Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2017-04
На страницу Пред.  1, 2
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Газетный киоск
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 9913

СообщениеДобавлено: Вт Май 16, 2017 5:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2017043103
Тема| Музыка, Опера, Премьера, «Риголетто», Персоналии, Т. Кулябин
Автор| Роман Должанский
Заголовок| "Риголетто" ушел в политику
Тимофей Кулябин актуализировал Джузеппе Верди
Где опубликовано| Коммерсант
Дата публикации| 2017-04-12
Ссылка| http://www.kommersant.ru/doc/3268983
Аннотация| Премьера

В Вуппертальской опере прошла премьера оперы Джузеппе Верди "Риголетто" в постановке российской творческой команды под руководством режиссера Тимофея Кулябина. Рассказывает Роман Должанский.

У Верди, как все знают, Риголетто — придворный шут и горбун. Когда поднимается занавес Вуппертальской оперы, никакого горбуна на сцене нет, впрочем, народу в первой сцене много — можно и не заметить. Человек в ярких клоунских одеждах, правда, есть. Но, поскольку именно он вступает первым, он не Риголетто, как имел полное право подумать зритель, а герцог Мантуанский. Это первая, но не самая главная и не самая сильная неожиданность, поджидающая публику в новом спектакле Тимофея Кулябина.

К удивительным приключениям сюжета готовят уже титры, возникающие на занавесе. Они сообщают, что действие оперы происходит в наши дни в Мантуе, но только здесь она не затерянная во времени и пространстве итальянская провинция, а вымышленное восточноевропейское государство, в котором правит партия "Единая Мантуя". Здешний Герцог — глава этой партии, а фактически коррумпированной группировки, захватившей власть в стране. С победой на выборах в первой сцене все друг друга как раз и поздравляют. Не последнюю роль в торжестве "демократии" в Мантуе сыграло пропагандистское телевизионное шоу, которое ведет опытный манипулятор общественным мнением и проводник генеральной линии по имени Риголетто. Он не горбун, а слово "шут" по отношению к нему употребляют в кавычках.
Что бы ни ставил в драматическом театре Тимофей Кулябин — Ибсена, Эврипида или Чехова,— он не расцвечивает канонические тексты современными красками, а читает их глазами современного человека. И потом как бы сочиняет заново на сцене, так, что зритель не должен делать никаких скидок на "классичность" материала, но может понять все мотивы героев и сценические обстоятельства, исходя лишь из своего сегодняшнего опыта. В этом смысле приход Кулябина в оперу (это его четвертый оперный спектакль и фактически зарубежный дебют в роли постановщика) — нелегкое испытание для него. Лучшие оперы, как все знают, часто написаны на столь причудливые, а то и полусказочные сюжеты, что остается только развести руками и улыбнуться: условный жанр, но ради великой музыки публике приходится мириться со словами и поступками, которые нельзя ни оправдать, ни принять на веру.

Вердиевский "Риголетто" в этом смысле один из самых сложных примеров. Можно сказать, что борьбу за правду жизни на оперной сцене Тимофей Кулябин выиграл у Франческо Марии Пьяве если и не всухую, то с разгромным счетом. Для этого ему, правда, пришлось не просто придумать новые социальные функции многим героям истории, но кое-где подменить слова и передоверить несколько реплик другим персонажам. Не вдаваясь в подробности музыкального решения, нужно сказать, что режиссеру повезло найти понимающего его замысел союзника в лице дирижера Йоханнеса Пелла. А в трио солистов, впечатливших вокальным уровнем премьеры, двое были приглашены из России: Джильду спела Руслана Коваль из Большого театра, а заглавную партию — Павел Янковский из Новосибирского театра оперы и балета.
На поле противника, то есть в какой-нибудь итальянской оперной академии, режиссеру с такими предложениями, возможно, не удалось бы дожить до премьеры, даже имея союзников. Но на нейтральной территории, в немецкой провинции, свободы намного больше. Оперный театр Вупперталя до сих пор знаменит был в основном тем, что на его сцене долго жил танцевальный театр покойной Пины Бауш. Теперь же новый интендант местной оперы Бертольд Шнайдер пробует принести городу новую, оперную славу. Частью этой стратегии и было приглашение российской постановочной группы (специально для некоторых российских "аналитиков" нелишне напомнить, что предложение было сделано еще до расправы с "Тангейзером").

Спектакль, вышедший в Вуппертальской опере, смотрится как напряженная драма, местами почти как оперный экшен. В нем столько поведенческих поворотов, психологических деталей и сюжетных подробностей, что пересмотреть его хочется сразу после того, как отгремели аплодисменты. И это при том, что художник Олег Головко свел все места действия к двум — отделанному деревянными панелями кабинету властителя с видной зрителю соседней подсобкой-курилкой и холлу элитной психиатрической клиники, в которую наведывается развратный Герцог, любящий ролевые сексуальные игры с переодеваниями. Где развести персонажей по комнатам для фокусировки внимания на важных в этот момент дуэтах, как хлопнуть дверью, где использовать видеоэкран (как в эпизоде с заключением Монтероне) — все продумано до мельчайших деталей, и все работает на замысел.

Тимофей Кулябин поставил "Риголетто" о том, как служба неправедной системе разрушает личность, делает ее уязвимой и несчастной. И все, что человек пытается сохранить в себе и для себя, он рано или поздно приговорен потерять. В вуппертальском спектакле умный, но сознательно вставший на сторону власти Риголетто в конце концов жертвует дочерью, желая спасти ее. Очевидно, что Джильда, которая долго содержится в клинике для душевнобольных,— главное, что есть у героя. И если события, вина за которые лежит пополам на роковой предопределенности и бесстыдстве социума, приводят к ее гибели, то для Риголетто даже трагедия не способна ничего изменить. В финале лишившийся смысла жизни герой, прикрыв тело дочери полиэтиленовыми пакетами с мусором, возвращается в кабинет Герцога на очередное совещание
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 9913

СообщениеДобавлено: Вт Май 16, 2017 5:37 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2017043103
Тема| Музыка, Парижская опера, Премьера, Персоналии, Д. Черняков, А. Гарифуллина, Е. Манистина, В. Огновенко
Автор| Роман Должанский
Заголовок| Коллективное бесчувственное
Дмитрий Черняков поставил "Снегурочку" Римского-Корсакова
Где опубликовано| Коммерсант
Дата публикации| 2017-04-18
Ссылка| http://www.kommersant.ru/doc/3297773?utm_source=kommersant&utm_medium=all_levo&utm_campaign=vybor
Аннотация| Премьера

На сцене Opera Bastille состоялась премьера новой постановки "Снегурочки" Римского-Корсакова. Спектакль сделала российская постановочная группа под руководством режиссера и сценографа Дмитрия Чернякова и дирижера Михаила Татарникова. Из Парижа — Роман Должанский.

Пока зрители рассаживаются, на сцене уже начинается спектакль — к прологу оперы Дмитрий Черняков добавил "предпролог". Лесная поляна окружена деревьями и разноцветными домиками, мы видим что-то вроде летнего лагеря или турбазы, на которую (видимо, это день заезда) собираются современно одетые люди. Они осваиваются, разбирают вещи, знакомятся; а занавес тем временем закрывается, чтобы, открывшись через несколько минут, явить уже пролог оперы, который приносит еще большую неожиданность: ни леса, ни языческой Руси, только строгий павильон — современный балетный класс, высокие кремовые стены, пианино, доска объявлений, двери, зеркала...

Весна-Красна и Дед Мороз у Дмитрия Чернякова — обыкновенные мужчина и женщина, у которых когда-то родилась дочь Снегурочка. Она жила с отцом, потому что мать, судя по всему, хотела посвятить себя высокому искусству, но не вышло, и теперь она преподает в детской танцевальной студии. А отцу, хмурому и тоже не сильно удачливому, нужно уехать в Сибирь. Дочку, девушку слегка не от мира сего, девать некуда. Пока отец и дочь ждут короткого семейного совета, Весна важно наставляет толпу малолетних учеников, готовящихся к костюмированному утреннику (женский хор "птиц" заменен на детский — в пестрых птичьих костюмчиках). Отлично сыгранная Еленой Манистиной и Владимиром Огновенко психологическая сцена завершается решением родителей отправить девушку в летний лагерь — тот самый, что мы видели в начале спектакля.
В том, что это за лагерь, заключена главная идея спектакля Дмитрия Чернякова. Отбросив вроде бы неотрывный от "Снегурочки" сказочный, фольклорный жанр, режиссер вернул его как внутреннее обстоятельство сюжета. Архаика, которая у многих сегодня вызывает патриотическое умиление, в парижском спектакле оказывается страшным и опасным поветрием социума. Летний лагерь оказывается собранием людей, любящих ролевые игры с неоязыческим уклоном — венки, сарафаны, рубахи и прочие "посконно-исконные" детали сначала покрывают, а потом и совсем вытесняют современную одежду. Вот одетая по-городскому Купава только что завивала волосы электроприбором, глядь — а она уже в сарафане готовится к инсценированной свадьбе.
Постепенно специфическая форма проведения досуга у героев спектакля перерастает в манию. "Возвращение к истокам" делает из небольшого сообщества что-то вроде секты — во главе с Берендеем, обрюзгшим типом с собранными в косичку седеющими волосами. Снегурочка, конечно, не просто так оказалась здесь — Берендей рисует портрет Весны-Красны, потому что в прошлом их, видимо, тоже что-то связывало.
Дмитрий Черняков продолжает уникальную антологию русской оперной классики на главных европейских сценах. И в ней шедевр Римского-Корсакова, написанный по мотивам одноименной пьесы Островского, занимает место едва ли не главного раритета. В сущности, происходит новое знакомство публики с музыкой, так что работа Михаила Татарникова, ровная, бесспорная и дружественная режиссуре, такому случаю приличествует гораздо больше, чем какая-то иная, неожиданная и яркая. А чуткий оркестр помог проявиться во всей силе голосам, прежде всего сопрано Аиде Гарифуллиной, очень трепетно, внимательно и хрупко спевшей и сыгравшей заглавную героиню.

В теперешней "Снегурочке" есть, конечно, знакомые мотивы — сами по себе драматические: человек, жаждущий земных чувств, обречен от них же и погибнуть, цена взросления (ну или превращения в обычного человека) известна — смерть. Но в подробно разработанном и насыщенном деталями спектакле Дмитрия Чернякова есть не только природная, бытийная тема; важнее тема социальная — главная героиня становится для лесной секты не чем иным, как ритуальной жертвой. Противостояние уязвимой одиночки и большинства, объединенного коллективным бессознательным,— одна из сквозных тем Чернякова. Он знает, как "уколоть" темой и как ею сжать зрителю сердце: в одной из лучших сцен спектакля Снегурочка теряется среди плавно движущихся деревьев, и явившийся призрак Весны не может спасти дочь.
Чувства Снегурочки здесь никому не нужны — а у других персонажей настоящих чувств нет. Ни у "арийской" красавицы Купавы (австрийское сопрано Мартина Зерафин). Ни у манерного, надменного и в соединении этих качеств гораздо больше зловещего, чем попсово-смешного Леля (контратенор Юрий Миненко). Ни у Мизгиря, смахивающего на мрачного, мучимого проклятиями вагнеровского персонажа (немецкий бас-баритон Томас Йоханнес Майер). В парижской "Снегурочке" рассказывают не про встречу с языческими божествами, а уже про "гибель богов". И когда в финале "берендеи" поджигают и поднимают над телом Снегурки деревянное колесо, символизирующее приход солнца, становится по-настоящему страшно — от этого красиво горящего пламени уже рукой подать и до факельных шествий.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Газетный киоск Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика