Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2002-12
На страницу Пред.  1, 2, 3
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Пн Мар 06, 2006 10:57 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002121703
Тема| Балет, Персоналии, Мухамедов И.
Авторы| ВАЛЕРИЙ МАСТЕРОВ
Заголовок| БЕГЛЫЙ ПРИНЦ
Где опубликовано| Московские новости
Дата публикации| 20021217
Ссылка|
Аннотация| Как сложилась судьба бывшего первого танцовщика Большого театра Ирека Мухамедова

Без малого десять лет - до начала 90-х Ирек Мухамедов почти безраздельно царил на балетной сцене Большого театра. Получив Гран-при и Золотую медаль Международного конкурса артистов балета в Москве, он сразу был приглашен Юрием Григоровичем и стал самым молодым исполнителем заглавной партии в "Спартаке". В его репертуаре были главные роли в "Жизели", "Дон Кихоте", "Лебедином озере", "Раймонде", "Ромео и Джульетте", "Легенде о любви", "Иване Грозном", увенчанные наградой имени Ханса Кристиана Андерсена - "Лучшему танцовщику мира". Потом Мухамедов таинственно исчез из Москвы и неожиданно появился в спектаклях Королевского балета в Лондоне. Наш корреспондент Валерий Мастеров поймал Мухамедова в Варшаве, где он дебютировал в качестве хореографа, поставив "Лебединое озеро".
- Зрители хорошо приняли вашу работу, но критика обнаружила в ней отход от классики: необычную сценографию, непривычные костюмы и несколько измененный контекст.
- Я так не считаю. Сценических версий "Лебединого озера" много, но все они, по правде говоря, выводятся из петербургской инсценировки Мариуса Петипа и Льва Иванова. Я опирался на российские и западные традиции, а также на собственный опыт танцовщика, выбирая то, что мне казалось лучшим.
- Как вы считаете, вы танцовщик по рождению или стали им?
- Скорее, наверное, я им родился. Очень важно, когда еще в детстве тебя окружают люди, которые вовремя распознают твои способности и дают возможность им развиться. Я родился в Казани, мама в раннем возрасте отвела меня в хореографический кружок Дома пионеров, а первый учитель танцев настоял, чтобы я продолжил учиться в Москве. Я понял, что жизнь моя будет связана с танцем, в котором могу быть самым лучшим.
- Когда вы почувствовали себя звездой?
- Честно говоря, я далек от этого ощущения. Мне все время кажется, что я иду за своими внутренними чувствами, выполняя заданную установку. Звезда я или нет - решать зрителям, моим родителям, жене, детям. На сцене я живу своей жизнью, независимо от воплощаемого образа. Мне достаточно, что я получаю удовольствие от танца.
- Почему вы ушли из Большого театра? Это случилось тихо и мирно?
- Не совсем. В театре начались очередные перетасовки, из ведущего солиста я вдруг оказался невостребованным артистом. То есть без работы. Времена, как вы помните, были тяжкие. Но мне повезло - в кармане было приглашение Королевского балета в Лондоне. Я не решился говорить об этом Григоровичу, заранее зная, что "добро" от него не получу, а вызову скандал. Поэтому пришлось все сделать тайно, и в 1990 году я уехал в Англию.
- На родине после отъезда бывать приходилось?
- Один раз через Москву я ехал танцевать в свой родной город Казань, а второй раз принимал участие в благотворительном концерте на сцене Кремлевского дворца.
- Российские театры обращались к вам как к танцовщику или к хореографу?
- Нет, думаю, этого и не предвидится. Когда я был в Москве в 1996 году, ощутил явную неприязнь своих коллег по отношению к себе. Наверное, я излучал слишком большую радость человека, довольного жизнью. Действительно, работы у меня хватает, а единственное, что я умею делать и, надеюсь, хорошо, - это танцевать. Но жизнь артиста балета - короткая, поэтому переход на поприще хореографа открывает новые возможности. Помимо варшавского спектакля, я получил заказ от "Лондон чилдрен бале" на постановку детского балета, а еще есть идея создать мобильную балетную труппу. Все в порядке у меня и с семьей.
- Можете ее представить?
- С удовольствием. Жена Маша танцевала со мной в Большом театре, была солисткой. Переехав в Лондон, больше стала заниматься детьми и хозяйством: кто-то должен зарабатывать деньги, а кто-то следить, чтобы они правильно расходовались. Дочери 12 лет, она учится в художественной школе, сыну 6 лет, и его пока увлекают только машины.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Пн Мар 06, 2006 11:02 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002121801
Тема| Танец, фестиваль «Цех», "Провинциальные танцы", "Полеты во время чаепития", Персоналии, Баганова Т.
Авторы| Майя Крылова
Заголовок| Чаепитие с поросенком
Где опубликовано| Независимая Газета
Дата публикации| 20021218
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2002-12-18/7_festival.html
Аннотация| Фестиваль современного танца "Цех"

Декларации "Цеха" - "интенсивное и беспафосное" подведение итогов в последнем месяце года на глазах у зрителя. Поиск "пространства, чтобы было где, и времени, чтобы было когда подвигать телом и мозгом", не "выдавая моралей". Все это замечательно. Но чтобы иметь право публично двигаться - надо профессионально владеть искусством движения. Хочешь занять зрительское время любой концепцией - умей ее отформатировать. Это необходимый минимум, без которого обозревателя "НГ" в темноте зрительного зала раздирает зевота. А как не зевать, если смысловая многозначительность заявлена (главным образом на тему "тварь я дрожащая или право имею?"), а пластическая и режиссерская - отсутствуют? Или автор не знает, что делать с пришедшей в голову постановочной идеей - если номер длился больше десяти минут, неоднократно возникало ощущение натужно ревущего бульдозера, увязнувшего в грязи. Потому что, мечтая о т.н.
"свободной форме", многие понимают сие как свободу от всякой формы, отчего опусы имеют консистенцию жидкого киселя или манной каши-размазни.
Полеты во время чаепития
Нынешний "Цех" обострил ключевую проблему современного искусства. Его базовый принцип гласит: нет хорошего и плохого, есть предлагаемый текст, в этой ситуации творцом считается любой, кто объявит себя таковым, зритель же не оценивает качество, а считывает правила предложенной игры. Критику, обязанному уважать эстетические манифесты, неловко называть художественную самодеятельность ее настоящим именем. Но что делать несчастному рецензенту, когда самовыражение с нездешней силой лезет из человека, но смотреть на это невозможно? Хоть считывай, хоть не считывай.
Если б не "Провинциальные танцы" из Екатеринбурга - оставалось бы пожелать участникам творческих успехов и счастливого Рождества. И разойтись по домам. Но, к счастью, постановщик "Провинциалов" Татьяна Баганова (с помощью художницы Ольги Паутовой и отлично работающих танцовщиков) выдала небольшой шедевр - "Полеты во время чаепития".
Виноградные кисти на ягодицах
Для спектаклей Багановой впору придумывать новые жанровые определения. К примеру, "элегический бурлеск". Или "сюрреалистическая мелодрама". Чего стоит уже начало: из огромной руки, подвешенной к кулисе, свисает маленький крылатый поросенок. Почти все действие он с тихим жужжанием летает, словно бабочка, описывая круги с упорством маньяка. Так задается камертон - насмешливое недоумение (надо же, летающий поросенок - отчего, зачем?). Эта нота продлится до конца, как кинетический эпиграф: герои "Полетов" будут невесомо порхать, как бабочки, плотно жаться к земле и к друг другу, как животные. Чаю здесь не пьют вовсе, название лишь отсылает к атмосфере легкого безумия из сцены чаепития кэрролловской "Алисы". Герои, имитируя светское общение, то заняты друг другом, то погружены в себя. Существуя в ритме некоего условного променада, они оживленны до истерики и расслаблены до апатии. Здесь жгут бенгальские огни, жонглируют шариками и пришпиливают к ягодицам виноградные кисти. Распущенные волосы прекрасных садовниц окунают в ведра с водой, и брызги с голов летят во все стороны. Все движется в пространстве и неподвижно во времени, манерность естественна, как правда, а белое платье, подвешенное посреди сцены - как последнее испытание, и потому в него необходимо залезть: просунуть руки в рукава, приладить голову и шею к декольте...
Упал и не поднялся
Слова оказываются бессильны. "Полеты" надо видеть. Ну, напишу я, что дамы со взбитыми клоками причесок одеты в короткие кринолинчики, а мужчины - в пиджачные пары. Что герои картинно-небрежно курят, выпуская клубы дыма даже в дуэтных танцах, или медитативно сидят на воображаемых стульях, или стайкой ходят на полусогнутых. Что девушки мелко-мелко и быстро-быстро семенят на полупальцах, а кавалеры галопчиком скачут по сцене, управляемые лихими наездницами. А в финале кто-то упадет и не поднимется, и повеет холодом, и неожиданно станет жутко... Слова не позволяют погрузиться в особую атмосферу "Полетов": жеманный Версаль, транспонированный до подмосковных вечеров через "подводные течения" из чеховских пьес. Но аура здесь - самое главное, как и в другом балете Багановой - "Кленовый сад". И "Полеты", таким образом, - вторая серия цикла "Уральский куртуазный маньеризм".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Вт Мар 07, 2006 5:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002122101
Тема| Балет, танец, фестиваль «Золотая маска»
Авторы| Наталия БАЛАШОВА
Заголовок| По традиции и не совсем...
Где опубликовано| Московская правда
Дата публикации| 20021221
Ссылка|
Аннотация|

За восемь лет существования театральной премии и предшествующего ей фестиваля "Золотая маска" не только театральный мир, но и все любители театра привыкли к ежегодным расширениям, изменениям сферы деятельности "Золотой маски", ставшей ныне уже Ассоциацией, занимающейся не только чисто премиальными делами, но и фестивалями, гастролями лучших театральных коллективов по стране и за рубежом. Сначала только московская, потом общероссийская, теперь эта премия является престижной и желанной в мировом масштабе: лауреатом могут стать и уже становились лучшие из зарубежных спектаклей, показанных в России.
По традиции список номинантов сезона 2001 - 2002 гг. был представлен прессе в первой половине декабря. Список внушительный: сорок один спектакль драматических, кукольных, оперных, балетных постановок, оперетт и мюзиклов. Драматические делятся на большую и малую формы, балетные на классику и современный танец. Отдельно конкурс "Новация". Кроме Москвы и Петербурга, чьи спектакли преобладают, Омск, Казань, Самара, Новосибирск, Екатеринбург, Калининград, Пенза, Архангельск, Ростов-на-Дону, Пермь, Челябинск, даже ближнее зарубежье - Ереван, опера "Норма" совместной коопродукции Театра им. Спендиарова и московской компании "АВА". В этом списке городов явно усматривается уже проторенная экспертными советами колея: если современный танец - это Челябинск и Пермь, если куклы - Архангельск, обязательный, ставший культовой фигурой Е. Гришковец, - это Калининград. Хотя спасибо и на том; в прошлые годы периферийных спектаклей было и того меньше.
А вот и новации. В честь 300-летия Санкт-Петербурга фестиваль "Золотая маска" и награждение лауреатов состоятся в Петербурге. С 27 марта 2003 г. (по традиции фестиваль открывается в День театра) по 13 апреля он станет частью праздничных торжеств города на Неве. Его открытие произойдет на сцене Александринского театра, а вручение премий и закрытие - на сцене Мариинского 14 апреля. Однако же не обидят и Москву. В апреле 2003 г. здесь будет представлена специальная фестивальная программа. Не всех спектаклей-лауреатов, разумеется, но кое-что мы все-таки увидим.
Новация ожидала представителей СМИ и на самой пресс-конференции - телемост Москва - Петербург. Было забавно. Питерские журналисты оказались бойчее своих московских коллег и забросали вопросами наш президиум. Отвечал в основном генеральный директор ассоциации Эдуард Бояков, а в Петербурге - президент ассоциации Георгий Тараторкин, бывший актер питерского ТЮЗа, но уже давно звезда московского Театра им. Моссовета, специально поехавший в Питер, чтобы представить Москву на этом телемосту.
Новостью стало и то, что генеральным спонсором "Золотой маски" отныне выступает Сбербанк России. Это солидно, прочно, вселяет надежду и уверенность.
Вместе со списком номинантов объявлены имена лауреатов Специальных премий, которых определяет заранее Секретариат СТД РФ. Это Юрий Григорович, наш прославленный балетмейстер, и актриса из Карелии Людмила Живых, свыше сорока лет творческой деятельности отдавшая театрам и телевидению Карелии, почетный гражданин этой республики. Они лауреаты в номинации "За честь и достоинство". "За поддержку театрального искусства России" победителями названы: Леонид Полежаев, губернатор Омской области, занимающей по посещаемости театров зрителями третье место в России после Москвы и Петербурга, и компания "Нестле", с момента прихода в Россию в 1995 г. ведущая серьезную, постоянную социально-культурную деятельность по поддержке театрального дела и музыки в нашей стране. Назван и победитель среди зарубежных спектаклей, показанных в России, - "Войцек" хореографа Жозефа Наджа Национального хореографического центра Орлеана (Франция). Свои "Золотые маски" названные лауреаты получат на торжественном вечере завершения фестиваля в Петербурге.
В марте 2003 г. при поддержке и организации "Маски" вновь пройдут обменные гастроли Мариинского и Большого театров. Питерцы привезут нам балет С. Прокофьева "Золушку" и оперу В. А. Моцарта "Так поступают все", а мы им покажем оперу "Турандот" Дж. Пуччини и "Вечер хореографии Р. Пети". В Петербурге также в рамках фестиваля с 4 по 9 апреля в четвертый раз пройдет программа "The Russian Case", адресованная зарубежным гостям - директорам фестивалей и театральных агентств, продюсерам и журналистам. Пусть смотрят наших, приглашают к себе на гастроли.
Что касается разговора о московских номинантах "Золотой маски", мы его еще продолжим.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Чт Мар 09, 2006 10:54 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002122401
Тема| Балет, танец, фестиваль «Золотая маска»
Авторы| Татьяна Кузнецова
Заголовок| Танец с масками
Где опубликовано| Коммерсантъ
Дата публикации| 20021224
Ссылка|
Аннотация| Стали известны претенденты на "Золотую маску" - главную театральную премию России (о номинациях в драмтеатре Ъ подробно писал 11 декабря). Номинации в балетном театре комментирует ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА.

В этом году современный танец выглядит бледно: всего четыре номинированных спектакля, ни одного хореографа. Состязаться будут екатеринбургские "Киплинги", приготовившие с немецким хореографом "Ночной прыжок с парашютом", новички "Маски" - московские "П.О.В.С.Танцы" с серией этюдов под названием "Листья тел", давний любимец феста - челябинский Театр современного танца, представляющий "Ожидание" Ольги Поны, и пермский Театр Евгения Панфилова, показывающий последнюю работу своего трагически погибшего лидера - спектакль "БлокАда". Вероятнее всего, "Маску" получит Театр Панфилова.
Хореограф был главным неудачником за всю историю феста: его спектакли выдвигались чуть ли не каждый год, но утешительную "Маску" в номинации "Новация" получила лишь побочная труппа Панфилова, "Балет толстых". Посмертная награда родоначальнику современного российского танца будет выглядеть своего рода коллективным покаянием.В разделе "Балет" соревнуются только Москва и Петербург. Не попала на фест "Тщетная предосторожность" Большого театра - вполне приличная реконструкция старого английского балета Фредерика Аштона: "Маска" в этом году проходит в Петербурге, и лишний балет везти туда дорого. Так что два тяжеловеса - Большой и Мариинский - выступили на паритетных основаниях, представив по одной мировой премьере и одному возобновлению. Наделавший шуму московский "Вечер хореографии Ролана Пети" содержит и то и другое. Одноактная "Пиковая дама" на музыку Шестой симфонии Чайковского - эксклюзив театра, 25-минутная абстрактная "Пассакалья" переехала в Большой со сцены Парижской оперы, в которой французский классик впервые представил ее семь лет назад. Главная ставка сделана на пушкинский балет, отхвативший еще две номинации (лучшая женская роль - Илзе Лиепа и лучшая мужская - Николай Цискаридзе); изящную минималистскую "Пассакалью" на атональную музыку Антона Веберна у нас способны оценить немногие.Петербург представляет "Золушку" - первый многоактный балет Алексея Ратманского, принятый на премьере тепло, но без восторгов. Позиции "Золушки" подкрепляют Илья Уткин и Евгений Монахов, выдвинутые в номинации "Работа художника", а также номинированные исполнители главных ролей - Диана Вишнева и Андрей Меркурьев. По устоявшейся традиции не обойден вниманием и очередной мариинский Баланчин, хотя на сей раз его ранний, полуплакатный-полудрамбалетный "Блудный сын" исполнен академичными петербуржцами столь пресно, что работу исполнителей главных ролей даже не смогли отметить в соответствующих номинациях.Академические линкоры вплывут в фестиваль в сопровождении крейсеров: в номинации "Лучший спектакль" с ними состязаются дебютанты "Маски" - петербургские "Хореографические миниатюры" с программой покойного основателя труппы Леонида Якобсона ("Роден" и "Свадебный кортеж") и Театр балета Фадеечева/Ананиашвили, приготовивший в копродукции с "Постмодерн-театром" спектакль "Леа" Алексея Ратманского (Нина Ананиашвили номинирована за роль Леи). При несомненных достоинствах этих работ маловероятно, что они составят конкуренцию главным соперникам. Бережно отреставрированные балеты гениального Якобсона - даже не перенос готового спектакля (как московская "Пассакалья" и мариинский "Блудный сын"), а всего лишь чистка старого репертуара труппы. Нервно-неровная "Леа" из полуразвалившегося Театра балета вряд ли успеет отделаться от следов спешки, слишком очевидных на премьере. Тем не менее именно "Леа" вместе с мариинской "Золушкой" представят 33-летнего Алексея Ратманского в номинации "Работа балетмейстера". Его соперником выступит 78-летний французский классик Ролан Пети."Пиковая дама" - крепкая, по-европейски стильно оформленная балетная драма (что немаловажно для России, привыкшей к сюжетным спектаклям) с очень мощными актерскими работами (Графиня Илзе Лиепы без натяжек может быть поставлена в один ряд с Крассом ее отца). Однако тут в дело вступает субъективный фактор. Среди 13 членов жюри всего четверо имеют непосредственное отношение к балету. Все - звезды, всем за шестьдесят, у всех давно сформировавшиеся вкусы, пристрастия, антипатии. Сможет ли экс-глава Большого Владимир Васильев преодолеть обиду на театр, выпустивший свой самый удачный эксклюзив после его ухода? Готовы ли петербуржцы Алла Осипенко и Никита Долгушин обидеть свою alma mater, предпочтя конкурентов-москвичей? Юбилей Петербурга тоже не позволяет оставить без наград Мариинский театр, на сцене которого и пройдут главные эпизоды балетной части фестиваля. С другой стороны, победе "Золушки" Ратманского может помешать естественная ревность 60-летних и не слишком успешных хореографов к молодому удачливому коллеге. Так что расклад может быть самым неожиданным - главное сражение развернется не на сцене, а в кулуарах.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Чт Мар 09, 2006 10:58 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002122501
Тема| Балет, премьера, Персоналии, Рузиматов Ф., Тереля В., Ковтун Г.
Авторы| Ирина Губская
Заголовок| О нуждах низкой жизни
Где опубликовано| Независимая Газета
Дата публикации| 20021225
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2002-12-25/8_peterburg.html
Аннотация| В Эрмитажном театре Санкт-Петербурга прошла премьера спектакля "Ты, Моцарт, Бог!"

Главное и единственное, как оказалось, содержание новопредставленного спектакля - Фарух Рузиматов. Премьер Мариинского балета все чаще появляется в различных концертах и прочих маломерных постановках, обеспечивая им приток зрителей. Нынешний его репертуар на большой сцене прост, как овсянка: Юноша, Хозе, Золотой раб. Причина банальна: критический возраст танцовщика заставляет подумывать о смене рода деятельности. Но становиться учеником после того, как был мастером, - сложно. В антрепризах у него - Нижинский, герои Достоевского, плавно переходящие в Христа. И все, как близнецы, - эдакие балетные тарзаны. Теперь вот Моцарт, он же Христос. "Ты, Моцарт, - Бог, и сам того не знаешь". А если бы знал? "Я знаю, я!" Это - Сальери. Вообще-то Рузиматов и хотел в этом спектакле сыграть Сальери - но постановщик утянул одеяло на себя.
Назвать творческими поисками избранный Рузиматовым жанр танцевально-драматической окрошки неловко. Вне хореографии танцовщик выглядит несколько беспомощно. В спектаклях-дуэтах то с Сергеем Бехтеревым, то с Романом Жилкиным, то с Сергеем Мучениковым, теперь с Виктором Терелей - он каждый раз играет "на чужом поле". В этот раз его натаскивали, похоже, "с голоса" - очень уж похоже на однообразные интонации режиссера спектакля Терели. Рузиматов научился говорить громко. Как первокурсник театральной школы, он скандирует свой текст по слогам. Получается не вполне внятно - но не сравнить с прежними попытками. Стали заметны задатки актера театра абсурда или комика - умение сохранять серьезность в нелепой или смешной ситуации.
Сама постановка - обширный выбор музыки, зрелища, сюжета. Тут тебе из Пушкина, Моцарта, песнопений православного богослужения, тут черная месса, тайная вечеря с иудиным поцелуем, двенадцать малолетних апостолов и четыре евангелиста-тинейджера - все в белых рубашонках. Ну и золотое распятие, то есть сечение, на плащанице: рузиматовский Христос - простите за богохульство - перед смертью елозил конечностями и оставил множественные раскинутые отпечатки. Из чаши с ядом, которую поднес Сальери, персонаж Рузиматова (уже неясно, в какой ипостаси) старательно причастил всех присутствующих на сцене младенцев. Какой-то мистический триллер.
Танцы в спектакле оказались также "с голоса". У каждого поколения свой гений. У поколения Рузиматова - Бежар. Потому и здесь не смог обойтись без его "Адажиетто". Неловко, наверное, артисту совсем уж не проявить себя. Правда, хореографом спектакля числится Георгий Ковтун. Ну, да ему и не впервой.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Пт Мар 10, 2006 10:58 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002122502
Тема| Балет, Персоналии, Малахов В.
Авторы| Ирина Арутюнян
Заголовок| Принц - трудоголик
Где опубликовано| Независимая Газета
Дата публикации| 20021225
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2002-12-25/8_malahov.html
Аннотация| Владимир Малахов продолжает танцевать и руководит балетной труппой

Разговор со знаменитым танцовщиком Владимиром Малаховым состоялся между двумя значительными балетными событиями Европы. В берлинской Штаатсопер состоялась премьера балета "Баядерка". Этот спектакль можно назвать "российским десантом" в Германии. Малахов представил собственную редакцию русской классики как новый директор балетной труппы театра. Он же станцевал главную мужскую партию, пригласив партнершей прима-балерину Мариинского театра Диану Вишневу. Сразу после премьеры пришло известие, что Малахов получил престижную награду - премию Нижинского, ежегодно присуждаемую в Монако.
- Владимир, вас называют "танцующим директором". Чего в вашей жизни сейчас больше - танца или директорских забот?
- Я сначала думал, что в Берлине забот будет мало. Оказалось, что очень много всего. Конечно, первое время было тяжело, тем более что готовилась "Баядерка": репетировать самому, разучивать со всеми, смотреть костюмы и декорации. Я проводил в театре по 13-14 часов. Не высыпался совершенно.
- А как вообще получилось, что вас пригласили в Берлин?
- Есть такой Герхард Бруннер, раньше он возглавлял Венскую оперу. Потом был интендантом в Граце. Когда знаменитый дирижер Даниэль Баренбойм подписал контракт здесь, в Штаатсопер, а новым интендантом стал Питер Музбах, мне сделали предложение с подачи Бруннера. Я сам себе сказал: а почему бы и нет? Попробую. А если не получится, всегда могу отказаться.
- Вас не сковывает малочисленность труппы - по нашим стандартам она мала? И как вам ее профессиональный уровень?
- А в Большом театре труппа, наверное, слишком велика. Там есть люди, которые почти не танцуют. Здесь, в Штаатсопер, конечно, маловато людей - всего 64 танцовщика. А уровень хороший. Когда я только пришел, конечно, на меня смотрели, как на врага народа. Кто ты, что ты, зачем ты здесь? А с другой стороны, им нужен был такой человек - лидер. Конечно, их в результате притянуло то, как я работаю, как с ними обращаюсь: после первой репетиции сказал им "спасибо большое". Они просто обалдели. До меня их все время загоняли, как лошадей, до потери пульса.
- Какой вы видите репертуарную политику?
- Пока я играю с репертуаром, который у меня есть. Одна премьера уже была - это "Линдентраум" Уве Шольца на музыку Моцарта и Шумана. В балете Шольца станцевала Полина Симеонова, которую я пригласил в Берлин сразу после того, как она закончила московскую балетную школу. Следующая премьера - "Балле Империал" Баланчина. Будет спектакль Начо Дуато "Без слов". И еще Кристиан Шпук, хореограф из Штутгарта, сделает специальную постановку для Берлина.
- Что вы скажете по поводу берлинской публики? На премьере зрители были очень отзывчивы. Правда, здесь в отличие от Москвы не аплодируют после каждых двух прыжков...
- Если зрители не знают ничего о спектакле, они и не придут. А если прочитают хорошие рецензии, тогда понесутся покупать билеты. Сейчас, например, билетов на завтрашнюю "Баядерку" уже нет.
- Почему вы остановились именно на этом балете?
- Времени для выбора было мало, а я уже ставил "Баядерку" в Венской опере. И балет мало где идет. В Берлине, например, да и вообще в Германии, он никогда не ставился.
- А чем вызваны достаточно значительные - по сравнению с нашими, русскими версиями - изменения во втором акте? Или вторая часть танца баядерки Никии... Она и по музыке другая.
- Это с корзинкой, что ли? Можно выйти с корзинкой и станцевать так, что люди больше никогда не придут на "Баядерку". А если есть одна балерина, которая хорошо его станцует, а другая - нет, я же не буду из-за одной балерины оставлять этот танец. Тогда я решил сделать какой-то легкий вариант, тоже какое-то сумасшествие бушующее, но другое.
Акт теней не подвергся изменениям. Зато необычный задник - бело-голубые Гималаи,
да еще так искусно сделанные, что места, откуда выходят тени, просто не видно. Они появляются как будто из воздуха. Вообще говоря, задумок было очень много, но технически они были трудновыполнимы. Например, я хотел, чтобы акт теней начинался в зеркальной комнате и мой герой - Солор - видел множественные отражения Никии. Хотелось сделать и голограмму: когда Никия умирает, чтобы ее дух "улетал".
- Естественно, вы видели "Баядерку" Мариинского театра...
- Да, но местами это кошмар. Какой-то танец невольниц, девочек в каких-то париках с гирляндами, как в "Спящей красавице". А невольницы, почему они такие веселые? Они же в неволе, но они радуются, им так хорошо жить, у них красивые костюмы, все в золоте... Но, вообще говоря, старинные балеты - это интересно. Я хочу поставить старинный балет, тем более что у меня есть очень хорошая коллекция старинных музыкальных партитур - 35 балетов: Пуни, Дриго, Адам.
- Но это в перспективе, а что в ближайших планах?
- Буду танцевать в европейских гала-концертах памяти Рудольфа Нуреева - в Вероне, в Милане и в Вене.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Пн Мар 20, 2006 1:09 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002122601
Тема| Танец, фестиваль "Экзерсис-2002"
Авторы| Ирина Губская
Заголовок| Данс-хохмочки в Северной столице
Где опубликовано| Независимая Газета
Дата публикации| 20021226
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2002-12-26/6_peterburg.html
Аннотация| В Петербурге прошел международный фестиваль современного танца "Экзерсис-2002"

Как обычно, программа его состояла из мастер-классов и собственно спектаклей. Причем обучающая часть стала основательно перевешивать постановочную, словно фестиваль задался целью оправдать свое название. В этот раз "Экзерсис" занялся и танцподготовкой детей: джаз и модерн для них вели во Дворце творчества юных. Спектакли шли в Михайловском и Александринском театрах.
Классы вели исключительно зарубежные специалисты, а вот постановок оказалось больше российских. В этом году из программы фестиваля выпали все петербургские коллективы. "Каннон-данс" штурмует академические Мариинские бастионы с хореографом из Канады Ким Франк, которая работает в команде Владимира Мирзоева над постановкой вагнеровских опер "Зигфрид" и "Гибель богов". Отсутствие же объединения "Другой танец" непонятно. После прошлогоднего вечера молодых хореографов в Мариинке молодые хореографы, безусловно, предпочтут ее сцену. Если, конечно, о них там в этом сезоне не забудут. А может, современный танец Петербурга решил, что вырос из штанишек "Экзерсиса" и юношеского энтузиазма.
В итоге были представлены миниатюры "City Dance Ensemble" и "Dancing People" из
США, одноактовки "Симфония одиночества" Театра современного балета "Каданс" из Кирова и "Пикник" московского театра танца "Крепостной балет". Первые два - среднестатистические группы современного танца, где полуфабрикат привлекательный, но в готовое блюдо никогда не превратится. "Каданс" четко придерживается классических основ танца и знакомых спектаклей. Название "Симфония одиночества" так же напоминает о бежаровском опусе, как сценическое действо - "Юношу и смерть" Ролана Пети. "Пикник" берет не столько танцем, сколько хохмочками.
Театр Евгения Панфилова показывал номинанта "Золотой маски" этого года "БлокАда" и уже награжденных "Баб. Год 1945", кроме того - "Реку" и "Капитуляцию". Панфилов в современном танце чуть ли не единственный, кто ориентирован на театральную сцену, а не на полуподвальную площадку. И на фоне любительских поисков и экспериментов привлекал профессиональной ориентацией.
Фестиваль в этом году выглядел странно: вроде бы событие, а вроде бы незаметное. То ли агентство "Визит", устроив себе два фестиваля, перестало различать их по существу. То ли просто первоначальный азарт сходит на нет. Да и периодичность раз в два года - не самая удачная.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Пн Мар 20, 2006 1:12 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002122701
Тема| БТ
Авторы| Екатерина КРЕТОВА
Заголовок| ПРИКАЗ ПО ТЕАТРУ - ВСЕМ ЛЕЧЬ И ОТЖАТЬСЯ
Где опубликовано| Московский Комсомолец
Дата публикации| 20021227
Ссылка|
Аннотация| Место артиста в буфете... Или где?

В Государственном Большом театре к Новому году артисты получили подарок, ну точно как на картине художника-передвижника "Не ждали". В мешке Деда Мороза оказались не мандарины с пастилой и даже не предметы ширпотреба, а приказ за подписью генерального директора г-на Иксанова. Сей новогодний документ отбросил артистов в незабвенные времена военного коммунизма.
Содержание приказа столь удивительно, что не процитировать его основные пункты просто невозможно:
"В целях укрепления трудовой и творческой дисциплины
ПРИКАЗЫВАЮ:
1) Установить для творческих работников театра, не включенных в составы исполнителей в спектаклях текущего репертуара и новых постановок до конца театрального сезона 2002-2003 гг., следующий режим рабочего времени: пятидневная рабочая неделя с выходными днями воскресенье и понедельник; режим работы с 10 часов до 19 часов с перерывами для приема пищи и отдыха с 13 часов 30 минут до 14 часов 30 минут.
...5) Приказ объявить под расписку всем работникам коллектива оперной труппы, оркестра и балетной труппы, не включенным в составы исполнителей текущего репертуара и новых постановок до конца театрального сезона 2002-2003 гг.".
А учет прихода на такую вот работу и ухода с нее творцов будет вести канцелярия соответствующего коллектива.
Как сие понимать? А очень просто. В огромной труппе Большого театра есть значительная группа артистов, не занятых в репертуаре. Даже те, кто занят, на сегодняшний день не уверены, что их обеспечат работой в следующем месяце. Например, расписание на январь (то есть кто и когда задействован в спектаклях январской афиши) артисты узнали буквально на днях. Следовательно, приказ распространяется практически на всю труппу Большого театра.
Итак, повинуясь приказу, вся многосотенная труппа должна как штык приходить на работу к 10 утра. Где-то толпа артистов обязана мыкаться до 13 часов 30 минут, когда ей положено будет принять пищу. Актерская столовая, в которой им предписано принимать пищу, вряд ли вместит всех в указанный час. Значит, возникнет очередь. А после вся толпа, которая, приняв пищу, снова вернется к исполнению должностных обязанностей аж до 19 часов, будет напоминать толкотню придворных в каком-нибудь средневековом замке: певцы и танцоры бессмысленно околачиваются возле дверей директора-сюзерена на случай, если ему придет в голову озадачить свою дворню еще каким-нибудь приказом.
Думаете - бред? Как бы не так. Вот таким старым проверенным способом в Большом решили почистить труппу и избавиться от балласта. Изменения кадровой системы грядут, и приказ г-на директора - первый звонок. Теперь ясно, что большинство артистов выведут за штат на контракты, немногочисленных штатников переведут на оклады. Ну а лишние будут выявляться как злостные нарушители трудовой дисциплины. Приказ, соблюдение которого унизительно и почти нереально, - отличный формальный повод для увольнения: не пришел в 10 часов, не принял пищу в 13.30, ушел раньше 19 - ступай себе с богом из главного театра России.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10951

СообщениеДобавлено: Ср Апр 26, 2006 3:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002120001
Тема| Балет, Персоналии, М. Бежар
Авторы| Ольга ШАБЛИНСКАЯ Фото Геннадия УСОЕВА, ИТАР-ТАСС
Заголовок| Морис Бежар: «Балет — это опера для глухих»
Где опубликовано| «Аргументы и факты»
Дата публикации| 20021211
Ссылка| http://www.aif.ru/online/aif/1155/15_01
Аннотация|



ОБ ЭТОМ легендарном танцоре и балетмейстере говорят, что он перевернул обычные представления о балете, сломал консервативные устои хореографического искусства ХХ века. Сам Морис Бежар тоже считает себя бунтарем. И утверждает, что бунтарство ему привили русские педагоги.

Неумный танцовщик — марионетка

ЕСТЬ анекдот: «Тонул «Титаник». Не погибли только двое: политик, потому как был говно, и балерина, потому что глупа, как пробка». Вас задевает, что танцоров считают не очень умными людьми?

— Конечно же. Когда мы говорим о посредственном, энергетически блеклом танцоре, это утверждение имеет право на жизнь. Но кто у вас здесь, в России, рискнет назвать Уланову или Плисецкую глупыми?! Я часто вспоминаю остроумную фразу Майи: «В балете гораздо важнее голова, чем ноги и шея». Утверждаю со всей ответственностью: все танцоры, ставшие всемирно известными, были людьми умными. Хорхе Донн, Сильви Гиллем, Анжела Альбрехт, Иветт Шовире — у всех у них в голове работал компьютер, в памяти которого хранились практически энциклопедические данные: мировая литература, музыка, живопись…
Быть глупым, как пробка, и эффектно станцевать сложнейшую партию невозможно. Неумный танцовщик — как марионетка. А нужно танцевать чувствами. Ненапрасно одну французскую приму-балерину «Гранд-опера» критики называли «Мудрорукой». Умного танцовщика окружает некая аура, порожденная душевным миром. Театральная сцена — единственное место, где не стыдно и не страшно обнажать свою душу… И тогда балет становится мистерией…

— Марис Лиепа заметил в одном интервью: «Когда поднимаешь партнершу, тяжел не вес, а характер».

— (Смеется.) Точное определение. Психологическая несовместимость танцоров — большая беда и проблема для постановщика. В моих спектаклях всегда присутствует эротика. Там такие поддержки, где соприкасается ВСЁ! Поэтому танцоры должны нравиться друг другу, испытывать легкое возбуждение при соприкосновениях, иначе ничего не получится. Я всегда пытаюсь заочно немножко влюбить будущих партнеров друг в друга. Тогда моя задача облегчается. Я говорю: «Хотите научиться отлично танцевать — научитесь смотреть в глаза друг другу». Хорошая пара становится единым целым. От отношений партнеров зависит и простая безопасность. В балетном мире ходит много слухов: если танцор ненавидит балерину и всеми силами хочет разорвать дуэт, он может «случайно» неудачно поймать ее в прыжке.

— Почему, по-вашему, Цицерон сказал, что ни один здравомыслящий человек не будет танцевать?

— Видимо, великий оратор забыл одну вещь: в начале было не слово, а жест. Жест понятен всем без исключения. Именно поэтому балет называют оперой для глухих.

Пробуждаю генетическую память

— В ВАШЕМ всемирно известном «Болеро» есть что-то первобытно-ритуальное…

— Я горжусь этой постановкой. «Болеро» — пожалуй, единственный в мире балет, где заглавную партию может исполнять и мужчина, и женщина, без каких-либо корректировок из-за пола танцовщика.
Что же касается вашего вопроса, то я внимательно изучал и изучаю культуры Древнего Востока и Африки. Всегда делаю ставку на ритм древних ритуальных танцев. Этот ритм напоминает биение сердца. Именно поэтому древние танцы гипнотизируют, почти вводят в транс… Да, сейчас мы живем в цивилизации. Но есть еще генетическая память, и именно она просыпается, когда люди смотрят мои балеты.

Вы — первый балетмейстер, который вывел танцоров на стадионы, расположив рядом с ними хор, оркестр. В ваших балетах артисты кричат, поют, читают стихи.

— Мне скучно ставить обычные балеты. Я всегда мечтал создать синтетический балет, где танец, пение, музыка, пантомима, поэзия будут занимать равное место.
Меня часто называют самым эпатажным постановщиком балетов. Но как еще, если не с помощью эпатажа, привлечь внимание к таким важным вещам, как ядерная угроза, загрязнение окружающей среды, СПИД? Я оскорбил консервативное сознание, когда к рукам умирающего лебедя привязал консервные банки. Но добился главного — люди задумались над экологической проблемой: лебедь умирает не от колдовства и не от стрелы, а от воды, загрязненной нефтью. Мой балет о матери Терезе, посвятившей свою жизнь помощи нуждающимся, был создан для того, чтобы все заметили наконец: в этом мире — огромное количество бедных людей, и их гораздо больше, чем богатых. А проблема СПИДа? Я поставил балет на эту тему на музыку «Queen». Фредди Меркьюри не смог уберечься от этой страшной болезни, так что говорить о молодежи, которая употребляет наркотики? Часть денег от выступлений я всегда передаю больным и бедным. Моя обязанность гражданина мира не только услаждать взор людей, но и заставлять их задумываться над тем, что происходит на Земле.

— Господин Бежар, как чувствует себя человек, родившийся 1 января?

— Когда я был маленьким, день рождения всегда повергал меня в грусть. Моя сестра готовила для гостей праздничный стол. Но… Из-за обычных новогодних хлопот никто не воспринимал мой день рождения как праздник. Но самая большая проблема была, пожалуй, в том, что и на Новый год, и на день рождения я получал только один подарок…

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10951

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 16, 2006 7:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002120002
Тема| Балет, “Брель и Барбара”,“Концерт для скрипки”, “Болеро” и “Жар-птица”,
Авторы| Варвара ВЯЗОВКИНА
Заголовок| HOMMAGE БЕЖАРА
Где опубликовано| «Литературная газета» №50-51 (5905)
Дата публикации| 20021218
Ссылка| http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg502002/Polosy/art9_3.ht
Аннотация|

За последние пять лет 75-летний Бежар трижды побывал в Москве. Он знает, что в России его почитают, что проходной балет воспримется здесь мазком мастера, а не творческой стагнацией. Бежар перестал быть авангардистом – и родные французы не готовы ему это простить. Меж тем перемены, происходящие с ним, вполне закономерны для его творчества.

Бежаровский закон гласит: меняйся, пока ты жив! Ты живешь, пока меняешься! Не желая принимать условий “театра Бежара”, “свои” списывают его в архаисты на фоне ультрамодных французских хореографов. Бежар и сам начинал, говоря сегодняшним языком, как “крутой” – его “Весна священная”, “Петрушка” и “Ромео и Юлия” перевернули сознание на гастролях в 70-е годы. Далее шли балеты-феерии, балеты-медитации, балеты-послания. Он создал целую галерею балетов-портретов, посвященную великим людям, начиная с Чаплина и Нижинского, заканчивая Мальро и Юнгом. Теперь пришел черед современников, про которых он ставит балеты-воспоминания, продлевая, по его словам, память о своих друзьях. Как бы замыкая круг, его жизнь становится предметом его искусства, а балеты – дневником встреч. Но это не простая автобиография, прежде запечатленная на бумаге, в его книгах, а теперь – в танце.
“Hommage” в переводе с французского значит “дань уважения”, “благодарность”. Балеты-поклоны последнего времени полны благодарности тем людям, с которыми сводила его судьба. Балетный еретик-одиночка сегодня полон благодарности и, не стесняясь, много говорит о ней. Наверняка он вскоре сделает балет о своих русских учителях, постоянно подчеркивая, что Россия – его вторая родина. Наверняка в готовящейся “Волшебной флейте” он что-нибудь этакое ввернет из собственного детства, ведь поставил же он свой “Щелкунчик” о матери.
На этот раз программа состояла из четырех одноактных балетов. Первым шла последняя премьера “Концерт для скрипки” Стравинского. Это и есть типичный балет-hommage Бежара великой паре ХХ века – гениям Стравинского и Баланчина. Предваряя спектакль, Бежар рассказал о своей первой встрече с композитором и завершил рассказ словами: “А теперь – место музыке и танцу”. Открытый поклон в сторону мистера Би говорит о преклонении перед обожаемым неоклассиком – и тем более поразителен, что “Концерт для скрипки” был одним из последних балетов Баланчина – Стравинского.
“Брель и Барбара”, другой балет Бежара, – то личный hommage французским шансонье. Волею фантазии он соединил в одном балете голоса давно ушедшего Жака Бреля, под песни которого прошла его молодость, и Барбары, которую он близко знал долгие годы. И здесь весь Бежар – с его коллажной формой, эпизодами-феериями, танцевальными бурлесками, Бежар, упивающийся пространством и мастерски управляющий кордебалетом. Бежар, представивший Бреля и Барбару публичными, театральными и в интимной домашней обстановке (их исполнили Жиль Роман, официальный преемник труппы Бежара, и пикантная Элизабет Рос). Французское очарование, разлитое в “Бреле и Барбаре”, достигло кульминации в дважды повторенном рефрене вальса “La rose” – розы в зубах танцовщиц как отголосок густого тембра певицы.
Два других балета – “Болеро” и “Жар-птица” – хорошо известны. “Болеро” после смерти Хорхе Донна долгое время не исполнялось – Бежар считал, что мужское начало в балете ушло вместе с его исполнителем (его танцевали потом только женщины), пока ученик школы “Bejart Ballet Lausanne” Октавио Стенли не выучил балет по пленке и не попросил посмотреть маэстро. “Много ошибок”, – заключил тот, но танцевать “Болеро” разрешил. На гастролях были показаны два варианта: исполненный тягуче Октавио Стенли и графично Элизабет Рос. “Жар-птица” тоже претерпела изменения спустя время, в нынешней редакции мотив китайской революции обрисован и сведен к азиатскому происхождению исполнителя – Бежар, влюбляясь в своих артистов, менял, как это бывало не раз, под них хореографию.
О чем бы Бежар ни ставил, о революциях, экологических катастрофах или о своих встречах, любую мысль он способен воплотить в танце, не переставая думать о форме, и выглядеть при этом поразительно не суетным. Меняясь, оставаться собой и быть благодарным.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10951

СообщениеДобавлено: Пт Май 18, 2007 6:12 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002120003
Тема| Балет, БТ, Персоналии, М. Плисецкая
Авторы| Майя Крылова
Заголовок| Жизнь в воздухе
К Майе Плисецкой лебеди прилетают даже зимой
Где опубликовано| «Независимая газета»
Дата публикации| 20021202
Ссылка| http://www.ng.ru/saturday/2002-12-20/15_ballet.html
Аннотация|

Когда Майя Плисецкая танцевала в Большом театре, мы знали о ней почти все. Теперь она живет в Мюнхене, и информация доходит отрывочно. Сейчас она приехала в Москву на музыкальный фестиваль Щедрина, и у нашего корреспондента появилась возможность побеседовать с прославленной балериной.

-Майя Михайловна, чем вы нынче занимаетесь?
- В последнее время я много езжу по миру с Родионом Константиновичем. Мы часто бываем в Питтсбурге, где Щедрин объявлен "композитором года", там записываются его компакт-диски. За последний год три раза посетили Лондон, три раза летали в Америку. В Финляндии - там есть город Вааза - состоялся фестиваль музыки Щедрина. Слава Ростропович сыграл несколько концертов Родиона в Вильнюсе, Париже и Франкфурте.
Но началось все нерадостно - 11 сентября прошлого года. В тот самый день мы летели в США. Уже подлетаем к Вашингтону, и вдруг пилот объявил: "Леди и джентльмены, Америка атакована террористами, садимся в Канаде". Мы приземлились на аэродром военной базы, где провели четыре дня. Там оказались какие-то проблемы со связью, и эти четыре дня мы были оторваны от мира. Наблюдали, как живут солдаты никогда не воюющей страны. Хорошо живут. Едят до отвала, причем целый день. Щеки такие большие у всех...
Потом в Нью-Йорке состоялась презентация книги "Я, Майя Плисецкая", ее издал Йельский университет. Английский - одиннадцатый язык, на котором напечатаны мои воспоминания.
- Вы приехали в Москву на музыкальный фестиваль Щедрина, а не как знаменитая балерина Плисецкая. Статус "мужней жены" вас устраивает?
- Я очень радуюсь, когда меня называют "мадам Щедрин". Это новая роль в моей жизни.
- В России вас знают прежде всего как великую классическую балерину. А вы много лет назад сказали, что классика вам надоела...
- Еще в балетном училище так получалось, что, когда меня ставили в концерты, это всегда были новые постановки. Классические балеты я любила, но, когда я их все перетанцевала, мне захотелось исполнять что-то другое. То, чего никогда раньше не было. Поэтому я обожала балет "Кармен", его поставили специально для меня, под мои актерские возможности. Я ведь с пяти лет мечтала стать актрисой. В балет меня отдали, а я хотела играть или в драмтеатре, или в кино. Помню, Рубен Симонов, возглавлявший Театр имени Вахтангова, уговаривал меня перейти к нему: "В балете ты рано перестанешь танцевать, а в драме можно играть всю жизнь". Но я как раз тогда получила партию Раймонды...
Когда я впервые увидела "Болеро" Мориса Бежара, я просто заболела. Я бредила этим балетом, первый раз в жизни мне захотелось станцевать то, что ставили не для меня. Но и классику, которую тоже когда-то поставили не на меня, я исполняла по-своему. И меня за это часто ругали: ломает каноны. А я не нарочно, просто мне казалось, что так будет музыкальнее, интереснее.
- Подсчитано, что за тридцать лет вы станцевали 800 "Лебединых озер". Что для вас образ лебедя? Вот Анна Павлова так любила лебедей, что часто с ними фотографировалась, держала их в своем английском имении...
- В Тракае, где у нас дом, тоже живут лебеди. Я вам расскажу совершенно мистическую историю. Мы уже несколько лет встречаем в Литве Новый год. В прошлом году мы прилетели туда 30 декабря. Наш дом стоит на озере. И вдруг мы видим, что с озера к дому летят четырнадцать лебедей - сказать "здравствуйте".
- Лебеди зимой?
- Вот именно. У нашего дома они появились всего на час. А дальше было вот что. На днях мне звонят из Тракая: "Майя Михайловна, верьте или не верьте, но 20 ноября прилетали семь лебедей". Это день моего рождения. Они меня поздравляли, я так думаю.
Жалею, что никогда не вела счет, сколько раз я станцевала "Умирающего лебедя". Но если вы напишете "пятьдесят тысяч" - не ошибетесь. В этом маленьком балете, который Михаил Фокин поставил для Павловой, я каждый раз танцевала иначе. Я вообще импровизатор по натуре. На меня жаловались балетмейстеры: на Плисецкую невозможно ставить, она все равно сделает по-своему. Фокинского "Лебедя" мне интересно танцевать всегда. Как-то в Лиссабоне я бисировала номер четыре раза - и каждый раз по-иному: выходила на сцену то лицом, то спиной, то слева, то справа.
- Критики называют вас трагедийной балериной, а вы как-то обмолвились, что мечтали о комедийных ролях...
- Да, но эта мечта почти не осуществилась. Так получилось, что и "Кармен", и "Чайка", и "Дама с собачкой" - серьезные вещи. Только в "Дон Кихоте" чуть смеховая роль, и все. Но на самом деле я всю классику танцевала немножко с юмором. Мне казалась, что, если все это делать на полном серьезе, будет скука смертная. Например, в "Раймонде" я в последней вариации нарочно усиливаю венгерский уклон. Я всегда очень любила народно-характерные танцы: мазурки, краковяки, у меня в школе по ним были хорошие отметки.
- Отвечая на вопрос о любимых балеринах, вы называли три имени: Галина Уланова, Марина Семенова и Алла Шелест. Ни одной иностранной фамилии...
- Я всегда говорю: "Это мое мнение, и я с ним считаюсь". Часто мое и общее мнения совпадают, но не всегда. Когда-то на меня произвела большое впечатление балерина Люпп Серрано из Южной Америки. Люблю Эрика Бруна - он великий датский танцовщик, признан во всем мире. Гилен Тесмар и Микаэль Денар - прекрасный дуэт из Парижа, как они танцевали "Сильфиду"!
Мне очень нравилась солистка Парижской оперы Лиан Дейде, а ее не любили многие французы. Когда я хвалила Дейде, они изумлялись. У меня были слезы, когда она играла сцену сумасшествия в "Жизели", - больше ни от кого не было. После гастролей Гранд-опера в Москве от Дейде-Жизели многое позаимствовали наши ведущие балерины. Даже Уланова, которая ни с кого ничего не брала, с нее кое-что взяла.
А Шелест была великой артисткой. На таком уровне это в балете почти не бывает. И Алексей Ратманский. Как артисты на меня никто не произвел такого впечатления, как эти двое.
- Вы очень многое видели, имеете возможность сравнивать. Какое место российский балет занимает в мировом балете на сегодняшний день?
- Все решается на индивидуальном уровне. Сегодня можно снять на видео все свои роли. Пленки научили танцевать: смотришь, учишься, исправляешь недостатки. Если ты, конечно, умеешь их видеть.
- "Люди не делятся на классы, расы и государственные системы. Только на хороших и плохих. Плохих гораздо больше, хорошие - исключение, подарок неба". Это цитата из вашей книги. Вы и сейчас так думаете? И много ли в вашей жизни было таких подарков?
- К сожалению, это так. Люди себялюбивы. Не самолюбивы, а именно себялюбивы. Я преклоняюсь перед мудростью Лескова. Помните его строки: "Не стоит село без праведника"? Я этих праведников встречала, но их безумно мало.
- Не назовете?
- Моя покойная домработница Катя. Совершенно лесковский тип - человек великого терпения. Я расскажу вам один случай. Щедрин - заядлый рыбак, и было время, когда он ездил на зимнюю рыбалку куда-то далеко, за двести километров от Москвы. Вставал в три часа ночи. Чтобы не беспокоить меня, Катя и Щедрин придумали способ: муж спал со шнурком на ноге, а Катя, просыпаясь по будильнику, приоткрывала дверь и дергала за другой конец шнурка. Так было в декабре и январе, потом подледный лов кончился. И где-то в мае Катя ему говорит за завтраком: "Хозява (она так звала хозяина - "хозява"), ты бы выключил будильник, а то он меня каждую ночь в три будит". В мае!
- Вы знакомы с массой знаменитостей: от Марка Шагала и модельера Кардена до братьев Кеннеди и Юрия Гагарина. А есть ли человек, с которым мечтаете познакомиться?
- Нет. Для меня идеал человека - мой муж.
- И Родион Константинович, и вы часто говорите одно и то же: за долгую совместную жизнь вам не было скучно и пяти минут. Как вам это удается?
- Никак. Это само собой происходит. Он никогда меня не раздражал, ни разу не обидел, ни разу не сделал ничего такого (не только в отношении меня), что бы мне не понравилось.
- В Москве у вас было два хобби: раскладывание пасьянсов и футбол. А в Германии?
- Хотя моя жизнь проходит на три дома, но главным образом в воздухе, все это осталось. Сейчас мы редко ходим на стадион - смотрим футбол по телевизору. Очень переживаем. Я болею за того, кто хорошо играет. А раньше - за ЦСКА. Щедрин в футболе профессионально разбирается, мог бы судить матчи. И был бы не таким бессовестным судьей, каких мы видим на поле. Они делают что-то немыслимое: захотел - засчитал гол, захотел - не засчитал. Что судьи делали с итальянцами! Не знаю, как болельщики их не убили на месте. Народ простил последний чемпионат мира только потому, что первое место все же получили бразильцы - лучшие из лучших.
Только одно дело я забросила за границей - перестала коллекционировать смешные фамилии. Раньше занималась этим с большим увлечением. Вот вырезки до сих пор лежат в шкафу. В "Вечерней Москве" публиковались объявления о разводах и смене фамилии. Были очень смешные случаи. У человека курьезная фамилия, а он ее оставляет, но меняет имя. Галину на Марину, к примеру, а остается - Глистенкова. Или некто Негодяев сменил имя и фамилию на Евгения Онегина.
- Откровенностью своих мемуаров вы задели многих людей и, видимо, нажили новых недругов. Собираетесь ли писать продолжение?
- Я просто рассказала свою биографию. И не разрешила ее редактировать. Если есть мои ошибки - они при мне. Что касается недругов, могу сказать о себе словами писателя: "Я вовсе не хочу, чтобы меня все любили". Продолжение? Не исключаю, но пока всерьез не думала об этом. С 1991 года я уже не веду дневников.
- О вас ходит красивая легенда, что звание почетного профессора МГУ вы получили третьей в его истории - после Шиллера и Гете. Какие из многочисленных званий и наград наиболее вам дороги?
- Аплодисменты публики. Главнее этого нет ничего. Но награды тоже согревают. У меня семь наград Франции, и орден Почетного легиона мне очень нравится. Однажды в Кремле меня спросил высокопоставленный российский чиновник: "А как вы получили этот орден? Он дается только участникам Сопротивления". Я ему ответила: "Я и есть сопротивление". Всю жизнь чему-нибудь сопротивляюсь.
Нравится мой последний орден - "За заслуги перед Отечеством" второй степени, который я получила от Владимира Владимировича Путина. Он похож на царскую награду. Меня постоянно спрашивают: "А что же надо сделать, чтобы получить орден первой степени"? Отвечаю: надо быть президентом страны, потому что по уставу первая степень этого ордена вручается лишь руководителям государств. Такой орден имеют два президента: Жак Ширак и Борис Ельцин.
- В третьей фразе ваших мемуаров написано: "Про меня наплели кучу небылиц"...
- Говорят, что хотят. И пишут тоже. Когда меня не выпускали за границу шесть лет, мне Гонтарь, первый зять Хрущева, сказал: "На вас горы доносов". Но не все так плохо. Вот на днях передо мной извинился "Московский комсомолец" за публикацию. (Юная израильская гражданка объявила себя внебрачной дочерью Плисецкой, о чем в "Комсомольце" была статья. - М.К.) На случай, если все это снова начнут раскручивать в прессе, мне пришлось взять у врачей справку, что я женщина, не рожавшая детей.
- Серьезно?
- Совершенно серьезно. Но доказывала я другим: в те дни, когда эта псевдодочка "родилась" в Ленинграде, я танцевала с Большим театром в Австралии, программа называлась "Майя Плисецкая и Большой балет", а сразу же после этого - в Париже с Бежаром. Пришлось запрашивать Францию, и они прислали рецензии с точными датами. Не говоря уже о моем возрасте: для родов было поздновато.
- А чего девушка хотела - денег или знаменитую маму?
- Знаменитую маму. А скорее всего и то и другое. Ей бы пригодилось, потому что она занимается балетом. Лет двадцать назад у меня таким образом уже был "сын". Но там все выяснилось быстрее: в момент его "рождения" мне было девять лет.
- На что вы любите тратить деньги?
- Это моя вторая профессия - тратить деньги. Ни на что, а просто так. Деньги у меня не залеживаются.
- Но вас, кажется, никто не видел в бриллиантовых колье, очень дорогих шубах или в собственном лимузине... - Мне это не нужно. Даже то, что было, я часто теряла. Придешь выступать на концерт, снимешь серьги (нельзя же умирающего лебедя танцевать в камешках), где-то оставишь, потом хватишься - серег нет. Я стала любить серебро. Оно красиво и освещает лицо.
- Вы пишете: "Не хочу, чтобы мне опять было двадцать лет". Почему?
- Жизнь уже так прожита, как прожита. Во второй жизни я не сделала бы многих ошибок, но у меня такой характер, что непременно совершила бы новые.
- А я думала, что вы имеете в виду молодость при таком общественном строе, что второй раз не захочешь.
- Это само собой.
- Фантастическая версия: Плисецкой предлагают заново прожить жизнь в другой стране...
- Наверное, все равно нет. Здесь моя родина.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10951

СообщениеДобавлено: Вт Янв 13, 2009 1:48 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002120004
Тема| Балет,
Авторы| Ярослав Седов
Заголовок| Путеводитель по елке
Где опубликовано| Еженедельный журнал №050
Дата публикации| 25.12.2002
Ссылка| http://supernew.ej.ru/050/life/art/02shelkunchik/index.html
Аннотация|

В предновогоднем балетном ассортименте есть «Щелкунчики» сладкие и горькие, в шоколаде и в скорлупе



Судьба балета «Щелкунчик» напоминает историю его главного персонажа — романтического принца, превращенного в детскую игрушку. Мариус Петипа задумывал постановку к столетию Великой французской революции. Сценарий он писал по сказке Александра Дюма, превратившего фантасмагорию Гофмана в мелодраму. Когда выяснилось, что цитаты из «Марсельезы» и танцы санкюлотов не пройдут на императорской сцене, пожилой хореограф охладел к замыслу. Он оставил лишь рождественскую феерию с танцами в царстве сластей и сплавил постановку второму балетмейстеру Льву Иванову. Музыку заказали Чайковскому, только что написавшему «Пиковую даму» и мучительно размышлявшему о роке и смерти. Композитор выполнил сценарные предписания, но от своих тем не отвлекся. Трагические интонации слышатся даже в самых безмятежных сценах «Щелкунчика», а в кульминациях звучат прямо-таки трубы апокалипсиса.
Поставить этот балет «по Чайковскому» означало бы совершить не бутафорскую, а настоящую художественную революцию. Лев Иванов, талантливый хореограф и тонкий музыкант, постановщик классического «Лебединого озера», должно быть, оценил проблему как никто другой. И не взялся ее решать. Он заключил симфонию Чайковского в конфетную обертку феерии. Апокалипсиса никто не заметил. Спектакль не имел успеха и тихо сошел со сцены.
С тех пор каждый, кто ставит «Щелкунчика», бьется над тем, как «расколдовать» этот балет, высвободить романтические страсти из оболочки рождественской игрушки.
Симфония о елке
Самый серьезный «Щелкунчик», поставленный Юрием Григоровичем и Симоном Вирсаладзе в 1966 году, идет в Большом театре до сих пор. Григорович и Вирсаладзе попытались проникнуть в философские глубины сказки Гофмана, музыки Чайковского и совместить одно с другим. Они были первыми, кто ушел от феерии и сочинил новый сценарий. В их «Щелкунчике» действие представлено как путешествие героев по елке. Преодолевая путь к вершине, они проходят разные испытания. Сюжет развивается как драма взросления героини, вырастающей из своих детских грез.
Здесь есть множество старых добрых театральных чудес: снег из нарезанной бумаги, полеты персонажей над сценой, танцы с горящими свечами, растущая на глазах зрителей елка, Мышиный король, поднимающийся из люка в клубах пара, и тому подобное. Мыши Большого театра — самые живописные и страшные по сравнению с мышами из других московских постановок, а Щелкунчик-кукла в исполнении танцовщицы-травести — самый забавный и трогательный. Пару лет назад в Большом установили новую мощную светоаппаратуру, отчего декорации, выдержанные в духе детских рисунков, стали казаться выцветшими, а игра теней и полутонов потускнела. Но со сложной хореографией артисты справляются успешно, а молодые балерины Нина Капцова и Анастасия Горячева представляют виртуозную партию Маши как серьезную драматическую роль.
Несмотря на ажиотажный спрос, Большой в канун новогодних праздников из года в год показывает «Щелкунчика» пять-шесть раз, а не пару десятков, как делают во всем мире. Но в этом году к представлениям на основной сцене добавится два спектакля в недавно открытом филиале.
«Щелкунчик» в изгнании
Самые интересные петербургские «Щелкунчики» идут не на главной балетной сцене города. Напротив Мариинки, в Театре консерватории, можно видеть версию Никиты Долгушина, попытавшегося стилизовать спектакль XIX века. В Театре оперы и балета имени Мусоргского идет постановка Игоря Бельского, ровесника и однокурсника Юрия Григоровича. Это тоже философская поэма, но не о взрослении, а о любви. Здесь подчеркнуты трагические музыкальные моменты, Дроссельмейр выведен злым провокатором, вальс снежинок выглядит не идиллическим порханием балерин в белых пачках, а бураном, грозящим разлучить и раздавить героев. Чтобы оттенить драматические эпизоды, Бельский поставил смешные и красочные сцены новогоднего праздника Маши и ее друзей, остроумные танцы кукол.
Мариинский театр пощадил зрителей и не стал под Новый год пугать их последней версией «Щелкунчика», оформленной Михаилом Шемякиным. В этой постановке сцена загромождена чудовищными тушами, предназначенными к разделке, яркими витыми колоннами, напоминающими казино Лас-Вегаса, фирменными шемякинскими масками, на сей раз изображающими крысиные морды, и тому подобной нечистью. Танца почти нет (хотя бы потому, что для него на сцене забыли оставить место); есть дефиле персонажей в громоздких костюмах.
Подобные версии «Щелкунчика», где главное не танец или концепция, а лишь причудливые декорации, показывают в канун Рождества сотни заурядных трупп Европы и Америки. У них нет денег на хороших хореографов и танцовщиков, а заработать «на елках» хочется. Однако за рубежом подобные шоу создаются на один сезон, а у нас выдаются за вечное искусство.
На радость балетоманам в Мариинском театре после Нового года пойдет старый «Щелкунчик» в постановке Василия Вайнонена. Это дивертисмент, созданный еще до того, как стало модным придумывать новые концепции «Щелкунчика». Он основан на находках предшествующих постановок и развивает лучшие мотивы хореографии Льва Иванова. Это и есть классический петербургский «Щелкунчик»: не столько сон героини о сказочном царстве, сколько воспоминание о феерической эпохе императорского балета. Его теперь танцуют учащиеся Академии русского балета. Оформление Симона Вирсаладзе, где сквозь радужную дымку проступают морозные узоры, тени еловых лап, огни и разноцветные игрушки, выдержано в стиле «Мира искусства». Оно делает зрелище праздничным, но в то же время создает ностальгическую атмосферу.
Веселые картинки
Версия Вайнонена использована и в большинстве новых московских «Щелкунчиков», которых теперь в столице около десятка. Самый представительный — в Театре балета Натальи Касаткиной и Владимира Василева. Они поставили спектакль не о победах Щелкунчика над мышами (они здесь не страшные, а забавные) и не о любви. У них получился праздничный детский утренник. Яркие декорации Льва Солодовникова и костюмы Елизаветы Дворкиной напоминают милые, но аляповатые картинки из книжек для самых маленьких. Сюжет обозначен приблизительно: неясно, видит ли героиня оживших кукол во сне или разыгрывает сказку о Щелкунчике вместе со своими сверстниками в маскарадных костюмах. Действие выглядит так, будто его придумал ребенок, постоянно отвлекающийся от главной темы сочинения на посторонние детали. Однако смотреть спектакль приятно: танцы изобретательны, исполнители артистичны.
Спектакль Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, поставленный Дмитрием Брянцевым, тоже основан на версии Вайнонена. Но и декорации, и жанровые эпизоды здесь гораздо скучнее, чем у Касаткиной и Василева. Выручают лишь обаятельные исполнительницы главной партии — трогательная Наталья Ледовская и аристократичная Татьяна Чернобровкина.
Самая аляповатая московская постановка такого рода — в театре «Кремлевский балет» под руководством Андрея Петрова. А самые курьезные версии — в Камерном балете «Москва» и антрепризе Гедиминаса Таранды. Из-за нехватки исполнителей тут порой отсутствуют те или иные персонажи, а те, что есть, будто позаимствованы из других спектаклей. Артистов приглашают со стороны. Но не спешите радоваться известным именам на афишах. Иногда это только приманка. Бывало, знаменитые танцовщики узнавали, что были объявлены как участники очередного «Щелкунчика» лишь после того, как новогодние спектакли заканчивались.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Пт Дек 08, 2017 2:09 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002120005
Тема| Балет, МАЛЕГОТ, «Ярославна», Персоналии, Олег Виноградов, Юрий Любимов
Авторы| ЮРИЙ ВАСИЛЬКОВ, фото из архива автора
Заголовок| БАЛЕТ: ТЕХНОЛОГИИ ЮРИЯ ЛЮБИМОВА
Где опубликовано| Петербургский театральный журнал № 2 [32] 2003
Дата публикации| декабрь 2002
Ссылка| http://ptj.spb.ru/archive/32/historical-novel-32/balet-texnologii-yuriya-lyubimova/
Аннотация|

Балетный театр — эпизод, затерявшийся в большой творческой жизни Ю. Любимова. Может быть, сам мастер и не придал этому событию какого-либо значения, но, как часто бывает, оставил в истории балета значительный художественный след. Это событие произошло в МАЛЕГОТЕ, который в то время (1974 г.) еще не утратил статус «творческой лаборатории» оперного и балетного искусства.



Приглашение к сотрудничеству драматического режиссера как режиссера балетного спектакля — явление достаточно редкое. Подобного не практиковали со времени «Ромео и Джульетты» С.Прокофьева, Л.Лавровского с участием С.Радлова, в 1940 году, в театре им. Кирова. Ю.Любимова позвал О.Виногралов.

Хореографические размышления — так был определен жанр балета «Ярославна», сочиненного композитором Б.Тищенко по текстам «Слова о полку Игореве». Юрий Петрович говорил о русскости темы, своеобразии исторического момента, запечатленного в литературном источнике, и полемичности взглядов специалистов. О бессмысленных усобицах, губящих Русь, политическом авантюризме князей, лидеров государства, и их ответственности перед народом. Любимов заражал необычными для балета технологичными приемами образного раскрытия движения; лихо показывал, как, ударяя ладонями в колено, можно достичь эффекта выбивания зубов в сценической драке. Или как при косьбе «выкашивается» свет до полного мрака. Он настраивал на трагический тон событий, повлекших за собой трехвековое татарское иго. Концепция существенно отличалась от величественной традиции, характерной для эпической оперы Бородина. Мы и не предполагали, что в связи с этим спектакль ожидают серьезные испытания худсоветов в Питере, Москве и восторженный успех в Авиньоне, на фестивале Жана Вилара в 1976 г.

Процесс работы был необычным. О. Виноградов ставил, вернее, предлагал пластическую тему, отдельные движения, комбинации. На репетициях в порядке импровизации в ход шли элементы акробатики, случайные падения, стойки на плечах, поддержки и всякие выверты, которые фиксировались как хореографический текст. Любимов же подсказывал трактовку, раскрывая смысл эпизода. Он как бы снимал балетную опрятность, оголяя нервную сущность графики движения, связки или целой комбинации.

На первой репетиции эпизода «Усобицы», в котором участвовали четыре князя, Юрий Петрович сказал, что мы не должны танцевать, по-балетному имитируя драку, и обратил внимание на слово «свара», его смысловую, энергетическую емкость. «Пластический текст должен быть выразительным настолько, чтобы вызвать ужас от кровью залитой земли», — говорил он. Позже именно это и вызывало недовольство худсовета. Вся сцена свары критиковалась как слишком жестокая, не соответствующая русскому характеру. О.Виноградов придумал прыжки с разбега друг на друга в «ласточку» с удушающим захватом за горло, которые рождали агрессию, тупой рык и стоны. После очередной пробы все упали, и возникла пауза отдыха. Потом опять команда «приготовились». Встав из положения «сидя на коленях», Е.Мясищев, опираясь на балетную «палку», выжался на подъемы. Любимов заметил и попросил: «Женя, попробуйте без опоры на секунду задержаться на подъемах и в падении наскакивать на Юру, вместе рухнуть, раскатиться, и Юра повторяет все, наскакивая на вас». Устоять в таком положении нереально, его можно было зафиксировать только благодаря концентрации мышечных усилий и взрыва энергии. Так родилось, пожалуй, самое образное — копытообразное, колченогое, наполненное яростью движение, которое трудно описать. Самое точное представление о нем, может быть, дает слово «вздыбленный». В технологии этого движения уже была заложена правда силы и энергии. Но когда впоследствии на каждом спектакле приходилось напрягаться, Женя сам был не рад, что дал повод придумать такой сложный эпизод.



В конце свары должен был появиться Святослав и примирить князей. Ю.Любимов предложил, чтобы он вышел с пучком стрел и дал каждому по стреле, а князья ломали их. Когда он предлагал сломать пучок стрел, все понимали, что сделать это невозможно. Так был решен эпизод усмирения князей.

Многое в те времена нам не разрешили по технике безопасности. Например, стрельбу из лука, для чего был приглашен инструктор и выделено специальное репетиционное время. По замыслу половцы должны были, пройдя в контражуре по авансцене, стрелять в «задник», на котором были письмена «Слова». С этого начинался спектакль, и в программке так и осталось название «Стрелы половецкие». Или в сцене «Затмения» на беснующуюся от страха дружину опускались и прижимали ее к планшету сцены все софиты. Возникало настоящее чувство смятения, когда мы оказывались под слепящим «потолком». Обе сцены с разным интервалом времени выпали из спектакля. Нехарактерный для балета прием использовался в сцене с плакальщицей, которая выносила ушат с водой. В полной тишине было слышно журчание воды, когда она выжимала тряпку. Плакальщица омывала покойника, и тряпка в ее руках окрашивалась кровью.



О.Виноградовым были разработаны ключевые композиции: «Барельефы княжеств», «Курганы», конструкции половецких танцев, и самым неожиданным оказалось то, что они исполнялись женским ансамблем на пуантах. Партия Кончака также была поставлена на пальцах. Помню, как во время репетиции кульминационной сцены победы половцев над дружиной Игоря и его пленения О.Виноградов поставил «прочесы» по три женщины в композиции «Тачанка». Две крайние балерины делали скачки с передвижением в позе attitude вперед и назад, а в середине — наоборот. Вдруг Ю.Любимов сказал: «Олег, можно попросить крайних девочек в это время мелко трясти ладошками?» То же самое он попросил А.Мальгину, танцевавшую Кончака, ее в это время поднимали в центре композиции. Стали пробовать. Громыхающая орда приобрела острые садистские черты, слилась с музыкой, и все вместе наводило ужас, выходящий за рамки привычных представлений о балете. Пластическому действу был задан эпический масштаб. Необычная функция женского кордебалета лишь подчеркивала столкновение мужской сущности воинственных амбиций и простых чувств Ярославны, а по физическим и эмоциональным нагрузкам, выпавшим на долю мужского кордебалета, «Ярославну» вряд ли можно сравнивать с каким-либо другим балетом.
О.Виноградов великолепно поставил первый поход Игоря. С нарастанием музыки, как бы раскачиваясь, танец входил в утомленную свирепость походного шага. На одной из репетиций Ю.Любимов попросил опустить штанкеты и попробовать в конце запрыгнуть на них, размахивая шагами по воздуху. Таким образом, мы взлетали над зрительным залом, устремляясь в неведомую темноту.

Больше всего нареканий городского худсовета вызывал финал спектакля. Постепенно, незаметно для глаз, задник в глубине сцены, на котором были письмена «Слова», тлел и к концу почти весь выгорал. Несколько строк оставалось на самом верху. На фоне истлевшего внизу «листа Слова» появлялась орда (женский кордебалет), сливаясь по цвету костюмов с чернокоричневой гарью задника, и мелко топотала пуантами. Глухой гул с нарастанием распространялся в зал, заглушая последние звуки оркестра…

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3
Страница 3 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика