Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2018-02
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 18787
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Авг 21, 2018 9:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2018022916
Тема| Балет, Воронежский театр оперы и балета, Персоналии, Александр Литягин
Автор| Юлия Горшкова / фото: Анна Буравкова
Заголовок| Александр Литягин: «Когда танцевал Шахрияра, я обожал «Тысячу и одну ночь», а когда танцевал «Жизель», то считал, что это лучший балет на нашей планете»
Где опубликовано| © журнал ZVOOK ONLINE №6 (Воронеж)
Дата публикации| 2018 февраль
Ссылка| https://ru.calameo.com/read/005431461e1c6bccfd4a9/9
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ

Александр Литягин рассказал корреспонденту ZO о пути танцовщика и роли главного балетмейстера в Театре оперы и балета.



ZO: Как была выстроена работа над балетом «Корсар», премьера которого состоялась в конце января?

Александр Литягин:
Работа была проделана грандиозная. Чтобы осуществить постановку, мы должны были всё быть четко спланировать, поскольку в ней занято очень много людей: артистов балета, учеников хореографического училища. Особенность спектакля в том, что здесь всем есть чему учиться: от детей 10-12 лет до самых зрелых артистов. Это работа на возрастание, на то, чтобы труппа развивалась, и партии передавались из поколения в поколение. Здесь есть все, на чем можно учиться. Тем более, что этот спектакль делает Юрий Бурлака (балетмейстер-реконструктор, заслуженный артист России - прим. ред). Это наше классическое наследие, это Мариус Петипа (балетмейтер, педагог - прим. ред.), 200-летие которого мы отмечаем в этом году. Мы хотим, чтобы все было в. лучших традициях российского балета. Такой спектакль, как «Корсар» может себе позволить только театр федерального уровня. Востребованность балета Адольфа Адана объясняется тем, что зрители хотят его видеть, а артисты хотят его танцевать.

ZO: Как удается совмещать роль балетмейстера и танцовщика? Получается, что вы видите балет с двух сторон?

А.Л.:
Сейчас я стал намного меньше танцевать и очень редко выхожу на сцену. Это может быть три-четыре раза в год. Все больше моя деятельность в качестве главного балетмейстера, руководителя труппы направлена на то, чтобы совершенствовался балет. Очень дорожу тем, что удостоился такой чести. Ценю, что есть много талантливых артистов балета, которых необходимо вести вперед, и они видят: я хочу, чтобы труппа достигла большого профессионального успеха. Смотрю на балет с одной стороны: лишь бы он двигался вперед, лишь бы о нем больше говорили, чтобы знали о нем во всем мире, уважали, ценили и понимали, что это не просто название, а коллектив, работающий на высоком профессиональном уровне. Любая моя деятельность направлена на то, чтобы наш театр рос и становился лучше.

ZO: Сейчас появляется все больше фильмов о танцовщиках. Например, «Большой» Валерия Тодоровского. Это истории преодолений, личные драмы. А как складывался ваш путь?

А.Л.:
Если не лукавить, то любой артист балета хотя бы раз в сердцах хотел все бросить. Это, наверное, накопленная усталость, переживания за то, что что-то не получается, а хочется, чтобы было лучше. И когда мы учимся, видим себя в зеркале каждый день, порой понимаем, что у кого-то все выходит легко, а у меня никак. Но это минутные слабости Дальше понимаешь, что если хочешь танцевать, надо встать к балетному станку и продолжить работать над собой. Так – все восемь лет нашей ученической жизни. Когда мы становимся артистами балета, оказывается, что все, что ты сделал в течение восьми лет – это самое-самое начало. И продолжаешь трудиться до того момента, когда уходишь на пенсию. Если кто-то мне скажет, что он научился всему в этой профессии, значит этому человеку здесь действительно нечего делать. Я не видел такого танцовщика, который бы сказал, что у него все получается, если этот танцовщик не остановился в своем развитии. Как только это происходит, значит дальше этой профессией заниматься не нужно.

ZO: Какие спектакли относите к числу любимых?

А.Л.:
Могу перечислить много, но хочу сказать, что если ты не влюбляешься в ту партию, которую нужно танцевать, не влюбляешься в музыку, в партнершу, то и танцевать этот спектакль не нужно. Когда я танцевал Шахрияра, обожал «Тысячу и одну ночь», прекрасную музыку Фикрета Амирова. Когда танцевал «Жизель», то считал, что это лучший балет, который вообще существует на планете. Когда танцуешь современную хореографию, думаешь, какая есть огромная возможность для самовыражения, ищешь новые движения, новые пути. Каждая постановка, которую мы танцуем, является способом самовыражения: проявить себя для себя, для зрителя, для коллег, которые смотрят. Не могу назвать моего любимого спектакля, но я знаю, что это (пропуск в журнале - Е.С.)

ZO: Что хотелось бы поставить? Что ближе – классическая или современная хореография?

А.Л.:
Очень-очень много в голове. Я тот человек, который, получив школу классического балета, имея в репертуаре много классических названий, хотел бы ставить и сам развиваться в неоклассическом направлении, в том, что не так часто идет на воронежской сцене. Это будут новые названия, они обязательно прозвучат. Я верю в это, думаю над этим. Есть становятся много номеров, которые я поставил, но хочется сделать большое полотно. Имен пока не скажу, но это будет, на мой взгляд, что-то новое для Воронежа.
Классика – это то, на чем мы учимся, то, что можно бесконечно совершенствовать. Мы с Юрием Бурлакой очень долго говорили. Ему интересно развиваться в том, что он находит в архивах, изучать записи Мариуса Ивановича мы Петипа и других постановщиков. Я спросил, не хотелось ли ему придумать свою историю, выразить ее по-своему. Он ответил, что ему это неинтересно. Мне как раз наоборот интересно придумать свою историю, найти музыку, выражающую эмоции, которые у меня внутри. И из этого сделать текст своей хореографии.

ZO: Как относитесь к танцовщикам, исполняющим современную хореографию, у которых нет классического образования?.

А.Л.:
Есть разные направления в хореографии. Если это устраивает балетмейстера, что у артистов нет базы, нет школьного образования, если направление хореографии позволяет это делать, как стиль Contemporary, который сейчас стал популярен по всей Европе, если балетмейстер способен этой хореографией что-то выразить и зрителю это нравится, тогда замечательно. У одного из величайших современных хореографов Начо Дуато в труппе работают люди, не имеющие профессионального образования. Но при этом его хореографию они исполняют достаточно хорошо. И значит, они ему нужны, значит ему интересно с ними работать. Если мы говорим о таких танцовщиках в классической хореографии или в профессиональных театрах, то мы понимаем, что этого быть не должно. Это другой подход, немножко другая отрасль.

ZO: Каким видите балет в современных реалиях?

А.Л.:
Очень радует, что балет стал развиваться. Я имею в виду, что престиж этой профессии наконец-то в заново возрождается. Сейчас нашем театре выпускаются фильмы, говорят о Большом театре, о Мариинском, вообще о балете. Это прекрасно. Как я вижу балет будущего? Спектакли классического наследия не умирают. Они развиваются, масштабнее. В эту историю гармонично вкладывается техническая революция. Мы понемножку включаем в «Лебединое озеро» и «Корсар» проекции. Но при этом полноценные сценические декорации тоже есть. Улучшаем, улучшаем, улучшаем. Я имею в виду все театры, которые ставят на своей сцене большие полотна. Если говорим о современной хореографии, то в ней появляется больше элементов акробатики, артисты становятся более разноплановыми: могут работать не только в классической хореографии, а знают много видов танца, исполняют цирковые элементы. Балет будет прогрессировать, я в этом уверен. Главное, чтобы это было необходимо государству, и русский балет также будет брендом нашей страны.

ZO: Балет – это искусство скорее элитарное или все же доступное понимаю широкой аудитории?

А.Л.:
Судя по тому, сколько ходит зрителей и насколько разного они возраста, могу сказать, что опера – да, элитарное искусство, а балет скорее требует неких азов понимания. Это не элитарное искусство, но подготовка к нему необходима. Приходят дети, и мы видим их реакцию. Иногда они молчат, иногда смеются, им интересно, значит, дело движется.

ZO: Сейчас в Воронеже появилась хореографическая труппа в Камерном театре, работает Центр современного танца. Как Вы оцениваете такую активную «танцевальную» ситуацию?

А.Л.:
Это замечательно. Люди. двигаются вперед. Михаил Бычков хочет найти какое-то новое направление, приглашает новых хореографов. Если это будет интересно зрителю, значит, все это сделано не зря. Если мы посмотрим на нашу столицу и другие города (Санкт-Петербург, Красноярск, Пермь, Новосибирск), то увидим, что в этих мегаполисах тоже существует не одна балетная труппа. Если есть востребованность со стороны зрителя, значит, это должно быть. Нам интересно следить за тем, что делают в Центре современного танца, но это не значит, что мы оставим это направление. Наш театр тоже будет со своим видением расти в рамках современной хореографии, но при этом также будет делать спектакли, относящиеся к классическому наследию.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 18787
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Окт 16, 2018 3:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2018022917
Тема| Балет, МАМТ, Персоналии, Денис Дмитриев
Автор| Беседовала Елена Воробьева
Заголовок| Танец при луне
Где опубликовано| © журнал "Смена" № 2 (1840), стр 58-64
Дата публикации| 2018 февраль
Ссылка| http://smena-online.ru/sites/default/files/smena_2-2018_ipad.pdf#page=60
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ

Денис Дмитриев — премьер балетной труппы Московского государственного музыкального театра имени Станиславского и НемировичаДанченко. Незабываемый Зигфрид в «Лебедином озере», принц в балете «Щелкунчик», граф Альберт в «Жизели», Вронский в «Анне Карениной», Парис в «Ромео и Джульетте»... Талантливый молодой танцовщик, обладающий при этом красивой внешностью, он буквально создан для этих ролей и надолго запоминается зрителям.



— В ноябре прошлого года в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера одноактных балетов «Баланчин, Тейлор, Гарнье, Экман» — в название вынесены имена выдающихся хореографов. Вы тоже танцуете в этих спектаклях. Расскажите, пожалуйста, о своем участии в них...

— Публике представлены четыре балетные постановки: «Серенада» — Джорджа Баланчина, «Ореол» — Пола Тейлора, «Онис» — Жака Гарнье и «Тюль» — Александра Экмана. Мне очень понравился подготовительный процесс, как шла работа над этими постановками. Балеты бессюжетные, но это нисколько не уменьшает их красоту, например, «Серенада» — это первый неоклассический балет Джорджа Баланчина, поставлен им еще в 1934 году на музыку «Серенада для струнного оркестра» Петра Ильича Чайковского и признан шедевром неоклассической хореографии.

— Невозможно не процитировать самого Баланчина: «В этом балете танцовщики просто движутся под прекрасную музыку. Единственный сюжет балета — музыка серенады, если угодно — это танец при луне…»

— Денис, вы заняты в спектаклях «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Жизель», «Манон», а что бы вам еще хотелось исполнить?

— Партию Солора в балете «Баядерка». Существуют различные постановки этого прекрасного балета: Горского, Нуриева, Григоровича, Малахова, Макаровой, Комлевой, Асылмуратовой, а сочинен он был и поставлен впервые в 1877 году Мариусом Петипа на музыку Людвига Минкуса. В нашем театре балет «Баядерка» идет в постановке всемирно известной балерины-ассолюта, хореографа Натальи Макаровой. Макарова сама была яркой исполнительницей главной партии этого балета — прекрасной Никией.

— Теперь Никию танцует ваша жена, Эрика Микиртичева. Интересно было бы увидеть вас вместе на сцене! Такая красивая пара…

— Мне бы очень этого хотелось, надеюсь, что моя мечта сбудется!

— В 1869 году француза Мариуса Петипа пригласили в Россию руководить балетной труппой в Петербурге. Прошло немало лет… Теперь, с января 2017 года, художественный руководитель балетной труппы — Лоран Илер, один из самых ярких, выдающихся танцовщиков мирового балета. 22 года Илер являлся этуалем Гранд опера. Как вам с ним работается? Не мешает языковой барьер?

— Работается с Лораном Илером очень интересно, творчески, Илер — человек высокой культуры, харизматичная и яркая личность. Мы, артисты, общаемся с ним по-английски и через переводчика, поэтому особого языкового барьера не существует. Илер был премьером — танцовщиком и балетмейстером Парижской национальной оперы, репетировал репертуар Рудольфа Нуриева, Пьера Лакотта, Сержа Лифаря, Джорджа Баланчина, руководил творческим процессом восстановления балета Мориса Бежара «Весна священная». Он — ученик и преемник Рудольфа Нуриева.

— В вашем театре Лоран Илер подготовил замечательные премьеры, и сейчас готовится к новой постановке — редкий театр может поставить в свой репертуар балет «Дон Кихот» в хореографии Рудольфа Нуриева.

— На кастинг приедут постановщики из-за рубежа и будут сами выбирать артистов, кастинг всегда справедливый. Надо сказать, что хореография Нуриева сложная, технически насыщенная, мелкая техника, виртуозные пируэты, поддержки, и все это очень интересно артистам — постигать в балете абсолютно « новый язык».

— Балетный агент Жанин Ренгэ в 1960 году увидела молодого Нуриева в партии Базиля в Ленинграде и делала все возможное, чтобы молодой артист станцевал во Франции. Она обращалась даже к Екатерине Фурцевой — советскому министру культуры того времени. Прошли годы, в 1966 году Нуриев создал свою хореографическую редакцию на классической основе и танцевал Базилио в «Дон Кихоте» для Венской оперы, в 1970 году — осуществил постановку для Театра балета Австралии, в 1972 году снял фильм-балет «Дон Кихот». А вам хотелось бы исполнить партию жизнерадостного Базиля?

— Конечно! Любому артисту-танцовщику интересно попробовать себя в различных амплуа. По фактуре и технике мне предназначено танцевать принцев, но очень хочется попробовать танцевать и другие партии.

— Денис, в балет вы пришли, вероятно, как многие дети, по родительской воле? Или это было ваше желание поступить в хореографическое училище?

— Нет, в детстве даже не представлял себе, что это такое. Я родился и вырос в Саратове, после учебы в школе занимался плаванием, не могу сказать, что были какие-то особые успехи в этом виде спорта. Но бывает так, что во все вмешивается его величество случай! Однажды мы с мамой проходили мимо хореографического училища и увидели объявление — проходил набор детей. Мама сказала мне — попытайся, попробуй себя. А почему бы и нет? Я пришел на кастинг и прошел все туры. Честно признаюсь, первые три года обучения мне не очень нравились, потому что в классе, у станка, нужно монотонно, изо дня в день, повторять одни и те же упражнения, движения. А в детском возрасте мальчишкам так хочется побегать с ребятами, поиграть в футбол, что я и делал после занятий. На четвертом году обучения что-то во мне, наверное, изменилось, и я стал заниматься с большим удовольствием, все больше и больше углублялся в процесс обучения, и так втянулся, что уже не мыслил себя вне танца. Помню, как пересматривал по много раз видеокассеты с записями балетов. Балет захватил меня!

— Как вы пришли в театр?

— По окончании училища в Саратове я поехал в Москву и прошел кастинг в замечательном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, где служу и по сей день. Начинал с кордебалета, первые полтора года мне не давали возможности танцевать, а так хотелось — хотя бы и небольшие партии. Потом, когда начал танцевать сольные, то мечтал станцевать все ведущие партии репертуара! Хотелось танцевать все!

Любая партия помогает артисту раскрыться, найти в себе что-то новое, неизвестное, и помогает познать что-то новое. Каждый выход на сцену для меня — это всегда развитие, это сравнимо с прочтением новой книги, это как глоток свежего воздуха…

— Кто является вашим педагогом-репетитором в театре?

— Георги Смилевски — премьер нашего театра, прекрасный наставник и танцовщик.

Первым моим педагогом был Вадим Сергеевич Тедеев, так рано ушедший из жизни, светлая ему память… Вадим Сергеевич — мудрый учитель, мог дать хороший совет и в жизненной ситуации. Дуэт Маргарита Дроздова — Вадим Тедеев был одним из наилучших балетных дуэтов своего времени. Поклонники балета помнят эту пару.

Потом я занимался с Андреем Ивановичем Уваровым, народным артистом, в недалеком прошлом — знаменитым танцовщиком, премьером Большого театра.

Андрей Иванович меня облагородил и, что называется, «сломал», я был угловатым, а он «огранил» меня и помог раскрыться как танцовщику, это, знаете, как ювелир шлифует камень и придает ему новые грани, так и артисту надо помочь — «отшлифовать» его. Есть хорошие танцовщики, но им как бы чего-то не хватает, когда смотришь на них, то думаешь, что здесь нужен хороший педагог, чтобы он «огранил» этого артиста. Андрею Ивановичу я очень благодарен, было приятно и ценно с ним работать.

— Часто можно слышать шутку: мол, артисты балета всю свою жизнь носят женщин на руках … Денис, сколько должна весить балерина, чтобы с ней было комфортно танцевать?

— Самый хороший вес — это сорок семь — сорок восемь килограммов, максимум, не больше пятидесяти пяти. Скажу, что важен даже не столько вес, сколько некая «удобность», есть легкие девочки, но проблем с ними бывает гораздо больше. Комфортнее, конечно, работать с опытной балериной...

В спектакле «Манон» я танцую партию кавалера де Грие, постановка сложная, в первом акте — очень тяжелый «кусок», станцевал первую вариацию, потом идут два сложных адажио, после первого адажио у меня три минуты отдыха, а вот когда уже наступает время заключительной поддержки — тогда вес балерины имеет значение. В других же балетах вес партнерши не очень важен.

— В Театральном музее имени Бахрушина в Москве у вас с балериной Эрикой Микиртичевой, вашей женой, был творческий вечер...

— Он прошел в приятной атмосфере, мы рассказывали о своем творчестве, о себе, показывали в видеозаписи отрывки из балетов с нашим участием. По традиции, уже в конце вечера, ведущий задал вопрос, какая у вас есть мечта, и заметил, что у всех артистов, кто отвечал на этот вопрос, мечта сбывалась. Я ответил, что хочу исполнить партию кавалера де Грие в балете «Манон». И на следующий сезон меня утвердили в театре на эту роль! Мечта действительно сбылась! Танцевал я «Манон» с Ксенией Рыжковой. Правда, премьерный спектакль «Манон» я хотел танцевать с Эрикой, но нам не дали этого шанса, и я был очень расстроен…

— Помимо балета чем вы еще увлекаетесь?

— Люблю кино, музыку, смотрим с Эрикой все громкие премьеры, а потом вместе обсуждаем увиденное, раскладываем по полочкам: какие задачи ставил режиссер, какие идеи, какие актерские работы нам понравились. Из фильмов мне нравятся драматические, жизненные, а музыку я слушаю всех стилей и направлений — от классики до рэпа.

— Кто вам нравится из современных танцовщиков?

— Вадим Мунтагиров, Руслан Скворцов, Артем Овчаренко, Владислав Лантратов, Леонид Сарафанов, Роберто Боле, Карлос Акоста…

— Есть ли любимые места, куда тянет еще раз вернуться?

— Рим — мой любимый город, я восхищаюсь им, его историей, архитектурой, колоритом, атмосферой. Был в столице Италии дважды, и мечтаю еще там побывать.

— Какого зрителя вам хотелось бы видеть в зале?

— Умного, думающего, мудрого зрителя. Зрителя, который бы не поддавался рекламе, по принципу: все идут, и я тоже пойду.

Хотелось бы, чтобы зритель приходил в театр и открывал для себя новых артистов.

==================================================================
Все фото - по ссылке
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6
Страница 6 из 6

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика