Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2018-09
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 18953
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 13, 2018 1:09 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2018093107
Тема| Балет, Академия русского балета им. А. Я. Вагановой, Персоналии, Николай Цискаридзе
Автор| беседовала Анна ПАВЛОВА
Заголовок| Николай Цискаридзе
интеллигент с характером

Где опубликовано| © журнал "ВОЕННЫЙ", стр, 16-19
Дата публикации| 2018 сентябрь
Ссылка| https://ru.calameo.com/read/005666085679e246a3487/16
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ

После завершения блестящей балетной карьеры Николай Цискаридзе был назначен ректором Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, которая в этом году отмечает свое 280-летие. Еще Николай Максимович является членом Совета по культуре- и искусству при Президенте РФ. Это человек, который искренне переживает за страну, ее будущее и настоящее. Балет и армия — вещи несовместимые, подумаете вы. Но как оказалось, Николаю есть чем поделиться с «Военным».



ПО ЛЕВУЮ РУКУ ОТ ПРЕЗИДЕНТА

— На выборах президента России в этом году вы стали доверенным лицом Владимира Владимировича Путина. Чем обосновано это решение?

— Я был представлен Владимиру Владимировичу в конце 90-х на каком-то приеме, он тогда был премьер- министром. Я с малых лет видел разных глав государств, здоровался с ними за руку. И мне интересно наблюдать, как человек жмет руку, как смотрит на тебя — это многое говорит о характере. Путин удивил тем, что он смотрит прямо в глаза и жмет руку очень по-мужски. Ведь многие должностные лица протягивают руку, чтобы вы им ее пожали. В 2011 году меня Это пригласили в Совет по культуре — там за круглым столом все сидят по алфавиту. Поскольку я в конце алфавита, то сижу близко к президенту, по левую руку, и мне видно его рабочее место. Когда к нему обращаются, он все время что-то записывает, тут же отвечает согласно законодательству, часто ссылаясь на то, где это написано, когда был принят тот или иной закон. При этом он не пользуется никакими шпаргалками. Я человек телевизионный и вижу, когда у человека надето «ухо» и ему кто-то диктует… Владимир Владимирович «ухом» не пользуется, у него нет айпада, он ничего не проверяет. Сейчас прошло семь лет, я уже к этому привык, но в первый раз был очень впечатлен. Он каждого выслушивает, вникает и отвечает. Не могу представить, сколько раз в сутки на протяжении последних двадцати лет ему приходится выслушивать людей, принимать решения. Я знаю, что такое накопленная усталость. А заседания идут по пять-шесть часов. Иногда это невыносимая мука, просто хочется встать и уйти. В штаб Владимира Владимировича я пришел по своей инициативе, и когда мне предложили стать доверенным лицом, с радостью согласился, потому что очень хорошо отношусь к нему.

— Наполеон сказал: «Государство, которое не кормит свою культуру, кормит свою армию». Как должна развиваться наша страна в сфере культуры?

— В первую очередь государство должно сформулировать, что оно хочет от культуры и что оно называет культурой. Сегодня наступает очень важный момент — разрабатывается юридическая база, чтобы деятели культуры четко понимали, что хорошо, что плохо, что можно, а что нельзя. Конечно, тяжело создать руководство в сфере искусства. В спорте все критерии прописаны — кто прыгнул дальше или забил больше голов, тот и вы играл. Мы не можем измерить то, как прыгает танцовщик или с какой интенсивностью балерина крутит фуэте —кому-то это будет нравиться, кому-то нет. В этом и прелесть искусства, и его беда. Если раньше театры ориентировались на государственные вкусы, то сегодня этого нет. Я против цензуры как таковой, но какие-то нормы в искусстве должны быть, особенно в театрах, спонсируемых государством.

Я рад, что Владимир Владимирович обратил внимание на необходимость принятия нового закона в сфере культуры. Конечно, это не быстрый процесс. Сначала надо разделить сферы: отдельно статьи об образовании в культуре, отдельно — о музейном, театральном деле, музыкальном театре, библиотеках и так далее. Потом можно будет вносить предложения по отраслям с учетом специфики той или иной сферы. Я заведую учебным заведением и могу сказать, что образование в сфере культуры сильно отличается от образования вообще. Это тоже надо учесть в новом законе. Во время прохождения аккредитации, общаясь с членами комиссии, а это очень милые и понимающие люди, я им сказал: «Дело в том, что сначала в России придумали балет, потом образование, а потом Рособрнадзор. Поэтому ваши требования категорически не совпадают с нашими. Я хочу сделать как вам надо, но я не могу убить свою профессию». С января 2016 года и академия, которой я заведую, и моя родная московская академия с моей помощью получили высокий статус — объект особо охраняемой культуры. очень важно. Значит, государство понимает ценность этих заведений, их вклад в развитие русской культуры. Наше образование охраняется государством.


ЧТО НЕЛАДНО В ДАТСКОМ КОРОЛЕВСТВЕ?

— В какой степени государство должно задействовать в сфере культуры такой механизм, как цензура?

— Я отрицательно отношусь к цензуре и считаю, что вмешиваться в интерпретацию автора нехорошо. Но глядя на многие современные спектакли, я жалею, что не было хотя бы дискуссии о том, стоило ли выпускать это к публике. Театры, которые носят название академических, должны соответствовать определенному уровню. То, в каком виде подают русскую классику в некоторых академических театрах — просто караул.

У меня очень консервативный вкус. Я люблю, во-первых, качественное исполнение, во-вторых, чтобы действие происходило в том, веке, в котором задумывалось автором. Виолетта Валери должна жить в середине XIX века, Борис Годунов — в XVI веке, он должен выходить конкретно из Успенского собора. Я очень против балета «Спящая красавица» в маленьких коллективах, где на сцену не выходит то количество людей, которое должно выйти. «Спящая красавица» — это прежде всего балет-феерия. Это задумывалась так. И когда не происходит смена декораций, нет знаменитой панорамы, нет всей той музыки, которая должна быть — я просто не могу на такое смотреть. Для меня это важно, у меня такое отношение. И людям со схожим отношением к искусству сегодня все труднее находить достойного качества постановки. Очень надеюсь, что новый закон о культуре это поправит. Тем не менее я видел много спектаклей в других неакадемических театрах, которые были очень интересными. Например, или в середине 90-х годов от авторской постановки «Пиковой дамы» Колобова я получил удовольствие. Но тогда это была антреприза, а когда это делается на большой сцене — я не могу на это смотреть.

— Возможно, причина в том, что театр становится больше бизнесом, нежели искусством?

— Причина в том, что раньше был очень строгий отбор спектаклей. Утратив его, мы постепенно утрачиваем тот первоклассный уровень, который всегда выдавали. Что касается бизнеса, театр обязательно должен быть окупаемым. Большую часть денег он должен зарабатывать, и в этом нет ничего страшного. Более того, это своего рода показатель: если театр не может заработать, значит, что-то неладно в датском королевстве, и учредителям стоит задуматься, не сменить ли руководство? Проблема многих театров в том, что у руководства находятся люди нетворческие. Им наплевать на то, что показывают на сцене им главное — снять кассу. Это очень пагубно сказывается на искусстве. Хотелось бы, чтобы театрами управляли люди, которые понимают что-то в искусстве. Последние двадцать лет доказали: весь кризис театрального искусства сводится к одному — художник ушел на второй план, на первом — менеджер. Это касается и медицины, и образования. Для любого управленца прежде всего важна компетенция, без нее невозможно. Для этого необходимо выискивать талантливых людей, которые обладают основной профессией, и убеждать их осваивать дополнительное юридическое управленческое образование.

Академия, ректором которой я являюсь — яркий тому пример. Длительное время во главе нее стоял человек, который ничего не понимал ни в балете, ни в искусстве. Было совершено огромное количество глобальных ошибок, которые по сей день приходится расхлебывать. Он должен был понимать, о чем идет речь, когда, например, соглашался на переделки в репетиционном зале, должен был знать специфику профессии. Научить этому нельзя. Пока человек на собственной шкуре не испытает, никогда не будет толка.

БАЛЕТ — ЭТО ТОЖЕ АРМИЯ

Балет — это искусство для избранных?

— Балет родился во дворцах в XVII веке, в Россию пришел в XVIII веке, дальше он стал популяризироваться и достиг расцвета. Царская семья тратила гигантские суммы на содержание театров и исполнителей. Городские театры, конечно, всегда были для народа. В Мариинский театр, согласно историческим документам, билеты были недорогие. Другое дело, что для простых людей был отдельный вход, и публика с галерки никогда не соприкасалась с публикой, которая пришла в партер и ложи. В советское время благодаря Сталину опера и балет особо почитались. Все, что происходило в этих сферах, диктовалось государством. Это должно было быть первоклассным и на это тратились гигантские деньги. Но и спрос был особый. На большую сцену попадали люди действительно феноменального дарования.

Даже в голодные девяностые купить билет. на «Лебединое озеро» или «Спящую красавицу», идущие в Большом театре, было проблемой. Сегодня тоже, но по тому, есть театральная публика в зале или нет, всегда понятно, танцуют гениальные исполнители или чья-то протеже. К сожалению, много стало зависеть от пиара и от того, как человек устроил свою личную жизнь вне театральных стен. Но их легко отделить от тех, кто действительно имеет талант. На мировую арену попадают только по-настоящему талантливые люди.

— Почему именно русский балет так ценят во всем мире?

— Русский балет — это наш бренд, то, что мы экспортируем на протяжении многих лет. К нам приезжают люди, которые хотят этому учиться. Так будет всегда, независимо от мировой политической обстановки. История показывает, что в любой сложный для страны момент, даже во времена холодной войны, деятели культуры налаживали связи с разными странами легче, чем политики. Балет и танцевальное искусство в целом — ансамбль «Березка», ансамбль имени Моисеева — всю жизнь гастролировали и всегда имели грандиозный успех. Балет — это национальное искусство России. Никогда уже не будет по-другому, потому что балету учат в нашей стране гораздо дольше, нежели стригут газон в Англии.

— Где, на ваш взгляд, сложнее провести год — в армии или в балетной академии?

— Мне в армии, конечно, провести год было бы сложнее. В балете ты можешь спрятаться за творчеством. А в армии все нормативы четко определены. Хотя я бы оделся и разделся быстрее любого Никогда не хотел стать военным, но хорошо их понимаю, потому что балет — это тоже своего рода армия. Я люблю иметь дело со служивыми. У них есть то, что мне очень нравится: понятие присяги, слова и того, что они не имеют права не сделать. Мне иногда жалко, что в культуре присягу никто не приносит. Это было бы полезно — что- бы каждый человек нес ответственность за свои действия.
========================================================

Николай Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. В 1984 году он поступил в Тбилисское хореографическое училище, с 1987 года продолжил обучение в Московском хореографическом училище. Закончил училище в 1992 году и был принят в труппу Большого театра. В 2000 году стал членом Союза театральных деятелей России. 29 ноября 2014 года Николай Цискаридзе был избран ректором Академии русского балета.


ФОТО: ВЛАДИМИР ВЯТКИН/РИА НОВОСТИ; ЛИЧНЫЙ АРХИВ НИКОЛАЯ ЦИСКАРИДЗЕ|РУСЛАН ШАМУКОВ/ТАСС; ЕКАТЕРИНА ШТУКИНА/РИА НОВОСТИ
-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Все фото - по ссылке
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6
Страница 6 из 6

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика