Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2015-10
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3011

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 22, 2015 11:47 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2015103203
Тема| Балет, Большой театр Беларуси , Премьера, Персоналии, Александра Тихомирова, Евгений Глебов
Автор| interfax.by
Заголовок| Премьера балета "Маленький принц" на белорусской сцене!
Где опубликовано| © ИНТЕРФАКС-ЗАПАД
Дата публикации| 2015-10-31
Ссылка| http://www.interfax.by/news/belarus/1194748
Аннотация| ПРЕМЬЕРА

В начале ноября в Большом театре Беларуси продолжается парад премьер произведений национальных авторов. Вниманию знатоков и любителей белорусского балета хореограф-постановщик Александра Тихомирова совместно с дирижером Олегом Лесуном и художником Вячеславом Окуневым представляет спектакль "Маленький принц" на музыку Евгения Глебова, сообщает официальный сайт театра.

"Ни на кого не похожий, никого конкретно не продолживший, он вписал свою, сугубо глебовскую, страницу в историю белорусского, всесоюзного, да и мирового музыкального искусства", - писали о нем современники. Ярко неповторимое ощущение Глебовым звукового мира, выраженное в индивидуальной манере письма, его неутомимая творческая энергия, его способность работать в самых разных жанрах – симфонии, оперы, балета, кантаты и оратории, концерта, симфонических сюиты и поэмы, камерной и эстрадной музыки, песни, музыки для драматических спектаклей и кинофильмов и мн.др. — способствовали созданию в белорусской музыкальной культуре периода, который без преувеличений можно назвать "эпохой Глебова". Невозможно переоценить значение творчества этого автора и для Большого театра Беларуси. Произведения Е. Глебова – балеты "Мечта" (1961 г.), "Альпийская баллада" (1967 г.), шесть хореографических новелл для спектакля "Вечер хореографических миниатюр", "Избранница" (1969 г.), а также грандиозный "Тиль Уленшпигель" (1974 г., в новой редакции "Легенда об Уленшпигеле", 2004 г.), воспринятый как выдающееся художественное событие и после премьеры в Минске поставленный на многих сценах городов бывшего Союза и зарубежья, имевшая значительный резонанс постановка оперы "Мастер и Маргарита" (1992 г.) — по праву стали легендарными и составили особую яркую страницу в истории театра.

Балет "Маленький принц" был создан в начале 80-х, его мировая премьера состоялась в театре Суоми в Хельсинки, затем он был поставлен в Нижнем Новгороде, в Большом театре России и в Самаре. Спустя много лет "Маленький принц" наконец ступает на родную сцену.

Хореограф-постановщик Александра Тихомирова:
"Для любого балетмейстера — счастье работать с таким музыкальным материалом и делать зримой музыку, насыщенную такой красотой и яркими образами. Также встал вопрос о новом либретто, поэтому мы сразу обратились с предложением о сотрудничестве к Ларисе Васильевне Глебовой — вдове композитора, которая как никто знает творчество и личность Евгения Александровича, она автор книги о композиторе "Души серебряные струны", невероятно интересный человек, уникальная личность. И то, что она согласилась работать вместе со мной — это настоящий подарок.
Наш спектакль — новый взгляд и на музыку Евгения Александровича Глебова, и на историю, рассказанную Антуаном де Сент-Экзюпери. Мы немного переработали музыкальный материал — есть перестановки в музыкальных номерах, добавлены новые сцены, для которых взята музыка из других произведений Глебова.
"Маленький Принц" — это философская притча, здесь нет ярко выраженного конфликта, борьбы, зато много метафор, аллегорий. Мы отказались от пересказа сюжета и стараемся найти скрытые смыслы, поэтому не можем обойтись без обращения к личности самого писателя. История взаимоотношений Принца и Розы — это история взаимоотношений Антуана де Сент-Экзюпери и его супруги Консуэло. Наш спектакль я назвала бы также историей человеческой личности, историей о том, как сохранить в себе человека — Маленького Принца, который живет в каждом из нас. Все, что связано с полетами в нашем спектакле, рифмуется с полетом фантазии человека-творца, который летает, когда имеет возможностью созидать. Но если возможность творить исчезает, а мир не принимает Художника, он оказывается в тупике, а это и есть пустыня.
Наш спектакль будет ориентирован и на взрослых, и на детей. "Маленький Принц" — это, конечно же, взрослая сказка, но все же сказка, и дети в ней найдут что-то свое, поймут эту историю на своем уровне. Взрослея, будут открывать в этом балете другие смыслы."

В партиях Летчика, Любимой, Маленького Принца, Розы, Лиса, Змеи и Фонарщика (роль которого сам композитор считал особенной, доминантной) заняты несколько составов солистов и артистов, среди которых: Игорь Оношко, Егор Азаркевич, Олег Еромкин, Артем Баньковский, Ольга Гайко, Александра Чижик, Ирина Еромкина, Валерия Грудина, Константин Героник, Такатоши Мачияма, Яна Штангей, Людмила Хитрова, Виктория Тренкина, Иван Савенков, Надежда Филиппова, Полина Захаренкова, Вероника Овчинникова, Антон Кравченко, Дмитрий Шемет.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 16673
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Дек 09, 2015 4:15 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2015103204
Тема| Балет, МТ, Персоналии, Тимур Аскеров
Автор| Анна Гордеева
Заголовок| Тимур Аскеров
Где опубликовано| © Журнал "Баку"
Дата публикации| 2015 Сентябрь - Октябрь
Ссылка| http://irada.info/images/stories/pdf/baku.pdf#page=12
Аннотация|

Путь на сцену Мариинского театра, в котором Тимур Аскеров недавно достиг вершины карьеры танцовщика – звания премьера, лежал через города и страны. Он как будто шел за путеводной звездой, спокойно и бесстрашно.



Весной этого года в афише Большого театра значилась серия «Легенд о любви», знаменитый балет Арифа Меликова в постановке Юрия Григоровича. Но в последний момент все исполнители роли Ферхада вдруг не смогли выступать – кто с болезнью, а кто с травмой. Москвичи попросили срочной помощи у петербуржцев, и Мариинский театр прислал своих Ферхадов – Тимура Аскерова и его коллегу Андрея Ермакова.


Триумфальные гастроли в Большом подчеркнули премьерский статус Тимура – и вскоре из первого солиста Тимур Аскеров стал премьером Мариинского театра. Случайность? Работа, работа, работа и вдохновение. Но загадывать он все равно не любит: «Я вообще ничего не планирую. Все самое лучшее в моей жизни всегда происходит случайно».


Много лет назад обычный третьеклассник шел по коридору школы в Гяндже (отец Тимура – военный, и его в свое время перевели служить в этот город) и услышал звуки музыки; в школе только что открыли танцевальный кружок. Мальчишка заглянул в класс: там разучивали танцы очень красивые девочки. Их внимание было обращено на старательных мальчиков, стоящих с ними в парах – и среди этих мальчиков Тимур узнал своих одноклассников. Вальсирующие девчонки задели его душу, а присутствие приятелей говорило о том, что не боги горшки обжигают – и, вернувшись домой, он попросил родителей записать его в кружок. Уже на следующий день он осваивал первые па и чувствовал себя очень счастливым – но через полтора месяца кружок закрыли. Родители кинулись искать, куда пристроить ребенка «на танцы» – и, переехав в Баку отдали его в хореографическое училище.


Маленький Тимур с энтузиазмом готовился к вступительным экзаменам, учился маршировать под музыку, мечтал о настоящем вальсе – но, поступив, увидел, что реальность гораздо скучнее ожиданий. Надо стоять у станка и повторять-повторять-повторять одно и то же движение. «Все было очень медленно, очень нудно; заставляли подолгу держать ноги, тянуть мысок. Всем хотелось танцев и какого-нибудь веселья – а его-то и не было» - говорит взрослый Тимур.


Никто не объясняет детям, зачем нужны упражнения у станка и как эти движения пригодятся потом. Показывать записи балетов и занимать учеников в спектаклях начинают лишь в старших классах, а до них еще надо дожить. Тем не менее внутри у Тимура была странная уверенность, что это все не зря – и рутину занятий он переносил терпеливо. Когда же наконец детали головоломки сложились, движения, соединенные в танец, на глазах стали превращаться в вариации героев – подросток вложил в них весь энтузиазм, невостребованный в младших классах. Разумеется, после выпуска танцовщика Тимура Аскерова с ходу приняли в Азербайджанский театр оперы и балета – причем сразу стали предлагать сольные партии.

Все было прекрасно – любимая работа, уважение в труппе, подрастающий интерес публики – первая главная роль, роль Полада в «Девичьей башне», не осталась незамеченной. Через год Тимур отправился с друзьями в отпуск в Киев - побродить по Крещатику, покататься на кораблике по Днепру. Какой турист не подойдет к зданию Оперы – одной из лучших неоренессансных построек Киева? Тимур подошел – и обнаружил на дверях объявление о просмотре в труппу прославленного театра. Киевская школа – одна из сильнейших на постсоветском пространстве, ее выпускники танцуют главные роли в театрах всего мира, от Мариинки до American Ballet Theatre. «Я решил – просто попробую, И меня сразу взяли. Я позвонил домой и сказал «Мама, я не вернусь» - смеется Тимур.


Парня, уже исполнявшего сольные партии в Баку, в Киеве зачислили только в кордебалет – но все же не «поставили в пики» (балетные участь тех артистов, кто изображают свиту), а для исполнения маленьких партий в четверках, восьмерках. Тимур уже начал готовить и сольные выступления… но тут в Киев случайно приехал премьер Мариинки Леонид Сарафанов, учившийся и танцевавший прежде в Киеве. Он посоветовал Тимуру пройти просмотр в петербургскую труппу. «Там можно научиться еще большему». И Тимур отправился в путь.


Все снова сложилось прекрасно, его взяли в великую Мариинку сразу солистом, Единственное, что испугало Тимура, - то, что тогда творилось на улице. Одна из самых суровых питерских зим: сугробы, метровые сосульки обрушиваются на тротуары, ветер такой, что голуби летят будто хвостом вперед. Замотанный в шарф артист пробегал от общежития до театра и обратно, и больше носа из дома не высовывал. Да и в самой Мариинке жизнь медом не казалась – директор балета Юрий Фатеев взять-то в труппу взял, но в репертуаре не занимал. Утром класс – и все; час работы в день – что это такое? «Теперь я понимаю, что Юрий Валерьевич ждал, чтобы я освоил стилистику театра, - говорит Тимур. - а тогда ежедневно посещали мысли – может, вернуться? Все изменилось, когда начались белые ночи. И работа появилась, и стало понятно, что в это время Питер – самый красивый город на земле. Но только в это время» – смеется он.


Он не ходил к начальству с просьбами («самоназначение на роли здесь не принято», говорит Тимур), но «период адаптации» пройден и теперь нарабатывался репертуар. Первая большая роль в Мариинке – принц Зигфрид в «Лебедином озере». Эту роль в редакции Константина Сергеева, которая идет в Мариинском театре более полувека, принято называть «полторы вариации»: принц мало танцует сам, его дело – поддерживать балерину. Выделиться в партии принца Зигфрида трудно, или даже невозможно – но к моменту дебюта роль была отточена танцовщиком так, что он в этих самых полутора вариациях запоминается публике как танцовщик галантный, но не исчезающий за сиянием балерины. «Если в спектакле участвует пара – то пара и должна быть видна на сцене, - считает Тимур. Один другого не важнее. Друг без друга артисты не смогут сделать спектакль и рассказать о двух влюбленных людях».


Дальше карьера понеслась в бешеном темпе: девять новых ролей за сезон. Тимур получил всю ту классику, к которой стремился, и кропотливо создавал каждую роль. Его граф Альберт в «Жизели» сдержан в первом акте (не дело благородной особе слишком веселиться с пейзанками) и молитвенно самоуглублен во втором, печально-кладбищенском. Его Ромео пылок и влюблен совсем по-детски, трогательно и наивно. Его Золотой раб в «Шехеразаде» осторожно ластится к неверной жене хана – и вдруг окидывает ее неожиданно хищным взглядом. И в том же сезоне к нему приходит роль Ферхада в «Легенде о любви» - коронная, для больших артистов.


Два года назад на глаза танцовщику, занятому в репертуаре так, что в театре он чуть не ночевал, случайно попалось объявление о приеме заявок на XII международный балетный конкурс в Москве. Юрий Фатеев посмотрел на пришедшего к нему Тимура с недоумением: «Это нужно людям, которые еще не устроились в балетном мире, тебе-то зачем?» Но танцовщик настаивал – и вместе со своей партнершей Оксаной Скорик отправился рисковать. За более чем полувековую историю конкурса, часто случалось так, что победители взлетали вверх, а те, кто выступил достойно, но все же не стал лауреатом, слыли неудачниками. Но Тимур не думал об этом.


«В этом есть что-то от спорта, – говорит он теперь. – Дух соревнования! Я хотел испытать эти чувства и испытал сполна. Ничего подобного я чувствовать больше не хочу!». Артист смеется, но глаза очень серьезны – в них память о суете конкурса, о незнакомой сцене, которую предоставляли для репетиций совсем на короткое время, о стремящемся сбежать от нервной взвинченности духе искусства, который следовало удерживать в па де де, чтобы не просто демонстрировать технику, но в маленьких фрагментах балета рассказывать историю любви. Первая премия, золотая медаль у Тимура, вторая премия и медаль серебряная у Оксаны. Эта вершина взята. Восхождение продолжается.

------------------------------------------------------------------
Все фото - по ссылке


Последний раз редактировалось: Елена С. (Вс Апр 30, 2017 11:35 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 16673
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Дек 10, 2015 11:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2015103205
Тема| Балет, МТ, Персоналии, Шамала Гусейнова
Автор| Анна Гордеева
Заголовок| Шамала Гусейнова
Где опубликовано| © Журнал "Баку"
Дата публикации| 2015 Сентябрь - Октябрь
Ссылка| http://baku-media.ru/ru/versions/105
Аннотация|

Юная Шамала Гусейнова приехала в Санкт-Петербург, чтобы стать профессиональной балериной. Сегодня она танцует на одной из лучших мировых балетных сцен – в Мариинке. Если очень много работать и никогда не сдаваться – мечты сбываются!


«Замечательная! Трудолюбивая! Воспитанная! Одна из самых успешных выпускниц Академии, – у народного артиста России, ректора петербургской Академии Русского Балета Николая Цискаридзе загораются глаза при упоминании о Шамале Гусейновой. –Сразу была приглашена в Мариинку. А дальше? Дальше – дело случая, труда и воли судьбы, ведь театр – субстанция непредсказуемая. Но уверен, что в любом качестве Шамала будет на высоте!»


Год назад ректор вручил юной танцовщице диплом с отличием. Судьба же ее была решена много раньше – когда ей было всего пять лет. У девочки были проблемы со здоровьем – и врач велел отдать ребенка «на танцы». Обычное желание родителей «чтобы спинку держала» привело в студию народного танца; па давались девочке с легкостью, уходить после занятий она не хотела – и педагог посоветовал пройти просмотр в хореографическом училище. В первый класс Бакинского хореографического училища Шамалу взяла одна из старейших и опытнейших учителей Баку - Роза Гаджиева (Худа-Кули). Милое развлечение в танцзале сразу же превратилось в суровую работу. Иногда Шамала плакала, а осушив слезы, повторяла заданные движения снова и снова.


Когда Розы Алиевны не стало, класс взяла Людмила Гутлянская, учившаяся и танцевавшая в Москве и настраивавшая своих подопечных на готовность к самой жесткой конкуренции. «У меня очень хорошие были педагоги в училище. – говорит Шамала. – Очень требовательные». По окончании девяти классов именно Гутлянская посоветовала ученице продолжить образование в Москве или в Петербурге; Шамала выбрала Академию русского балета. «Здесь – столица балета», - объясняет она. На секунду задумавшись и решив не обижать другие древнейшие школы, датчан и французов, добавляет – «русского». И она отправилась в эту столицу.


Как оказалось – не слишком вовремя: Шамала приехала к просмотрам на программу бакалавров (в АРБ – третий курс, она же поступала на первый). Июнь, заполненный туристами Петербург, в коридорах училища – уверенные студентки. Приемная комиссия согласилась просмотреть Гусейнову, раз уж она приехала издалека, но – вместе с будущими бакалаврами. Отличница, привыкшая быть лучшей, поняла, что здесь придется все заново доказывать. «Это было очень тяжело эмоционально, - говорит она. – Но я справилась». Ее приняли. Первые полгода папа, оставивший на маму маленький магазин в Баку, опекал дочку в Петербурге, Затем понял, что она справляется сама, позволил ей перебраться в интернат и отправился домой.


Классы и репетиции, репетиции и классы, экзамены. В интернате есть телевизор, но его почти никто не смотрит – дойти бы до кровати и упасть. Это школа, в которой дети не бегают на переменах, а сидят в коридоре, раскинув усталые ноги. Первые два года Шамала проучилась у бывшей солистки Мариинского театра Елены Забалканской, а ближе к выпуску ее преподавателем стала Ирина Ситникова, выпускницы которой танцуют в театрах от Вены до Токио. Класс был сильным, ученицы внимательно следили друг за другом – и Шамале это нравилось. «Очень важно, чтобы в классе была конкуренция – говорит она. – От этого артисты растут. Важно каждую секунду чувствовать «Я постараюсь сделать лучше»».


Накануне выпускных был объявлен просмотр в балетную труппу Мариинского театра. Ее директор Юрий Фатеев еще с третьего курса присматривал кандидатов, на четвертом курсе ходил на школьные концерты – но тут школьников пришла смотреть «старая гвардия», репетиторы театра, маршалы Мариинки. Под этими тяжелыми взглядами (не скрыть ни малейшего недочета!) юнцы кидали батманы и взлетали в антраша – а потом ветераны сели совещаться.


«Мы не могли дрожать под дверью. – вспоминает Шамала. – У нас была репетиция выпускного концерта в академии. Так что мы пошли на нее и дрожали там». Девушку выбрали, и будущее засияло ярким светом: вот сейчас она покажется на выпускных концертах, где в «Пахите» у нее заглавная роль, ее заметят все-все-все, и карьера взлетит! Но на генеральной репетиции выпускного она ломает ногу. И на концерте стоит в первой кулисе в гипсе, следит, как танцует одноклассница, и думает «я бы так могла». «А вот здесь я бы сделала лучше»…


Ее берут в театр – но когда она еще получит главную роль на этой великой сцене? (Тот шанс, что дает лучшим выпускникам последний школьный концерт). Зализывать раны она уезжает домой, в Баку – но родной дом не помогает: в голове все прокручивается проклятая травма. Нога восстанавливается, а на душе неладно; но надо ехать на работу, ее там ждут. Шамала возвращается в Петербург, начинает репетировать. Вскоре основной состав балета уезжает на гастроли и новичкам приходится работать за троих, потому что домашние спектакли никто не отменял. И перегрузка вдруг вылечивает юную артистку: исчезают горечь и тайный страх, остается жесткий график репетиций и – мгновенные ежедневные достижения: это я станцевала, и вот это – тоже.


Как все выпускницы, Шамала поступила в кордебалет. Не было ли обидно, что «звездочка» академии, танцевавшая важные роли в школьных спектаклях, здесь должна встать в общие ряды? «Нет, - отвечает танцовщица. – Я просто поняла, что все начинается заново. Меня это, наоборот, подстегивает – интересно начинать с нуля и чего-то добиваться».


За год она добилась многого – никакого «стояния у воды» (как называют балетные последний ряд кордебалета, обитающий около задника с изображением, например, лебединого озера), зато изрядный список вариаций. В «Спящей красавице» она получила роли и феи Золота и феи Сапфиров (чеканный мариинский стиль, горделивое мариинское веселье), в «Лебедином озере» стала одной из четверки Больших лебедей (тех подруг, что как бы вторят в своих танцах жалобам покинутой и преданной Одетты), в «Корсаре» превратилась в такую задорную одалиску, что публика не смогла понять пришедшего на базар пожилого пашу, который после предъявления ему этой «девушки на продажу» захотел взглянуть на другой товар. А еще - grand pas в «Раймонде» и в «Баядерке», паненка в «Бахчисарайском фонтане» и сестра Щелкунчика в радикальной версии балета, которую 14 лет назад сотворили для Мариинского театра хореограф Кирилл Симонов и художник Михаил Шемякин.


Самой же Шамале из всех маленьких ролей более всего нравится Цветочница в «Дон Кихоте»: «Яркий характер, испанская манера, и музыка Минкуса, которая подстегивает, подбадривает». Ее Цветочница лихо обращается с черным веером и вонзает пуанты в сцену как легкие кинжалы, рождая в воображении танцовщиц фламенко, настоящих испанских див.


Противовес открытому темпераменту Цветочницы – партия в ледяных, величественных, белоснежных «Бриллиантах» Джорджа Баланчина. Великий балетмейстер, которого в юности звали Георгием Баланчивадзе, полвека спустя в Штатах вспоминал о русских зимах и величии мариинского балета. Четверка танцовщиц, среди которых Шамала Гусейнова, медленно вьется вокруг центральной пары, обозначая и блистательную цепочку ювелирного украшения, и неумолимую неспешную метель, заметающую дорогу Баланчина к родному дому.


Каждое утро в 11 начинается класс. До Мариинки из театрального общежития на Галерной, где Шамала живет еще с одной артисткой, она идет пешком, не спеша любуясь городом и настраиваясь на рабочий лад. Затем репетиции, небольшой перерыв – и вечерний спектакль; рабочий день заканчивается около 11 вечера.

«Наверно, надо уметь отдыхать – говорит Шамала – Это важно для здоровья. Но у меня плохо получается. Театр – это второй дом. Я всегда мечтала в нем работать, и когда пришла сюда, не разуверилась в своей мечте. Я рада каждой минуте здесь – здесь очень хороший коллектив, широкий репертуар, прекрасные репетиторы. Я счастлива.»
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 16673
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Дек 15, 2015 7:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2015103206
Тема| Балет, БТ, Персоналии, Денис Медведев
Автор| Аскар АБДРАЗАКОВ
Заголовок| Денис Медведев: Я хотел стать пожарным
Где опубликовано| © газета «Театральный курьер»
Дата публикации| 2015-10-20
Ссылка| http://teatrgazeta.ru/archives/2337
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ

Денис Медведев родился в Москве, окончил Московское хореографическое училище (класс Петра Корогодского), Исполнительский факультет Хореографического института. В труппу Большого театра был принят в 94-м году и сейчас репетирует под руководством Валерия Логунова и является первым солистом театра. В его репертуаре весь спектр ведущих балетных партий Большого. Созданные им образы отличаются особой глубиной, а его исполнительская манера благородна и мужественна. Он постоянно ищет новые грани и свежие краски. Удостоен звания Заслуженный артист Российской Федерации.



— Денис, традиционный вопрос, с чего все началось?

— У меня родители танцовщики и мама определила меня в детский танцевальный коллектив при Доме пионеров на Павелецкой. Начались упражнения на полу, потом у станка. Это было очень тяжело и больно. И в какой-то момент мне разонравились все эти болевые ощущения, шлепки, оплеухи, которые доставались иногда, но за дело. И я сказал маме, что не хочу больше ходить. На что она ответила: «Хорошо, посиди дома и подумай, кем ты хочешь быть». Я увлекался, как и все мальчики, машинами, и, естественно, хотел быть гонщиком, космонавтом не хотел быть. Также хотел быть пожарным, как ни странно, мне очень нравились пожарные машины, потому как у нас недалеко от дома было пожарное депо, куда я ходил с папой и все время разглядывал эти огромные машины, мне нравилось, как они выезжают с сиренами. И самое неожиданное решение было для моей мамы, что я стану дворником. Дело в том, что я очень любил своих друзей во дворе, любил гулять, лазить по подвалам, по крышам. И, конечно же, меня эта дворовая атмосфера очень привлекала, я хотел быть среди всех, и я подумал: кто может быть еще ближе ко двору, чем дворник. Тем более, здесь каждая веточка, каждый листик — все родное, и не хотелось мне никуда ходить — буду убирать улицы, буду всегда среди своих знакомых, друзей. Работа не пыльная, деньги платят, думал, этого будет достаточно. А потом, посидев, понял, что мне надоело гонять во дворе, и я сказал: «Мама, веди меня обратно». Там все-таки атмосфера интересная была, и девчонки, и ребята очень веселые. В общем, вернулся я к танцам, стал терпеть и преодолевать трудности и в результате поступил в Хореографическое училище, а в дальнейшем балет стал моей профессией.

— А какие у тебя любимые герои?

— Герои любимые — те, которые живые, а не просто вставные номера. Я люблю героев, которые проживают жизнь, это как в драматическом театре, то есть когда ты можешь сыграть того или иного персонажа, тот или иной характер передать зрителям, донести историю, судьбу. Я люблю любые роли: комические, трагические, героические. Вот, например, балет «Фантазия на тему Казановы», где я танцую главную партию и пятьдесят минут нахожусь на сцене. Спектакль достаточно сложный и эмоционально тяжелый. В этом балете показана жизнь человека с юности до старости и смерти. Или балет «Нижинский» в хореографии Михаила Лавровского. Вот такие роли, они, конечно же, очень запоминающиеся. А из вставных номеров, такие как Золотой божок в «Баядерке», где я весь намазан золотом, костюм яркий и танец очень запоминается из всего балета. Яркий также танец с барабанами, шут в «Лебедином озере».

— Ты эмоциональный человек?

— Я эмоциональный, даже слишком, наверное, и сдерживать себя не так-то просто. Иногда эта откровенность так сильно выплескивается, что я потом за нее получаю, как говорится, по голове. Нужно стараться сдерживать свои эмоции.

— А ты умеешь прощать?

— Да, прощать я умею. Но как не прощать? Господь говорил, нужно прощать. Это великая способность. Ну, зачем таить обиду? Если носишь в себе, сам переживаешь, мучаешься, поговори лучше, выскажись, чем страдать. Мне так кажется.

— Рассказывают всякие страшилки, что иногда в балете в пуанты кладут гвозди или еще что-нибудь такое?

— Ну, это больше мифы на самом деле. По крайней мере, за свою историю и карьеру я не знаю ни одной девочки, или танцовщика, которому подложили что-то или подрезали. Знаю, что такое говорят, и знаю, кто это говорил, но честно вам скажу, мне кажется это больше какой-то пиар. Сам не пришьешь нормально, порвется. Бывали случаи, когда в спешке костюм шьют и не успевают вытащить булавки, — это просто оплошность костюмеров, которые это делают не специально, потому что там миллион булавок, и костюмы, когда в считанные минуты дошиваются и нужно срочно принести, ну не успевают они их найти. Даже старые мастера могут случайно где-то оставить. Она может и не кольнуть, но вдруг где-то вылезет неожиданно. Были случаи, я помню, Галине Степаненко мы вытаскивали пассатижами прямо во время спектакля. У нее сзади кололо, она говорила: «Что-то мне мешает». Думали, что это крючок, оказалась булавка. Случайность. Но это, ни в коем случае, не дает повода думать, что кто-то специально назло ей засунул эту булавку.

— Очень важная деталь в балете — это костюм. Он может сковывать движения. Артисту должно быть в нем комфортно.

— Безусловно, танцовщики, взять того же Нуриева, он сам себе все шил и своим балеринам также, чтобы было все удобно. Подгоняется каждый сантиметр по фигуре, чтобы убрать недостатки, чтобы ты смотрелся на сцене красиво. Но бывает так, что многие художники, которые делают костюмы и видят персонаж как в кино, — красив и хорошо, но не думают, сможет ли он танцевать и двигаться в этом костюме. Мало того, нужно учитывать, что артист после первого акта уходит весь мокрый и ему должно быть удобно в костюме, который может и порваться, потому что мокрый. Ведь эти моменты не всегда учитываются, к сожалению, и часто возникают споры именно с художниками, что нужно что-то убрать, тут подрезать, здесь рукав мешает или, как капусту, тебя оденут: одно, второе, третье… А как в этом танцевать, ты вообще повернуться не можешь. «Как, вы что, не можете танцевать?!» «Да, не могу». «Неужели это так трудно?» «Да, трудно». И начинается: рубашку убрать, оставляем только рукава и так далее. Конечно же, все это выясняется, все подгоняется и все зависит от мастера. Мне повезло, что мой педагог познакомил меня с мастерами Большого театра, которые костюмы подгоняют идеально, каждый сантиметр, настолько удобно.

— А по наследству передаются костюмы?

— Конечно! Очень многие. Я, например, когда начинал танцевать, еще не шили на меня, но мне давали костюмы танцовщиков, имена которых произносишь с восторгом.

— Ты снялся в музыкальном фильме «Эдит Пиаф» в хореографии Лавровского. А еще были какие-нибудь работы в этом жанре?

— Ролики рекламные были. Я с Ольгой Будиной снимался в ее клипе, когда она пела новогоднюю песню, потом я снялся с Евгенией Рассказовой в клипе на ее песню. Мне это нравится.

— Но ведь там крупный план и движения нужно делать четко?

— Это другая немножко работа для меня, потому что мы на сцене жестами все показываем, а здесь уже ближе к кино может быть и к эстраде, где чуть-чуть по-другому все. Вообще для меня кино всегда было мечтой. Я хотел сняться в каком-нибудь эпизоде, неважно где, хоть ведро донести или что-нибудь, все что угодно. Просто хотелось попасть туда и пожить в этой атмосфере, где так быстро все шевелится, все двигается, вертится, крутится, режиссер бегает, дубли эти бесконечные, грим. Интересно!

— А ты танцуешь только классику?

— Нет, современного тоже много сейчас, я поработал с Мацеком и другими балетмейстерами. Но вопрос в том, надолго ли это останется. Классику трудно танцевать, вот в чем дело, и отказаться от нее легче, а вот прийти к классике — это еще труднее.

— Мне кажется, в Большой театр идут как раз для того, чтобы посмотреть настоящую классику, потому что современное можно посмотреть где угодно, а вот классика в лучших русских традициях: опера или балет, должна идти именно на этой великой сцене.

— Да, конечно, слава Богу, это сохраняется.

— А приходилось тебе сталкиваться с интригами в театре?

— Ну, конечно, не без них. Театры, в общем, этим и живут. Лучше их избегать, хотя без них все равно никуда. Они есть, они были, везде, в любом коллективе: оркестр, опера, балет, и в администрации, наверняка, есть, без этого никуда.

— А в гримерке в маленьком коллективе?

— Гримерка — это уже такое гнездо, в котором люди сидят и разорять его не стоит. Там сохраняются традиции, проходят все обсуждения, мы учим спектакли, мы спим там, едим, греемся. Мы украшаем свою гримерку, вместе соболезнуем, переживаем друг за друга. Если уезжаем на гастроли и кто-то остается один в гримерке, мы естественно о нем всегда помним и обязательно привезем какой-нибудь сувенир, чтобы ему не обидно было. В общем, вот такая живая атмосфера.

— Скажи, вес партнерши играет огромное значение, и у вас существует, наверное, особая техника подъема балерины на вытянутую руку?

— Приемы, конечно, существуют. Говорят, что штангистам сложно поднять балерину, хотя они поднимают огромный вес. Но и у них есть свои приемы подхватов и рывков, а у нас свои.

— Это что определенные мышцы задействованы?

— Во-первых, очень сильно задействована кисть, пальцы которые естественно нужно подкачивать, заниматься этим постоянно. Особенно те, кто владеют дуэтными поддержками, молодежь. Балерины, естественно всегда следят за своим весом, сами контролируют, сколько им есть, в работе, конечно, все сгорает и уходит, но бывают периоды, когда действительно балерины набирают и некоторые партнеры не всегда справляются и не могут поднять вес. С партнером может быть все, что угодно, может быть температура под 39, а он выходит танцевать. Никто же не знает в зале, что там случилось, разные ситуации бывают, но он должен держать вес стабильно. Это большое имеет значение! И если он не поднял балерину, или она упала с пируэта, вина лежит всегда на партнере.

— Скажи, у тебя жена тоже балерина?

— Нет, не балерина.

— А как вы познакомились?

— У меня был спектакль «Чиполлино», я танцевал главного героя. И она пришла с моими друзьями посмотреть. Потом они все вместе меня поздравили. Потом как-то еще раз они пришли, мы уже посидели, поговорили. И вот так постепенно начали завязываться отношения.

— И ты понял, что это твоя девушка?

— Да, в общем, все хорошо, слава Богу. Это, конечно, для меня награда.

— Скажи, Денис, а есть у тебя хобби?

— Последнее, чем я начал заниматься — выпустил свою линию одежды для балета. Это купальники, комбинезоны, различные гетры для разогрева, штаны. Также для йоги это можно использовать, для фитнеса, пловцы, если захотят, могут шорты взять себе разнообразные.

— А для оперных артистов, для горла?

— Для оперы нет пока, ничего пока не приходило в голову. Мне просто захотелось, чтобы балетные артисты красиво выглядели на уроке, на репетиции. Сначала пробовал на себе эксперименты всякие больше трех лет. И сейчас в магазине «Дебют» есть мой стенд, где представлена эта балетная одежда. И уже многие артисты покупали, или уже занимаются в различных театрах в моей одежде. Мне это очень приятно.

— Может ты в дальнейшем станешь моделировать и верхнюю одежду: костюмы, платья.

— Мне предлагали попробовать линию одежды. Но честно скажу, что на все разорваться невозможно.

— Ну, и последний вопрос. Как на твой взгляд, сцена терпит фальшь?

— Нет. Если ты не откровенен, то ты никому не нужен, смотреть на формальность неинтересно.

Аскар АБДРАЗАКОВ,

ведущий программы «Гримерка Орфея» на «Радио Орфей».

Эфир каждую пятницу в 18.30.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 16673
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Июл 04, 2016 10:54 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2015103207
Тема| Балет, НОУ, Персоналии, Татьяна Лезова
Автор| Беседовала Татьяна Касьян
Заголовок| Татьяна Лезова о профессии балерины
Где опубликовано| © проект WoMo (Украина)
Дата публикации| 2015 октябрь
Ссылка| http://womo.com.ua/tatyana-lezova-o-professii-balerinyi/
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ

Как становятся настоящими солистками, от чего приходится отказываться примам и какими качествами должен обладать артист балета




Когда она танцует, кажется, что останавливается время: воздушность, легкость и полет… Так часто описывают в рецензиях работу профессиональных балерин. Но как добиться этой легкости? И каждому ли дано парить на сцене?

Именно для ответов на такие вопросы и существует на WoMo спецпроект «Профориентиры», куда мы приглашаем ярких, интересных представителей разных профессий и предлагаем рассказать о том, чем они занимаются.


Героиня сегодняшней статьи – Татьяна Лезова, прима-балерина Национальной оперы Украины, ставшая жемчужиной концерта «Музика заради миру», посвященного 70-летию ООН.

Как становятся балеринами

Моя старшая сестра занималась сначала фигурным катанием, потом пошла в хореографическую школу, а затем поступила в хореографическое училище. И мне танцы очень нравились, но решение поступать в Киевское хореографическое училище (на тот момент единственное профессиональное в Украине) было таким: «Ну поступлю-не поступлю». Как получится… Физических данных у меня было намного меньше, чем у сестры. Я поступила в 10 лет, и мне захотелось доказать, что я все смогу. Но в этом возрасте ты не осознаешь еще, что уже начинаешь трудиться над профессией, которая в дальнейшем будет тебя кормить. Это очень сложный выбор. Детство заканчивается, и это нужно четко понимать.



В училище было нелегко. По природе я — левша, вращаюсь в левую сторону, а все балеты поставлены вправо. И когда начался дуэтный танец с партнером, все вращения должны были быть в правую сторону. Тогда директор училища мне сказала: «Это барьер, который нужно преодолеть. Или у тебя получится, или все — конец карьере». И вновь взыграло чувство и желание доказать, что я смогу. Я переучилась, теперь могу делать вращения в обе стороны, стала более универсальной.

Вообще балетом начинают заниматься с трех лет. И это, конечно, абсолютно выбор мамы. Но когда меня спрашивают: «Ваша дочечка, наверное, балериной будет?», я говорю: «Нет, не хочу». Только если для нее это станет мечтой и у нее будут идеальные физические данные.

Какой путь проходят артисты балета в театре

В театр обычно берут с 18 лет. В этом возрасте организм человека уже готов к тем нагрузкам, которые его ждут. Мне очень повезло после училища, меня сразу взяли в театр в кордебалет. Никаких перспектив никто не обещал, я работала в кордебалете несколько лет. Но в один момент, поддавшись какому-то внутреннему посылу, я подошла к балетмейстеру и заявила, что могу станцевать несколько партий. Честно говоря, я бы в тот момент их не станцевала, да и выглядело со стороны, наверное, смешно. Но мне дали попробовать станцевать вариацию, а затем все завертелось. Вообще раньше карьерный путь всегда был таков: ты пробуешь себя в кордебалете, затем тебя замечает балетмейстер, пробует в новых ролях. Сейчас же девушек и парней часто сразу берут в солисты. Но это не очень хорошо, потому что нужно заслужить уважение коллег, привыкнуть к плечу партнера. Пройдя через кордебалет, ты понимаешь, как тебе двигаться в рисунке, и мне было впоследствии намного проще.

Среди солистов также есть деление: есть прима-балерина, есть балерина с правом ведения спектакля, есть солисты, танцующие вариации. В нашей труппе отношения между танцорами более здоровые, и все же мы всегда находимся в конкурентной борьбе. Нас ведь много, а спектакль один. Но сразу скажу, что стекло в пуанты никогда не подсыпали и костюмы не резали. Моим первым спектаклем, где я сыграла главную роль, был «Венский вальс». Я ужасно боялась, мой партнер был заслуженным артистом, а у меня никакого опыта. Но затем мне начали давать роли в следующих спектаклях, и так стала развиваться карьера. В театре я уже станцевала практически все ведущие партии, но вот почему-то не довелось сыграть Джульетту в «Ромео и Джульетте». Хотя я мечтаю об этом всю жизнь, надеюсь, когда-то желание это сбудется. Хотела бы сыграть еще и Анну Каренину, но, к сожалению, нет в нашем театре такого спектакля.

Плюсы и минусы профессии

Самый большой минус — это временность профессии. 38, 40, 45 лет — это уже все, конец. Реализоваться нужно очень быстро. Также профессия балерины — это еще и травмы, болезненность суставов, крепатура мышц. Всегда что-то болит, это неотъемлемо. Также можно получить травму, которая поставит крест на карьере. Но дело в том, что я всегда настроена позитивно, я знала, что, помимо профессии, у меня будет семья. А ведь многие не разделяют мое мнение, в основном это прошлое поколение. Они себя целиком и полностью отдавали балету и в итоге остались без семьи, без детей. Еще желательно не кататься на коньках, лыжах, не заниматься верховой ездой, мало того, что это травматично, так еще и после катания на лошадях, например, кривятся ноги.

А плюсы… Ты можешь поездить и повидать мир, можешь перевоплотиться в любую роль. Например, в балете «Дама с камелиями» я играю куртизанку, а потом в «Снежной королеве» предстану маленькой девочкой Гердой. Такое море чувств, конечно, ты нигде не испытаешь. Безусловно, для девушки профессия балерины очень красивая, это мечта.

Кому в профессии легче — мужчинам или женщинам

Легче способным, тем, кому природой дано. Но очень мало кто с шикарными данными добиваются успеха. Чаще всего такие люди ленивые, а добиваются успеха те, у кого чего-то не хватает. Они все время трудятся-трудятся-трудятся, и таким образом достигают совершенства.

Где получать образование

Наша украинская школа славится в мире, артисты-выходцы из Украины работают в театрах в самых разных странах. Я заканчивала хореографическое училище, мне на тот момент дали шикарное образование, любовь к танцу, у меня был замечательный педагог. Многие заканчивают колледж на базе культурного центра «Кияночка», академию танца им. Сержа Лифаря и прекрасно показывают себя в работе.

Какими качествами должен обладать человек, мечтающий построить карьеру артиста балета

Безусловно, физические способности должны быть: мягкие мышцы, чтобы можно было легко растягиваться, прыжок и самое главное — координация. Многое вырабатывается, но для этого необходимо трудолюбие. Без него вообще невозможно, потому что каждый день тебе необходимо приходить в зал и работать!

Питание и диета

Никаких стереотипов о том, что балерина должна весить 40 кг, сейчас нет. Смотрят в целом, легкая или тяжелая кость, как выглядит рядом с партнером. Во время беременности я набрала 22 кг, было невероятно тяжело сбросить их. Приходилось много работать и мало есть, но лично мне диеты никогда не помогали. Да, нужно перестать есть сладкое, мучное, но убрать его из рациона полностью я не могла никогда. Есть нужно обязательно! На воде сидеть нельзя. Должно быть правильное сбалансированное питание. В день спектакля, кстати, я всегда ем спагетти — они быстро перевариваются, дают заряд энергии, но есть и те, кто в день выступления вообще ничего не едят.

Типичный рабочий день

День начинается с обязательного урока в 10 или 11 утра. Мы приходим в зал, становимся к станку, делаем упражнения у станка: фондю, плие, жите, после — прыжки и вращения. Затем в зависимости от того, какой у кого ближайший спектакль, начинается его репетиция. Вот, например, сейчас мы репетировали балет «Снежную королеву», а затем будем возобновлять репетиции спектакля «Ночь перед рождеством», так как выступление совсем скоро.

Какой отпечаток оставляет профессия балерины на личности

Профессия действительно сделала меня такой, какая я есть. Мне всегда хочется быть лучше, чем я есть, мне все время нужно двигаться вперед, не сидеть на месте. Потому что я знаю, все очень быстро закончится, время поджимает.

Вообще постоянно думаешь, чем заняться, когда все закончится. У кого-то есть талант ставить спектакли и он может работать балетмейстером в театре, у кого-то есть талант работать педагогом и он может устроиться преподавать в хореографическую школы или открыть свою, если есть возможность.

Что смотреть

Ну, «Черный лебедь», наверное, не стану советовать — это такой стереотипный взгляд Голливуда. Хотя, пожалуй, есть таки люди, которые доводят себя до сумасшествия. Есть сериал «Виллисы», документальный фильм о хореографе Людмиле Сахаровой, фильм «Анна Павлова». Но, несмотря на то, что я фанатично отношусь к своей профессии, не могу смотреть такие депрессивные фильмы. Лучше ходить и смотреть на сами спектакли, например, к Новому году у нас состоится премьера «Снежной королевы» — это будет нечто потрясающее, музыка Чайковского, волшебство… С ребенком можно прийти и на «Лебединое озеро», если он будет подготовлен, потому что 4 акта не все могут высидеть.

Советую начинать с чего-то красивого, но при этом не слишком длинного и несложного по музыке, например, «Чиполлино», «Белоснежка и семь гномов», а какая потрясающая «Лесная песня», это же ведь еще и наша украинская история!

Беседовала Татьяна Касьян. Фото: Из личного архива Татьяны Лезовой
------------------
Все фото - по ссылке
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 16673
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Авг 17, 2016 12:14 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2015103208
Тема| Балет, Башкирский театр оперы и балета, Персоналии, Валерия Исаева
Автор| Алла ДОКУЧАЕВА
Заголовок| Балерина рассказывает о пластике тела и о том, что она любит
Где опубликовано| © Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»
Дата публикации| 2015-10-28
Ссылка| http://u7a.ru/articles/culture/10576
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ



Как покорить Одиллию?

Ей адресованы бурные аплодисменты за Анюту в одноимённом балете, Одетту в «Лебедином озере», Марию в «Бахчисарайском фонтане» и Машу в «Щелкунчике». Но она не склонна перечислять успехи, переживая за партии, над которыми следует ещё много работать. К примеру, Одиллия с её коварным кокетством и женской наступательностью пока оказывает сопротивление исполнительнице с её природной добротой и мягкостью.
Валерии повезло: в Башкирском театре оперы и балета с ней работает тот же педагог, что и в хореографическом колледже им. Р. Нуреева.

- Как мы дрожали в пятом классе, когда узнали, что нас взяла Шапкина. О её строгости ходили легенды, - вспоминает Валерия. – Сегодня Людмила Васильевна столь же требовательна, но уровень отношений другой – уважительно-дружеский. Мы отделываем каждую деталь. Другой поворот головы, чуть иной жест, и героиня уже меняется, характер углубляется. Пластика тела – наша основная выразительность. Даже в неизменно идеальные партии хочется внести какой-то новый живой штрих.

Когда «Лебединое» начало?

«Лебединое озеро», приехавшее из Москвы на гастроли в Ульяновск (родной город Валерии), произвело такое впечатление на маленькую зрительницу, которая с пяти лет ходила в танцевальный кружок, что она заявила родителям: «Хочу стать балериной». В 10 лет её повезли в Казанское хореографическое училище. Она получила там отказ. В Уфе к набору опоздала, но не сдалась и на следующий год поступила.

В 2008 г. выпускница начала танцевать в кордебалете театра оперы и балета. Когда я спросила её, даёт ли советы начинающим, она отрицательно покачала головой: «Нет. Слишком хорошо помню, как у меня на первых порах далеко не всё получалось и мои старшие товарки, вынужденные из-за меня повторять на репетициях общие движения, сердито пытались чему-то учить, а я смущалась и зажималась ещё больше».

Однако довольно скоро способной и старательной Валерии стали поручать «выходы на зрителя» - в па-де-труа «Лебединого озера», во вставном номере «Жизели», а потом появились и сольные партии. Одна из них оказалась особенно сложной – в балете «Прометей» Рустэма Сабитова. Его поставил Игорь Марков из Санкт-Петербурга в современной хореографии. Трудности только подстёгивали, работали до седьмого пота.
Участвуя в престижных состязаниях, Валерия привезла диплом из Сочи с конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира» и заняла I место в Красноярске на форуме «Балет XXI века». Однако конкуренция не слишком прельщает балерину Исаеву, хотя признает, что в таких поездках можно «приглядеть» оригинальные находки коллег, – она отдаёт предпочтение работе над новыми партиями в балетах с сюжетом, особенно драматическим.

Почему на коне?

Валерия на коне в прямом и переносном смысле. Она получает удовольствие от прогулок верхом на своём любимом Вэнсае. Только времени на это выпадает чересчур мало. В театре занята во всех спектаклях, в доброй половине танцует ведущие партии. Нисколько не комплексует, что в «Анюте» она не только главная героиня, но и Студентка, чьё короткое появление нужно счастливой альтернативе судьбы Анюты, или в «Лебедином» не всегда Одетта, а иногда выходит в танце маленьких лебедей. Ей всё интересно, но хочется совершенствовать мастерство. А потому спокойно отказывается от выгодного турне, если предстоит станцевать Джульетту. Её любимое домашнее занятие - чтение: «В книгах можно почерпнуть массу идей для сценических образов. И пробовать, экспериментировать, добавлять новые краски».

Фригия в «Спартаке» - её любимая партия, в ней трагизм и сила, чистота и открытость, свобода и любовь. Похоже, эти качества в какой-то степени соответствуют её характеру, доброму и светлому. Она и высшее образование получает по работе с людьми, имеющими отклонения в здоровье. «Педагогом ведь надо быть строгим, а мне детей жалко» - в этой фразе вся Валерия Исаева с её тонкой и нежной душой, которую она дарит своим героиням.

КОММЕНТАРИЙ

Леонора КУВАТОВА, художественный руководитель балетной труппы:
- Валерия очень самокритична. Замечания принимает с благодарностью. Хотя их и не так много. Она технически очень крепкая балерина, чувствуется школа её педагога Людмилы Шапкиной.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 16673
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Сен 25, 2016 8:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2015103209
Тема| Балет, БТ, Персоналии, Махарбек Вазиев
Автор| Юлия Яковлева
Заголовок| Превосходный выбор: кого назначили новым директором балета Большого театра
Где опубликовано| © "Афиша Daily. Воздух"
Дата публикации| 2015-10-27
Ссылка| https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/prevoshodnyy-vybor-kogo-naznachili-novym-direktorom-baleta-bolshogo-teatra/
Аннотация|

Вчера новым директором балетной труппы Большого театра был назначен Махарбек Вазиев, до этого возглавлявший балет Мариинки. Юлия Яковлева — о новом назначении.



На назначение Махарбека Вазиева директором балетной труппы Большого театра все отреагировали бурно — слышалось «О боже, как?» и «О боже, зачем?», но в любом случае — «О боже…»: балет Большого театра не назовешь тихим, уютным местом для любого директора. Со стороны Вазиева это, конечно, смелый ход. Но, если разобраться, смелые ходы Вазиев только и делал в течение всей своей административной карьеры.

Питерским людям не надо объяснять, кто он такой. А московские о новом директоре балета Большого театра сразу написали много глупостей: мол, знаменитый танцовщик, балетмейстер. Это неправда. Но по порядку.


Танцовщик

Вазиев закончил Вагановское училище, в труппе Кировского театра добрался до положения солиста. По-настоящему хорошо он танцевал, на моей памяти, только «В ночи» в хореографии Джерома Роббинса, балет из трех любовных дуэтов, что-то вроде балетных «Темных аллей». Вазиеву и его жене Ольге Ченчиковой достался второй дуэт, и, несмотря на то что в первом была занята юная Диана Вишнева, а в-третьем — уже «та самая», но тоже еще очень молодая Ульяна Лопаткина, Вазиев и Ченчикова, помню, заставили действительно пожалеть о том, что балет — искусство молодых: взрослые люди, им было что рассказать про любовь, и психологическая выразительность их сдержанной пластики впечатляла. Танцевал Вазиев и классических принцев; что сказать… именно за них в театре в основном и платят зарплату: Вазиев работал классическим танцовщиком. И пенсия на момент его исполнения «В ночи» приближалась. Именно тогда, в 1995 году, театр потряс скандал с главным балетмейстером Олегом Виноградовым. Власть выпала из рук Виноградова. И Вазиев осмелился ее поднять. Тогда их было двое: в руководители метил и коллега Вазиева, танцовщик Фарух Рузиматов, но он быстро доказал, что поднять-то может любой, а вот удержать… Вазиев же остался на посту директора балетной труппы на долгие годы.


Балетмейстер

Это определение применительно к Вазиеву можно комментировать только одним способом: Москва все-таки очень не балетный город. В Петербурге бы такое не ляпнули.

Балетмейстером Вазиев не был никогда. Ему хватило ума даже не пытаться. То есть признать, что сочинять танец — это такой специальный талант. К слову: его предшественнику Олегу Виноградову этого смирения явно не хватало. В Мариинском театре Вазиев был именно администратором. И администратором успешным. Он умел приглашать хореографов, и каждый раз это были очень правильные для труппы люди с очень правильными для этой труппы проектами. За короткий срок Мариинский театр перетанцевал кучу балетов Баланчина (фонд покойного классика куда попало его тексты не раздает), попробовал Джона Ноймайера, Уилльяма Форсайта, Алексея Ратманского. Сделал феноменальные реконструкции «Спящей красавицы» и «Баядерки». Да что там, годы вазиевского руководства оказались самыми интересными годами петербургского балета в последней четверти XX века. Нам сейчас действия Вазиева кажутся в высшей степени убедительными, но тогда чуть ли не на каждом проекте Вазиеву и его команде приходилось иметь дело с «сопротивлением материалов». В труппе всегда найдется баба-яга, которая против. Всегда найдется кто-то, кто сам метит в генералы («Товарищи, на его месте должен был быть я»). Кто будет терпеливо копать пропасть между директором балета и руководителем театра — Валерием Гергиевым. Ходить по начальственным кабинетам, капать на мозг ядом своих перекипевших и бессмысленных амбиций. Это сопротивление подчас выливалось в довольно отвратительные, даже опасные формы. Так было тогда. Но сейчас годы вазиевского руководства, повторю, выглядят одним легким непрерывным движением от победы к победе. Подозреваю, что именно так они выглядят и в глазах тех, кто пригласил Вазиева в Большой.

Как ему это удавалось

В CV Вазиева есть еще одна очень сильная строчка: последние годы он руководил балетом Ла Скала и сумел превратить захолустный, в общем-то, балетный театр (а чего вы ждали от оперной столицы?) в сильную, интересную труппу. Видимо, после общения с питерскими балетными пенсионерами, снедаемыми жаждой власти, общение с итальянскими профсоюзами было чистой partie de plaisir. Но как бы то ни было: балетные директора — не самая популярная статья русского балетного экспорта на Запад, и Вазиев стал одним из немногих исключений.

Нет, Вазиев не интеллектуал: он вам не напишет художественный манифест. И даже вряд ли его сформулирует. Его интервью слишком осторожны, чтобы быть интересными. Мое с ним знакомство, впрочем, началось довольно искрометным образом: Махарбек Хасанович изрек незабываемую фразу: «Как художник вы для меня больше не существуете!» Что оставалось сказать в ответ: «От художника и слышу!» И один коллега мне на это заметил: поверьте, он не такой, он скоро будет совсем не такой. Я не поверила. И вспоминаю это сейчас только потому, что с тех пор он изменился, в самом деле, очень быстро и очень заметно. Он, по-видимому, никогда не отказывался меняться, узнавать, смотреть по сторонам, осваиваться в новой ситуации, в начале карьеры вытаскивал самого себя на новый уровень, даже если тащить себя вверх приходилось за волосы. Плюс Вазиев практик. Плюс он, в сущности, командный игрок. Эти три вещи в сумме сделали его хорошим балетным директором. Показательно, что он очень быстро и очень прилично выучил итальянский (назовите мне второго балетного руководителя, который сделал бы это во имя труппы, в которую его пригласили на несколько лет). Недаром в Мариинке он сумел создать свой «мозговой штаб», одним из ключевых игроков которого был блистательный Павел Гершензон. Да, для Большого театра Вазиев — со всех сторон превосходный выбор.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6
Страница 6 из 6

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика