Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2006-01
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3864

СообщениеДобавлено: Вт Янв 31, 2006 4:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006013101
Тема| Танец, юбилей, Персоналии, Токарская В.
Авторы| Сергей КАПКОВ
Заголовок| Ей подражала Любовь Орлова
Где опубликовано| «Утро»
Дата публикации| 20060131
Ссылка| http://www.utro.ru/articles/2006/01/31/517430.shtml
Аннотация| Сто лет назад родилась удивительная женщина, актриса-легенда Валентина Токарская. Она могла бы стать советской звездой номер один – ей подражала сама Любовь Орлова, ей посвящали стихи и пьесы, в нее было влюблено все мужское население Москвы 30-х годов... Но судьба распорядилась иначе.



Что такое актерское мастерство, Валентина Токарская знала с рождения. Ее папа был провинциальным актером. В пять лет юная Валечка читала стихи на школьных балах в присутствии вдовствующей императрицы Марии Федоровны, а в четырнадцать уже зарабатывала на жизнь, танцуя в кино перед сеансами. Ее образование – частная балетная школа. Ее университеты – актерские бригады, комплектуемые каждый новый сезон на московской бирже труда.
Валентину не могли не заметить. Восторженный критик писал: "Когда смотришь на танцующую Токарскую, кажется, что она хорошо поет". Не ручаюсь за дословность цитаты, поскольку ее по-своему перефразировал остроумец Ширвиндт, но истина где-то близко. Валентина Георгиевна превосходно танцевала, но сильным голосом не отличалась. Она исполняла роли так называемых субреток, кокеток, обольстительниц, женщин-вамп и была счастлива в легком жанре оперетты.
Обладательница несоветской красоты Валентина Токарская стала звездой Московского мюзик-холла. В начале 30-х это заведение было самым кассовым культурным центром в столице, прибыль государству – бешеная. Рядом с Токарской блистали универсальные артисты Мартинсон, Тенин, Лепко, Рина Зеленая и Мария Миронова. Спектакли были феерическими. Говорят, в vip-ложе Максим Горький рыдал от смеха, утирая слезы безразмерным платком. Завсегдатаями театра были Ильф, Петров, Катаев, Зощенко – все они были поклонниками примы мюзик-холла. Валентина Токарская разъезжала по городу в собственном авто. Ее называли самой красивой, богатой и успешной москвичкой. Пока не закрыли мюзик-холл.
Актрису пригласили в Театр сатиры, предложили несколько главных ролей. Это была достойная замена мюзик-холлу, но не полноценная. Токарской не хватало музыки, блеска, танцев. Она снялась в комедии Якова Протазанова "Марионетки" и ездила с этим фильмом по стране. Перед сеансами выступала с оркестром, продолжая покорять сердца своей яркой индивидуальностью.
Только советскому искусству такие актрисы были не нужны. Восходила звезда Любови Орловой (которая не пропустила ни одного представления в мюзик-холле и была покорена Токарской), но только ей одной было позволено осваивать этот легкий жанр. Второй звезды быть не могло.
В конце 1941 г. бригада московских актеров №13, где Театр сатиры представляли четверо любимцев публики, попала в окружение. Под обстрелом выжили немногие. Валентина Токарская и раненный в ногу Рафаил Холодов спаслись. После месяца скитаний по деревням артисты попали в кабалу к немцам и вынуждены были выступать на оккупированных территориях. Так и гнали их до самого Берлина, до конца войны.
А потом была Сибирь. Бывшую звезду пожалели, отправили на легкую работу в санчасть – ставить заключенным клизмы. Потом определили в Воркутинский драмтеатр, где Токарская играла все главные роли и сама ставила спектакли. На этом, как бы парадоксально это ни звучало, ее счастливая творческая жизнь и закончилась.
В 1953 г. Валентина Георгиевна вернулась в Москву. Театр сатиры принял ее с распростертыми объятиями, но имя на афише крупными буквами больше не печатал. Токарская играла небольшие роли, эпизоды. В труппе ее ценили. Понимали "штучность" таланта. Называли "графиней". Но в репертуар этот талант не вписывался. Да и возраст уже не позволял...
Почти сразу по возвращении Валентина Токарская сыграла главную отрицательную роль в первом советском кинодетективе "Дело №306". Ее героиня – опасная шпионка, работавшая в аптеке под именем Марии Николаевны Карасевой. Звали же ее Магда Тотгаст. Она же Фишман, Ованесова, Рубанюк, Иваниха. Впервые с экрана прозвучали слова: "На пушку берешь, начальничек? Не выйдет!" И произнесла их именно Валентина Токарская, игриво закрутив на лбу локон и выпустив в Бернеса струйку папиросного дыма. Фильм посмотрели десятки миллионов человек, причем, неоднократно. "Пирамидон в порошках есть? Тогда дайте в таблетках. Две пачки. И одеколон "Лесная вода", – цитировалось повсюду к месту и не к месту.
Токарскую вспомнили не все, ведь после "Марионеток" прошло двадцать лет, и бывшая звезда, конечно же, изменилась. Зато теперь ее узнавали повсеместно. Особенно – на фоне слухов и сплетен о недавней отсидке. Любопытно, что критики картину разгромили, досталось и исполнителям главных ролей. Похвалили только Токарскую.
Она обожала детективы. Собрала едва ли не самую большую библиотеку подобной литературы. Лелеяла мечту сыграть мисс Марпл.
Говорят, что Токарская была лучшей Марселиной в истории спектакля "Безумный день, или Женитьба Фигаро". Безусловно, ее близкая подруга Татьяна Пельтцер тоже была хороша, но она трактовала этот образ в своей излюбленной бытовой характерности, Токарская же наделила героиню присущими ей манерами гранд-дамы, с которыми севильская ключница смотрелась особенно иронично. Однако исполнитель роли Фигаро Андрей Миронов по настоянию мамы добился того, чтобы в первом составе и на всех ответственных спектаклях Марселину играла именно Пельтцер. Мария Владимировна не могла простить конкурентке успех мюзик-холльной молодости.
В старости Валентина Георгиевна осталась совсем одна. Три замужества оказались несчастливыми. Сначала уходила она, затем бросали ее. Историю последнего брака пресса муссировала неоднократно. В ГУЛАГе Токарская вытащила из петли драматурга Алексея Каплера, а он ее предал... Валентина Георгиевна оставила ему квартиру, дачу, а сама ушла вновь в коммуналку. Своего дома у актрисы никогда не было, он появился очень поздно.
Родственников не было, ролей не было. В начале 90-х "Макдональдс" приносил старой актрисе обеды, которые она раздавала в театре голодным коллегам.
Но вдруг что-то произошло. В 86 лет Валентина Токарская стала народной артисткой России. В 87 лет о ней сняли документальный фильм. В 88 она получила две небольшие, но феерические роли, в которых купалась, проявляя чудеса изобретательности и достигая вершин острохарактерности. О ней писали газеты и журналы, снимали телесюжеты.
Девяностолетие Валентина Георгиевна Токарская отметила с шиком. Весь вечер на сцене Дома актера она пела и танцевала. Ширвиндт шутил. Публика неистовствовала. Актриса была счастлива.
Она впервые заговорила о смерти и попрощалась со зрителями... Через полгода ее не стало.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11251

СообщениеДобавлено: Вт Янв 31, 2006 6:57 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006013102
Тема| Балет, «Золушка», История постановок
Авторы| Владимир КОТЫХОВ
Заголовок| Золушка тряхнет новизной
Где опубликовано| «Москоский комсомолец»
Дата публикации| 20060201
Ссылка| http://www.mk.ru/numbers/2018/article69011.htm
Аннотация|



Когда-то балет “Золушка” на музыку Сергея Прокофьева в постановке Ростислава Захарова был одним из главных спектаклей Большого и шел на его сцене лет тридцать. Но затем исчез из репертуара. И вот “Золушка”, изрядно перекроенная группой товарищей во главе с хореографом Юрием Посоховым, возвращается. А в преддверии премьеры можно вспомнить тех “Золушек”, что за годы активной жизни балета потрясли не только СССР, но и мир.

Чем же собирается удивить зрителей в новой “Золушке” Большого хореограф Юрий Посохов? Прежде чем ответить на этот вопрос — небольшой экскурс в историю балета.
“Золушка” родится на свет 21 ноября 1945 года. Победившей во Второй мировой войне, но голодной, холодной, измученной стране необходимы сказки. И та, что про бедную, но трудолюбивую девочку, в которую влюбляется прекрасный принц, — как раз то, что нужно. Подальше от страшной действительности, поближе к тому, что каждая добрая, честная девушка может заполучить в мужья не какого-нибудь пьянчугу, а сказочного принца.
Первой исполнительницей Золушки станет Ольга Лепешинская. Балерина вспоминает: “9 мая 1945 года я встречала в Берлине, а 10 мая пришла срочная телеграмма от балетмейстера Ростислава Захарова, где он писал, чтобы я возвращалась в Москву, потому что он ставит на меня “Золушку”. Лепешинская станет первой, но не единственной Золушкой Страны Советов. Вскоре в спектакле станет выступать и Галина Уланова. Кто из этих балерин была лучшей Золушкой — сегодня сказать невозможно. Можно только утверждать, что они были очень разные. А уже год спустя своя “Золушка” появится в Ленинграде, в Кировском театре — Наталья Дудинская (постановка Константина Сергеева). Но и проклятые империалисты не дремлют. В 1948 году в лондонском театре “Ковент-Гарден” проходит премьера “Золушки”, созданной Фредериком Аштоном. Балет ставится в расчете на индивидуальность Марго Фонтейн, но из-за травмы она не сможет танцевать премьеру и выступит в балете год спустя.
Довольно долго жизнь “Золушки” идет в русле классической балетной традиции. Но вдруг, как гром среди ясного неба, — “Золушка” Маги Марэн, поставленная французским хореографом для Лионской оперы в 1985 году. Не спектакль, а шок. Знакомые персонажи Перро становятся целлулоидными пупсами, чьи угловатые движения и странные поступки увидены глазами детей. Лица всех актеров закрыты масками, а прически Мачехи и сестер Золушки напоминают торчащие, узловатые корни спаржи. Никаких балетных па и пуантов, а рваные, механические танцы. Музыка Прокофьева перебивается криками, вздохами и всхлипами детей. Здесь в детской комнатке, напоминающей клетку, живет Золушка — белая куколка в рыжем парике и полупрозрачной пачке. Отметится в “Золушке” и Рудольф Нуреев (Парижская опера, 1986 год), который перенесет действие “Золушки” в Голливуд тридцатых годов прошлого века. Золушка — нелюбимая падчерица мачехи-актрисы, стремящейся пристроить своих дочерей в кино. Принц — киноактер, пользующийся шумным успехом у женщин, а Фея — всевластный магнат-кинопродюсер. Здесь много ссылок на кинематограф. Золушка мечтательно танцует с вешалкой для шляп, подражая знаменитому танцу Фреда Астера с метлой. Нуреев также вводит в балет фарсовые выходки в чаплиновском духе. Балет заканчивается счастливо: кроме возлюбленного Золушка получает еще и контракт с киностудией.
В то время как англичанин Мэтью Боурн развернул действие своей “Золушки” в Лондоне времен Второй мировой войны, в России ни о каких резких поворотах сюжета и речи быть не могло. Так, поставленная Владимиром Васильевым с театром “Кремлевский балет” в 1991 году “Золушка” будет решена только в традиционном стиле. Однако и в ней кое-что запомнится: костюмы от кутюр (художник Жерар Пипар, Дом “Нина Риччи”); изумительная Екатерина Максимова в главной роли; сам Владимир Васильев в роли Мачехи, с накладными грудями необъятных размеров.
Так чем собирается удивить в новой “Золушке” хореограф Юрий Посохов? Накладные груди и тут будут,— у сводных сестер Золушки. Но кое-что станет полной неожиданностью. Посохов и режиссер спектакля Юрий Борисов столь основательно переработали либретто, что от старой, доброй сказки мало что осталось. Создателей вдохновили на постановку не сюжет, а музыка Прокофьева и его непростая жизнь в СССР. Так что “Золушка” скорее всего станет историей не про девочку-замарашку, получившую от судьбы VIP-подарок, а биографией композитора, вроде и успешного, но трагически не вписывавшегося в советский пейзаж. Затанцуют в балете и такие знаменитости ХХ века, как Марлен Дитрих, Мария Каллас. Это что касается сюжета, а вот по части танца можно не волноваться. Все чисто, в основе — старая добрая классика. Исполнительский состав — высококлассный: Светлана Захарова, Екатерина Шипулина (с успехом танцующая в “Магриттомании”), Анастасия Яценко. Это Золушки. Принцы — Сергей Филин, Дмитрий Белоголовцев, Дмитрий Гуданов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 19375
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Фев 22, 2006 4:42 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006013201
Тема| Балет, III Международный фестиваль хореографических училищ и школ (Казань)
Авторы| Айсылу КАДЫРОВА
Заголовок| На фестиваль ждут Ирека Мухамедова и его учеников
Где опубликовано| "Вечерняя Казань" № 11 (3161)
Дата публикации| 20060128
Ссылка| http://www.evening-kazan.ru/article.asp?from=section&section_id=7&id=20993&artcount=2519&artoffset=20&limit=20
Аннотация|

К III Международному фестивалю хореографических училищ и школ готовится дирекция Казанского хореографического училища, бессменный организатор этого мероприятия. Фестиваль пройдет на сцене театра им. Мусы Джалиля с 11 по 13 марта.


Напомним, что первый фестиваль проходил в нашем городе весной 2001 года и предварял I Международный конкурс молодых артистов балета. Тогда в Казань съехалось более 150 человек - это педагоги и учащиеся хореографических училищ, балетных школ и разных по статусу учебных заведений России, Белоруссии, Грузии, Австрии и Японии. Второй фестиваль проходил в апреле 2003 года, и это было уже самостоятельное мероприятие, балетного конкурса после него не последовало.

Заявки на участие в третьем казанском фестивале уже поступили от 18 учебных заведений, среди которых Московская государственная академия хореографии, Санкт-Петербургская академия им. Агриппины Вагановой, хореографическая школа при Ансамбле народного танца Игоря Моисеева, Пермское, Новосибирское, Башкирское хореографические училища... Ждут на фестиваль и делегации из Болгарии, Венгрии, Японии и из британской хореографической школы Ирека Мухамедова.

По традиции, на фестивале не будет ни победителей, ни проигравших. Ожидаются лишь концертные выступления, мастер-классы, творческие семинары преподавателей хореографии и неофициальное присуждение титула "Звезда фестиваля". Этот титул уже два раза присуждали выпускницам Казанского хореографического училища (в 2001-м звездой нарекли Диану Мадышеву, в 2003-м - Викторию Капитонову). И, конечно же, фестиваль станет своеобразной ярмаркой: уже точно известно, что в поисках молодых талантов в Казань приедут директора балетных трупп Москвы и Санкт-Петербурга.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 19375
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Фев 28, 2006 4:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006013202
Тема| Балет, Кыргызский национальный театр оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева (Киргизия,Бишкек)
Авторы| Анастасия КАРЕЛИНА. Фото Сергея МЕДВЕДЕВА
Заголовок| Шедевры требуют жертв
Где опубликовано| "Вечерний Бишкек" №18 (8942)
Дата публикации| 20060131
Ссылка| http://www.vb.kg/2006/01/31/panorama/1.html
Аннотация|

Премьера восстановленного после длительного перерыва балета Людвига Минкуса и Мариуса Петипа “Баядерка” в воскресенье с успехом прошла в Кыргызском национальном театре оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева. На шедевр мирового хореографического искусства наши соотечественники замахнулись, не имея практически ни тыйына. Балерины вынуждены... сами стирать и подшивать сценические костюмы.
За кулисы корреспондентов “ВБ” пригласил народный артист республики и балетмейстер–постановщик театра Догдурбек Бийсеев.
— В спектакле мы задействовали всю труппу, — говорит Бийсеев. — Театр сейчас в таком положении, что выбирать, увы, не приходится. Подключили молодых ребят из хореографического училища, из студии при театре. Для них это хорошая практика. Главные партии доверили лауреату международных конкурсов Эмилю Акматову, Никию танцует Айзада Тумакова. Ее соперницу — Аида Акматалиева.
В балетной труппе бишкекского театра сейчас всего 38 человек. Еще недавно было 70. По словам Бийсеева, проблему кадров решить можно, люди есть, много молодежи. Но как удержать артиста, если в родном театре он получает 45–47 долларов, а в соседнем Казахстане — 280–300 плюс ему предоставляют служебную квартиру. Только в прошлом году туда уехали восемь человек. Казахстан вообще считается поставщиком талантов в Россию. Оттуда артистов приглашают в Европу. А те, кто остался в Кыргызстане, живут пока только аплодисментами.
“Баядерку” восстановили за месяц. Но как? С декорациями по–прежнему напряженка. Оригинальных почти не сохранилось, а ведь были когда–то просто шикарные. Даже сейчас на генеральной репетиции не все артисты в костюмах.
— В спектакле костюмы разного плана, очень много персонажей, — рассказывает Догдурбек Бийсеев. — “Лебединое озеро” в этом отношении проще. Нашим балеринам самостоятельно пришлось стирать свои наряды, латать, перешивать. Некоторые костюмы до сих пор на реставрации.
Восстанавливать декорации и шить новые костюмы будут постепенно, на вырученные от показов средства. Спонсоров у театра нет. Администрация очень надеется на внимание правительства. Ведь балет — специфический вид искусства. Артисты должны работать постоянно, чтобы не потерять форму.
— Позаниматься с ребятами я пригласил своего старого знакомого — педагога–репетитора из Казахстана, — признается Бийсеев. — Уже неделю он работает без зарплаты, живет у меня дома. Вообще он удивился нашей смелости. У соседей “Баядерка” не идет. Но, я считаю, мы правильно сделали, что замахнулись на большое, серьезное, сложное произведение. Балет — великое искусство, его нельзя забывать.

О чем речь?!
“Баядерка” — чувствительная мелодрама, история красивой баядерки (танцовщицы на священных праздниках) по имени Никия и воина Солора. Однако какой же любовный сюжет обойдется без коварной соперницы? В воина влюбляется дочь раджи Гамзатти. Своенравная соперница предлагает Никии драгоценности в обмен на любимого. Баядерка, естественно, отказывается. Но вот предмет ее обожания оказывается не так верен чувствам. Солор соглашается жениться на знатной девице, а в придачу получить богатство и власть. Никия во время танца гибнет от укуса змеи, предусмотрительно подложенной Гамзатти. Так, на всякий случай, чтобы жених не вздумал вдруг удрать. Во время свадебного пира начинается землетрясение, все жители города гибнут под обломками зданий. Однако по воле авторов и небес влюбленные снова вместе, но уже в царстве теней.

Русская Индия
Действие балета “Баядерка” происходит в Индии. Однако поклонники индийского искусства не найдут в его хореографии ничего общего с подлинными индийскими танцами. Автор “Баядерки” — балетмейстер Мариус Петипа — очень мало знал о далекой восточной стране. Однажды ему просто захотелось сочинить несколько экзотических танцев для классического балета. Придумал один, второй, третий. Со временем их набралось довольно много. Тогда Петипа попросил композитора Людвига Минкуса сочинить что–нибудь колоритное в восточном стиле. Минкус тоже не очень разбирался в восточных тонкостях, а уж тем более в индийском танце. Зато прекрасно понимал требования Петипа и сочинил музыку, отлично подходящую для фантазий великого хореографа. Вот так и родилась “Баядерка” — шедевр русского хореографического искусства.

Из истории
Мировая премьера “Баядерки” состоялась 23 января 1877 года в Мариинском театре. В Большом ее поставили в 1911 году. Спустя какое–то время спектакль сняли с репертуара. Но в 1991–м Юрий Григорович возродил шедевр. Причем каждый балетмейстер, ставивший “Баядерку”, обязательно сочинял несколько новых характерных и классических танцев. На бишкекских подмостках “Баядерка” не шла около десяти лет. Причина проста — практически распалась труппа. Исполнять произведение технически очень сложно, от артистов требуется виртуозное владение хореографией, актерское мастерство.
А ведь в этом спектакле танцовщицы и танцовщики могут полностью раскрыть свой талант. Неспроста роль Гамзатти еще великая Анна Павлова считала экзаменом на творческую зрелость. Никию исполняли заслуженные артистки России Ульяна Лопаткина и Светлана Захарова, народная артистка России Нина Ананиашвили. Именно в этой партии вернулась на сцену после родов Анастасия Волочкова. Даже неглавная партия Золотого божка — одна из любимых у народного артиста России Николая Цискаридзе.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11251

СообщениеДобавлено: Вт Фев 28, 2006 5:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006013203
Тема| Балет, Латвийская национальная опера, «Золушка»
Авторы| Наталия МОРОЗОВА
Заголовок| "Золушка" будет, но без Прокофьева Нашумевший балет придется переиначить
Где опубликовано| «Телеграф»
Дата публикации| 20060123
Ссылка| http://www.telegraf.lv/index.php?act=archive&date=20060123&gid=88&id=19165
Аннотация|

Балет Сергея Прокофьева "Золушка" больше в Латвийской Национальной опере идти не будет, сообщил Телеграфу главный хореограф театра Айвар Лейманис. Вернее, нашумевшая постановка известного молдавско-российского хореографа Раду Поклитару останется, но не на музыку Прокофьева.

Ее заменит оригинальная музыка современного белорусского композитора Олега Ходоско на моцартовские темы, которую он пишет по просьбе Поклитару. Премьера этой новой "Золушки" намечена на 23 сентября.
Напомним, что из-за претензий Фонда Сергея Прокофьева, представляющего интересы наследников авторских прав композитора, спектакли "Золушка" в Латвийской Национальной опере были приостановлены в начале этого сезона. Поклитару объединил в своей нашумевшей "сказке для взрослых детей" первый и второй акты, использовал увертюру к одноименной опере Россини, а действие перенес в публичный дом середины минувшего века. В результате театру предъявили обвинение в искажении музыки и самой идеи либретто и потребовали приостановить спектакли. Хотя театр утверждает, что использовал музыку Прокофьева, не изменив ни инструментовку, ни мелодический материал, ни гармонию, темп и ритм, и считает обвинения в искажении музыкального текста несправедливыми, переговоры с представляющими наследников адвокатами ни к чему не привели.

Наш театр — не единственная жертва несговорчивого фонда. Не так давно, например, фонду удалось добиться запрета показа за пределами России поставленного в Большом театре тем же Раду Поклитару балета "Ромео и Джульетта". Причем в этом сезоне в репертуаре Большого он тоже не значится.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11251

СообщениеДобавлено: Чт Мар 01, 2007 8:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006013204
Тема| Балет, МТ, Персоналии, Л. Сарафанов
Авторы| Алена Корчагина
Заголовок| Маленький принц петербургского балета
Где опубликовано| «Петербургский театральный журнал» № 43
Дата публикации| 20070201
Ссылка| http://ptzh.theatre.ru/2006/43/128/
Аннотация|

На твоей планете, — сказал Маленький принц, — люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут…
— Не находят, — согласился я.
— А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе…
— Да, конечно, -- согласился я.
И Маленький принц сказал:
— Но глаза слепы. Искать надо сердцем.
А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц

Леонид Сарафанов уже несколько лет занимает место ведущего танцовщика мариинской сцены. Его репертуар разнообразен: «Дон Кихот», «Сильфида», «Баядерка», «Корсар», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта», «Этюды», множество концертных номеров. Его физический инструмент для танца совершенен. Безразмерная растяжка, по-женски изящные линии ног, легчайший, «выстреливающий» ввысь прыжок, блестящая координация, не знающая срывов техника — чем не идеал танцовщика нового столетия?

Прежде чем попасть на прославленную сцену, Леонид Сарафанов, выпускник Киевского хореографического училища, три года проработал в Киевском государственном театре оперы и балета, перетанцевав там практически весь сольный мужской репертуар. Но замечен и принят в Мариинский балет юный киевлянин был не как «эксклюзивный» классический премьер, а как победитель нескольких балетных конкурсов — серебро в Будапеште (2000), золото в Париже (2000) и Москве (2001), Гран-при в Сеуле (2004). Таких, как Сарафанов, сразу записывают в разряд «конкурсных танцовщиков», для которых напряженные баталии — допинг: они мобилизуют артистический ресурс, открывают «второе» дыхание, демонстрируют особое умение выйти за пределы собственных возможностей, стать первым среди лучших. У Сарафанова каждое появление на сцене — конкурсное и покоряет тем, что в музыке называют «con brio». Он блистает в танцах, как оперные виртуозы в ариях.

Блеск танцевальных арий Сарафанова ослепляет в балете Ландера «Этюды». В этом бессюжетном «мастер-классе», построенном на демонстраци технических способностей артистов, он — ювелир балета, повелитель сольного танца, которому нет равных ни в высоте прыжка, ни в четкости антраша, ни в удивительных по скорости вращениях. Танцовщик интуитивно чувствует, как по-разному подать одну и ту же пластическую фразу, как окрасить, казалось бы, совершенно идентичные движения, добавить мягкости или, наоборот, заострить, продлить эффектный пассаж танца. В бесчисленных двойных воздушных турах, безупречных содебасках и искрометных пируэтах являет себя не столько формальная техника, сколько сама инструментальная природа классического танца. Не только в «Этюдах» его соло заставляют зал задерживать дыхание; множество концертных номеров и балетов, построенных на чистой дансантности (pas de deux Обера, pas de deux Чайковского, «Рубины», «Тарантелла» Баланчина, «Головокружительное упоение точностью» Форсайта) в исполнении Сарафанова достойны книги Гиннеса. Вариация как таковая — подлинный «конек» танцовщика. Как когда-то звание «Царицы вариаций» носила А. Ваганова, так сегодня корона «Царя вариаций» пришлась бы впору Сарафанову. Впрочем, столь царственное звание едва ли подходит к его облику — облику Маленького принца, словно сошедшего со страниц Экзюпери.

Хрупкий, вихрастый подросток с подкупающей улыбкой — этакий мальчишка-сорванец, Сарафанов, оказавшись в Мариинском театре, столкнулся с извечной проблемой «первых солистов», которые не обладают академической внешностью премьеров. Мариинка — храм классических балетов: «Лебединого озера» и «Баядерки», «Спящей красавицы» и «Раймонды». Престол главных героев предназначен прежде всего тем, кто соответствует канону «балетного аристократа»: рост, правильное «аполлоническое» телосложение, благородная наружность. Петербургская (ленинградская) сцена всегда строго отбирала претендентов. Не исполнял ведущих ролей гениальный танцовщик Зубковский — не вышел ростом для серьезного репертуара, подвергался критике за непропорциональные формы обладатель поразительного прыжка Соловьев, и даже Барышников должен был отстаивать свое право танцевать на мариинской сцене партии, которые позже блестяще исполнил на Западе… Правда, сегодня (наверно, в силу общей демократизации) театр ослабил требования к балетной «знати». Так, никто не стал препятствовать и желанию Сарафанова (действительно уже заработавшего право иметь свои желания!) представить Солора в «Баядерке» и Дезире в «Спящей красавице». Тем более что предъявить претензии к качеству его танца или не поверить искренности его «жизни в образе» невозможно.

«Мне хочется глотнуть этой воды, — промолвил Маленький принц. — Дай мне напиться…»

И все же — вот беда! — едва на сцену в этих балетах выходит Сарафанов, вся образная правда классических «голубых героев» улетучивается, словно срабатывает детектор лжи, реагируя на внешнее несоответствие танцовщика партии. И начинаешь видеть то, что как-то прячется от глаз в других ролях — простоватое лицо, не идеальную в пропорциях фигуру. Начинаешь видеть ребенка, примерившего взрослый наряд, Маленького принца, на котором пока еще не смотрится настоящая корона…

А вот балеты, в которых ценится характер, задор и природный оптимизм героев, — абсолютная вотчина Сарафанова! Почти сразу он получил в Мариинском театре такую роль — Базиля в «Дон Кихоте».

«Малыш, я хочу еще послушать, как ты смеешься…»

Его выход в первом действии задает темп всему балету. Герой Сарафанова сразу начинает ставить рекорды скорости и виртуозности, пыл танцовщика заражает окружающих — кажется, что артисты боятся остаться в стороне от жарких баталий и, стараясь поспеть за этим жизнерадостным пострелом, невольно поддерживают ритм его танца.

Сарафанов превращает в смерчи все шене и пируэты, создает ошеломляющую амплитуду движений и невольно заставляет вспомнить динамику танца легендарного Чабукиани. Трамплинный баллон Сарафанова легко мог бы помериться с прославленными прыжками Барышникова. В упругих полетах, устойчивых графичных позировках, в безупречной чеканке танцевальных фраз Сарафанов демонстрирует все последние достижения мужского классического танца, доказывая, что сегодня ему нет равных на Олимпе танцевальной техники. От других Базилей мариинской сцены этого отличает элемент спонтанности: несмотря на хорошо знакомое течение событий, трудно представить, что еще выкинет его герой и сколько внеплановых улыбок и шуток получат от танцовщика зрители и партнеры по сцене.

«Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, — задумчиво сказал он. — Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою».

Возможность попробовать себя на актерском поприще и проявить творческую индивидуальность подарила Сарафанову партия Меркуцио в балете «Ромео и Джульетта». Хореодрама Лавровского дает исполнителю импульс для создания целостного драматического образа. Партия Меркуцио требует от танцовщика не только безукоризненного хореографического воплощения, но и создания психологического портрета героя.

Меркуцио Сарафанова — живой и солнечный, очаровательный в своих невинных шалостях и легкой небрежности. Он истинный шекспировский герой, не придуманный, а реальный, словно бы сбежавший из эпохи Возрождения. Игривый и раскованный, он ведет свою танцевальную партию, как разговор: за каждым движением чудится шекспировский текст. Он изящно танцует на балу, увлеченно дерется на шпагах, шутливо беседует с дамами, без устали балагурит с Ромео. Но при всей видимой непринужденности артист воспроизводит каждый нюанс хореографии. Его движения графичны и математически рассчитаны: останови веселую браваду танца — и в получившемся стоп-кадре увидишь идеальный очерк позировки. Однако его резвые ноги, вторя аккомпанементу оркестра, «не умолкают» ни на минуту, и весь искрометный танец заражается весельем. Кажется, что перед нами — характер и самого танцовщика…

В поединке с Тибальдом Меркуцио Сарафанова удивительно грациозен. Живой, как ртуть, он легко парирует удары соперника, ловко увертывается от догоняющей его смертоносной шпаги, совершенно не принимая стычки всерьез. Для сарафановского героя вызов — игра, способ показать себя во всей красе. Он настолько спокоен и весел, что, кажется, происходит не смертельная дуэль с коварным Тибальдом, а в дружеская пикировка, ставка в которой вовсе не жизнь, а воздушный поцелуй итальянской красотки.

«Забавно! — подумал Маленький принц. — И даже поэтично. Но не так уж это серьезно».

И когда смертельно раненный Меркуцио слабеет, все еще не верится, что смерть способна забрать его, такого жизнерадостного. Несколько медленных шагов по поплывшей под ногами земле и нелепый, кажущийся неуместным в эту трагическую минуту поклон застывшим свидетелям поединка — как отрицание предстоящей гибели. В его попытке устоять, побороть сковавшую его тело свинцовую тяжесть видна отчаянная борьба за жизнь. Но вонзенная в землю шпага — такая ненадежная опора — не выдерживает, и он медленно оседает на землю, силясь подарить другу последнюю улыбку.

«И я понял, что он еще более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может погасить их…»

Успех в роли Меркуцио открывает Сарафанову путь к следующей ступени этого спектакля. Со своей поэтической хрупкостью, романтической порывистостью и юношеской внешностью он, вероятно, идеально впишется и в образ Ромео. И, возможно, это образ, в котором танцовщику будет дан шанс выйти из своего детства и духовно вырасти, подобно тому, как это произошло с Маленьким принцем, когда он полюбил свою единственную розу… Давайте подождем.

Январь 2006 г.
Алена Корчагина - балетовед, завлит Театра балета им. Л. Якобсона. Печаталась в журналах «Балет», «Линия балета», «Петербургском театральном журнале», сборнике «Актеры — легенды Петербурга». Живет в Петербурге.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6
Страница 6 из 6

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика