Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2008 - № 1 (10)
На страницу Пред.  1, 2
 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Балет и Опера -> Балет ad libitum
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 23678
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Фев 26, 2008 11:50 am    Заголовок сообщения: КНИЖНАЯ ПОЛКА ТЕРПСИХОРЫ Ответить с цитатой

Первая монография

Сергей Лалетин

Балет ad libitum № 1 (10 ) 2008, с. 53-55


Джордж Баланчин. Имя, золотыми буквами вписанное в историю мирового балета, теперь украшает титул первой русскоязычной биографии о жизни и творчестве великого хореографа. Автор книги, балетовед Олег Левенков, живет в Перми.

Прямое продолжение темы его диссертационной работы, монография о Баланчине вобрала в себя экстракт обширного корпуса зарубежной литературы и статей отечественных исследователей. Левенков развернул захватывающую картину жизненного и творческого пути хореографа. Следуя за героем, мы проходим по коридорам Петербургской школы русского Императорского балета, принимаем ангажемент легендарных Ballets Russes Дягилева, проникаем на лучшие европейские сцены, переезжаем в Новый Свет. Последняя веха – первые десятилетия работы в Соединенных Штатах. Вторая часть монографии, уже готовая к печати, охватит период с конца 1950-х по 1983-й – год смерти балетмейстера.

Основное достоинство книги, помимо подробного изложения биографических фактов (в том числе малоизвестных), заключается, безусловно, в разборах собственно хореографии. Сквозь строки проступают те тончайшие нити новаторских идей, смелых находок, что связывают работы юного Жоржа Баланчивадзе, такие как «Ночь» А.Рубинштейна, «Траурный марш» Шопена с будущими шедеврами уже признанного мэтра хореографии. Отдельная глава посвящена балету «Аполлон Мусагет» – «визитной карточке» Баланчина. Это произведение сопровождало хореографа всю жизнь, меняясь со временем, как и сам художник. Освещая историю создания спектакля, Левенков дает развернутое описание сцен с анализом структур, движений, комбинаций, «знаковых» поз. «Препарируя» хореографию, раскрывая ее подтексты, исследователь выявляет, например, «русизмы – образы русской культуры и движения, рисунки, фигуры русского народного танца» [1] в первой вариации Аполлона, в прологе и коде танцовщиц. Ницшеанская концепция «аполлонического» и «дионисийского» в искусстве также находит свое место в балете. Аполлон Баланчина сочетает в себе оба начала, доказательством чему служит сам хореографический текст: большие assemble в коде с изменением ракурса тела в воздухе, размашистые «проезды» от края до края сцены, «фавновская диагональ» во второй вариации с большими pas de basque’ами – из арсенала стихийного, дионисийского буйства танца.

Палитра хореографической полистилистики «Аполлона» представлена Левенковым во всем своем многообразии. Источниками вдохновения балетмейстера при постановке балета на основе древнегреческих мифов служили и фрески Микеланджело, и лепные миниатюры Константина Бранкузи [2], и мерцание лондонской световой рекламы, и «скульптуральность» античности, и «фронтальная вертикаль» классического балета с «царящим в большинстве красивейших комбинаций и групп» арабеском [3].

Не так подробно, как «Аполлон», проанализирована «Серенада», по мнению автора, один из величайших, если не величайший шедевр хореографа. Левенков обосновывает сюжетную основу этого балета как «инициацию» неофита, стремящегося приобщиться к миру танца, «где господствует лишь стремление к гармонии и покою, а если есть страсть, то одна – страсть к танцу» [4].

Левенков создает четкое представление о работах Баланчина. По его определению, «Блудный сын» – одно из самых гармоничных созданий дягилевской труппы, блестящая хореодрама; «Ballet Imperial» – воспроизведение балетной структуры «постромантического классицизма и барокко» Петипа, с фирменным баланчинским хореографическим tutti; «Четыре темперамента» – абстрагированный симфонический балет, первенец американского стиля хореографа; «Шотландская симфония» – произведение, вдохновленное и насыщенное балетными романтическими архетипами; «Щелкунчик» – дань прошлому, добрая сказка-феерия, «Симфония До-мажор», «Тема с вариациями», «Моцартиана», «Агон»… Список рассмотренных балетов достаточно велик.

Говоря о хореографии, нельзя не сказать об отношениях балетмейстера с музыкальным материалом. И такой разговор неоднократно возникает на страницах книги. «Видеть звук и слышать движение» – известное определение способности Баланчина находить в музыке жест – не видимый, но слышимый характер будущего движения. Жест, по Левенкову, образ деяния, которое доступно музыке только как образ движения [5]. Хореограф «рисует телами» в зависимости от пластических метафор, предлагаемых музыкой. Баланчин, сам прекрасный музыкант и почти композитор, чувствовал и воплощал одинаково свободно как жестовость романтиков и неоромантиков, отдавая предпочтение Чайковскому, так и современную ему музыкальную жестовость неоклассика Стравинского – новую, уходящую от стереотипов, позволяющую творить танец более свободный, способный к более сложным образам и метафорам.

Из научного аппарата в конце первого тома монографии даны сноски на цитируемые издания. Именные указатели, свод библиографии и иные составляющие, необходимые для серьезного исследования, по всей вероятности, мы найдем во втором томе.

Огорчает отсутствие в книге хорошей вступительной статьи. Ибо лаконичное «От автора» фактически оставляет в тени как обзор исторической проблематики темы, так и личность самого О.Левенкова.

Иконографический материал, обеспечивающий наглядное восприятие материала, здесь не облегчит чтение читателю; он идет отдельным, к тому же небольшим, блоком в середине книги.

Досадно, когда в издании плохая корректура. Местами русская «й» нахально влезает между латинскими буквами, особенно во французских словах, а опечатки порождают иногда курьезные двусмысленности (так, к примеру, сам Баланчин, а с ним Мясин, Нижинская и Лифарь оказались легендами СС века [6]). Кое-где текст вообще остался необработанным, как, например, при описании балета «Блудный сын», где на соседних страницах продублирован целый абзац[7].

Не оговорена автором и не выработана четкая системы употребления иностранных слов. Многочисленные балетные термины, за малыми исключениями данные без ошибок, иногда приобретают русскую транскрипцию. Иноземные имена даются в своем истинном написании, а названия спектаклей – в переводе на другой язык.

Но, несмотря на недочеты, ценность книги Левенкова несомненна. Великий хореограф возвращается на родину в трудах отечественных исследователей. Сперва в изданном Мариинским театром к 100-летию балетмейстера солидном сборнике, теперь в масштабной, достойной гения, историко-балетной монографии. «Грузин по крови, по культуре – скорее русский, а по национальности – петербуржец» [8], как сам себя характеризовал Джордж Баланчин, посредством исследования пермского балетоведа, стал еще ближе соотечественникам. Нам открылись новые грани его жизни, творчества, души.


[1] Левенков О. Джордж Баланчин. Пермь, 2007. С. 108
[2] Бранкузи (Брынкуши) Константин (1876-1957) – румынский и французский скульптор.
[3] Левенков. Джордж Баланчин. С.103.
[4] Там же. С. 299.
[5] Там же. С. 106.
[6] Там же. С. 69.
[7] Там же. С. 122-123.
[8] Там же. С. 64
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Балет и Опера -> Балет ad libitum Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика