царицу в «Золотом Петушке», Людмилу в «Руслане и Людмиле» – в Большом театре. Пока не успела – Наташу Ростову в «Войне и мире».

ЕК Есть желание это сделать?

АШ Да. Прикоснуться к Прокофьеву, Стравинскому, Малеру – немножко обогатиться этой музыкой.

ЕК За чем же дело? Вас «не видят» дирижеры?

АШ В отсутствии времени. Предложения есть, но я чувствую, что не успеваю выучить, и отказываюсь…

ЕК А заходы в камерный репертуар, в джаз?

АШ Джаз – нет, а в камерную музыку – да. В следующем году 20 мая у меня программа в «Зарядье» с пианистом Бехзодом Абдураимовым. Я влюблена в его игру, кстати он – мой земляк, тоже из Ташкента. И мы с ним исполним романсы Глинки, Римского-­Корсакова, Рахманинова, Листа.

ЕК Такой список авторов – это просто любимые композиторы, или они укладываются в концепцию программы?

АШ Пока я просто перечислила имена, концепции нет, но, возможно, она появится. Например, «соловьи» или «цветы». Я против оперных гала, когда в одном отделении 4–5 арий, в другом – так же, и оркестр играет увертюры. Это такая скукотища! Я уже от таких концертов стараюсь отказываться.

ЕК Это как демонстрация фасонов на подиуме.

АШ Да, но, помимо развлечения, публика должна получить какую-то пищу для размышления. Артист, музыкант должны нести просветительскую миссию. Тем более – оперные певцы.

ЕК Альбина, у вас есть интересный факт в биографии – съемка в сериале «Анна Каренина». Вы там участвовали в вашем естественном амплуа – изображали оперную диву Аделину Патти. Вам понравилось?

АШ Вы знаете, в этом было нечто мистическое. Я в 2014 году родила дочку и назвала ее Аделина. Конечно, выбирая такое имя, я подспудно думала про эту артистку. И через полгода мне позвонили с Мосфильма и предложили сыграть такую роль. Я встретилась с Кареном Шахназаровым: он хотел, чтобы я записала каватины Нормы и Розины – фильм тогда уже практически запускался. А у меня график был расписан очень плотно, и я благодарна, что он подстроился под меня и подождал. Я специально прилетела в Москву, и съемки сцены в театре шли четыре дня по 16 часов. Казалось бы, я в кадре – 3 минуты, но для того, чтобы они возникли, понадобилась вот такая напряженная работа – там ведь огромная массовка.



ЕК Снимали в павильоне?

АШ В павильоне № 1 на Мосфильме.

ЕК Это ваш единственный опыт в кино?

АШ Пока да, но будет скоро продолжение.

ЕК Раскроете секрет?

АШ Через несколько лет в Голливуде будет сниматься фильм «Волшебная флейта» по опере Моцарта – художественный фильм со своим сценарием. Я буду играть Царицу Ночи.

ЕК Вы насколько вперед планируете свою жизнь?

АШ Ближайшие три года заняты полностью. Да и дальше до 2023–24 года уже заполняются клеточки.

ЕК Вы не суеверный человек? Есть пословица: «Хочешь насмешить Бога – расскажи ему о своих планах».

АШ Я об этом не задумываюсь.

ЕК Тогда какие творческие задумки у вас состоятся в следующем году?

АШ Очень хочу спеть Анну Болейн, но когда пошли предложения из крупных театров, я отказалась: выйти в такой сложной и новой для меня партии сразу на большую сцену – это риск. И попросила агента найти мне для дебюта какой-нибудь небольшой театр. В новом сезоне в Венеции в «Ла Фениче» попробую себя в этой опере. Уже не хотела соглашаться на Царицу Ночи, но Даниэль Баренбойм настоял, чтобы я приняла участие в его постановке в Берлинской государственной опере. Есть дирижеры, которым отказать невозможно.

ЕК Иногда певица выходит на сцену в таком эффектном или даже эпатажном платье, что в публике шутливо говорят: «Ну, ей можно уже и не петь». Как складывался ваш сценический имидж? Вы уделяете этому вопросу специальное внимание?

АШ В молодости я финансово не могла себе позволить шить на заказ – покупала то, что могло мне подойти. Сейчас, конечно, обращаюсь к дизайнерам. Например, мне шьет «Диор» – от него у меня несколько платьев, со мной работает Каролина Эррера.

ЕК Для вас разрабатывают специальные фасоны?

АШ Да.

ЕК Какие цветовые сочетания предпочитаете?

АШ Очень люблю черно-белую гамму, красный цвет – приглушенный, не кричащий. У меня был плохой опыт с российскими дизайнерами, к сожалению. Обманывают… А с Каролиной сложились прекрасные отношения, она умеет шить для не худых женщин, чувствует стиль, пропорции тела – ей я могу довериться. Если скажет: «Альбина, вот этот цвет, ткань тебе не подойдет», то я ее слушаюсь. Мы с ней обсуждаем дизайн и приходим к общему решению. Также работает и «Диор».

ЕК Когда речь идет о концертных платьях, то вы можете экспериментировать, как хотите. А когда спектакль? Честно говоря, несколько раз уже приходилось наблюдать, как художники по костюмам одевали певиц, зачем-то подчеркивая все недостатки фигуры… Вы можете отказаться от предложенной одежды, если она не очень выигрышная?

АШ Могу. Но потом это обернется боком, пойдут жалобы режиссеру или директору театра. Иногда можно попросить художника по костюмам внести коррективы – так было в постановке «Путешествия в Реймс» в Большом театре, где у меня возникли некоторые пожелания, и мне пошли навстречу. А есть дизайнеры, которые наотрез отказываются – делают еще тебя седой или блондинкой, даже если тебе не идет такой стиль. И ничего – выходишь и поешь.

ЕК А что для вас счастье?

АШ Если честно, нет времени над этим задумываться. Счастье, наверное, когда я могу провести время с семьей.

ЕК Вы сказали, что любите черно-белую гамму – вот и сейчас вы в белой блузе и черной юбке. Психологи считают, что это знак категоричности: вы делите жизнь, людей на своих и чужих, на светлых и темных?

АШ Я – принципиальная. Знаю, что многим со мной сложно работать. Но, в свою очередь, стараюсь быть гибкой, дипломатичной в каких-то ситуациях. Но если мне что-то мешает, то я об этом скажу. Буду отстаивать свою позицию, и если я в ней уверена, то пойду до конца.

ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АЛЬБИНЫ ШАГИМУРАТОВОЙ
======================================================================
Все фото - по ссылке
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11792

СообщениеДобавлено: Вт Июл 02, 2019 7:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019063102
Тема| Музыка, Конкурсы, Конкурс Чайковского, Итоги, Персоналии
Автор| Наталья Зимянина
Заголовок| Пещер Али-Бабы для счастья маловато
Где опубликовано| © Труд
Дата публикации| 2019-06-28
Ссылка| http://www.trud.ru/article/28-06-2019/1377576_pescher_ali-baby_dlja_schastja_malovato.html?fbclid=IwAR3FEB03OuaBcbj5uTpn7ehvS5u4cnEdE8K2-x5jLQH8oWV8q2--4m0TdBM
Аннотация| КОНКУРС

Сегодня в Москве - гала-концерт лауреатов XVI Международного конкурса имени Чайковского в зале «Зарядье»

Выступят не просто лучшие, а практически небожители — столь сложен путь от посланной в Оргкомитет видеозаписи до решающего выступления в финале. Но один рекорд уже состоялся: трансляция событий конкурса на tch16.medici.tv за семь дней собрала более 10 млн просмотров. За состязаниями музыкантов следят зрители из 179 стран. Наибольший интерес конкурс вызывает у зрителей России, США и Японии.
Ну а теперь, собственно, о конкурсе. Наибольший интерес, как всегда, вызвали баталии пианистов. Три тура в Большом зале Консерватории, билетерши нервничают: буклетов опять не хватает, у спекулянтов по 800 рублей! Число участников снижено до 25 (как и у скрипачей с виолончелистами). А ведь в былые времена доходило до 80-120. Увы, XVI конкурс, втиснутый в 10 дней, выглядит кочерыжкой феерического праздника. Да еще и разрезанной: виолончелисты, вокалисты и духовые (новая номинация) оказались в Петербурге.

Что вынудило организаторов аврально спрессовать один из самых престижных (все еще!) конкурсов? Предполагаю, что духовые инструменты (96 участников!) крупно объели традиционные специальности. Во-вторых, на прошлом конкурсе члены жюри вели себя донельзя вольготно: один приезжал в начале, другой являлся к концу, не успевая вникнуть в перипетии борьбы. Но возможно ли, чтобы судьи не слышали конкурсантов во всех трех турах? И сопредседатель Оргкомитета Валерий Гергиев сердито решил: пусть члены жюри будут не столь имениты, но высидят от и до. Однако выкроить две-три недели нелегко. И потому три тура пианистов впихнули в восемь дней.

Ну попробуйте беспрестанно слушать фортепианную игру по 10 часов ежедневно с одним перерывом! При этом то сплошь Аппассионаты, то косяком идет «Дикая охота» Листа, то одна за другой расстреливает вас Седьмая соната Прокофьева. Даже странно: выбор программ предельно демократичен, сочинений для фортепиано не счесть...

Зато скромная строчка «одно или несколько произведений П. И. Чайковского» оказалась взрывной: конкурсанты подняли целый пласт пьес, которых мы и вовсе не слышали. Это стало изюминкой XVI конкурса.

Китайские пианисты (их поначалу было трое) блистали невероятной техникой. Смешно вспоминать, раньше редко про кого говорили: «пианист виртуозного склада». А сейчас других на конкурс просто не берут! Однако ж при адских темпах испаряется мысль композитора. Поэтому выделялся 20-летний Тяньсю Ань, который даже Баха играл в романтическом стиле.

На конкурсе нарисовался француз — Александр Канторов. Но его педагог — Рена Шерешевская, на прошлом конкурсе подарившая нам поразительного Люку Дебарга, — выпускница Московской консерватории.

Был и участник из Италии Александр Гаджиев (азербайджанец), двое из Канады, по одному — из Украины, Испании, Казахстана, Великобритании, Республики Корея. Не самые сильные, но придавшие конкурсу статус международного (российских пианистов было десять!).

Единственный японец (когда-то их приезжало по 25-30 человек), хрупкий 20-летний Мао Фудзита как начал еще в первом туре играть Моцарта, так и угодил в безоглядные любимцы публики. Его педагог — ученик Льва Оборина.

26-летний американец Кеннет Броберг отличился с «Думкой» Чайковского. Что ж, поскреби — и снова увидишь за зарубежным пианистом российского наставника: его педагог Станислав Юденич давно работает в США.

Но что же осталось к финалу от «чисто» российской десятки сплошных звезд? Не забудется, как Алексей Мельников в первом туре к трем часам дня заставил размякшую публику наконец проснуться своим крайне сосредоточенным Бахом, за которым последовала отлично выстроенная программа.

Дмитрий Шишкин, недавно мастерски отыгравший здесь, в БЗК, клавир-абенд, на конкурсе играл безукоризненных Шопена и Рахманинова, но конкурсы — не стихия излишне ранимых натур. Дмитрия надо слушать в концертах.

Овациями благодарила публика все три тура Константина Емельянова, обладателя уникального звука и собственного стиля. Как и Броберг, и Мао, этот пианист, несомненно, войдет в историю XVI конкурса.

К величайшему сожалению, невозможно было одновременно наблюдать еще и за скрипачами. Хоть они и соревновались в двух шагах, в Малом зале Консерватории, но, увы, в том же режиме исправительно-трудового лагеря.

А как хотелось послушать безупречного корейца Донхена Кима или эмоционального Марка Бушкова, продолжателя славной династии российских музыкантов (представляющего, однако, Бельгию). Коллеги-эксперты уговаривали сбегать на оригинального чеха Милана Аль-Ашаба…

Да, были прямые интернет-трансляции и из Москвы, и из Питера. Но, просидев в зале под раскаленными прожекторами (телевидение ведь у нас главнее собственно публики, да?) большую часть дня и вернувшись домой в полночь, будешь ли наслаждаться еще записями певцов (их участвовало 59), тромбонистов, виолончелистов? Если даже на любимых скрипачей не хватало сил? Так жестоко конкурс обошелся со своими фанатами впервые...

Хотя в высшей степени интересно было бы вживую услышать наших зубров Сергея Догадина и Айлена Притчина — роскошного солиста оркестра Теодора Курентзиса MusicAeterna. Правда, как и в случае с пианистами, удивляешься: зачем в свои условные 30 они, у кого премий как в пещере Али-Бабы, вышли тягаться с новейшим поколением?
Но что-то подсказывает, что, значит, не слишком-то уютно живется в наше время академическим музыкантам, раз они еще раз хотят подтвердить себе, что кому-то очень-очень нужны, и услышать восторженные овации нашей неподражаемой конкурсной публики.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11792

СообщениеДобавлено: Вт Июл 02, 2019 7:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019063103
Тема| Музыка, Конкурсы, Конкурс Чайковского, Итоги, Персоналии, А. Канторов
Автор| Наталья Кожевникова
Заголовок| В Петербурге прошел гала-концерт лауреатов конкурса Чайковского
Где опубликовано| © Российская газета
Дата публикации| 2019-06-30
Ссылка| https://rg.ru/2019/06/30/reg-szfo/v-peterburge-proshel-gala-koncert-laureatov-konkursa-chajkovskogo.html
Аннотация| КОНКУРС

Более четырех часов, пока длился заключительный гала-концерт лауреатов конкурса Чайковского, сохранялась интрига, кто же будет обладателем Гран-при? Концерт перевалил далеко за полночь, когда в завершении парада победителей Валерий Гергиев назвал французского пианиста Александра Канторова.

Лауреатам конкурса Чайковского, только что отыгравшим туры, сразу задали ритм, в котором они будут теперь существовать: два гала-концерта последовали сразу за финалом: сначала в Москве, потом - в Петербурге, причем с разными программами.

В петербургском концерте выступили обладатели первых трех премий по всем номинациям (не выступили только Алексей Лобиков, I премия, медные духовые, и Гихун Ким, II премия, сольное пение), а также некоторые лауреаты IV премий (Тяньсю Ань, фортепиано, и Ангелина Ахмедова, сольное пение), лауреаты - солисты оркестра Мариинского театра, обладатель приза им. Д. Хворостовского Владислав Куприянов и два музыканта, не ставшие лауреатами: Равиль Ислямов (скрипка) и Ким До Хен (фортепиано).

Валерий Гергиев, завершая концерт, отметил, что специально ввели в концерт несколько молодых музыкантов, которые не прошли в финал конкурса, но очень ярко себя проявили, чтобы показать тех, кто через несколько лет будет знаменит, кого надо поддержать.

Самым большим сюрпризом конкурса маэстро Гергиев назвал японского пианиста Мао Фудзиту, подчеркнув, что все победители этого музыкального соревнования - самого значительного и крупного на планете, - заслуживают восхищения и поддержки. "Это были две фантастические недели, огромный праздник", - сказал Гергиев.

Прямая речь

Александр Канторов, фортепиано, лауреат 1 премии и обладатель Гран-при

Александр Канторов: Честно говоря, я испытываю смешанные чувства: что-то между невероятным удовольствием и некоторым испугом - мне была оказана честь. Ее удостаивались величайшие пианисты, которыми я всегда восхищался.

Вы выбрали для исполнения второй концерт Чайковского, менее популярный, чем Первый.

Александр Канторов: Я подумал, что можно внести немного экспромта. Когда я пытался играть Первый, у меня возникли проблемы с восприятием. Я слышал такое количество исполнений, что я не мог отделиться и найти свое: он восхитителен, но я не смог на сто процентов освоить его за короткий период времени, как хотелось бы. Я решил выбрать Второй концерт, тоже великолепный. Поскольку мало кто его играл, он был новый для меня, и было приятное ощущение "свежести".

Были ли победа на конкурсе вашей целью?

Александр Канторов: Прежде всего, я мечтал принять участие! Больше всего я был рад возможности сыграть всю программу целиком (ведь я упорно к этому готовился) и тому, что стал одним из семи финалистов. Это принесло мне ощущение счастья!
Ваша фамилия звучит очень по-русски. У вас русские корни?

Александр Канторов: Да, и весьма глубокие. Мои прабабушка и прадедушка жили у украинской границы и переехали во Францию еще до революции. Мой папа француз, а мама англичанка, многие удивлены, что я не говорю по-русски! Думаю, после нескольких визитов в Россию ситуация изменится!

Чувствуете ли вы связь с русской культурой и музыкой Чайковского, в частности?

Александр Канторов:Конечно! Моего первого учителя, который научил меня основам, звали Игорь Лазько, у него русская школа, и он привил мне любовь к этой музыке, к певучему звуку, фразировке, этой имитации колокольного звона в мелодиях... Так продолжилось и после, поскольку сейчас я работаю с Реной Шерешевской. Это наследие определенно продолжает жить!

Это ваш первый приезд в Россию?

Александр Канторов: Нет, я был в Москве, а затем в Казан
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20578
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Июл 11, 2019 10:51 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019063104
Тема| Музыка, Опера, Персоналии, Элина Гаранча
Автор| Владимир Дудин
Заголовок| ЭЛИНА ГАРАНЧА:
МОЦАРТ – ​МУЗЫКА ДЛЯ МОЛОДЫХ

Где опубликовано| © журнал МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ №6
Дата публикации| 2019- июнь (на сайте журнала опубликовано 11.07.2019)
Ссылка| http://muzlifemagazine.ru/yelina-garancha-mocart%E2%80%AF-%E2%80%8Bmuzyka-dlya/
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ



Совсем недавно всемирно известная латышская певица Элина Гаранча (ЭГ) дебютировала на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии, выступив с тремя ариями в оперном гала-концерте под управлением Юрия Темирканова вместе с Юсифом Эйвазовым, Ильдаром Абдразаковым и Динарой Алиевой.

Певица рассказала Владимиру Дудину (ВД) об остывшей любви к Моцарту, любви к талантливым режиссерам и новом сольном альбоме «Sol y Vida».

ВД Несколько лет назад, когда мы встречались с вами в Петербурге, вы признались, что в Моцарте вам «стало тесно». Меня очень удивила эта фраза.

ЭГ Я давно поняла, что должно пройти время, чтобы найти себя в той музыке, которая бы позволила глубже раскрыть внутренний мир. Конечно, у каждого композитора есть чему поучиться, в любом репертуаре есть определенные нюансы, которые стоит учитывать, чтобы впоследствии применять их в другом репертуаре – например, использовать в операх Верди или Вагнера приемы пения камерной музыки. Для меня Моцарт был прекрасной подготовкой к бельканто, а после бельканто я поняла, что оно является базовым пунктом для тех же вердиевских и вагнеровских партий, хотя вокально они устроены по-разному. Так или иначе, но моя цель – сохранять голос таким, какой он есть. Он развивается вместе со мной, но мне бы хотелось, чтобы все знали, что это голос той же Элины, с каким она пришла в этот мир.

ВД То есть больше по Моцарту не скучаете?

ЭГ Как-то в Нью-Йорке я пришла на оперу «Так поступают все». После первого акта подумала: «Может быть, все-таки вернуться? Красивая музыка». Но просидев до конца спектакля, поняла, что Моцарт – музыка молодых, требующая от исполнителей искать что-то новое, излучать витальность. Он же и сам умер очень молодым. Это музыка для тех певцов, которые стремятся еще что-то доказывать в карьере и хотят, чтобы их во что бы то ни стало заметили. Но тем, кто прожил вот такую бурную юность, мечты, гормональные ветры, взволнованность, пора заняться чем-то другим. По этой же причине я перестала петь Октавиана в «Кавалере роз» Штрауса. Наступил момент, когда я задалась вопросом: «А что я могу себе еще сказать в этой партии?» Именно себе. Публике, наверное, могла бы до сих пор нравиться моя интерпретация. И мои вокальные данные все еще позволяют мне петь Октавиана – партия очень богатая, требующая драмы и лиризма. Но для себя в характере этого мальчишки я рассказала все. У меня были роскошные Маршальши – Соиле Исокоски, Рене Флеминг, Мартина Серафин, Адрианна Печонка, прекрасные Софи – Диана Дамрау, Кристине Шефер, Эрин Морли. Всю эту любовь, как мне кажется, я уже изжила.

ВД Вы переходите в драматический репертуар – спели Далилу и Эболи, готовитесь к Амнерис. Мне всегда очень любопытно узнавать у меццо-сопрано, как они оправдывают своих ревнивых героинь?

ЭГ К ситуации с Амнерис я подхожу так. Она – дочь фараона, женщина в мире мужчин, где все внимание до определенного момента было направлено только на нее. И вдруг привычный уклад резко изменился. Вдруг появилась та, с которой можно говорить на одном уровне. Амнерис прозрела. В следующем году в Гран-Канарии я впервые приму участие в «Аиде», в традиционной постановке этой оперы. А через год – в Париже, уже в режиссуре Кшиштофа Варликовского. Его «Дон Карлос», тоже в Парижской опере, стал для меня одним из самых счастливых периодов. Наш состав (Ильдар Абдразаков, Соня Йончева, Йонас Кауфман) получился невероятным, напомнив мне «золотую пятерку», включавшую Агнес Бальтсу, Хосе Каррераса, Миреллу Френи, Николая Гяурова. Кшиштоф, конечно, особенный. Мы очень хорошо понимали друг друга, проявляли доверие, поэтому я жду новой работы с ним. Очень приятно сотрудничать с теми режиссерами, которые умеют ставить конкретные задачи. И не люблю работать так называемой «телефонной» музыкой в спектакле. Мне важно, как моя героиня двигается в той или иной сцене. Если в партитуре указан медленный темп, то это не всегда автоматически означает идентичное движение. Бездумно нестись по сцене во время очень быстрой музыки тоже не стоит. Может, лучше замереть, а бег музыки пусть происходит внутри?..

ГОЛОС РАЗВИВАЕТСЯ ВМЕСТЕ СО МНОЙ, НО МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ ВСЕ ЗНАЛИ, ЧТО ЭТО ГОЛОС ТОЙ ЖЕ ЭЛИНЫ, С КАКИМ ОНА ПРИШЛА В ЭТОТ МИР

ВД Где оперный певец сегодня может приобрести актерские навыки?

ЭГ Нигде, к сожалению. В школах, академиях и консерваториях ничего не получаешь. Мне повезло, потому что моя мама работала в драматическом театре педагогом по вокалу. После школы я приходила к ней в театр, наблюдала целыми днями на репетициях за самыми лучшими режиссерами, драматическими актерами, смотрела все постановки. И сегодня мне кажется, что благодаря этому у меня интуитивно получается делать что-то на нужном уровне. Еще очень важны партнеры, с которыми пускаешься на поиски нового. Поэтому когда я соглашаюсь на какую-то постановку, заранее интересуюсь, кто еще среди приглашенных певцов. Химия между людьми, появляющаяся в спектакле, должна присутствовать с самого первого дня репетиций. Только когда есть такой контакт, доверие, потребность слышать друг друга, открывается то, что поведет нас в глубину отношений, когда персонажи на сцене будут не играть, но жить. А еще я всегда думаю о биографии своих героинь, задаваясь вопросами, откуда они и почему они такие? Кто их родители, и что происходило в тот момент в мире? Образ складывается из деталей, нюансов, многослойных отношений. А когда появляются режиссеры, которые отвечают на твои вопросы, дают свободу, то становится очень интересно.

ВД Ваши поклонники ждали вас на премьере «Троянцев» Берлиоза в Париже в постановке Дмитрия Чернякова, но вы отменили выступление.

ЭГ Я заболела, отправилась в клинику и оставалась там две недели. Поняла, что переутомилась, потеряла способность выучивать что-то новое наизусть, не могла вспомнить выученный недавно текст. Моя иммунная система была на пределе. Я приняла решение сделать паузу, поменяла питание, отказалась от глютена, молочной продукции, кофе и чая. И стала чувствовать себя намного лучше. Но если «Троянцы» где-то снова возникнут, я обязательно спою Дидону.

ВД В мае на Deutsche Grammophon выходит ваш новый сольный альбом «Sol y Vida» с пестрой подборкой как академической, так и неакадемической музыки, связанной с Испанией. Это ваше признание в любви стране, где вы сегодня живете?

ЭГ Я действительно очень люблю Испанию и всегда говорила, что не верю в географический темперамент. В испанскую музыку я влюбилась еще девочкой. Мама часто пела песни де Фальи, Гуриди, Обрадорса. Позже я познакомилась с творчеством Тересы Берганса, Виктории де Лос Анхелес, Пилар Лоренгар, которые очень часто включали в свои концерты не только арии, но и национальные песни. Я последовала примеру этих певиц. Партию Кармен я учила, живя с мужем в Испании, влюбляясь все больше и больше в эту страну, ее язык и темперамент, в отношение к жизни. Я вижу, что здесь очень важны семейные ценности. Дважды я бывала в Мексике, тоже обожаю эту страну, в частности, за ее кухню. В июне отправляюсь в тур по Южной Америке, Бразилии, Аргентине, Перу.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11792

СообщениеДобавлено: Пт Июл 12, 2019 5:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019063105
Тема| Музыка, Конкурсы, Конкурс Чайковского, Итоги, Персоналии
Автор| Зоя Игумнова Марина Иванова
Заголовок| Герои Гергиева: лауреатов конкурса Чайковского ждет Карнеги-холл
В Петербурге прошел гала-концерт лауреатов конкурса Чайковского
Где опубликовано| © Известия
Дата публикации| 2019-06-30
Ссылка| https://iz.ru/894428/zoia-igumnova-marina-ivanova/geroi-gergieva-laureatov-konkursa-chaikovskogo-zhdet-karnegi-kholl
Аннотация| КОНКУРС

Гигантским гала-концертом и присуждением Гран-при завершился XVI Международный конкурс Чайковского. Обладателем высшей награды состязания стал пианист Александр Канторов, представляющий Францию. 22-летний триумфатор — потомок российских эмигрантов. Его отец — Жан-Жак Канторов — известный в Европе скрипач и дирижер. Сын обучается в частной консерватории Ecole Normale de musique de Paris в классе выпускницы Московской консерватории Рены Шерешевской. Не слишком уверенно начав выступление в Москве, он набирал от тура к туру и на финальный оркестровый этап вышел не только с юношеским задором, но и с джентльменским набором: Вторым концертом Чайковского и Вторым концертом Брамса. Кстати, до Александра Канторова еще никто не выигрывал конкурс со Вторым концертом Петра Ильича. Ранее победители предпочитали более популярный Первый.

Из Греции басом: конкурс Чайковского назвал лучших певцов

Для многих меломанов решение жюри стало неожиданностью

Обладатель Гран-при был объявлен в воскресенье около двух часов ночи. До этого в Мариинском театре – 2 шел казавшийся бесконечным гала-концерт лауреатов и дипломантов. Аналогичное московское мероприятие, прошедшее накануне, оказалось существенно короче. Однако в своей вотчине глава конкурса Валерий Гергиев решил ни в чем себе не отказывать. Начав в половине десятого вечера (до этого дирижировал «Тангейзером»), включил в программу 27 произведений в исполнении понравившихся ему конкурсантов. В том числе и тех, кто по каким-то причинам не был по достоинству отмечен профильными жюри. Публика, до отказа заполнившая Мариинку-2, стоически выдержала испытание. Многие знали, что художественное чутье Валерия Абисаловича подводит редко: если ему кто-то приглянулся, значит, у музыканта есть шанс сказать свое слово в искусстве.

— Для победителей и для тех, кто очень громко заявил о себе, — это начало большого пути. Я буду сопровождать музыкантов и дальше, заботиться, чтобы их творческая судьба сложилась интересно, — пообещал маэстро в беседе с «Известиями». — По всему миру — начиная от Южной Кореи, Японии, Китая и далее в Европе и в Северной Америке — мы подготовили серию концертов для лауреатов. Начнем с Карнеги-холл.

Самым востребованным на этом конкурсе оказалось состязание пианистов. По данным организаторов, в интернете его смотрело 13 млн человек, и у каждого были свои фавориты. С учетом этого обстоятельства присуждение Гран-при мастеру клавиш выглядит оправданным — любим тех, кого знаем.

Самым дискуссионным стало распределение мест у вокалистов-мужчин. Если у женщин победа меццо-сопрано Марии Бараковой (Россия) удивления не вызвала — певица уверенно прошла все туры, то первое место грека Александроса Ставракакиса — из разряда неожиданностей. Возможно, члены жюри коллективно любят Вагнера и божественные длинноты — в финале греческий бас спел нескончаемую арию Вотана из «Валькирии».

Самыми предсказуемыми оказались результаты соревнования скрипачей и виолончелистов. Испытанный конкурсный боец Сергей Догадин (Россия, скрипка) победил по совокупности заслуг. Златомир Фанг (США, виолончель) действительно превзошел соперников в мастерстве и артистизме.

Ну а самыми приятными для организаторов наверняка стали итоги соревнования исполнителей на духовых инструментах, дебютировавших на конкурсе.

— Духовые придали особый шарм состязанию, — поделился с «Известиями» директор Музея Глинки, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах Михаил Брызгалов. — Если приживутся эти конкурсные номинации — сделаем большое дело. Важное не только для страны, но и для мировой музыки. Потому что духовики какое-то время считались вымирающей профессией.
Первый блин не оказался комом — была публика, были заслуженные победители: Матвей Демин (флейта, Россия), Юн Женг (валторна, Китай), Алексей Лобиков (тромбон, Россия). А обладатель второй премии Федор Шагов доказал, что туба, имеющая репутацию тяжеловесной и неповоротливой, может быть полноценным концертным инструментом.

Справка «Известий»

Первый конкурс имени Чайковского состоялся в 1958 году в двух номинациях. Среди скрипачей победил Валерий Климов, среди пианистов — Ван Клиберн. В разные годы в числе победителей соревнования были Елена Образцова, Владимир Крайнев, Михаил Плетнев, Виктор Третьяков, Владимир Спиваков, Тамара Синявская, Денис Мацуев, Хибла Герзмава, Борис Березовский, Даниил Трифонов и другие.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4348

СообщениеДобавлено: Сб Авг 31, 2019 11:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019063106
Тема| Музыка, Голландский фестиваль, Персоналии, Мечислав Вайнберг, Гидон Кремер, Кирилл Серебренников, Валерий Печейкин, Артем Фирсанов
Автор| Дмитрий Волчек
Заголовок| В Амстердаме состоялась премьера "Хроники текущих событий"
Где опубликовано| © Радио Свобода
Дата публикации| 2019-06-08
Ссылка| https://www.svoboda.org/a/29987855.html
Аннотация| ФЕСТИВАЛЬ


Гидон Кремер появился на сцене с черной повязкой на глазах

В Амстердаме на Голландском фестивале состоялась премьера спектакля-концерта "Хроника текущих событий", посвященного столетию композитора Мечислава Вайнберга. Идея постановки принадлежит скрипачу Гидону Кремеру, куратором проекта стал Кирилл Серебренников, автором сценария — Валерий Печейкин, режиссером — Артем Фирсанов.
Гидон Кремер назвал постановку "Хроникой текущих событий" в честь правозащитного бюллетеня, который советские диссиденты издавали в 1968–1983 годах и распространяли нелегально. В интервью Радио Свобода Кремер сказал, что был читателем "Хроники", и, хотя концерт не имеет прямого отношения к событиям тех лет, музыка Вайнберга – это дань всему 20-му веку, с его болью и потерями, жестокостью и надеждой на будущее.
Валерий Печейкин говорит, что музыка Вайнберга похожа на сновидение, и именно так был построен видеоряд спектакля-концерта.
Кирилл Серебренников не смог приехать на премьеру. После освобождения из-под домашнего ареста он находится под подпиской о невыезде. Гидон Кремер напоминает, что, хотя формально дело "Седьмой студии" возбуждено по экономическим причинам, многие считают, что это "попытка заставить художника замолчать".
Точно так же обречен на молчание был Мечислав Вайнберг, музыка которого в советские времена исполнялась редко. Камерный ансамбль Kremerata Baltica включил в программу произведения Вайнберга, объединенные в 4 цикла с эпиграфами из стихотворения Юлиана Тувима. "Хроника текущих событий" в 2019 году будет представлена в Берлине, Гамбурге, Франкфурте и других городах Европы.

• Хроника текущих событий – первый в СССР неподцензурный правозащитный информационный бюллетень, сообщавший о репрессиях против инакомыслящих. С 1968-го по 1983 год вышло 63 машинописных выпуска "Хроники". Её редакторы подвергались репрессиям со стороны КГБ.

• Композитор Мечислав Вайнберг (1919–1996) был арестован в 1953 году в разгар антисемитской кампании и обвинен в заговоре с целью создания Еврейской республики в Крыму. Ему был вынесен смертный приговор. Дмитрий Шостакович написал личное прошение на имя Лаврентия Берии с просьбой о помиловании Вайнберга. После смерти Сталина Вайнберг был освобожден и впоследствии реабилитирован. Авторству Вайнберга принадлежит 22 симфонии, 17 струнных квартетов, 7 опер, 6 концертов, 3 балета, 30 сонат, более чем 200 песен, а также 60 музыкальных композиций к фильмам, театральным и цирковым постановкам. При жизни композитора его сочинения исполнялись редко, широкая публика знала его как автора музыки к мультфильмам "Винни-Пух" и "Каникулы Бонифация". Гидон Кремер и ансамбль Kremerata Baltica выпустили несколько дисков с произведениями композитора.

• Руководитель "Гоголь-центра" Кирилл Серебренников, бывший генеральный продюсер "Седьмой студии" Алексей Малобродский, генеральный директор компании Юрий Итин, бухгалтер Нина Масляева и бывший директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры Софья Апфельбаум обвиняются в хищении 133 миллионов рублей, выделенных на театральный проект. Все обвиняемые, кроме Масляевой, отрицают свою вину. Серебренников назвал обвинения "абсурдными и шизофреническими". 2 августа 2017 года режиссер был задержан во время съемок фильма “Лето” и помещен под домашний арест. 8 апреля 2019 года фигурантам дела изменили меру пресечения – Кириллу Серебренникову назначили подписку о невыезде. Дело "Седьмой студии" продолжается.

• Основанный в 1947 году Голландский фестиваль (Holland Festival) – крупнейший в стране фестиваль искусств. В фокусе программы 2019 года – творчество композитора Карлхайнца Штокхаузена и художника Уильяма Кентриджа.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Газетный киоск Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Страница 7 из 7

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика