Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
Книги о балете
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 32, 33, 34
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Балетное фойе
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Амалирис
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 02.07.2008
Сообщения: 8937

СообщениеДобавлено: Ср Июн 14, 2017 1:30 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Оно, Александр Македонский, конечно, герой, но первая монография о Тальони была написана еще в 1912 г. Н.В. Соловьевым.
_________________
С уважением, Андрей Галкин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 24664
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Июн 14, 2017 10:52 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Истинно так, была такая монография, читал с интересом и даже приводил когда-то выдержки на форуме.

.....

Но книгу Инны Скляревской, одного из самых умных и тонких балетных обозревателей, также обязательно постараюсь купить.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Интегра
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 24.10.2016
Сообщения: 6

СообщениеДобавлено: Ср Июн 21, 2017 11:58 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

вот эта книга замечательная, на днях закончила читать

_________________
отзывы о репетиторах по балету
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 24664
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Июл 07, 2017 2:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



Юлия Яковлева. Создатели и зрители: Русские балеты эпохи шедевров
— М.: Новое литературное обозрение, 2017. — 200 с.: ил. ISBN 978-5-4448-0689-0

Главный герой новой книги известной писательницы, критика балета Юлии Яковлевой, — Мариус Иванович Петипа, человек, который создал русский классический балет, каким мы его знаем. Но знаем ли на самом деле? Юлия Яковлева очищает историю русского балета от культурных наслоений советского времени — и погружает читателя в быт театральной конкуренции и балетомании, в условности изнурительной подготовки спектаклей и темные истории о небескорыстном покровительстве. На страницах этой книги читатель встретится с Артуром Сен-Леоном и Петром Чайковским, Вирджинией Цукки и Екатериной Вазем — люди, составившие славу русской культуры, а равно и те, кто остался лишь в учебниках по истории театра, вновь предстанут здесь как живые.

Источник: http://www.nlobooks.ru/node/8739
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 24664
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Июл 08, 2017 1:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



Екатерина Белова. Ракурсы танца: телевизионный балет – 2-е изд., перераб. и доп. - Москва, МГАХ, 2016. – 208 с. илл.

Из аннотации.
Цитата:
В монографии проанализированы основные этапы становления оригинального телевизионного балета, существующего только на телеэкране и не имеющего аналогов на театральной сцене.
Быть может, правильнее употреблять прошедшее время? Новая книга – уже 2-е издание (первое вышло в изд. «Искусство» в 1991 г., фото обложки слева, ему предшествовала брошюра общества "Знание" в 1983 и кандидатская диссертация Екатерины Петровны в 1987). С тех пор приведенная в конце книги фильмография пополнилась новыми названиями, но список заканчивается 1993 годом («Голубые танцовщицы» О. Игнатова на муз. Т. Когана с Л. Лежниной, Ленфильм). Иными словами, жанр телевизионных балетов приказал долго жить уже четверть века назад.

Тем интереснее почитать про покойничка. И хорошо бы сделать вечер в ГЦТМ, чтобы напомнить молодому поколению о старом добром времени «Графа Нулина» с Лепешинской, «Гамлета» с Лиепой, «Озорных частушек» с Сорокиной и Владимировым, «Белых ночей» и «Федры» с Тимофеевой и Лавровским, «Галатеи», «Старого танго», «Анюты» и др. с Максимовой.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
nerse
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 24.12.2016
Сообщения: 7

СообщениеДобавлено: Сб Июл 15, 2017 10:47 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Добрый день.
Ищу книги из мемуарной серии Ballets Russes.
Книги издавались с 1992 до 1999 года.
Crying or Very sad

Буду благодарен за помощь.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
AN
Участник форума
Участник форума


Зарегистрирован: 22.01.2015
Сообщения: 168

СообщениеДобавлено: Чт Июл 27, 2017 11:08 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Михаил Александрович писал(а):
Юлия Яковлева. Создатели и зрители: Русские балеты эпохи шедевров
— М.: Новое литературное обозрение, 2017. — 200 с.: ил. ISBN 978-5-4448-0689-0


отрывок из книги (о Вирджинии Цукки)
http://orloffmagazine.com/content/sozdateli-i-zriteli-russkie-balety-epohi-shedevrov
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Андрей2017
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 19.07.2017
Сообщения: 1

СообщениеДобавлено: Пт Июл 28, 2017 3:53 pm    Заголовок сообщения: Новая книга о балете Ответить с цитатой

Всем добрый день, уважаемые форумчане! Раньше я не был любителем балета, но после посещения Park Начо Дуато на новой сцене в Мариинке я был впечатлен как ребенок. Дальше был Щелкунчик в Михайловском и Лебединое Озеро, но уже в Москве.

Так вот, приобрел я по случаю в магазине Эрмитажа книгу Ольги Котловой под названием Русская Мечта. Других книг о балете у меня нет, но, почитав форум, я понял, что о ней здесь не знают, вот и решил рассказать всем, что есть и такая замечательная книга.

Получилось еле-еле, но таки вставил фотографию книги)))

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 17173
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Июл 31, 2017 4:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

http://www.colta.ru/articles/theatre/15541

«Создатели и зрители: русские балеты эпохи шедевров»
НОВАЯ КНИГА ЮЛИИ ЯКОВЛЕВОЙ — ПРЕМЬЕРА НА COLTA.RU
текст: Юлия Яковлева

Цитата:
В серии «Культура повседневности» издательства «Новое литературное обозрение» выходит новая книга известной писательницы, балетного критика и постоянного автора COLTA.RU Юлии Яковлевой, посвященная русскому балету XIX века и его главному герою Мариусу Петипа. Сегодня мы публикуем фрагмент пятой главы книги («Рождение театра»), любезно предоставленный в распоряжение редакции издательством.


ДАЛЕЕ ПО ССЫЛКЕ

___________________________________________
Про выход этой книги уже было на сайте выше
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Lysyen
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 04.06.2017
Сообщения: 24

СообщениеДобавлено: Пн Авг 07, 2017 11:55 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В Санкт-Петербурге в издательстве Телец вышла книга Чуль Ж.В.
" Юлия Махалина. Черная королева".- Спб, ООО "Телец", 2017.- 136 с, : илл
ISBN 978-5-85263-128-24
Рассказ российской артистки балета, прима-балерины Мариинского театра, народной артистки России Юлии Махалиной о своей творческой судьбе. Среди тех, с кем она работала известные мастера хореографии Константин Сергеев, Ольга Моисеева, Геннадий Селюцкий, Олег Виноградов. Она танцевала с Фарухом Рузиматовым, Игорем Зеленским, Евгением Иванченко, Николаем Цискаридзе.Активно гастролировала на ведущих сценах мира.
Сейчас балерина занимается преподаванием: передает свой опыт молодым артистам в Мариинском и Михайловском театре, а также ведет сценическую практику у иностранных студентов-стажеров в Академии русского балета имени А.Я.Вагановой.
Для любителей балета и широкого круга читателей.

Издание уже появилось в продаже в Доме книги на Невском по,28
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 24664
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Окт 14, 2017 1:48 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



Дарья Хохлова
Балет «Онегин» Джона Кранко
Русская поэзия в западноевропейской хореографии

М.: «Интурреклама-Татралис», 2017. – 144 с.: илл.
С предисловием Е. Я. Суриц

Редко приходится видеть балетоведческий труд, написанный практиком, да еще в столь юном возрасте: Дарья Холова – действующая балерина, первая солистка Большого театра России. Ее книга – первая на русском языке монография о Джоне Кранко, интерес к творчеству которого возник у Даши в результате участия в постановочных репетициях балета «Онегин» в ГАБТ весной в 2013 г.

В первой части книги рассказано о творческом пути Джона Кранко, который начался в Южной Африке, продолжился в Великобритании и достиг высшей точки в Германии. Для демонстрации вклада Кранко в развитие искусства танца автор дает очерки состояния дел в английском и немецком балета к моменту появления Джона Кранко в этих странах, прослеживает влияние русской хореографической школы. Очерки лапидарны, воспринимаются легко, но мне, как читателю, хотелось бы увидеть в монографии более развернутый рассказ об английском и немецком балете. Хотя эти небольшие эссе вполне выполняют предназначенную им роль введения в культурно-исторический контекст рассматриваемого вопроса.

Во второй части Дарья Хохлова переходит к анализу внешних, если так можно сказать, характеристик балета Кранко «Онегин»: рассказывает об истории его создания, сценографии и костюмах (здесь содержатся тонкие наблюдения о цветовых решениях образов главных героев).

Но сердцем книги является третья часть – анализ хореографического текста балета по актам. Зная балет «изнутри», Хохлова подробнейшим образом описывает пантомиму и танцевальные па героев в их взаимодействии. В этой части она уже довольно далеко отходит от популярного изложения, ее книга в большей степени приобретает характер научной монографии с использованием специальной терминологии. Читать становится труднее, но ценность этой части трудно преувеличить: все вариации и дуэты вместе с музыкой, на которую они поставлены, разобраны буквально по тактам, по отдельным движениям и позам.

Монография о Джоне Кранко основана на кандидатской диссертации, успешно защищенной Дарьей Хохловой в феврале 2017 г. в Государственном институте искусствоведения. Книга богато иллюстрирована фотографиями со спектаклей «Онегин» в Большом театре (Д. Юсупов) и в Штутгартском балете (предоставлены Фондом Джона Кранко). В монографии имеется научный аппарат, значительно увеличивающий ее ценность: список балетов Джона Кранко в хронологическом порядке, список музыкальных номеров, использованных в балете «Онегин» и список театров, где этот балет был поставлен.

В завершение мне вздумалось привести образчик текста. Я прочел книгу с интересом, но не мог выбрать подходящего фрагмента - хотелось показать форуму и то, и это. И я просто открыл книгу наугад. Мне «выпала» страничка, где рассказывается о вариации Татьяны на балу у Лариных (2-й акт). Быть может, не самое эффектный эпизод в самом балете, но и эти полторы странички текста вместе с последующим описанием флирта Онегина с Ольгой, партию которой танцевала сама Даша, дают, на мой взгляд, превосходное представление о тех сокровищах, которые интересующийся балетом читатель найдет для себя в книге Даши Хохловой.

Дарья Хохлова. Балет «Онегин» Джона Кранко. C. 109-111.

Вариация Татьяны (№ 18 ) поставлена на тему «Каприччозо» (Шесть пьес для фортепиано ор.19, № 5,1873).Вариацией этот танец главной героини назван условно. Согласно замыслу хореографа, Татьяна показывает собравшимся гостям фрагмент, который они с матерью долгое время разучивали специально для праздника. Нетрудно догадаться, что, танцуя, героиня не может не обращать внимания на сидящего за карточным столом Онегина. Нервное напряжение, граничащее с истерикой, приводит, наконец, к тому, что Татьяна «забывает» порядок движений. К счастью, Ларина, к которой в растерянности подбегает героиня, помнит дальнейшие pas. «Подсказав» их дочери и, видя, что та продолжила танец, она облегченно вздыхает. Спокойствие возвращается и ко всем присутствующим, переживавшим за именинницу.

Стоит подробнее остановиться на хореографических средствах, использованных Кранко для воплощения подобной концепции. География вариации поставлена с частым использованием диагонали из правого верхнего угла - в левый нижний (до карточного стола, за которым сидит Онегин). Исходная поза исполнительницы партии Татьяны - VI позиция на полной стопе, то есть балетмейстер специально опустил рréраration к вариации. Pas первой части неумелые и ученические, не имеют ничего общего с пластикой Татьяны в «зеркальном pas de deux. Это «школьное» VI port de bras намеренно долгий рréраration в IV позиции перед tour еп dehors в позе attitude еп arrière. В последующей ½ tour еп dedans в позе arabesque взгляд героини снова обращается к Онегину, и сразу balancé в arabesque сменяется «лихорадочным» pas етbоité, Каждый раз, когда исполняя заранее разученные движения, Татьяна приближается к столу (tours dégagés, glissade jeté - glissade pas de chat), она, словно усилием воли, заставляет себя продолжать. Наконец, после комбинации вращений (2 pirouettes еп dehors, tour temps relevé с вытянутой работающей ногой, снова 2 pirouettes еп dehors, tour temps relevé с окончанием в arabesque relevé) она переходит на простые шаги, а после renversé и вовсе не находит в себе сил продолжить. Именно здесь введен эпизод с Лариной, описанный выше. Финальная часть вариации - это круг комбинированных вращений [saut de basque, 2 petits jeté en tournant, tours chaînés; fouetté в arabesque на целой стопе, double tour dégagé, tour en dedans в позе arabesque, saut de basque, 2 petits jetés en tournant, tours chaînés; fouetté в arabesque на целой стопе, double tour dégagé, tour en dedans в позе arabesque). Все эти pas, на первый взгляд совершенно не сочетающиеся между собой, хореографически показывают крайнюю степень нервного напряжения Татьяны. В таком состоянии героиня уже не может скрывать своих чувств, и происходит следующее. Последнее pas вариации, а именно grand pas de chat, балерина выполняет совсем близко от карточного стола. Онегин не выдерживает и резко встает, ударяя по столу рукой. Кранко показывает зрителям очередную перемену в настроении героя: он считает, что Татьяна уже достаточно испытывала его терпение, и снова принимает решение отомстить за нарушение своего спокойствия. Если бы героиня смогла совладать с собой, вероятно, она бы спасла жениха сестры. Но происходит совсем не так: Татьяна снова дает волю слезам, на глазах у всех прерывает танец и, закрыв лицо руками, убегает за кулисы.

* * *

Тем самым усилия Онегина скрыть происходящее от окружающих становятся бесполезными. Татьяна уничтожает подобие «благородства», которым герой прикрывался. Теперь все присутствующие увидели и вспышку его гнева, и ее слезы. Исходя из указанного, Кранко увеличивает масштабы мести своего героя. Флирт с Ольгой во время польки, целью которого было лишь уязвить Ленского, теперь превращается в провокацию для всего присутствующего общества. Желание скандала возникает у Онегина (это видно по подчеркнутой перемене в лице исполнителя, находящегося на переднем плане), когда Ларина пытается загладить впечатление от танца дочери и приглашает всех продолжить веселиться. Ольга, подавая пример, принимается вальсировать с Ленским. С этого момента начинает действовать Онегин, «разбивая» танцующую пару (танцовщик, поворачивая исполнителей Ольги и Ленского, проходит между ними и берет Ольгу за руку).

В последующем Finale (№ 19) (Valse à cinq temps, восемнадцать пьес для фортепиано, ор. 72,1893) солирует одна пара - Ольга и Онегин. Участие Ленского в происходящем поставлено мизансценически. Внимание всех остальных гостей обращено на танцующих (во время этого фрагмента они даже освобождают солистам пространство). Хореография данной сцены подчеркивает контраст нынешнего и ранее созданного пластического образа Онегина. Здесь он с совершенно не свойственной ему стремительностью повторяет искрометные pas Ольги. Небольшие sissonne, pas emboité, pas de bourrée, fouetté и temps glacé использованы Кранко в очень быстром темпе. В этом отношении особенно показательна комбинация, названная Кранко «швейная машинка»: petit jeté еп аrrière, développé еп avant, effacé, jeté battu. Перечисленные pas повторяются танцовщиками синхронно с правой и левой ноги, сопровождаясь продвижением назад. В процессе танца Онегин все больше и больше провоцирует скандальность происходящего. Кульминацией всеобщего возмущения становится «танго» (парал-лельные шаги еп tournant у балерины на пальцах, у танцовщика - на полупальцах), во время которого Евгений более, чем было бы необходимо для танцевальной позиции, сжимает Ольгу в объятиях. Дуэт героев заканчивается кругом, походящим на историко-бытовой «pas de patineur» («танец конькобежцев»). По ходу дуэта исполнитель партии Онегина, неоднократно наклоняясь к партнерше, «шепчет» ей на ухо нечто смешное, а Ольга «смеется» на каждом вращении (этот «шепот» и «смех» специально поставлены хореографом и не являются актерской импровизацией исполнителей).

На протяжении всего дуэта Ольги и Онегина Ленский мечется по сцене, изредка пытаясь привлечь к себе внимание возлюбленной, но, в конце концов» он просто встает на пути у танцующих (поза, идентичная финалу польки). И снова Онегин заставляет его отвести глаза. По-видимому, Кранко оставил герою лишь один шанс, чтобы восстановить достоинство поведения: в тот же момент вызвать обидчика на дуэль (что и происходит).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Leshaaa
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 04.06.2010
Сообщения: 2111

СообщениеДобавлено: Сб Окт 14, 2017 2:27 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А там массовые (кордебалетные) сцены разобраны, напр., сцена на музыку полонеза из "Черевичек"?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Амалирис
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 02.07.2008
Сообщения: 8937

СообщениеДобавлено: Сб Окт 14, 2017 9:09 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да, разобран весь балет от и до.
_________________
С уважением, Андрей Галкин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 24664
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Окт 14, 2017 9:10 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Конечно, разобрана, уважаемый Leshaaa. Вот пожалуйста: прочел вопрос, не отходя от кассы отсканировал, распознал текст, расставил диакритические значки, плохо поддающиеся распознанию, поставил теги для курсива, чтобы все было, как в книге. Все для форума! Вместо утренней зарядки. Smile

Дарья Хохлова. Указ. соч. С. 119-120

Первая картина третьего акта контрастирует со всеми предыдущими фрагментами спектакля. Почерк Кранко отличается стилизацией сценической партитуры согласно изменениям обстоятельств действия. Меняются не только сценография, музыка и хореографические pas (хотя и этого было бы не мало), но и приемы работы со светом, режиссерская трактовка. Так, стремясь в первых двух актах к непрекращающемуся действию, хореограф в начале третьего акта, напротив, делает акцент на статику. Артисты, замершие в позах во время поднятия занавеса, - дань традиции, ассоциирующейся с парадностью балетов-феерий. Через эту параллель Кранко передает роскошь и торжественность петербургского бала. Кроме того, в начале акта он снова пользуется занавесом-экраном, символизирующим восприятие происходящего от лица главного героя. Луч прожектора постепенно освещает монограмму «Е.О.», делая ее ярким пятном наряду с зажженными люстрами и отвлекая внимание зрителей от чуть подсвеченных фигур участников бала. Таким образом, эта композиция заставляет задуматься, что дальнейшая история будет по-прежнему рассматриваться с позиции главного героя.

Первый номер третьего акта («Полонез») поставлен для двенадцати пар кордебалета и является иллюстрацией новой среды - Санкт-Петербурга. Присутствие на сцене «лакеев» (артистов мимического ансамбля) дополняет созданный антураж. При этом хореография номера представляется неоднозначной с точки зрения ее соответствия стилистике данной картины. Полонезом, то есть польским танцем-шествием, описываемый фрагмент можно назвать лишь условно. Во время фрагмента звучит «Польский танец» из оперы «Черевички», что, возможно, объясняет смещение счета, на который выполняется рlié с классического «три» на «два» (обобщение «польский» не диктует строгой акцентировки). Во фрагменте присутствуют также и движения классического танца в исполнении артисток балета в паре с партнерами (grand pas de chat, grand pas de basque, pas soubresaut). При спорности стилизации, танец насыщен интересными переменами рисунков и неординарным использованием простейших pas (pas chassé, pas de bourrée, «припадание», бег).

С появлением Онегина в сопровождении Гремина возвращается и сквозное развитие происходящего, без остановок для отдельных танцевальных номеров. Становится очевидным, что предшествовавший «Полонез» важен для зрительского восприятия новой обстановки.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
А.Л.
Активный участник форума
Активный участник форума


Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 414
Откуда: г.Москва

СообщениеДобавлено: Вс Окт 15, 2017 10:13 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Михаил Александрович, большое спасибо за выложенные фрагменты!
Очень интересный разбор (для меня - непрофессионала). А автора мы поблагодарим завтра!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Балетное фойе Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 32, 33, 34
Страница 34 из 34

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика