Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2018-01

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 17563
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Янв 02, 2018 9:55 am    Заголовок сообщения: 2018-01 Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2018010201
Тема| Балет, БТ, Персоналии, Юрий Григорович
Автор| Корр. ТАСС Ольга Свистунова
Заголовок| Большой театр поздравляет Юрия Григоровича с 91-летием
Где опубликовано| © ТАСС
Дата публикации| 2018-01-02
Ссылка| http://tass.ru/kultura/4855019
Аннотация|

Гендиректор ГАБТ Владимир Урин пожелал народному артисту СССР "дальнейшей активной работы в главном музыкальном театре страны"


Выдающемуся советскому и российскому хореографу, народному артисту СССР Юрию Григоровичу во вторник исполняется 91 год. Государственный академический Большой театр России (ГАБТ) поздравляет мастера с днем рождения и желает ему дальнейшей активной работы в главном музыкальном театре страны. Об этом ТАСС заявил генеральный директор ГАБТ Владимир Урин.

"Минувший 2017 год был для нас очень важным, - сказал Урин. - Мы отмечали 90-летие Юрия Николаевича Григоровича, к юбилею которого был организован фестиваль его спектаклей, продолжавшийся два с половиной месяца". "Программа включила 11 балетов, поставленных Григоровичем в Большом театре", - напомнил руководитель ГАБТ.

"Сегодня мы поздравляем Юрия Николаевича [Григоровича] с 91-летием и благодарим, что он с нами и продолжает активно работать", - подчеркнул Урин. Символичным назвал он тот факт, что именно в день рождения Григоровича в Большом начинается второй блок проката "Щелкунчика", одного из лучших балетов мастера. "Первый блок с аншлагом прошел с 23 по 31 декабря 2017 года", - уточнил Урин, добавив, что и на второй блок, который продлится до 7 января, все билеты раскуплены.

Григорович о "Щелкунчике"

"Я очень рад, что этот добрый спектакль о вечном поиске счастья по-прежнему востребован публикой, - признался в интервью ТАСС Юрий Григорович. - Подумать только, "Щелкунчик" на сцене Большого театра идет непрерывно более полувека. А ведь я ставил его еще в 12 разных географических точках мира".


Размышляя на тему "Щелкунчика", балетмейстер отметил, что его "занимает этот феномен". "Чайковского одновременно слушают в разных частях нашего сложного мира", - пояснил Григорович, отметив, что Большой театр в общей сложности даст 26 представлений "Щелкунчика". "А моя краснодарская труппа только что вернулась из Афин, где в предновогодние дни в новом зале "Мегаро" дала "Щелкунчика" 21 раз", - рассказал хореограф.

По его словам, "спектакли прошли с колоссальным успехом, их посетил президент Греции, наш российский посол, было много гостей". "В представлениях участвовали солисты балета Большого театра Нина Капцова, Дарья Хохлова, Элеонора Севенард, Александр Волчков, Артем Беляков, Руслан Скворцов, Денис Родькин, Игорь Цвирко", - перечислил Григорович. "Я всегда с большой нежностью вспоминаю те дни, когда рождался "Щелкунчик". Сейчас ясно - он рождался под счастливой звездой", - признал балетмейстер.

Он напомнил, что премьера балета "Щелкунчик" по мотивам повести-сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король" на музыку Петра Чайковского в его постановке состоялась в Большом театре 12 марта 1966 года. Однако личная творческая биография хореографа связана со "Щелкунчиком" значительно дольше. "Все началось в раннем детстве", - подтвердил балетмейстер. Он рассказал, как еще в 1930-х годах, будучи воспитанником Ленинградского хореографического училища, участвовал в "Щелкунчике", который шел тогда на сцене Мариинского театра в постановке известного хореографа Василия Вайнонена.

"Мы, дети, очень любили этот балет и хорошо знали, что, когда закончим танцевать и подойдем к накрытому на сцене праздничному столу, то обязательно найдем на нем приготовленные для нас настоящие сладости", - поделился воспоминаниями Григорович. Затем, став профессиональным артистом, он исполнял в этом балете сольные партии. В 1964 году Григорович был назначен главным балетмейстером Большого театра, а через два года поставил в ГАБТ своего "Щелкунчика", который объехал всю планету и до сих пор остается одним из самых востребованных в мире балетов.

Сегодня, в день 91-летия Григоровича, на подмостках ГАБТ в великолепных декорациях художника-чародея Симона Вирсаладзе вновь воцарится дух уютного домашнего праздника. Потом, как по мановению волшебной палочки, разлетятся стены комнаты, и действие перенесется на просторы зимней ночи. Вальс снежинок, кукольные танцы, битва с Мышиным королем и его войском возникнут перед взором зрителей в чудесной хореографии Юрия Григоровича. И как кульминация - фантастическое путешествие главных героев Мари и Щелкунчика-принца: расположившись в роскошной ладье, они заскользят по ветвям нарядной новогодней елки, устремляясь все выше и выше - к звездам.

О Юрии Григоровиче

Юрий Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде. В 1946 году окончил Ленинградское хореографическое училище (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета имени А.Я. Вагановой) и был принят в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), солистом которой оставался до 1961 года. Сочинять танцы начал еще в юношеском возрасте в балетной студии ленинградского дворца культуры имени А. М. Горького.

С 1961 по 1964 год Григорович был балетмейстером Театра имени Кирова. С 1964 по 1995 год занимал пост главного балетмейстера Большого театра, с 2008 года является штатным хореографом ГАБТ. Им поставлено восемь оригинальных балетов, в числе которых "Каменный цветок", "Легенда о любви", "Спартак", "Золотой век" и другие. Он также является автором редакций практически всех классических балетов, составляющих основу репертуара Большого театра.

Григорович - народный артист СССР. Удостоен Ленинской премии, он дважды лауреат Государственной премии СССР, отмечен Государственной премией РФ и дважды - премией правительства РФ. Является кавалером ордена Святого апостола Андрея Первозванного, ордена "За заслуги перед Отечеством" первой, второй и третьей степеней, а также обладателем многих российских и зарубежных наград.


Последний раз редактировалось: Елена С. (Ср Янв 10, 2018 2:03 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 17563
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Янв 02, 2018 8:13 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2018010202
Тема| Балет, Пермский театр оперы и балета, Премьера, Персоналии, Алексей Мирошниченко
Автор| Анна Галайда
Заголовок| Пермский театр оперы и балета представил нового "Щелкунчика"
Где опубликовано| © Интернет-портал «Российской газеты»
Дата публикации| 2018-01-02
Ссылка| https://www.rg.ru/2018/01/02/reg-pfo/permskij-teatr-opery-i-baleta-predstavil-novogo-shchelkunchika.html
Аннотация| ПРЕМЬЕРА

Знаменитый Пермский театр оперы и балета прямо к новогоднему столу выпустил нового "Щелкунчика". Свой взгляд на классическую историю представил главный балетмейстер театра Алексей Мирошниченко.


Фото: Антон Завьялов/ Пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского.

"Щелкунчик" давно обрел статус самого популярного в мире балета. Поэтому даже самая мелкая и недееспособная труппа первым делом вписывает в свой репертуар это название. Но, рядясь на афишах в премьерные одежды, чаще всего эти постановки оказывается перепевом стереотипов: классические версии Василия Вайнонена и Юрия Григоровича для любого человека с советским детством так же неискоренимы из памяти, как фильм "Золушка" с Яниной Жеймо или голос бабановского Оле-Лукойе.

ДАЛЕЕ ПО ССЫЛКЕ


Последний раз редактировалось: Елена С. (Ср Янв 10, 2018 2:03 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 17563
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Янв 09, 2018 9:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2018010901
Тема| Современный танец, фестиваль «International Exposure», Персоналии, Охад Наарин, Рой Ассаф, Рашель Эрдос
Автор| Дина Годер
Заголовок| На сцене, как на войне
Где опубликовано| © журнал «Театр.»
Дата публикации| 2018-01-08
Ссылка| http://oteatre.info/na-stsene-kak-na-vojne/
Аннотация| ФЕСТИВАЛЬ


Фото из спектакля «Icetree». © Фото Ascaf.

В Тель-Авиве прошла очередная выставка израильского современного танца «International Exposure-2017». Из Израиля – корреспондент ТЕАТРА.

Каждый декабрь в Тель-Авиве проходит фестиваль «International Exposure», на котором иностранным гостям – продюсерам и журналистам – показывают лучший современный танец Израиля. Израильский контемпорари знаменит, а «Международная выставка» – единственная возможность увидеть за короткое время все главное сразу, так что интерес мировых фестивалей к этому смотру очень большой.

ДАЛЕЕ ПО ССЫЛКЕ


Последний раз редактировалось: Елена С. (Ср Янв 10, 2018 2:03 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 17563
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Янв 10, 2018 2:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2018011001
Тема| Балет, БТ, Персоналии, Светлана Захарова
Автор| Татьяна Иванова
Заголовок| «Балет всегда был закрытой сферой искусства». Прима Большого театра Светлана Захарова — о моде на пачки, театральных трансляциях и фильмах про балерин
Где опубликовано| © Интернет-газета «Бумага»
Дата публикации| 2018-01-10
Ссылка| https://paperpaper.ru/svetlana-zaharova/
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ

Прима-балерина Большого театра, этуаль миланского театра Ла Скала Светлана Захарова рассказала «Бумаге», почему художественные фильмы о балете не бывают правдивыми, чем ее вдохновляет Петербург — город, где начиналась ее карьера, и почему пышные юбки — это нереализованные мечты кутюрье.


Светлана Захарова и Андрей Меркурьев. Фото: zxDaveM

— Ваша карьера начиналась в Петербурге: семь лет, с 1996 по 2003 год, вы были солисткой Мариинского театра. Что город значит для вас сейчас?

— Есть города, к которым относишься с большим трепетом. Для меня это, конечно же, Москва, Санкт-Петербург и такие большие города, как Лондон, Милан, Париж, Токио, Нью-Йорк. Я всё время чувствую там особую ответственность, волнение. Понимаю, что здесь выступали великие артисты, приезжали знаменитости с мировыми именами, публика видела всё самое лучшее. Из-за этого мой приезд, конечно, не остается обыденным. Это даже, наоборот, меня подстегивает, вдохновляет, придает приятный нерв.

— В одном из интервью вы положительно отзывались о трансляциях балетов в кино. Как вам кажется, в целом сегодня балет должен двигаться в сторону зрителя? Или это публика должна до него расти?

— Сегодня не у всех есть возможность приехать на спектакль в Москву. Поэтому трансляции из Большого театра — очень правильное решение. Мне кажется, театр должен предлагать спектакли, которые будут понятны и привлекательны не только для театральных любителей, но и для молодежи, большинство которой не увлечено искусством. А дальше многое зависит от воспитания.

Многие молодые люди с детства приучены ходить в театр, а многие случайно попадают на какой-то спектакль (который, может быть, создан специально для них) и влюбляются в театр, изучают его во всех ипостасях, направлениях. Смотрят и современный, и классический репертуар. Наверное, у театров должна быть такая политика: привлечение с одной стороны и сохранение традиций — с другой.

— Последние пару лет балет очень популярен и за пределами театра: про балет сняли фильмы Тодоровский и Учитель, а бренды одежды — от высокой моды до Zara — выпускают балетные коллекции. Как вам кажется, откуда такой интерес?

— Да, я тоже обратила внимание на эту тенденцию. Теперь даже заурядные туфли называются балетками. Хотя в балете мы никогда не называем балетную обувь балетками: говорим «мягкая обувь» или «жесткая обувь», то есть пуанты. Но балетки всё равно ассоциируются именно с балетной обувью.

В каждой индустрии есть те, кто ведет за собой. Возможно, люди, которые ведут за собой моду, когда-то мечтали танцевать. Я не знаю наверняка, но мне так кажется: на пустом месте это не могло возникнуть. Возможно, эти пышные юбки наподобие шопеновских пачек, которые сейчас так модно носить, — это нереализованные мечты кутюрье.

Кроме того, балет — искусство, удаленное от обычной жизни, достаточно закрытое. Возможно, одежда дает возможность прикоснуться к нашей среде, почувствовать себя такой же легкой, такой же прекрасной. Что касается художественных фильмов о балете — действительно, за прошлые годы вышло много кино. Но мне кажется, это просто стечение обстоятельств.

Балет всегда был достаточно закрытой сферой искусства. Конечно, периодически происходят скандальные случаи, но по большей части наш мир доступен для окружающих только на сцене. Поэтому всем интересно заглянуть, что же там на самом деле происходит за кулисами? Это интересует, конечно же, и режиссеров.

Но, как правило, художественные фильмы не совсем о самой профессии. Это чаще всего придуманные сказочные истории, фантазии сценариста или режиссера, то, как они себе представляют нашу закрытую жизнь. Признаюсь, я не смотрела многие фильмы, но кое-что видела, с уверенностью могу сказать: только 5–7 процентов из того, что там показано, соответствует действительности. Прежде всего это, конечно, тяжелый труд — ежедневный, ежечасный, преодоление боли, лени, постоянная борьба со своим телом и волнением. Когда в фильмах это показано, то похоже на правду. А многие другие вещи — это скорее художественные приемы для привлечения зрителей.

— Есть списки книг и фильмов, которые, как считается, должен посмотреть каждый культурный человек. Есть ли такие балеты?

— Это сложный вопрос. Думаю, классику надо смотреть обязательно. Неподготовленному человеку, если он никогда не был в театре, трудно что-то посоветовать. Я скажу так: можно посмотреть любой балет, но главное — в качественном исполнении. Это очень важно. Не секрет, что зритель, который первый раз оказался в театре и первый раз смотрел какой-то спектакль, может, к сожалению, составить впечатление от всего спектакля по не очень качественному исполнению.

Думаю, когда вы идете в театр, нужно обязательно заглянуть в программку. Как в кино, хороший актер может вытянуть любой сценарий до потрясающего уровня. Так и у нас. Исполнение может колоссально повлиять на впечатление публики. Когда я вижу феноменальное исполнение, я под большим впечатлением и готова снова и снова смотреть тот или иной спектакль. И наоборот, если мне не очень нравится [исполнение], то может показаться, что это неудачная постановка. Мы все зависим друг от друга — исполнители и хореографы.

«Бумага» благодарит фестиваль «Дягилев P. S.» за помощь в организации интервью

=================================================================
Все фото - по ссылке
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 17563
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Янв 11, 2018 10:23 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2018011101
Тема| Балет, Театр балета имени Леонида Якобсона, Премьера, Персоналии, Йохан Кобборг
Автор| Игорь Ступников
Заголовок| Год балета начинается
Где опубликовано| © "Санкт-Петербургские ведомости"
Дата публикации| 2018-01-11
Ссылка| https://spbvedomosti.ru/news/culture/god_baleta_nachinaetsya/
Аннотация| ПРЕМЬЕРА


Софья Матюшенская (Китри) и Кимин Ким (Базиль) покорили зрителей обаянием и техническим мастерством. ФОТО предоставлено пресс-службой Театра им. Якобсона

2018 год в России будет посвящен балету и 200-летию со дня рождения выдающегося русского хореографа Мариуса Петипа. Премьера «Дон Кихот» на музыку Людвига Минкуса в Театре балета имени Леонида Якобсона - первая ласточка в череде торжественных событий, открывающих будущий год.

Художественный руководитель театра Андриан Фадеев предложил осуществить новую постановку «Дон Кихота» выдающемуся танцовщику и хореографу экс-премьеру Королевского балета Великобритании Йохану Кобборгу, за плечами которого огромный опыт работы с танцовщиками разных трупп мира. Сохраняя жемчужины хореографического полотна Петипа, Кобборг вносит в классическую версию свои акценты, свое авторское видение балета в целом. Он справедливо полагает, что классический балет не музей, а живой организм, требующий свежего взгляда на канон.

Балетмейстер расширил состав исполнителей и для начала познакомил зрителя с Мигелем де Сервантесом (Артем Пыхачов), который в унынии наблюдает, как за долги описывают его имущество и выносят бесценное - книги. Помощь друзей помогает ему вернуть веру в свои силы, и писатель принимается за сочинение нового опуса - романа о Рыцаре печального образа Дон Кихоте Ламанчском.

Художник спектакля Жером Каплан оформил спектакль в стиле гравюр Гюстава Доре, одного из первых иллюстраторов книги Сервантеса. Мрачноватый фон декораций контрастирует с яркой гаммой костюмов исполнителей, и площадь в Барселоне полна красок.

Балетмейстер во многом следует сценарию Петипа, однако смело расширяет хореографические портреты многих персонажей. Добродушный увалень Санчо Панса (Леонид Храпунский) оказывается лихим танцором, сумевшим завоевать сердце хорошенькой служанки (Ольга Михайлова); богатый дворянин Гамаш (роль традиционно игровая и мимическая) получил в подарок от хореографа сложную вариацию, которую Тасман Дэвидс исполнил с завидной смелостью, скрутив восемнадцать «женских» фуэте. Гордый тореадор красавец Эспада (Степан Демин) и уличная танцовщица Мерседес (Светлана Свинко) помимо своих выходных вариаций в первом акте блеснули в специально для них поставленном дуэте в финале спектакля, дав понять зрителю, что их союз не случайная встреча на площади, а нечто более искреннее и прочное.

Замечательно решена сцена сна Дон Кихота. Художник по свету Венсан Милле погрузил сцену в прозрачный, дымчатый мир, полный тайн. Казалось, что сознание Дон Кихота постепенно погружается в фантастические грезы, а возникающие покровительницы деревьев, дриады, нашептывают рыцарю пленительные истории. И становится ясно, почему героиня балета очаровательная Китри привиделась Дон Кихоту в образе Дульцинеи, уличная танцовщица обрела черты Повелительницы дриад, а маленькая служанка стала шалуном Амуром.

Характерные танцы, испанские и цыганские, поставлены с выдумкой и размахом. Знаменитый танец в таверне на столах с блеском исполнили Санта Качанова, Ангелина Григорьева и Екатерина Гусарова.

В партии Китри выступила Софья Матюшенская, танцовщица яркой индивидуальности и немалого технического мастерства. Ее первый выход был и вызовом, и обещанием тех хореографических сокровищ Петипа, которые она рассыпает перед зрителем. Каждый испанский мотив танцовщица метила звонким прыжком, с азартом взмывала на гребне его набегающих волн. Она погружалась в стихию музыки и, словно торопя ее, нанизывала туры, а дерзко поставив точку, откровенно наслаждалась победой и над ее возлюбленным Базилем, и над приветствующей ее толпой.

Великолепным партнером героини стал приглашенный танцовщик-виртуоз премьер Мариинского театра Кимин Ким. Его Базиль, стройный, гибкий, легкий, мгновенно покорил зрителей. Его упругая, легкая походка уже была танцем, прыжки и туры завораживали темпом, чистотой и элегантностью.

Спектакль умно закольцован: зрители снова оказываются в комнате Сервантеса. В кресле, принадлежащем писателю, сидит служанка, прижав к груди огромный фолиант, на котором крупным шрифтом выведено: «Дон Кихот».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 17563
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Янв 12, 2018 9:16 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2018011201
Тема| Балет, Академия русского балета им. А.Я. Вагановой , Персоналии, Николай Цискаридзе
Автор| Арам Тер-Газарян
Заголовок| «Всё, чем живет культура, надо ставить на нормативную базу»
Где опубликовано| ©
Дата публикации| 2018-01-12
Ссылка| https://iz.ru/693189/aram-ter-gazarian/vse-chem-zhivet-kultura-nado-stavit-na-normativnuiu-bazu
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ

Народный артист России Николай Цискаридзе — о законотворчестве, императорских театрах, требовательной Крупской и вечном «Лебедином озере»


Фото: РИА Новости/Игорь Руссак


В бытность премьером Большого театра Николай Цискаридзе отмечал свой день рождения на сцене — выступал в заглавной партии новогоднего «Щелкунчика». Ныне Николай Максимович — ректор Академии русского балета им. А.Я. Вагановой и праздники проводит в репетиционных залах прославленной школы и служебном кабинете: у народного артиста множество профессиональных и общественных обязанностей. Корреспонденту «Известий» Николай Цискаридзе рассказал о ситуации в сфере культуры, советском опыте и пользе хеппи-эндов.

— Вы принимаете активное участие в работе Совета по культуре и искусству при президенте России. Насколько разработка нового закона о культуре, о чем шла речь на последнем заседании, сейчас актуальна и чем он может изменить ситуацию?

— Такой закон нужен. Сейчас есть масса пробелов в законодательстве, начиная с того, что не определено само понятие рабочего времени артистов. Всё, чем живет культура, надо прорабатывать и ставить на нормативную базу. Это очень важно, так как у культуры огромное количество отраслей: музеи, библиотеки, театры... Все вопросы придется регулировать и законодательно определять. Не самая простая задача. Думаю, предстоит очень долгая системная работа.

— В последние годы часто оглядываются на советский опыт. Тогда система работала более или менее слаженно. Насколько актуален возврат в прошлое сегодня?

— Какие-то вещи надо менять с учетом современной ситуации. Что-то появилось в советское время. Но во многом советский подход основан на опыте императорской России. Важно понимать, откуда всё пришло. То, что мы имели в СССР, — это очень четко прописанные правила императорской системы. Многие забывают об этом, когда задаются вопросом: «Почему государство должно содержать театры?» И приходится довольно часто напоминать, что и императорские театры, и императорские театральные училища, и некоторые дворцы, ныне ставшие музеями, находились на содержании Министерства двора. Потом все они перешли на баланс советского государства.

Когда начинаешь искать точки отсчета того или иного правила, понимаешь, что в управлении культурой ничего особенного в СССР не придумали. Например, в императорском театре существовала традиция, согласно которой ни один спектакль не должен заканчиваться трагически. По сути, это американский хеппи-энд. Специально придумывались апофеозы — композиторам приходилось дописывать последнюю картину, в которой души погибших героев соединяются на небесах...

И это всё придумал не Голливуд, а царские чиновники. В том числе и то, что оперы в императорских театрах должны были исполняться на русском языке. Это не советская придумка, как у нас принято считать, а воля царской семьи. Всё делалось для народа: зрители должны были понимать либретто, поэтому артисты и пели на русском. А для тех, кто хотел послушать оперу на языке оригинала, были другие, частные театры, которые содержали великие князья и меценаты.

— Поддержка балета и уровень балетного образования все-таки зависели от политики властей?

— В 1930-е годы Надежда Константиновна Крупская, бывшая тогда заместителем наркома просвещения, потребовала у Ленинградского хореографического училища документы, объясняющие, чему же в нем учат. И Агриппина Яковлевна Ваганова села писать методический труд, рассказывающий, какие движения в какой последовательности должны преподаваться. Затем он превратился в книгу «Основы классического танца», ставшую балетной библией, которой руководствовались во всех хореографических училищах Советского Союза. Книга выдержала шесть переизданий, переведена на многие языки мира.

— Балет стоит особняком среди других классических видов искусства. В чем секрет его популярности на протяжении столетий?

— В том, что самое актуальное, что было, есть и будет в искусстве, — это красивая женщина в белой пачке. Что бы ни происходило и как бы ни менялись вкусы, этот образ будет всегда. Великий балетмейстер Джордж Баланчин говорил: чтобы у нового балета был коммерческий успех, надо назвать его «Лебединым озером». Потому что это вечная тема и очень красиво. Никогда это положение не изменится. Точно так же, как есть в мире определенное количество сюжетов, которые всегда будут иметь успех.

— Не отпугивает ли зрителя элитарность балета? Может быть, вас как человека из этой среды такое положение дел утомляет или раздражает?

— Абсолютно не раздражает, потому что классический балет родился во дворце. Если он не будет находиться во дворце и мы с вами не будем играть в эту игру, то станет неинтересно. Так получилось, что люди, которые придумали наиболее искусственные и надуманные жанры — балет и оперу, создали для зрителей другую реальность. И мы должны принимать ее. Даже когда предпринимались попытки сделать балет искусством массовым, в его основе всё равно были спектакли, которые ставились для герцогов и королей. По-другому просто невозможно.

То, что называется элитарностью, в балете останется навсегда: если приходишь в гости к королю, надо соблюдать церемониал. Балет — это тоже своего рода церемониал. В советское время в театр было принято приходить в вечерних нарядах. И это продолжение дореволюционной традиции. А в 1990-е годы повторились события 1917-го, когда в театры с мраморными полами и резным паркетом ворвались люди в кирзовых сапогах. С одним лишь отличием: зрители стали приходить в театр в джинсах и фуфайках. Это обидно, несмотря на то что я — человек, который обожает джинсы и терпеть не может костюмы. Но если мы играем в эту игру, то должны соблюдать правила.

— Сейчас ситуация изменилась?

— Сейчас главный театр страны превратился в Мекку для инстаграмщиц. Очень модно стало зачекиниться в Большом театре. И это, к сожалению, веяние времени: придя на балет, сфотографироваться на фоне люстры. Но самое главное, чтобы не менялось качество того, что происходит на сцене. А это зависит от руководителей театров.

Большой театр — это театр великих артистов, великих художников и великих музыкантов. Прежде всего великих. А репертуар, состав и ведущие исполнители предопределяются вкусом руководителя. Поэтому, когда мы говорим о Юрии Григоровиче, мы говорим о золотом веке Большого театра. Человек понимал, что чем более выдающимися будут его артисты, тем более значимым будет его собственное творчество. И потому искал первоклассный материал по всему Советскому Союзу.

— Вы достойно смотрелись в великой труппе Григоровича. А чем руководствовались, поменяв артистическую деятельность на педагогическую и административную?

— У меня три образования. По первому я — артист балета, по второму — педагог, по третьему — специалист по трудовому праву. Последний, юридический, диплом, который я получил в МГЮА, изменил мое отношение ко многим ситуациям. Сегодня на какие-то вещи я реагирую по-другому, они не вызывают у меня охов и ахов, как у некоторых коллег… Я оцениваю ситуацию с точки зрения закона.

Педагогом я стал работать в 20-летнем возрасте. Преподавал в Московской академии хореографии. С 2004 года официально вел ежедневный класс в Большом театре, а также репетировал с артистами. Возглавив Академию русского балета имени А.Я. Вагановой, всё равно вел репетиции и в школе, и в театре. И как педагог правил всё, что считал нужным исправить. А после того, как один наш преподаватель ушел в долгий отпуск по семейным обстоятельствам, взял его класс. После выпуска этого класса снова взял класс, так и преподаю по сей день.

— Широта вашего профессионального диапазона впечатляет. Завистники не докучают?

— С самого начала и моя мама, и педагоги, понимая мой характер, приучили меня к дисциплине и научили самодисциплине. Это стало главным качеством, определившим всю мою дальнейшую жизнь. Если артист не дисциплинирован, у него не получится ничего. Тем более когда от природы даются способности. В этом случае и спрашивается гораздо больше. А с завистниками всё просто: если артисту не хватает самоиронии и философского отношения к ситуации, то и не надо заниматься искусством.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 17563
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Янв 12, 2018 7:03 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 20180112012
Тема| Балет, Пермский театр оперы и балета, Премьера, Персоналии, Алексей Мирошниченко
Автор| Виолета Майниеце
Заголовок| Рождественский подарок
Премьера «Щелкунчика» в Перми

Где опубликовано| © портал "Музыкальные сезоны"
Дата публикации| 2018-01-11
Ссылка| http://musicseasons.org/rozhdestvenskij-podarok/
Аннотация| ПРЕМЬЕРА

Новый год и Рождество – особые праздники. Светлые, уютные, традиционные, полные чудес и волшебства. Они дарят надежду на счастье и вечную жизнь души. Их с нетерпением ждут взрослые и дети, надеясь получить желанные подарки.



Таким роскошным новогодне-рождественским подарком для пермяков стала премьера «Щелкунчика», показанная в предпраздничные дни на сцене Театра оперы и балета имени П.И.Чайковского. Магом-волшебником, наколдовавшим оригинальную версию балета, стал главный балетмейстер театра Алексей Мирошниченко.

Со «Щелкунчиком» у Алексея особые отношения. Он сопровождает его всю творческую жизнь – от первых классов петербургского хореографического училища, когда будущий постановщик изображал мышей и солдатиков, до сцены Мариинского театра. Этот балет давно стал для него таким родным и близким. Ещё год назад Алексей увлечённо рассказывал о том, как он мечтает поставить своего «Щелкунчика». Нет, не новаторского с разными крутыми «прибамбасами», а милого, уютного, классически-традиционного и богато одетого в стиле той эпохи, когда он впервые был показан в Мариинском театре 6 декабря 1892 года.

Тот первый спектакль не был образцовым, как «Спящая красавица» и «Лебединое озеро». Он давно канул в вечность. Отдельные его шедевры, особенно «Вальс снежных хлопьев» Льва Иванова, по возможности пытался сохранить Королевский балет Великобритании. А в Берлине возобновлённую версию старинного спектакля показали знаток архивных записей Юрий Бурлака и Василий Медведев.

Всемирным бестселлером Рождества «Щелкунчик» стал после 1954 года, когда Джордж Баланчин показал свой вариант балета. Его киноверсию увидели все и сразу влюбились в этот балет, его чудесную музыку.

Сейчас в мире сценических редакций знаменитой партитуры Чайковского больше, чем игрушек на самой богато украшенной ёлке. «Щелкунчика» ставили мастера классики и лихие модернисты. Одни с уважением относились к партитуре композитора, другие в угоду собственным концепциям нещадно кромсали её. Каждый по-своему рассказывал рождественскую сказку Гофмана средствами танца. Джордж Баланчин, Джон Ноймайер, Морис Бежар, Марк Моррис, Метью Боурн, их менее знаменитые коллеги. Я выросла на добром, светлом «Щелкунчике» Василия Вайнонена, который мне дорог как воспоминание о детстве. А лучшей считаю редакцию Юрия Григоровича – его бесценный подарок Большому театру, сделанный более полувека назад…

Алексей Мирошниченко не стал мудрствовать, придумывая новую концепцию, как в случае с «Золушкой» Сергея Прокофьева. Он внимательно прочитал сказку Гофмана, первое либретто Петипа, вслушался в музыку Чайковского. И выстроил свой вариант рождественской сказки, вполне традиционный. Действие из Германии он перенёс в Петербург 1892 года, когда родился «Щелкунчик».

ДАЛЕЕ ПО ССЫЛКЕ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 17563
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Янв 16, 2018 10:40 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2018011601
Тема| Балет, МАМТ, Персоналии, Брижит Лефевр (Франция)
Автор| Татьяна Кузнецова
Заголовок| «Я ставила танцевальную политику как хореографию»
Брижит Лефевр поработала с балетной труппой Музтеатра Станиславского

Где опубликовано| © Газета "Коммерсантъ" №6, стр. 11
Дата публикации| 2018-01-16
Ссылка| https://www.kommersant.ru/doc/3520854
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ


Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Брижит Лефевр, 18 лет возглавлявшая балет Парижской оперы, побывала в Москве, чтобы отрепетировать с артистами Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко постановку Жака Гарнье «Онис». Татьяна Кузнецова расспросила Брижит Лефевр о ее работе в Парижской опере и о том, почему балет для трех мужчин репетирует женщина.

ДАЛЕЕ ПО ССЫЛКЕ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 17563
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Янв 16, 2018 2:55 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2018011602
Тема| Балет, Бирмингемский Королевский балет, Персоналии, Питер Райт
Автор| Людмила Яблокова
Заголовок| «Щелкунчик» на сцене лондонского Альберт-холла
Где опубликовано| © Belcanto.ru
Дата публикации| 2018-01-16
Ссылка| http://belcanto.ru/18011601.html
Аннотация|



Более 400 раз станцевали артисты Бирмингемского Королевского балета поставленный в 90-х годах прошлого века английским хореографом Питером Райтом балет Чайковского «Щелкунчик», доведя его практически до совершенства. Но в эти новогодние дни режиссером Дэвидом Бинтли представлена обновленная и усовершенствованная версия прекрасной традиционной постановки. Бинтли использует хореографию Питера Райта и великолепные костюмы Джона Макфарлейна, но немного упрощает историю и добавляет новые спецэффекты. Результат превзошел ожидания! Не удивительно, что именно этот «Щелкунчик» и стал главным рождественским спектаклем в Лондоне.

Этот балет — наслаждение для глаз. Он само праздничное настроение, кульминацией которого стали превращение одинокой сосны в зимний лес под звездным небом (видеопроекция) и настоящий снегопад, засыпавший не только сцену, но и восторженных зрителей. Ни дети, ни взрослые не ожидали такого вовлечения в сказку и пришли от этого в полный восторг. «Щелкунчик» — семейное развлечение, и создатели, без сомнения, учли этот фактор.

Постановка красива, насыщена великолепными танцами, но не приторна. Детские страхи — на сцене и в зрительном зале — не так уж и страшны, и взрослые веселятся, благодарно и азартно аплодируя.



Королевский Альберт-холл — каверзное пространство. Это огромное круглое здание, вмещающее от пяти до семи тысяч человек. Обычно во время музыкальных концертов устраивают традиционную сцену, а арена заполняется зрителями, купившими дешевые стоячие билеты. Но когда здесь ставят оперу или балет, вся арена становится сценой.

С задачей переоборудования сценического пространства коллектив Бирмингемского Королевского балета справился на «отлично», умно и оригинально использовав видеопроекции, зеркала и декорации. Гигантские безделушки, под стать Альберт-холлу, спускаются с потолка, чтобы зависнуть над головами зрителей. Рождественская елка «разрастается» по стенам. Зеркала создают иллюзию стеклянной музыкальной шкатулки с удвоенным количеством танцоров.

Хореография Райта безукоризненна, грандиозные ансамбли волнуют душу. Великолепно па-де-де, исполненное с неторопливым достоинством Момоко Хиратой и Сесаром Моралесом. Высокий класс показали Джонатан Пэйн и Селин Гиттенс. Дирижер Филип Эллис (дирижер-постановщик балета «Тщетная предосторожность» в Михайловском театре, 2017 год) демонстрирует абсолютное понимание музыки Чайковского.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 17563
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Янв 16, 2018 4:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2018011603
Тема| Балет, Пермский театр оперы и балета, Премьера
Автор| Антон Исаков
Заголовок| «Щелкунчик»: Как у пермских детей украли Новый год
Где опубликовано| © ИА REGNUM.
Дата публикации| 2018-01-16
Ссылка| https://regnum.ru/news/2367875.html
Аннотация| ПРЕМЬЕРА

Кому же принадлежит Пермский театр оперы и балета? Я, наивный, полагал, что народу. Однако его руководство ведет себя так, будто бы это их вотчина, а мы должны быть благодарны хозяевам, что нас иногда пускают в гости, пусть и за 15 тыс. рублей

Новогодние праздники подошли к концу, закончилась первая, самая тяжелая в этом году рабочая неделя, и мы можем вновь вернуться к трезвой оценке деятельности Пермского театра оперы и балета.

В последние дни 2017 года состоялась премьера очередной интерпретации. В этот раз на разделочном столе оказался шедевр Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик». Для чего потребовалось препарировать блистательную новогоднюю сказку, пользующуюся неизменной популярностью у зрителей, сказать трудно, тем более в канун Нового года — не самой удачной поры для экспериментов.

Как и следовало ожидать, премьера прошла не слишком гладко и вызвала массу вопросов. Разделим их условно на две группы — внутренние и внешние.

Внутренние вопросы или вопросы интерпретации

Мы привыкли относиться к «Щелкунчику» как спектаклю для детей, тем более в преддверии Нового года, когда в театр отправляются целыми семьями. Поэтому, несмотря на наличие некоторых опасений за возможные чудачества сторонников современных трактовок, в целом у меня было понимание, что превращать сказку в новую «Носферату» никто не осмелится. Однако изменения были.

Если ориентироваться на мнения зрителей, озвученные в социальных сетях, а также во время личных бесед со мной, то основных претензий несколько. Во-первых, один из любимейших эпизодов публики, вальс цветов, откровенно не получился. Об этом твердят в один голос практически все зрители, с которыми мне удалось поговорить. Вопросы также вызвали костюмы артистов, ядовитые цвета которых, мягко говоря, не согласовывались как с ожиданиями преданных почитателей любимой новогодней сказки, так и с ожиданиями тех, кто видел ее впервые. В этой связи примечательно мнение художника по костюмам Татьяны Ногиновой:

«Я поняла, что мы ничем не скованы. В мире существует невероятное количество «Щелкунчиков», так что мы вольны делать что хочется».

В мире действительно существует много интерпретаций «Щелкунчика», в том числе и откровенно порнографических, спасибо дорогому театру, что удержались от данного соблазна.

«Лицо Щелкунчика», видимо, также подпадает под «делай что хочется», именно поэтому оно очень сильно напоминает маску из фильма «Пила».

Кроме того, вымученной и неестественной кажется финальная сцена балета, «хеппи-энд», несвойственный творчеству Чайковского, в данном конкретном случае выглядит еще и неубедительным.

Вышеперечисленные новшества вызывают отторжение, в первую очередь у самой главной публики — детской, по авторитетному мнению которой, постановка очень скучная, а прежний «Щелкунчик» «был гораздо интересней». Хотя тут я признаюсь, что моя выборка была не репрезентативна, и наверняка есть дети, которые были в полной мере удовлетворены представлением.

Несмотря на высказанную выше критику, стоит отметить, что в остальном постановка была интересной, лично у меня претензия только в одном: подобного рода эксперименты должны осуществляться не в ущерб уже созданному и проверенному временем.

Тут хотелось бы особенно подчеркнуть позицию, которую почему-то либеральная часть нашей общественности понять не в состоянии. Подобные интерпретации интересны, заслуживают внимание и имеют полное право на существование в стенах нашего театра, всегда интересно взглянуть на старое новыми глазами, под другим углом зрения. Поэтому никто не отвергает эксперименты с классическими постановками.

Дело в другом, в последнее время наблюдается тенденция превращения всего и вся в один сплошной эксперимент. Старое, зарекомендовавшее себя творение просто выбрасывается на свалку, а взамен него на суд публике предоставляется нечто, что не всегда достойно составить ему конкуренцию.

Внешние вопросы, или Как обманули пермского зрителя

Еще одним важным фактором, омрачившим новогодние праздники пермских театралов, стали неоправданно завышенные цены на новогоднюю премьеру «Щелкунчика». Особую пикантность данной ситуации добавляет следующее обстоятельство.

Главную роль в постановке должна была исполнять известная балерина, прима лондонского Ковент-Гардена Наталья Осипова, которая по какому-то недоразумению также числится в примах и Пермского театра.

Контракт с Осиповой был подписан в сентябре 2017 года, эту акцию сопровождала мощная пиар-кампания, во время которой сообщалось, что звезда станцует на премьере декабрьского «Щелкунчика».

Кроме того, балерина должна была 2 декабря выступить с сольным концертом, который был отменен без объяснения причин. В спешно опубликованном интервью, в котором прима очень сожалеет о сложившейся ситуации, также сообщалось о ее декабрьском выступлении.

Под великую балерину, которая, конечно же, не чета нашим, и были придуманы (знать бы имя того, чью голову посетила столь удивительная фантазия) цены на новогодний балет. Они доходили до 15 тыс. рублей, что выше, чем в любом другом театре страны, за исключением Большого театра.

Сюрпризы для зрителей на этом не закончились. В предновогодние дни было запланировано четыре показа балета, разумеется, как это принято в Перми, составы на представления озвучены не были. Зрителю, желавшему увидеть прославленную звезду, как бы предлагалось угадать, в какой день она выступит, ведь цены на билеты были на все четыре показа одинаковыми.

Новогодний подарок зрителям был преподнесен чуть ли не в день премьеры: Наталья Осипова, рассказывавшая в дни неудержимого сентябрьского пиар-натиска о своей любви к пермскому театру и пермскому зрителю, без объяснения причин не вышла исполнять роль в «Щелкунчике». Таким образом последнее, хоть и весьма смехотворное, оправдание сумасшедшим ценам на билеты испарилось.

А что же руководство театра? В это трудно поверить, но оно просто сделало вид, что ничего не произошло. В таких случаях обычно придумывают нелепые отговорки вроде того, что «она заболела», «она устала», «у нее мигрень». Сказать можно было все что угодно, но не было сказано НИЧЕГО!

Кому же принадлежит Пермский театр оперы и балета? Я, наивный, полагал, что народу. Однако его руководство ведет себя так, будто бы это их вотчина, а мы должны быть благодарны хозяевам, что нас иногда пускают в гости, пусть и за 15 тыс. рублей.

Кстати, стоит добавить, что все-таки дорогущие билеты почти никто не купил: значительная часть партера была свободна, значительная часть была занята «своими», получившими контрамарки. Примечателен тот факт, что «свои» — это отнюдь не артисты театра, которых даже на генеральную репетицию спектакля, проходившую за день до премьеры, пускали за деньги. Наивные артисты, конечно же, были удивлены такому повороту событий. Робкие попытки прояснить ситуацию натолкнулись на властный окрик одного из властителей театра:

«Докажите мне, что вы не должны за это платить!»

В страшном сне мне такое не могло присниться прежде, но Пермь — это город чудес!

А что же наша звезда? Портрет Натальи Осиповой опубликован на официальном сайте театра, она значится у нас как прима-балерина. Любой поклонник театрального искусства будет очарован его расцветом в Перми: тут и Теодор Курентзис, тут и лондонская звезда. СМИ так и сообщают — скорее в Пермь, провинция опережает центр!

В действительности, Осипова выступила в этом сезоне лишь один раз, справедливо ли называть ее примой нашего театра? Справедливо ли по отношению к трем другим балеринам, на долю которых приходится несравненно больше работы и несравненно меньше славы?

Какая справедливость? Данные вопросы не входят в сферу компетенции руководства нашего театра! Таким образом, безумный волюнтаризм захвативших пермскую оперу, при полном попустительстве краевых властей, продолжает поглощать то наследие, которое нам досталось от нескольких поколений деятелей искусства и культуры Перми.

С таким багажом Пермский театр оперы и балеты ворвался в 2018 год. Если мы взглянем на афишу, то увидим, что негативные тенденции будут продолжены и в новом году. Январь представлен тремя операми и двумя балетами, февраль — тремя балетами и двумя операми. Причем многие спектакли из этого небольшого списка уже демонстрировались в текущем сезоне, что тоже весьма характерно. Кроме того, театр, носящий имя Чайковского, просто перестал показывать «Лебединое озеро».

Стоит добавить, что самый короткий месяц в году в театральной Перми станет еще короче — театр закроется 21 февраля, видимо, для подготовки к запланированной в марте премьеры оперы «Фаэтон». По слухам, театр будет закрыт на клюшку на протяжении трех недель: одной в феврале и двух в марте, под предлогом подготовки сцены к новому спектаклю. Надо сказать, что оправдание весьма неубедительное.

Несомненно, что опера Жана-Батиста Люлли будет встречена овациями, она обязательно будет номинирована на «Золотую маску», обязательно будет признана шедевром и обязательно будет забыта на следующий сезон, который подарит очередные шедевры для избранной публики, провожающей своими аплодисментами в небытие Пермский театр оперы и балета.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика