Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2019-04
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 9, 10, 11
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 19964
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Май 14, 2019 11:19 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019043108
Тема| Балет, Балет Джоффри (The Joffrey Ballet), Чикаго
Автор| Сергей Элькин
Заголовок| Премьеры Балета Джоффри
ФИНАЛ 63-ГО СЕЗОНА THE JOFFREY BALLET И НОВЫЙ СЕЗОН

Где опубликовано| © The Reklama – русско-американский онлайн-журнал
Дата публикации| 2019 апрель
Ссылка| https://thereklama.com/premyery-baleta-joffrey/
Аннотация|


Сцена из балета “Vespertine”. Фото – Ким Кенни

После мировой премьеры балета Ильи Демуцкого и Юрия Посохова “Анна Каренина” Балет Джоффри (The Joffrey Ballet) показывает последнюю программу шестьдесят третьего сезона “Через пруд” (“Across the Pond”). В ней – три одноактных балета в хореографии лучших представителей британской танцевальной школы: две мировые и одна чикагская премьеры. Коротко – о каждом балете.

“Yonder Blue”. Мировая премьера балета Эндрю Макникола на музыку Питера Грегсона.

Эндрю Макникол – выпускник Лондонской Королевской балетной школы, победитель хореографического конкурса Кеннета Макмиллана. Активно работает в Европе. Ставил балет в Нью-Йоркском хореографическом институте. С 2017 года возглавляет компанию The McNicol Ballet Collective.

“Vespertine”. Чикагская премьера балета Лиама Скарлетта на музыку Арканджело Корелли. Абстрактный балет представляет собой поэтическую фантазию с чарующей барочной музыкой. Спектакль был создан по заказу Норвежского национального балета. Мировая премьера прошла в 2013 году.


Сцена из балета “Vespertine”. Фото – Ким Кенни

Тридцатитрехлетний англичанин Лиам Скарлетт – бывший солист, ныне – артист-резидент Королевского балета Ковент-Гарден. После окончания карьеры танцовщика в 2012 году сосредоточился на хореографии. Балет “Viscera” на музыку Фортепианного концерта американского композитора Лоуэлла Либермана – один из его первых балетов в новом качестве. Премьера состоялась в январе 2012 года в Городском балете Майами. Мы видели этот спектакль в апреле 2016 года на гастролях Майамского балета в Чикаго.

Самый молодой хореограф в истории Королевского балета, которому театр заказал постановку спектакля.

“HOME”. Мировая премьера балета Андреи Уолкер на музыку Росса Олчерча.

Вдохновленная историями молодых “мечтателей“ (людей, приехавших в США по отмененному президентом Трампом Dream Act), Уолкер рассказывает историю о силе, стойкости и природе человеческого духа. В музыкально-танцевальной форме хореограф поднимает вопросы национальной принадлежности, спрашивает, что происходит с человеком, когда у него отнимают место жительства, исследует, что такое ДОМ и каково ощущение дома для представителей коренных жителей страны и эмигрантов, то есть таких, как мы. Андреа Уолкер – восходящая звезда современного балета, основательница и художественный руководитель London’s 201 Dance Company.

С 24 апреля по 5 мая 2019 года состоятся десять спектаклей программы “Через пруд”.

30, 31 мая и 1 июня 2019 года в Симфоническом центре впервые в истории пройдут совместные концерты Балета Джоффри и Чикагского симфонического оркестра. В программе: мировая премьера композиции “Bliss!” на музыку камерного концерта И.Стравинского “Дамбартон-Окс” в хореографии Стефани Мартинес и балет “Commedia” на музыку Сюиты И.Стравинского из балета “Пульчинелла” в хореографии лауреата премии “Тони“, британского мэтра Кристофера Уилдона.

“Дамбартон-Окс” – один из всего двух камерных концертов Стравинского. Его музыка всегда привлекала внимание балетмейстеров. Стефани Мартинес – не исключение. Лауреат нескольких балетных конкурсов, в том числе – победительница конкурса Joffrey’s Winning Works 2015 года, – она впервые будет работать с Балетом Джоффри. Что касается балета “Commedia”, то он создан Уилдоном в 2008 году в честь столетия со дня образования компании Ballet Russes. Очень надеюсь, что к этому времени забастовка музыкантов завершится победой и мы вновь услышим любимый оркестр в родном зале.

А теперь – о новом, шестьдесят четвертом (2019-20 годов) сезоне Балета Джоффри. Скажу сразу: парад британских хореографов продолжится. Новый сезон откроется чикагской премьерой – совместной постановкой Балета Джоффри и Американского балетного театра – балетом “Джейн Эйр” (“Jane Eyre”, 16-27 октября 2019 года, десять спектаклей) на музыку Филипа Фини в хореографии британского балетмейстера Кэти Марстон.

Мировая премьера балета состоялась в 2016 году на сцене Northern Ballet в Донкастере (Великобритания). Североамериканская премьера балета состоится 4 июня 2019 года в Американском балетном театре в Нью-Йорке.

С 2007 по 2013 годы Кэти Марстон являлась руководительницей Бернского балета.

Четвертый год подряд Балет Джоффри повторяет бессмертный “Щелкунчик“ П.Чайковского (“The Nutcracker”, 30 ноября – 29 декабря 2019 года, двадцать девять спектаклей) в хореографии Кристофера Уилдона. Действие балета разворачивается в Чикаго во время Всемирной выставки 1893 года. Как известно, она была посвящена четырехсотлетию открытия Америки и в честь Христофора Колумба получила название Chicago Columbian Exposition. Мать Мэри – скульптор, она работает над одним из важнейших экспонатов, статуей Колумба. После неожиданного визита создателя выставки, таинственного Великого Импресарио, Мэри с Принцем отправляются в увлекательное путешествие по выставочным залам…


Сцена из балета “Щелкунчик“. Фото – Шерил Манн

Зимняя программа Балета Джоффри называется “The Times Are Racing” (12-23 февраля 2020 года, десять спектаклей). В ней собраны пять работ четырех балетмейстеров. Вот они.

“Commedia” на музыку Сюиты И.Стравинского из балета “Пульчинелла” в хореографии Кристофера Уилдона.

“Mono Lisa” на музыку Томаса Хефса в хореографии израильского балетмейстера Итцика Галили. Премьера в Чикаго. Остроумные и соблазнительные движения Галили в классическом па-де-де. Артисты как бы играют в кошки-мышки с оригинальной музыкой, основанной на хлопающем звуке пишущих машинок. Самая яркая и ироничная композиция программы… В Израиле современный танец на подъеме. Совсем недавно мы видели блестящие работы израильских хореографов Хофеша Шехтера, Гая Бехара, Шарона Эяля, Охада Нахарина в исполнении артистов танцевальной компании Gauthier Dance из Штутгарта (программа называлась Mega Israel). Итцика Галили привыкли называть в этом списке, хотя его биография совсем другая. Он родился в Израиле, танцевал в Batsheva Dance Company, но в 1991 году переехал в Амстердам и настоящую международную карьеру сделал в Европе. С 1997 по 2008 годы являлся художественным руководителем компании NND/Galili Dance, в 2009-10 годах возглавлял труппу Dansgroep Amsterdam, работал с крупнейшими балетными труппами Европы.

“Bliss!” на музыку камерного концерта И.Стравинского “Дамбартон-Окс” в хореографии Стефани Мартинес.

“The Sofa” на музыку Тома Уэйтса. Еще одна композиция Итцика Галили. Премьера в Чикаго. В центре сюжета – безумный любовный треугольник с бесконечным выяснением отношений. Дизайн сцены состоит из одного предмета с виниловым покрытием. Музыка лауреата премии “Грэмми” Тома Уэйтса добавляет эмоциональную глубину ироничному (как все у Галили) взгляду на сексуальность и гендерные вопросы.

“The Times Are Racing” на музыку Дэна Дейкона (четыре композиции из альбома “Америка” 2012 года) в хореографии Джастина Пека. Премьера в Чикаго. Название балета стало названием всей программы. Балет посвящен протестному движению и силе общественной реакции на те или иные политические события. В балете участвуют двадцать танцоров. Мировая премьера состоялась в 2017 году.

Мне уже приходилось писать о Джастине Пеке. Газета “The New York Times” прямо назвала его самым выдающимся американским хореографом США, а журнал “The New Yorker” советует идти в Нью-Йоркский городской балет только для того, чтобы увидеть его спектакли. Пек родился в 1989 году в Калифорнии, в городе Сан-Диего. Балетом заинтересовался, увидев “Жизель” в Американском балетном театре. И не просто заинтересовался, а решил стать танцовщиком. Сказано – сделано, и наш тринадцатилетний герой из солнечной Калифорнии переехал в Нью-Йорк. Он учился в Школе американского балета при Нью-Йоркском городском балете, где среди педагогов был художественный руководитель театра Петер Мартинс. Сам Мартинс и пригласил Пека в труппу. Сначала – в октябре 2006 года – стажером, потом, в июне 2007 – артистом кордебалета. С этого времени танцовщик выступал в спектаклях Баланчина, Роббинса, Мартинса, Ратманского, Уилдона и Мильпье. С 2009 года – с двадцати лет – Пек занимается хореографией. (Замечу, что среди танцовщиков Нью-Йоркского балета это не редкость. Именно так в хореографы вышли Уилдон и Мильпье.) Среди балетов Пека – “Погружение в чайную чашку” (его дебют в качестве хореографа) и “Квинтет” (оба – 2009), “Радость твоего кролика” (2010), “Сказка китайского зодиака”, “Mise En Place” (2012). Первые три работы для Нью-Йоркского городского балета датированы 2011 годом. Это “In Creases”, “Год кролика” (номинация на премию “Benois de la dance”) и “Paz de La Jolla” (последний – тоже на музыку Богуслава Мартину). Балет Пека “Родео: четыре танцевальных эпизода” получил Bessie Award. В 2014 году Пек стал резидентом-хореографом Нью-Йоркского балета. Сегодня ему тридцать один, и он поставил двадцать восемь балетов, из них десять – для Нью-Йоркского балета! Кроме этого, Пек готовит фотосессии для журналов “Vogue”, “Harpers Bazaar”, “Dujour”, “Nowness”. Отсюда – его слава в мире гламура.

Недавно Пек получил премию “Тони” как лучший хореограф. Так была отмечена его работа в бродвейском мюзикле “Карусель”.

Шестьдесят четвертый сезон Балета Джоффри завершится возобновлением “Дон Кихота” (“Don Quixote”) Л.Минкуса в хореографии Юрия Посохова (22 апреля – 3 мая 2020 года, десять спектаклей). Балет был поставлен в 2011 году специально для чикагской труппы и на тот момент был первым заказом Балета Джоффри на постановку полномасштабного спектакля за всю историю.

Творчество Посохова в Чикаго хорошо известно. Мы видели в его хореографии композицию “RakU” – выразительную историю японского императора, его жены и сгорающего от любви ревнивого монаха. Музыку к балету написал композитор и многолетний контрабасист оркестра Сан-Францисской оперы (он служит в нем с 1980 года) Шинджи Эшима. Премьера балета состоялась в Сан-Франциско в 2011 году. Премьера в Чикаго прошла в сентябре 2014 года.

В 2017 году Балет Джоффри показал композицию Посохова “Чудесный мандарин” на музыку Белы Бартока. Одноактная пантомима о Девушке, Юноше и Мандарине превратилась у Посохова в исследование темных страстей, притяжения и отталкивания мужчины и женщины. В балете участвовали семь танцоров. Мировая премьера состоялась в феврале 2017 года в Кливленде.

Наконец, в феврале этого года состоялось центральное событие сезона – долгожданная мировая премьера балета Ильи Демуцкого и Юрия Посохова “Анна Каренина“, первая в истории совместная постановка Балета Джоффри и Австралийского балета.

Традиционный – Joffrey Gala Performance – часовой гала-концерт для обладателей абонементов состоится 17 апреля 2020 года. Вечер, который готовит художественный руководитель Балета Джоффри Эшли Уитер, будет посвящен более чем двадцатилетнему сотрудничеству Балета Джоффри и театра “Аудиториум”. Начиная с сезона 2020-21 годов, Балет Джоффри становится резидентом Lyric Opera House (20 North Wacker Drive, Chicago). Контракт подписан на семь лет. Это не означает слияния Балета Джоффри и Лирик-оперы. Обе компании будут функционировать как независимые труппы. Исполнительный директор Балета Джоффри Грег Камерон говорит: “Будучи коренным жителем Чикаго, я очень рад возглавлять компанию в период роста и трансформации. Объединение двух символов Чикаго – еще один способ поддержать приверженность мэрии Чикаго национальному и международному туризму и сделать Чикаго одной из главных культурных столиц мира“.

До конца сезона 2019-20 годов спектакли Балета Джоффри будут, как и прежде, проходить на сцене The Auditorium Theatre of Roosevelt University. Административные и репетиционные помещения Балета Джоффри сохранятся в помещении Joffrey Tower.

Все спектакли Балета Джоффри нынешнего и будущего сезонов пройдут под сопровождение оркестра Chicago Philharmonic под управлением музыкального руководителя балетной труппы театра Скотта Спека.

Nota bene! Все спектакли Балета Джоффри пройдут в помещении Auditorium Theatre по адресу: 50 East Ida B. Wells Drive, Chicago, IL 60605. Билеты на спектакли сезона 2018-19 годов, а также абонементы на спектакли сезона 2019-20 годов – на сайте http://www.joffrey.org/, по почте (Joffrey Ballet Subscriptions, The Joffrey Ballet, Joffrey Tower, 10 East Randolph Street, Chicago, IL 60601), по телефону 312-386-8905, по факсу 312-739-0119 или по электронной почте subscriptions@joffrey.org. Билеты на одиночные спектакли сезона 2019-20 годов поступят в продажу 1 августа 2019 года. Об истории и сегодняшнем дне Балета Джоффри читайте на сайте компании http://www.joffrey.org/. Там же вы найдете подробную информацию о предстоящих спектаклях.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 19964
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Май 15, 2019 12:52 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019043109
Тема| Балет, Международный фестиваль балета Dance Open, Балет Цюриха, Персоналии, Кристиан Шпук, Елена Востротина
Автор| Екатерина Поллак
Заголовок| БЕСТИАРИЙ КРИСТИАНА ШПУКА: БАЛЕТ «ЗИМНИЙ ПУТЬ»
Где опубликовано| © BEATRICE MAGAZINE
Дата публикации| 2019-04-28
Ссылка| http://beatricemagazine.com/winter-path-balet/
Аннотация| Фестиваль, ИНТЕРВЬЮ

El sueño de la razón produce monstrous.
Сон разума рождает чудовищ.
– Испанская пословица.



Фото: Стас Левшин

17-го апреля состоялось открытие Dance Open – международного фестиваля балета, одного из главных «импортеров» зарубежных звезд и хорео-новинок в Россию. Начать XVIII сезон зрителям было предложено одноактным спектаклем Кристиана Шпука «Зимний путь» на музыку Франца Шуберта/Ханса Цендера; Балет Цюриха впервые исполнил его на сцене Александринского театра. Так, спустя полгода после мировой премьеры, новинка, отметившаяся, кстати, на Benois de la Danse 2019 в номинации «лучший хореограф», добралась и до наших краев.

Как подступиться к балету, культурная и музыкальная рецепция которого слишком очевидна даже на уровне названия, а танцевальный язык абстрактен и практически полностью вытесняет внимание к литературной составляющей действия и намекам на сюжетную линию? Разве что при помощи аллюзии: в «Зимнем пути» Кристиан Шпук, подобно герою «Капричос» Гойи, рождает чудовищ и людей из снов разума и формирует свой личный бестиарий.

В декорациях бетонного лофта, как в лабораторном боксе, происходят двадцать четыре танцевальных инцидента (по числу песен на стихотворения Вильгельма Мюллера в одноименном шубертовском вокальном цикле). В каждом из них исследуется субстрат тайных мыслей и чувств, страхов и человеческих патологий. Из глубин подсознания рефлексии Шпука поднимаются потоками танца и пластических реплик, мгновениями экспрессивно-завораживающих, но неизменно зооморфных и мистифицированных. Тела артистов группируются в пугающие биоморфные фигуры; конечности сводятся судорогой и «прорастают» в новые формы так, будто вынуждены подчиняться воле потусторонних сущностей. Не поставь Шпук в свое время «Смешное па-де-де» (в котором балерина ревниво охраняет свою дамскую сумочку, попутно выплясывая с кавалером всевозможные па), можно было бы решить, что Шпук – Говард Лавкрафт или Гильермо дель Торо от балета. Мастер танцевального хоррора – вне сомнений.

Хождение по «Зимнему пути» Шпука безрадостное и гнетущее, хотя и сопровождается стилистически безукоризненной сценографией, сменой лаконичного гардероба танцовщиков, взаимодействием с не менее лаконичным реквизитом. Эффектная визуализация балетных замыслов и «стильность» общего результата – маркеры, по которым безошибочно опознается работа западноевропейских коллективов из первой десятки.

И все-таки, наблюдая за умелой «разбивкой» кордебалетных масс и солирующих пар; за маятниковыми поддержками и комбинациями, в которых обыгрывается вес тела и сила притяжения, красота геометрических фигур и возможности балетной пластики, приходит понимание, что все это – едва ли внове. Профессионально и не без точных расчетов относительно глубины психоэмоционального пике, в которое может быть ввергнут зритель, – пожалуй. Вероятно, это и стоит отнести к заслугам Шпука-хореографа, создающего не балет, а скорее танцевальную практику иного, не развлекательного рода; практику, требующую выдержки и концентрации не только от исполнителей, но и от зрителя не в меньшей мере.
«Зимний путь» Шуберта, как известно, привел в замешательство друзей композитора; один из ближайших из них, Йозеф фон Шпаун, вспоминал впоследствии, что Шуберт, погруженный в меланхолию, назвал цикл «страшными песнями». Присутствующие на премьере были ошарашены скорбным, мрачным тоном этих песен, но причина появления такой музыки была хорошо понятна всем: Шуберт, долго и тяжело болевший, сочинял опус, осознавая, что умирает. Для него наступала зима. Почему же подобные упаднические мотивы и фактически мазохистский психоанализ так настойчиво привлекают современных художников – любопытный вопрос, уводящий от частных имен к общим тенденциям. Тягой к заснеженным ландшафтам и рефлексиям на тему одиночества это объясняется едва ли.

Один из самых ярких и танцевально-насыщенных фрагментов балета – сольные выходы прима-балерины Балета Цюриха и вместе с тем – нашей соотечественницы, окончившей АРБ им. А.Я. Вагановой в 2003-м году, Елены Востротиной. Танцовщица, одаренная скульптурной пластикой тела и запоминающейся внешностью (в балетных кругах ее имя хорошо известно; мне памятно ее исполнение Одетты/Одиллии в Мариинском театре), Елена согласилась дать небольшой комментарий о балете «Зимний путь» для Beatrice Magazine.

Вагановская школа видна в Вашем танце, несмотря на то, что Вы более десяти лет живете и работаете за границей. Как Вас приняла труппа Балета Цюриха? Легко ли Вы освоили технику модерн-танца?

Труппа приняла меня очень тепло, у нас невероятно дружный и сплочённый коллектив, и я считаю, что та основа и та база, которую даёт Вагановская Школа, позволяет впоследствии легче освоить какие-либо другие техники танца.

Как Кристиан Шпук представил труппе свою новую постановку? Мировая премьера «Зимнего пути» состоялась в октябре 2018-го. Как долго он готовился?

Премьерой «Winterreise» балетная труппа Цюриха открыла свой сезон 2018/2019. Как вы уже упомянули, премьера этого спектакля состоялась в октябре 2018-го года, а подготовка длилась два месяца. Перед началом постановочного и репетиционного процесса Кристиан Шпук вместе с драматургом этого балета Michael Küster провели небольшую презентацию балета, где представили всю команду, которая будет над ним работать (а это дизайнер по костюмам, авторы декораций, света, дирижёр, певец), и объяснили главные идеи, задумки, выбор музыки.

Рассказывает ли Шпук артистам, о чем они танцуют? Как Вы бы описали его творческий метод и манеру взаимодействия с артистами?

Как правило и чаще всего, Кристиан приходит в зал с четкой идеей того, что он хочет создать. Он объясняет артистам свою задумку, пробует некоторые движения, построения, а мы, артисты, пытаемся понять, уловить и воплотить их в танце. В каких-то моментах Кристиан знает точно, какое движение он хочет видеть и поставить, но бывает и так, что он берет какое-то движение, которое может предложить танцовщик, или оставляет моменты, где только направляет нас, а мы сами можем сделать свой выбор. Он очень внимателен к деталям! Ему, как правило, важно не столько само движение, сколько то, КАК оно исполнено, и какова его идея. Он всегда с уважением относится к артистам, и лично для меня процесс создания нового балета, постановочный процесс – это интересный и увлекательный период.

Для Вас, балерины, хореография Шпука кажется сложной или запутанной? Что Вам в ней нравится как исполнителю?

Мне нравятся стилистика его движений, определенная координация и позировки рук, настроение и атмосфера, которые Кристиан создаёт в спектакле, определённые детали и нюансы, найденные им. Но я бы не назвала его хореографию сложной или запутанной. Скорее всего, это эффект, который она производит.

Шубертовский «Зимний путь», лежащий в основе произведения Х. Цендера, – вещь необыкновенно депрессивная и мрачная. Чувствовали ли Вы эмоциональное, психологическое «давление» на репетициях от такого музыкального сопровождения, или музыка на Ваш рабочий настрой не влияла?

Лично для меня Музыка или любое звуковое сопровождение спектакля – это один из его главных элементов, и почти всегда сильнейший источник вдохновения. Я полностью согласна с вашим описанием произведения Шуберта в обработке Цендера и, услышав его в первый раз, мне было сложно его понять и принять. Уже дальше, в течение репетиционного процесса, я пыталась найти какие-то моменты в музыке, которые лично мне будут близки, и как-то за них «зацепиться», поэтому я не могу сказать, что я ощущала психологическое или эмоциональное давление этого произведения. К сожалению, нам не удалось представить петербургской публике «Winterreise» в исполнении живого оркестра и певца (так, как этот балет идёт в Цюрихе). Мне кажется, это ещё больше усиливает впечатление от спектакля и придаёт ему ещё большую целостность.

В этом балете у Вас два соло. Первое, насколько я успела запомнить, – дуэт на 11-ю песню «Frühlingstraum» («Весенняя греза»). Второй выход – трио, где Вы танцуете с двумя танцовщиками. Не могу не отметить невероятно красивые по абрису и геометрии поддержки в Вашем исполнении. Придумывали ли Вы своему персонажу историю, или эта хореография бессюжетна?

Изначально эта хореография абстрактна, и каждый зритель может увидеть или создать свою собственную историю. Я для себя тоже создала свой собственный образ – я представляю себя неким созданием, которое поднимается из-под земли, оно опасно, дерзко и непредсказуемо. Кристиан в репетиционном процессе всегда пытался создать контраст с музыкой 11-ой песни «Frühlingstraum». «Не будь лиричной, не будь мягкой», – повторял он мне. 16-я песня цикла «Letzte Hoffnung» («Последняя надежда») представлена как трио. Здесь Кристиан в своей хореографии хотел создать эффект playmobil, чтобы движения были отрывистыми и четкими. И для меня в этом трио – это просто я сама с моими коллегами-друзьями наслаждаюсь танцем, движениями и игривым настроением.

Фото: Стас Левшин
=============================================================================
Все фото - по ссылке


Последний раз редактировалось: Елена С. (Сб Май 25, 2019 9:37 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 19964
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Май 16, 2019 8:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019043110
Тема| Балет, Государственный академический театр оперы и балета имени Абая, III Международный фестиваль балета Ballet Globe, Персоналии,
Автор| Эльвира Сыздыкова
Заголовок| Неугасимой памяти гения
Где опубликовано| © "Новое поколение"
Дата публикации| 2019-04-11
Ссылка| http://www.np.kz/last/25250-neugasimoy-pamyati-geniya.html
Аннотация| Фестиваль

В течение трех дней в Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая проходил III Международный фестиваль Ballet Globe, почтивший бессмертную память Рудольфа Нуреева, ослепительного балетного танцовщика XX века. В рамках танцевального проекта посетители смогли насладиться прославленными постановками в исполнении ведущих артистов мировой сцены, фотовыставкой, поведавшей о ярчайших триумфах легенды, а также уникальной экспозицией его подлинных сценических костюмов

В этом году фестиваль Ballet Globe неспроста решил увековечить эпохальное имя и историческую фигуру Рудольфа Нуреева. Легенде многогранного, зачастую такого скандального балета, исполнилось бы 80 лет, если бы в 1993-м не погасло слепящее гало его богоподобного таланта.

Жизнь Рудольфа Хаметовича напоминала неукротимый смерч, стремившийся лихо накрыть собой весь мир, словно предчувствуя скорое трагическое истощение. Трудолюбивый, до въедливости амбициозный Нуреев собственными силами безудержно ворвался в балетную элиту еще в юном возрасте. Бунтарь по натуре, свысока разглядывающий завистников, он не различал преград и создавал свое уникальное видение и понимание танца, одним из первых уделив ключевое внимание мужским партиям в балете.

Майя Плисецкая, не менее лучистое имя балетного мирового наследия, справедливо замечала: “До Нуреева танцевали по-другому”. И действительно, танцовщик своей порывистой хореографией сумел украсть зрительское внимание, традиционно направленное на балерин. Нуреев высвободил находящуюся в тени скорее вспомогательную мужскую роль, придав ей эпатажные черты невиданной ранее маскулинности.



Шарль Жюд, друг, ученик и духовный сын Рудольфа Нуреева, на встрече с прессой много рассказывал о том, каким осчастливленным он оказался, застав сияние живой легенды. Этуаль “Париж Опера” - представитель Фонда Нуреева - поведал не только о природном даровании учителя, но и о его неутомимом трудолюбии. По словам Жюда, никто не давал такого огромного количества выступлений, какое дарил миру Рудольф Нуреев на пике своей популярности, - а это почти три сотни спектаклей в год. Также Шарль Жюд почеркнул, что фестиваль Ballet Globe, организованный компанией Art Classic, преследует очень высокую, благородную цель - воспитание и духовное обогащение через наслаждение балетным искусством.

Встречу также посетили исполнители ведущих партий в фантастическом французском балете “Жизель”, который вечером 3 апреля торжественно открыл серию постановок, вошедших в этом году в чудесный репертуар Ballet Globe. Этуаль Парижской национальной оперы Мириам Олд-Брам исполнила роль Жизель. Балерина не менее стремительно продвигалась к вершине мирового балета. Так, в 17-летнем возрасте девушку зачислили в кордебалет, а к 23 годам она уже являлась прима-балериной оперы, несколько позже получив престижный титул “Этуаль” - “Звезда”. Артистка поделилась: “Я безумно счастлива быть здесь, танцевать на сцене этого театра, участвовать в балете “Жизель” в команде с Полем Марке, с которым танцую впервые. Я считаю балет “Жизель” одним из самых романтичных - не зря это французский балет. И можно смело утверждать, что для каждой балерины танцевать в “Жизели” - мечта”. Мириам Олд-Брам за 20 лет сольной танцевальной карьеры не раз исполняла центральные партии в спектаклях с авторской хореографией Рудольфа Нуреева. Артистка добавила, что для Франции вклад Рудольфа Хаметовича составляет великое наследие танцевального искусства.


Мириам Олд-Брам и Поль Марке

А партнер балерины, первый солист Парижской национальной оперы Поль Марке, которому выпал шанс исполнить главную мужскую партию в “Жизели” - графа Альберта, высказался так: “Это первый раз, когда я буду выступать в постановке “Жизель”. Эта роль, о которой я также мечтал уже давно: она прекрасна, полна страсти и любви. К сожалению, я еще не так часто участвовал в балетах Нуреева. Я не имел возможности знать его самого, но встречался с людьми, которые работали с ним, которые могли раскрыть для меня бесчисленные грани его таланта”.

Также танцовщик признался, что пойти в профессиональный балет его побудил именно талант Нуреева, его особое чувствование хореографии, которой он создавал свои интерпретации классических историй. Для Марке также неистощимым кладезем вдохновения по сей день являются образы, воплощенные Нуреевым на сцене. И потому, как признался Поль, его переполняло предвкушение испытать новые ощущения в работе над партией, которую когда-то блестяще танцевал легенда мирового балета.



Сюжет балета “Жизель”, основанный на древней немецкой легенде в пересказе Генриха Гейне, переносит зрителя в мир, полный чистейшей веры и влюбленности, которым, увы, не одолеть смрадного духа обмана и коварства. Юную голову крестьянки Жизель вскружило слепое чувство любви к молодому Альберту. Испытывающий теплые чувства к девушке лесничий Ганс тщетно пытается раскрыть глаза Жизель на истинное лицо ее возлюбленного, который ради развлечения манипулирует героиней и скрывается за обликом сельчанина, являясь выходцем из дворянских кругов. В бурлящем течении совершенно не слагаемых обстоятельств уродливая правда все-таки оказывается на виду, ломая напрасные надежды юной Жизель. Растоптанная и преданная девушка вязнет в пучине безумия и умирает.



Второе действие балета наполнено атмосферой мистицизма, а также глубже раскрывает характер графа Альберта. Измученный укорами совести, он приходит на могилу Жизель, где в кладбищенском тумане его окружают разгневанные виллисы - не нашедшие покоя души умерших до свадьбы невест. От их остервенелой мести юношу спасает прозрачная тень Жизель, все так же безвозмездно преданной Альберту. Первые лучи солнца, наконец, навеки разлучают запутавшихся в своих ролях героев. И молодому человеку остается лишь горькое сожаление о том, какой чистой и всевластной была любовь Жизель, которую он потерял, так и не успев обрести.

Фото Талгата Галимова
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 19964
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Май 16, 2019 11:50 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019043111
Тема| Современный танец, Воронежский фестиваль современной хореографии «RE:Форма танца», Персоналии, Константин Матулевский
Автор| Юлия Горшкова
Заголовок| Быть открытым.
Хореограф Константин Матулевский о современном танце

Где опубликовано| © Журнал ZVOOK online №19, стр. 44
Дата публикации| 2019 апрель
Ссылка| https://view.joomag.com/zvook-online-19-april-2019/0096784001552416467?short/44
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ

Корреспондент ZO пообщался с танцовщиком и хореографом Константином Матулевским, чьи работы будут показаны в мае на воронежском фестивале современной хореографии «RE:Форма танца». Ранее Константин Матулевский совместно с Софьей Гайдуковой поставил спектакль «Apples&Pies. Ностальгия» для Камерного театра.



ZO: Как вы пришли к современной хореографии? Что для вас важно в современном танце?


Константин Матулевский: Я окончил Академию русского балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге, шесть лет проработал в Театре балета Бориса Эйфмана. Друзья, которые начали раньше заниматься современным танцем, показали мне, что хореография может быть совсем другой. В начале 2000х я еще ничего не знал о современном танце. Я уважаю классическое наследие, но хочется двигаться дальше, подругому смотреть на балетную эстетику, на состояние артиста в сценическом пространстве. Хочется видеть современных людей, которые могут делать невероятные вещи, а не персонажей: принцессу, кошечку, принца. Есть мнение, что современный балет или современный танец — это то, что делается современниками. Для меня — это то, что перерабатывается с современным мышлением. Главное — мышление, с которым художник подходит к своему произведению. Современное подразумевает использование всего, что нас окружает. Сейчас большое влияние оказывает виртуальное пространство. Я не могу это отрицать в своем творчестве. На меня это влияет. Т.е. я не могу сейчас создать, например, «Лебединое озеро», такое же, как создал его Мариус Петипа или Лев Иванов, потому что на меня повлияло уже много всего другого.

ZO: Как сейчас развивается современная хореография?

К.М.:
Современный танец совершенно разный по форме, содержанию. Сейчас больше довлеет идея, концепт и его выражение. Красота и эстетика, по большому счету, никого уже не интересуют в современном танце.

ZO: Как бы вы описали молодого хореографа, ставящего современный танец?

К.М.:
Это человек, который много всего видит, анализирует. Нужно понимать, что вообще происходит в мире. И этот человек должен быть с довольно-таки глубоким внутренним миром. Современная хореография должна быть атмосферной, т.е. это должно быть твое внутреннее состояние, которое ты передаешь на сцену.

ZO: Как у вас происходил переход от классического к современному танцу?

К.М.:
Когда я танцевал у Эйфмана, я не понимал, почему нужно танцевать красиво, почему нужна красивая форма. Ведь можно же поразному сочетать или танцевать некрасиво или вообще не танцевать. Оказалось, что так действительно можно, и в Европе и Америке этим уже давно занимаются. В 2008 или 2009 году я встретил давних друзей, они начали мне показывать видео: dance for camera, спектакли. Потом я ходил на мастер-классы, ездил в Европу на просмотры во всякие труппы. Благодаря интернету информации вдоволь, только успевай впитывать. Я танцевал в разных проектах, в Театре танца Саши Кукина. Вообще, если мозг не открыт к знаниям, тело не подтянется. Если мозг отказывается воспринимать, то тут ничем не поможешь. Главное — быть открытым.

ZO: С каким материалом хотелось бы поработать как танцовщику и хореографу?

К.М.:
Я постоянно беру что-то из личного опыта. Сюжетные вещи я не ставлю. На данный момент мне это не интересно. У меня отношение к драмтеатру как филиалу литературы, когда режиссер берет чужое произведение и начинает из него делать свой спектакль. Мне это не очень понятно. Мы, например, с Софьей Гайдуковой поставили спектакль, работая с собственными воспоминаниями. Он номинировался на « Золотую маску» как лучший спектакль и лучшая хореография. И в этом ключе я работаю. Личные переживания и темы я выношу на сцену в той или иной форме.

ZO: Все же сюжетный или бессюжетный балет?

К.М.:
Я отдаю предпочтение бессюжетным балетам. Есть идея, которую я хочу выразить на сцене. И это чисто формальная история. Я не беру конкретный сюжет с персонажами. Но все равно, если у меня два человека, мужчина и женщина, будут на сцене, — это какая-то история. Вообще, я стараюсь довольно формально к этому подходить. Мне пока неинтересно брать конкретные сюжеты. У зрителя рождается свой сюжет.

ZO: Зритель должен понять вашу идею или вы согласны на то, что зритель все трактует по-своему?

К.М.:
Да, я согласен на это. Я за умного зрителя. Мне самому как зрителю неинтересно, когда я вижу что-то понятное. Когда мне все разжевали, показали, мне становится скучно. Я понимаю, что таких зрителей не так много и не все привыкли к абстракции. Не все привыкли в театре думать, поэтому приходится иногда разъяснять. Я, конечно, против этого, но я понимаю, что в зале сидят люди, которым нужны какие-то якоря, чтобы они за них зацепились. Но балет и современный танец — это необязательно сюжет, это форма, это состояние, атмосферность. Т.е. ты с другими вещами работаешь зачастую. Например, у Джорджа Баланчина очень мало сюжетных балетов. Он работал с формой, с музыкой: как звучит музыка и как это передать в балете. Мне это ближе.

ZO: Как зрителю подготовиться к восприятию ваших постановок?

К.М.:
Нужно быть открытым к новому, не ограждать себя привычными шаблонами мышления. Мне кажется, что искусство должно быть не развлекаловом, а двигателем вперед для культуры, для человечества. Мы должны открывать что-то новое.

ZO: На каком этапе творческого пути вы сейчас находитесь? Равняетесь на великих или стараетесь идти своей дорогой?

К.М.:
Сложно идти своим путем, я же молодой хореограф. Я сейчас учусь. Хореограф становится состоятельным в 50-60 лет. Я сейчас пытаюсь просто находить в себе что-то новое и постоянно ломать себя. Если ты начинаешь действовать с помощью своих паттернов, их нужно ломать. Постоянно нужно искать новый язык, новую форму. Уже сформировался какой-то почерк. Например, уже знают, что вот это ставит Матулевский.

ZO: Что вдохновляет вас на этот постоянный поиск?

К.М.:
Все, что вокруг. Не знаю. Природа. Фильмы. Корейские драмы, боевики. Мне очень нравится, как у них сейчас развивается кинематограф.

ZO: В чем специфика работы с балетными и современными танцовщиками?

К.М.:
Вся история в образовании. Если это образованный современный танцовщик, то значит он факультативом владеет и классикой, и современным танцем, и буто (авангардный танец, появившийся в Японии — прим. ред), и может работать с текстом, может петь и все, что угодно. Современный танцовщик должен сейчас обладать всем. По сути, балетный танцовщик тоже должен этим обладать, но мы сейчас находимся в таких реалиях, что у нас профессиональное балетное образование практически во всех училищах исключает прохождение современного танца и всего, что с ним связано. Поэтому с балетными танцовщиками намного сложнее работать. Они в основном привыкли делать только что-то одно. Есть, конечно, труппы с большим современным репертуаром, например, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве, театры в Перми, Екатеринбурге. Танцовщики там более подготовлены, с ними легче работать. В Воронеже классический репертуар, поэтому приходится идти чуть-чуть медленнее.

ZO: Есть ли какая-то общая идея, которую вы несете через свое творчество, которую хотите донести до студентов, когда преподаете?

К.М.:
Насчет студентов. У меня первый вопрос: «Зачем вам это нужно?». Я профессионального образования как хореограф не получал. У меня большой опыт как у танцовщика. Я работал в академической театре, репертуарном, работал в андеграунде, учился на режиссера кино. Когда я преподаю в ГИТИСе, ко мне приходят студенты, и мышление у них не развито, они не понимают, чем они занимаются. У меня сразу вопрос: «Зачем ты пришел?». Нужно понимание, что ты вообще делаешь. В каком-то фильме был персонаж, который ходил и спрашивал всех: «Чем ты занимаешься в этой жизни?». А здесь ты получаешь профессию. Я работаю со многими государственными структурами, и я понимаю, что люди не умеют работать. Нужен обязательно какой-то дядя сверху, который будет следить за всем. Сам человек не берет ответственность за то, что он делает.

ZO: А в творчестве?

К.М.:
Когда делаешь спектакль в театре, то уже помимо творчества еще много вещей нужно учитывать. Есть бюджет, есть люди, которые тебя пригласили, есть зритель. Творчеством можно дома заниматься, шить можно. Если ты профессионал, то помимо творчества есть ремесло. Одно другое не исключает. Полет фантазии должен еще как-то воплощаться. Профессионализм — соединить фантазию с формой.

ZO: Чего сейчас больше в современной хореографии: интеллектуального или эмоционального/ чувственного? И к чему больше тяготеете вы в своих постановках?

К.М.:
Есть проекты на телевидении. Там тоже современный танец, но это шоу, другая форма. Это более эмоционально. Там за минуту ты должен проявить все эмоции как танцовщик, как хореограф, сделать множество трюков, чтобы зрители аплодировали. В театре я стараюсь работать с интеллектом. Мне нравится, когда зрители начинают думать, когда танцовщики начинают думать. И я могу за счет формы все равно передать эмоции, переживания. Есть хореографы, которые больше обращаются к эмоциям, это тоже неплохо. Существует мнение, что сейчас должен быть только формальный современный танец, т.е. эмоции — это уже было давно, этим уже не надо заниматься. Современный танец — это настолько широкое поле деятельности, и все работают поразному.

ZO: Какой будет ваша постановка для воронежского фестиваля «RE:Форма танца»?

К.М.:
С Софьей Гайдуковой мы представим три спектакля. Первый спектакль «AHEYM» на музыку Брайса Деснера. Это о людях, которые ищут свой путь, свое место в жизни. «AHEYM» — цикл произведений Деснера. «AHEYM» — это на идише «Домой». Родственники или родители Деснера — иммигранты, которые искали для себя новый дом. Я взял это название в контексте человека вообще. Второй спектакль «АРЛЕКИНАДА.NEW» на музыку Алексея Айги, с которым мы постоянно сотрудничаем. Это произведение об отношениях внутри пар. Задействовано всего две пары. Это новое прочтение старого спектакля Софьи Гайдуковой «Арлекинада». Третья постановка — наша совместная с Софьей работа — «ANIMA». Спектакль на музыку Филиппа Гласса. Здесь мы делаем миф про то, как некое существо вдохнуло жизнь в человека.

ZO: Как вам и Софье Гайдуковой удается работать в тандеме? Разногласий не бывает?

К.М.:
Разногласия бывают. С одной стороны, сложно работать, но с другой, очень удобно. У Софьи свое видение хореографии, у меня свое. Мы в этом плане дополняем друг друга, но и споры на этой почве происходят. Обычно в работе кто-то занимается лексикой, кто-то больше драматургией или композицией, мы делим сферы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 19964
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Май 25, 2019 9:46 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019043112
Тема| Балет, БТ, Премьера, Персоналии,
Автор| Анна Сердцева
Заголовок| Чистая красота и возмущенный Петрушка
Где опубликовано| © газета «Трибуна молодого журналиста» №4 (183)
Дата публикации| 2019 апрель
Ссылка| http://tribuna.mosconsv.ru/?p=7298
Аннотация| ПРЕМЬЕРА

Спустя год с небольшим после премьеры двух одноактных балетов – «Артефакт-сюиты» Уильяма Форсайта и «Петрушки» Стравинского в хореографии Эдварда Клюга – Большой театр вновь представил серию показов этих двух балетных постановок.



Уильям Форсайт – один из самых влиятельных хореографов современности, чьи постановки к концу ХХ века обошли многие театральные сцены Европы. Для Москвы его спектакль – по-прежнему редкость: в репертуаре Большого он гостит всего третий раз. «Артефакт-сюита» – сокращенный вариант изначально четырехактного балета, поставленного Форсайтом в 1984 на музыку И.С. Баха и Эвы Кроссман-Хехт, концертмейстера Франкфуртского балета, которая сотрудничала с хореографом на момент постановки. В 2004-м году «Артефакт» был значительно изменен: условный сюжет, в котором прослеживалась история балетного жанра, отдельные персонажи (например, Женщина в старинном костюме и Мужчина с мегафоном) исчезли. Балет в четырех действиях сократился до одноактного: первая его половина шла на знаменитую баховскую Чакону из скрипичной сюиты, вторая – на музыку Эвы Кроссман-Хехт.

Оттолкнувшись от традиции бессюжетного балета Баланчина, Форсайт разработал свой язык – рациональный, высокоинтеллектуальный, где классические движения и позиции как бы «зашифрованы» в партитуре танца (решение такого хореографического «ребуса» – отдельное удовольствие). Нерв и драйв форсайтовских балетов – в контакте пластики классического «пуантного» танца с «деконструктивными» выворотами и скручиваниями, в союзе заданных рисунков партий со свободными импровизациями. Даже статичная позировка после очередного стилевого «переключения» перестает быть типовым элементом хореографической азбуки. В свете прожекторов, анатомически точно прорисовывающем каждую мышцу и связку, элементы классики превращаются в жесты подчеркнуто напряженные и обостренные – до мучительности, до исступления.

Постановке Большого театра не хватило этой предельной акцентности и отточенности. Кордебалет был сосредоточен, главным образом, на синхронизации движений с музыкальным рядом (о чем недвусмысленно свидетельствовало громкое «раз, два, три, четыре!», доносящееся со сцены аж до последних рядов партера). Занавес, вместо того, чтобы внезапно обрушиваться на каденционные такты вариаций в Чаконе, медленно опускался, не всегда попадая в метр, а разница между импровизацией и выученной партией у солирующих пар была не всегда уловима.

Но сам балет – умный, музыкальный, поэтичный – хочется смотреть вновь и вновь, любоваться игрой танцевальной техники, соотносить элементы музыкального и пластического тематизма, следить за параллельно развивающимися событиями «теневого театра». Такой форме искусства не нужно оправдание в виде идейных концепций, предметной атрибутики или нарочитой пантомимы. Это – чистая красота как она есть.

Тем невыгоднее оказывается соседство со вторым спектаклем – «Петрушкой» словенского хореографа Эдварда Клюга, сочиненным им год назад специально для Большого театра. Основой режиссерского замысла стала идея о марионеточности мира, управляемого злой волей фокусника. А главными объектами сценографии – огромные конструкции в виде мохнатых матрешек, плавно перемещающихся по сцене. Последнее по-своему завораживает, но вкупе со звучащей музыкой выглядит весьма несуразно.

Дирижер Павел Клиничев вел партитуру как ни в чем не бывало, безотносительно к «концептуальности» происходящего: «смаковал» акценты, выделял напластования фраз, ритмов, тембров. А на сцене в это время демонстрировался весьма невыразительный кордебалет в обобщенно-европейских костюмах, который синхронно показывал набор элементов A La Russe на фоне темного задника сцены и загадочных мохнатых матрешек по краям.

Появление эффектных шарнирных конструкций в виде скрепленных манекенов, копирующих движение героев, скорее, хочется отнести к области находок циркового искусства – музыкально и сценически это никак не обусловлено. Марширующие через сцену артисты со своими деревянными двойниками оставляют зрителя в недоумении относительно их местоположения в драматургическом замысле целого. Как и рas de cinq матрешек-гигантов в начале финальной картины. Впрочем, назначение последних раскрывается во второй и третьей сценах, когда оказывается, что разъемные матрешечные части (не в поперечнике, а по вертикали) служат «тюрьмами» для кукол. Их оттуда по очереди выпускает Фокусник, который, ограничив пространство для маневра двумя палками, заставляет проделывать набор акробатических упражнений. Любовной интригой, сольными вариациями и знаменитым дуэтом «два на три» при этом пришлось пожертвовать.



В финале из матрешечного купола выскакивает оживший Петрушка, яростно грозит кулаком Фокуснику (а заодно, видимо, и Фокину, и Стравинскому, и Бенуа, и всей дягилевской антрепризе), затем, спустившись, идет расправляться с кукловодом. В ответ хочется тоже погрозить кулаком господину Клюгу, взять у Фокусника палку, загнать солистов с синхронно передвигающимся кордебалетом внутрь матрешки и вздохнуть с облегчением. А потом заглянуть в другие – может быть, в одной из грушевидных конструкций томятся кучера, извозчики, кормилицы, ряженые, красочные расписные декорации, колоритные костюмы, чуткие хореографы и сценографы, музыкальность, чувство стиля, эрудиция?…

Вот бы их освободить!

Анна Сердцева,
IV курс ИТФ
Фото Дамира Юсупова и Елены Фетисовой
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 19964
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Май 27, 2019 2:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019043113
Тема| Балет, VI Meждународный фестиваль-конкурс им. Вахтанга Чабукиани (Тбилиси), Персоналии,
Автор| Ашот ГАРЕГИНЯН
Заголовок| ПРАЗДНИК НА ПУАНТАХ
Где опубликовано| © газета "Голос Армении"
Дата публикации| 2019-04-09
Ссылка| http://www.golosarmenii.am/article/78775/prazdnik-na-puantax
Аннотация| фестиваль-конкурс им. Чабукиани

Меняются эпохи, а люди и события, имевшие отношение к их возникновению, порой стираются из человеческой памяти. А балет продолжает жить, пленяя своим волшебством все новые поколения землян. Очередным наглядным подтверждением этого, думается, стал VI Meждународный фестиваль-конкурс им. Вахтанга Чабукиани, прошедший 29-31 марта в Тбилиси.



В ФЕСТИВАЛЕ-КОНКУРСЕ приняли участие солисты и хореографические коллективы из Азербайджана, Армении, Вьетнама, Грузии, Китая, России и Турции. Конкурс проводился в трех возрастных группах - детской (9-13 лет), юношеской (14-18 лет) и старшей (19-26) лет. Армянские артисты не посрамили славных традиций отечественного балета и выступили достойно. Так, в номинации "Классический танец" в младшей группе весь пьедестал оказался армянским: 3-е место занял Нарек Арамян, 2-е - Елизавета Хачатрян, а первой была признана Эля Асланян. В юношеской группе 1-е место поделили Мушег Аветисян и Раффи Галстян, третьим стал Гор Саргсян. В свою очередь Гор победил в номинации "Модерн", обойдя Раффи. Специальный приз жюри получила Сатеник Казарян.

В конкурсной программе приз организатора фестиваля-конкурса - Ассоциации педагогов-хореографов Грузии "За лучшую педагогическую работу" получила художественный руководитель Ереванского хореографического колледжа Марина Григорян. В фестивальной программе такой же награды удостоилась худрук хореографического ансамбля из Еревана "Нане" Нарине Топальян.

- Фестиваль-конкурс прошел на весьма достойном уровне, - делится своими впечатлениями первый секретарь Посольства РА в Грузии Артур САРКИСЯН. - Несомненно, за прошедшие годы он стал заметным и престижным событием в культурной жизни всего региона. Тем примечательнее успехи, достигнутые посланцами Армении.

С оценкой дипломата согласен член жюри, солист берлинского Staatsballett Аршак Галумян. "Участники продемонстрировали неплохие хореографические навыки, - говорит он. - Подрастает способная молодежь, что не может не радовать. Организаторам - большое спасибо за такой праздник балета".

ОДНИМ из спонсоров фестиваля-конкурса стала российская адвокатская фирма LOYS (Екатеринбург).

- Искусство устраняет общественные, экономические и другие барьеры между народами, - убежден председатель совета партнеров LOYS Денис Пучков. - Хореографическое искусство не является исключением. Поддерживая талантливое подрастающее поколение, мы стараемся способствовать укреплению межнациональной дружбы, выработке пути к новым формам общения между людьми. Мне как человеку, родившемуся и прожившему детство в Грузии, очень приятно осознавать, что я вношу посильный вклад в развитие танцевального искусства и межнациональной коммуникации,

Поддержка молодых талантов становится для LOYS важным аспектом текущей деятельности. К примеру, г-н Пучков ныне состоит в попечительском совете Свердловской государственной детской филармонии.



ПРЕДСЕДАТЕЛЬ оргкомитета Международного балетного фестиваля-конкурса, председатель Грузинской ассоциации педагогов-хореографов, балетмейстер Наталия ДИГМЕЛАШВИЛИ довольна и результатами фестиваля-конкурса им. Чабукиани, и тем, что снова удалось, образно выражаясь, не ударить лицом в грязь.

- Изначально далеко не все складывалось гладко, - отмечает г-жа Дигмелашвили. - Но нам, опираясь на накопленный опыт - все-таки фестиваль-конкурс проводится уже шестой год, - удалось преодолеть сложности. И праздник балета действительно получился.

- Как вы оцениваете выступления армянских конкурсантов и других участников?

- Нам они очень понравились. Радует и то, что их становится больше. К примеру, три года назад Армению представляли всего два конкурсанта - одна девушка и один юноша. А сейчас их уже более десяти.

- География конкурса расширяется?

- Можно сказать - да. Во всяком случае в региональном масштабе он уже, надеюсь, становится заметным явлением, без всякой кичливой местечковости. Интерес к нему растет. Правда, российских участников на сей раз было мало, в прошлые годы было больше. Сказывается, видимо, текущая политическая ситуация.

- Как вы оцениваете результаты прошедших лет? Есть движение вперед?

- Без ложной скромности могу констатировать - прогресс налицо. Так отмечают многие, следящие за нашей инициативой с самого начала. Уровень особенно вырос в последние 2-3 года.

- Организация подобного мероприятия, причем ежегодно - задача не из легких. Удается разжиться государственной поддержкой?

- К сожалению, мы вынуждены полагаться в основном на собственные силы. Правда, в нынешнем году некоторую сумму выделила мэрия Тбилиси. Но лишь около 10% необходимых средств, этого не хватило бы даже на аренду сцены. А в Грузии хорошую сцену, пригодную для профессионального балетного конкурса, найти очень трудно. Арендуем сцену в концертном зале 1-го корпуса Тбилисского госуниверситета им. Иване Джавахишвили. Но надо еще настилать покрытие, без этого никак нельзя.

- Какие планы на следующий год?

- Посмотрим, как получится. Нехватка ресурсов не позволяет замахиваться на многое. Пока держимся на энтузиазме. В первые годы в рамках фестиваля-конкурса мы проводили и научную конференцию. Но сейчас это уже не под силу. Тем не менее мы не отчаиваемся, стараемся преодолевать текущие трудности и стремимся к лучшему. Помаленьку наращиваем призовой фонд. В прошлом году, например, у нас было всего три денежные премии. А сейчас мы смогли наградить всех призеров во всех номинациях плюс еще и призы от жюри.

- Надеюсь, участники нормально общались друг с другом, все-таки балет - вне политики?

- Безусловно. В Грузии исстари не было никаких межнациональных распрей. И на сей раз все было нормально. Сами участники, кстати, не раз подчеркивали: сражаться и соперничать - только на сцене, а не за кулисами или где-нибудь еще.

- У фестиваля-конкурса есть лозунг или девиз?

- Пока, честно говоря, не обзавелись. Но наши цели известны - популяризация и поддержка хореографического искусства, обмен опытом в области хореографии на международном уровне, продвижение толерантности посредством изучения культуры разных народов. А кроме того, мы стараемся поддерживать память о нашем выдающемся соотечественнике, имя которого носит наш фестиваль-конкурс - танцовщике, педагоге и балетмейстере Вахтанге Чабукиани. Потому что в последнее время его имя уже, к сожалению, стало забываться.

- ???

- Да-да… Дело в том, что, как ни парадоксально это звучит, Нина Ананиашвили (эта прославленная в недавнем прошлом балерина в 2004 году стала художественным руководителем Грузинского театра оперы и балета им. З. Палиашвили. - А.Г.), прибрав к рукам грузинский балет, делает все для того, чтобы имя Чабукиани начало в Грузии забываться. Словно и не было его. Она убрала весь репертуар, в котором блистал Вахтанг Михайлович. Добилась переименования носившей его имя школы балетного мастерства.

К счастью, благодаря нашему начинанию кое-что удалось отвоевать: школе вернули имя Чабукиани, снова заработал его музей, до того годами пребывавший в "анабиозе". Однако его богатейшее творческое и педагогическое наследие тоже прибрала к рукам Н. Ананиашвили, никому не дозволяя им пользоваться. Будто до нее в Грузии балета вообще не было. И нам она постоянно вставляет палки в колеса, лоббирует против нас, чтобы мы, так сказать, не рыпались. Но мы все равно не сдаемся. Я сама - ученица Вахтанга Михайловича. И считаю своим долгом хранить память об этом человеке, ставшем, без преувеличения, уникальным явлением в мировом балете.



Последний раз редактировалось: Елена С. (Вт Июн 11, 2019 10:41 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 19964
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Июн 11, 2019 10:40 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019043114
Тема| Балет, Одесский театр оперы и балета, Премьера, Персоналии,
Автор| Фото: Ю. Литвиненко
Заголовок| В Оперном театре поставили удивительный балет о балете (фото)
Где опубликовано| © Культурометр Одессы
Дата публикации| 2019-04-02
Ссылка| http://culturemeter.od.ua/v-opernom-teatre-postavili-udivitelnyj-balet-o-balete-66338-2/
Аннотация| Премьера

В Одесском театре оперы и балета поставили новую семейную сказку. Удивительно нежную сказку-феерию «Рождение балерины». Этот проект — продолжение цикла образовательных мероприятий для детей о театре «Одесская опера – детям», который задумала Людмила Сергейчук. «Путешествие в оркестр» — первая ласточка.



В «Рождении балерины» авторы решили показать, как обычная девочка превращается в приму. Спектакль начинается с … обычной игры в мяч и прыжков на скакалке. Затем на сцене появляется балетный класс и зрители, возможно впервые в жизни, слышат удивительные названия балетных позиций.

В сказку удивительно тонко вплетены сольные номера артистов одесского оперного из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и других знаковых постановок.

Пространство сцены перегорожено зеркальным экраном. Зритель видит одновременно танцоров и спереди, и сзади.

А декорациями служит отражение ложи зрительного зала, которые уходят вверх.

Есть в спектакле и отсылки к театральному этикету: недотепы-клоуны то шуршат конфетами во время постановки, то говорят по мобильному.

Удивительный балет музыкально сопровождает симфонический оркестр театра. В живую исполняют Чайковского, Сен-Санса, Шумана и Делиба.

Эта удивительна премьера не только красива, но и вдохновляет на занятия балетом. В постановке задействованы не только взрослые артисты балета, но и дети.

В антракте юные поклонницы пуант заполонили все этажи, прыжками и наклонами подражая артистам балета.

Фото: Ю. Литвиненко
================================================================================
Все фото - по ссылке
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 19964
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Июн 16, 2019 10:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019043115
Тема| Балет, Михайловский театр, Персоналии, Марат Шемиунов
Автор| Анастасия Рычагова, Софья Брыканова
Заголовок| И в 80 лет можно: Марат Шемиунов о балете для пожилых и юных
Известный артист вновь посетил Ростов

Где опубликовано| © ИА «ДОН 24»
Дата публикации| 2019-04-25
Ссылка| https://don24.ru/rubric/intervyu/i-v-80-let-mozhno-marat-shemiunov-o-balete-dlya-pozhilyh-i-yunyh.html
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ

Известный артист балета, премьер Михайловского театра Марат Шемиунов вновь посетил Ростов-на-Дону. В прошлом году он впервые приезжал в донскую столицу на международный фестиваль «Лето балета» вместе с женой – примой балета Михайловского театра Ириной Перрен. Наш гость рассказал про возраст для балета, как именно разобраться в этом искусстве театрального танца, а также о прекрасной системе балетного образования в России.

– Есть ли какие-то факторы, при которых ребенок не может заниматься балетом? Например, если он полный (имеет лишний вес)?

– Балетом могут и должны заниматься все, потому что прежде всего это гармоничное развитие души и тела. Душа развивается посредством классической музыки, которая используется в системе образования танца. Мы много преподаем: и в Санкт-Петербурге в своей студии балета «Парад балет», и за границей – по большей степени в Японии. Кстати, в этой стране балетная система образования поставлена на коммерческий поток, она не является государственной ввиду не таких далеких исторических традиций, которые есть в России. Первая балетная школа, которая сейчас называется Академией русского балета им. Вагановой, была открыта у нас в 1738 году в Санкт-Петербурге. То есть российской системе балетного образования почти 300 лет. В Японии популярно брать балетные классы: они открыты для людей разного возраста и подготовки. Поэтому мы видим разных студентов, в том числе полных. К сожалению, в нашей студии балета 99% учеников – девушки. Мальчиков мы принимаем бесплатно. В парном балете девочкам с ними интереснее.

– Какой минимальный возраст для занятий балетом?

– В нашу студию мы берем с двух лет. Приходят дети, лежат на ковриках под музыку. В том числе у нас звучит пианино, потому что живое исполнение создает более пронзительную атмосферу. Музыка очень важна, в том числе тишина как музыка. Если речь о группе детей, то они водят хороводы. Главное – атмосфера, в которую они попадают: слышат слово «балет», видят перед собой балерину или мужчину-педагога, у которого на молекулярном уровне есть понимание осанки, мышц и традиций общения с детьми. Важно то, что дети идут к созданию образа, который ассоциируется у них со словом «балет». Зачастую это образ волшебного животного, например, лебедя. Даже двухлетняя девочка, когда видит перед собой что-то яркое на сцене, начинает тянуться к этой красоте. Она приходит в студию и начинает танцевать у двери на коврике, и я ее поддерживаю. Люди хотят танцевать – не надо моментально загонять их в рамки.

– Два года – это игра для ребенка. Когда начинается пахота?

– Игра продолжается до пенсии. Пахота... Слово-то какое... Черноземное. В моей системе образования слово еще хуже было. Я прошел через это, поэтому и отреагировал на него. Хотелось бы его избежать. Не для отрицания физической нагрузки, а в связи с модернизацией системы образования, в том числе подходов. Хотя «система» – тоже опасное слово. Наверное, правильно сказать, ввиду любви к человеку. Хочется избежать огромной бюрократии, которая существует в системе образования, в результате которой лично я испытал в свое время физическую боль. Я говорю о травмах. Мышца, которую напрягаешь во время тренировок, должна быть восстановлена. Иначе волокна надрываются. Нужен отдых. И отдых – тоже огромный труд для артиста балета. Нужна восстановительная терапия – не в смысле лечения, а в плане смены нагрузки. Например, правильные растяжки или просто плавание.

– Можно ли совмещать учебу в школе и профессиональный балет?

– Сложно ответить. Например, академия балета в Санкт-Петербурге, о которой я уже говорил ранее, нашла баланс. Это общеобразовательные предметы и постоянная физическая нагрузка для детей. В академии, когда нам было 15 лет, мы начинали учебу в 09:00. У нас было два урока классического танца по 45 минут подряд. Действовала система чередования: полтора часа физическая нагрузка, а затем полтора часа – умственная.

– Но регионы не могут позволить себе такую систему образования...

– Россия может похвастаться огромным количеством регионов с прекрасно отлаженной системой балетного образования. Москва, Красноярск, Новосибирск, Самара – там есть великолепные школы и академии танца. При Советском Союзе балет стал популярным, так как нравился власти. И до сих пор в этом направлении сохраняется бесплатная государственная система образования, чего нет ни в одной стране мира. Разве что, может быть, на Кубе есть.

– В Германии можно начать заниматься балетом, будучи в зрелом возрасте, например в 40 лет. Реально ли такое в России?

– Абсолютно реально. В Японии на открытые классы приходят старейшие студенты: и в 75, и в 80 лет. Кстати, открытые классы – американская система, когда покупаешь билет за 15 долларов, приходишь и занимаешься. Вообще, в Японии колоссальный опыт коммерческих студий, где важен не только заработок, но и система взаимоотношений клиента и педагога. Важно, что интересует приходящих на занятия людей. Они приходят снова и снова, потому что их выпускают на сцену. Люди участвуют в огромном количестве концертов. С балетной точки зрения они не профессионалы, но им нравится возможность показать себя на публике, а также сам процесс подготовки. Не только взрослые, но и совсем маленькие дети выходят на сцену. Моей дочке шесть лет, и она принимает участие в этих концертах. На нее шьется костюм, она работает над своим образом, в том числе над прической.

– То есть в России тоже можно начать заниматься балетом в зрелом возрасте?

– Да, непосредственно у нас в студии, в Санкт-Петербурге, нет ограничений по возрасту. Можно прийти, купить разовое посещение и встать за балетный станок. 40 лет – самый расцвет жизни, хотя в балете он наступает раньше – в 20–25 лет. На мой взгляд, 30–35 лет – золотой возраст для сценической деятельности, так как в это время уже есть много знаний, и при этом тело в хорошем состоянии. Но это индивидуально, к тому же надо отличать просто балет и балетную карьеру.

– Если хочешь именно построить балетную карьеру, то в каком возрасте лучше начать заниматься?

– Чем раньше, тем лучше. Два года – слишком рано, на мой взгляд. Как родитель двух детей могу сказать, что была паника: как быть с детьми, когда они буквально лезут на стену? Да, вести в балетную студию. В некоторых, в том числе в нашей, есть детская комната с игрушками, что их тоже может заинтересовать. И хотя мы не знаем, что нас впечатляло в их возрасте, с точки зрения психологии такое занятие – синхронизация того, что уже видел во время просмотра балета в театре или по телевизору. То есть ты образовываешься, приходишь в театр, а затем, если тебя это заинтересовало, приходишь в балетную студию и понимаешь, как все выстроено. Рекомендую пойти в балетную студию, взять урок за 500 рублей и после будете приходить в театр и с большим интересом смотреть на игру актеров, зная позиции танца, например арабеск, и отличать его виды друг от друга.

– Какой совет вы можете дать родителю, который не может выбрать между спортом и балетом?

– Выбор между балетом и спортом – очень индивидуальный. Если бы меня спросили, я бы сказал «спорт», потому что устал от балета. Лично я обожаю теннис. А мой папа говорит, что не надо дочку отдавать на теннис, иначе «останусь без штанов». Почему теннис? Это сольный вид спорта, а моя судьба так сложилась, что я стал солистом балета. Спорт или балет? В первую очередь – любовь. То есть надо любить детей, до того состояния, когда ты сможешь перетерпеть их и свои капризы, и оттолкнуться от интересов ребенка. Хотя в этом вопросе играет роль еще и интуиция вместе с удачей. Моя дочка, например, ненавидит балет. Она не ходит в театр, не высиживает там и 15 минут. У нее перенагрузка
в этом плане: она с рождения ездит с нами по всему миру и бывает на всех концертах. Из-за этого она, вероятно, не пойдет в балет. И я ее поддержу, но постараюсь, чтобы она занялась спортом. Физическая работа с телом ей ближе, чем другая деятельность.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 9, 10, 11
Страница 11 из 11

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика