Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
Страсти по опере
На страницу Пред.  1, 2, 3
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Музыкальное фойе
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Племянница
Активный участник форума
Активный участник форума


Зарегистрирован: 13.11.2009
Сообщения: 699
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Янв 31, 2011 3:57 pm    Заголовок сообщения: Видимо, пора Ответить с цитатой

Я много раз читала на форуме высказывания в адрес Чернякова и его постановок , и каждый раз порывалась выступить, но что-то останавливало. В последний раз, когда развернулись жаркие споры вокруг Дон Жуана, я не сочла возможным участвовать, просто потому, что не видела этот спектакль. Меня не было в Москве и даже в России. Иначе я была бы на премьере. Обязательно!
Просто моя история отношений с этим режиссером очень давняя. И то, как они развивались, меня , как зрителя, очень радовало. И , надеюсь, будет радовать и впредь.
Когда-то, много лет назад в Москву на Маску привезли спектакль "Двойное непостоянство". Новосибирского театра Глобус. Спектакль о том, как пара граф-графиня решила развлечься и проверить на прочность чувства своих подданных, двоих влюбленных. Графиня соблазняла юношу, граф девушку. Оба, в итоге, добились своего. А финал был весьма неожиданным, выходили люди с камерами, звучали голоса звукорежиссеров, и оказывалось, что все происходящее на самом деле было вариантом шоу "за стеклом", эдаким реалити- шоу. Только участники были не в курсе.
Нужно сказать, что в момент постановки спектакля на нашем телевидении таких проектов еще не было. Не было в помине Дома -2 и даже Дома-1. Они выстрелили потом и как-то все сразу.
Но спектакль поразил даже не этим. А каким-то удивительным набором очень мелких деталей, точно подмеченных, точно переданных. И потрясающая работа со светом. Свет как полноправный участник, как отдельное действующее лицо. Тогда я впервые услышала фамилию режиссера. Это был Дмитрий Черняков. И потом, в каждом следующем спектакле я искала уже так полюбившиеся мне мелкие детали и визитную карточку режиссера - работу со светом.
А потом была Аида. Которая многим запомнилась нереальной очередью в Александровском саду и спорными интервью исполнителей. О том , как непросто было исполнителю роли Радамеса выйти в трусах. Сложившийся артист, замечательный тенор, и вдруг такой образ. Но я не помню, чтобы ария "Живи, Аида!" когда-либо звучала для меня сильнее. У меня слезы в глазах стояли. И дело, даже, не в дожде, который заливал сцену КДС, хотя, впечатляет. Просто история, расказанная в спектакле, оказалась очень реальной.
Понятно, что перенос сюжета в современность ход не новый. Тема войны - чеченской, афганской, югославской -потом (потом!) много раз будет мною увидена на сцене. И иногда очень удачно. И камуфляж будет эксплуатироваться. Опять же, есть прекрасные спектакли. (Ну, один, навскидку, это Антоний и Клеопатра в Современнике, с Хаматовой и Шакуровым.)
Но тогда меня поразила фотография города, каким он был до войны, и декорация, какой он есть сейчас. Серое пальто и какие-то ужасно немодные ботинки Аиды. Марш, известный со школы, обыгранный как тяжелое возвращение покалеченного войска, когда женщины с фотографиями подходят к возвращающимся "вы не видели моего сына?". Вы спросите, какое все отношение имеет к музыке? Да дело в том, что звучала она в тот вечер необыкновенно! Курентзис сотворил маленький (нет, большой!) шедевр. И неважно, кто в этом спектакле был главный - режиссер или дирижер. Главное, что они нашли друг друга.
А уже потом был Онегин. Я бесконечно люблю этот спектакль. Его очень интересно смотреть. Именно смотреть, не отрываясь, сопереживая. Его величество Свет здесь уже Так играет! Я не знаю как они это сделали (ну, еще бы, работал Мастер, Фильштинский=Свет, эта формула подарила нам большое количество изумительных спектаклей). Но как из лампочек и проводочков можно сделать на сцене за окном морозное утро? Как можно Так сделать лунную ночь? Как можно изобразить " в тот год осенняя погода стояла долго на дворе"?
Я хорошо знаю письмо Татьяны, я писала в школе по нему сочинение, я перечитывала его недавно с дочкой. Ну что там может быть нового для меня? Но вот эта дрожь, это волнение, эта грань между страхом и решимостью - ну не помню я, чтобы раньше я так этим проникалась. И когда Татьяна в бессилии падает на стол, я сама готова была свалиться. Потому что уже полный выдох, уже ничего не осталось.
А когда на именинах Татьяны ей вручает Онегин коробку с подарком, и она, бедная, не в силах выпустить ее из рук. Так и простоит весь вечер с коробкой, цепенея от наблюдаемой сцены: Онегин ухаживает за Ольгой. Вот это те самые мелочи, которые мне так близки в спектаклях Чернякова, которые делают его настоящими. Многих возмущала сцена, когда Ларина открывает буфетик и наливает себе рюмочку. Кажется, Галина Вишневская особо жестко прошлась по этому эпизоду. А почему нет? Молодая, в сущности, тетка, привыкшая к столичной жизни, оказалась запертой в деревне, муж умер, подруг особо нет, интересов тоже. По-моему, вполне реалистично.
А сцена во втором акте, когда Онегин пытается со своим стульчиком втиснуться в сложившиеся, в общем-то, ряды элиты? Его малиновый пиджак, застрявший в 90-х годах, когда все уже давно обрядились в смокинги. Не знаю, я просто считывают это все и принимаю. У меня нет необходимости сопоставлять это с оригиналом. Да и где он, этот оригинал? Положа руку на сердце, разве Онегин Чайковского и Онегин Пушкина это одно и то же? Куплеты Трике меня с детства раздражали. А здесь, в качестве отчаянной выходки Ленского, даже как-то нормально.
Опять же к музыке. Я не слышала исполнение Галины Вишневской. Просто в силу возраста не могла. И записи не попадались. Фильм, где она за кадром, помню плохо. Но у меня нет никаких претензий к Моногаровой. Щербаченко не слышала, думаю, не хуже.
Имеет ли право на жизнь такая постановка? Да любая имеет. В Москве идут минимум три Евгения Онегина. И есть традиционные, костюмные. Если уж оперный спектакль ставится на сцене, если уж существует такая профессия, как режиссер, наверное дожны появляться и новые спектакли? Просто истории, рассказанные языком, который близок современному зрителю. По мне так неважно, будет ли перенос в наше время или нет. Либо это сделано интересно, либо без вкуса и меры.
В октябре слушала (и смотрела) в Метрополитене Дон Паскуале с Нетребкой. Вполне традиционная постановка. Декорации, костюмы. Звучала? Да, звучала. Но больше всего зал заводился, когда Нетребко задирала ножки и натягивала на них розовые чулочки. Мужчины вокруг цокали, не сдерживаясь. Пошло ли это на пользу спектаклю? Мне так не показалось. Акценты съехали.
В случае с Черняковым акценты, возможно, тоже перемещаются. Но мне это близко. Мне нравится думать в том направлении, которые он, как режиссер, мне указал.
Я считаю его необыкновенно талантливым человеком. Возможно, что -то ему удалось лучше, что-то хуже. Но это же нормально, он же живой.
Если ставить приоритеты в оперном спектакле, где на первом месте будет исполнение и звучание, давайте признаемся себе, что ничто не сравнится с хорошей студийной записью. Оперный спектакль существует как синтез, поэтому сценография, декорации, костюмы, все это работает на восприятие. Да и кто сказал, что спектакли Чернякова плохо звучат? В моем случае оркестр под управлением Ведерникова звучал отлично. Лучше он звучал разве что под управлением Плетнева в Пиковой даме. (Кстати, тема режиссера Фокина здесь, кажется, не поднималась, а то я бы еще один длинный пост накатала. Smile)
Извините за длинный рассказ, возможно, я кого-то утомила. Не хочу вступать в споры с уважаемыми форумчанами. Просто мне показалось, что будет правильно , если наряду с теми, кто не принял трактовки Чернякова, выскажутся те, кому его работы близки.
P.S.
Моей дочке 14 лет. Она посмотрела кусочек спектакля ЕО Чернякокова у меня в записи и уговорила повести ее в оперу. Можете сопоставить? Тинейджер, подросток, который учится в математической школе, со всеми сопутствующими Контактами, айподами и прочей возрастной дребеденью, пребывает в восторге от увиденного, хлюпала носом во время сцены письма и с большим удовольствием обсуждала спектакль с моими друзьями.
А недавно мы подарили 2 билета на Новый год ее учителю музыки. Дочь занимается в музыкальной школе по классу гитары, ее учитель удивительный человек, ему 70 лет, он работал в оркестре Юрия Саульского. Так вот, они с женой были в восторге, звонили после спектакля. Это я к тому, что у спектаклей Чернякова есть свой зритель, и он очень разный.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ричард
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 04.07.2008
Сообщения: 4573

СообщениеДобавлено: Пн Янв 31, 2011 4:50 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемая Племянница, Вы абсолютно правы, у спектаклей Чернякова есть свой зритель и речь не идет о том, чтобы лишать зрителей возможности наслаждаться творениями Чернякова.

Речь идет о том, чтобы в старом здании шла классическая версия Евгения Онегина. А Вы будете ходить в новое здание. Вот и все. Не все ли Вам равно куда ходить в новое здание или старое? Но если Вы хотите ходить в старое, то я согласна ходить в новое, но только, чтобы там шла классическая постановка.

А так получается дискриминация зрителей. Одним все - и Фокин и Плетнев и Черняков, а другим - ничего уже не осталось.

А Евгений Онегин с Вишневской 1955 года очень советую послушать. Как же она там поет! Это эталон исполнения Татьяны. Лучше ничего не слышала. Эту запись можно скачать, она очень известна. Там Ленского поет Лемешев.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Элиза
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 01.07.2003
Сообщения: 956
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Янв 31, 2011 5:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемая Племянница, спасибо за достойные слова в адрес Чернякова! Подписываюсь под Вашим постом.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
katevbolshom
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 29.01.2011
Сообщения: 78
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Фев 01, 2011 10:12 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

уважаемые знатоки, а нельзя предугадать как-то - будет ли весной в мае Щербаченко в Онегине или вряд ли? Там и "Богема" рядом, может всё-таки будет? Rolling Eyes
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ричард
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 04.07.2008
Сообщения: 4573

СообщениеДобавлено: Вт Фев 01, 2011 10:52 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

katevbolshom писал(а):
уважаемые знатоки, а нельзя предугадать как-то - будет ли весной в мае Щербаченко в Онегине или вряд ли? Там и "Богема" рядом, может всё-таки будет? Rolling Eyes

А зачем Вам знать заранее? Придете в день спектакля и купите билет, если будет Щербаченко. Или два билета. На оперу всегда есть билеты. Особенно в мае.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
katevbolshom
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 29.01.2011
Сообщения: 78
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Фев 01, 2011 11:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну что Вы, мне очень есть разница! Если будет она, можно мечтать полгодая, даже одной надеждой уже вечер весь живу, да и билеты покупать сразу же, по центру чтоб. Кстати, там и "Турандот" рядом, может... всё-таки...
Я спрашиваю на самом деле просто потому, что не в курсе: бывает такое, что Щербаченко больше раза в год выступает в Москве.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ричард
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 04.07.2008
Сообщения: 4573

СообщениеДобавлено: Вт Фев 01, 2011 11:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Так за день или в день самые лучшие билеты и выложат. Будете сидеть по центру. Предсказать совершенно невозможно, могут еще и заменить в последний момент, а билет продать на оперу практически не реально, придется идти. Певцы вообще народ не надежный.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
katevbolshom
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 29.01.2011
Сообщения: 78
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Фев 02, 2011 12:13 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

о, большое спасибо за информацию.

А ещё офф-топ: такое ощущение, что артистам букеты от театра подписывают, у меня есть фотка, где у дирижёра стикер наклеен на уже подаренном букете! забыли снять! ужас Shocked
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ричард
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 04.07.2008
Сообщения: 4573

СообщениеДобавлено: Ср Фев 02, 2011 2:26 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А почему ужас? Ведь цветы приносят зрители и подписывают кому и от кого. Артист потом сам и снимет наклейку, когда прочитает от кого были цветы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
katevbolshom
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 29.01.2011
Сообщения: 78
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Фев 02, 2011 3:33 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сорри Surprised я такой профан, что не знала, как это происходит. Может те цветы были и не от театра, а из зала, сейчас не могу утверждать. Если это по правилам, то всё хорошо)), я не знаю этих традиций просто. Прошу прощенья за оффтоп, больше не буду.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ричард
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 04.07.2008
Сообщения: 4573

СообщениеДобавлено: Ср Фев 02, 2011 10:42 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

От театра редко цветы бывают, обычно от простых зрителей. Или бывает когда корпоратив, то от компании, которая заказывала. Но это редко, обычно цветы поклонники артистов приносят. И пишут кому их передать, ну и может еще что-то пишут. Так что иногда зрители возмущаются, что не все артисты с цветами, а не понимают, что это они тоже должны были цветы принести, если хотят, чтобы артисты, которые им нравятся, были с цветами.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
katevbolshom
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 29.01.2011
Сообщения: 78
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Фев 02, 2011 4:48 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну вот, как в ответ на мои стенанья на сайте появился состав на май! Щербаченко нет нигде, ни Мими, ни Лю, но два "Онегина" будут с её участием! Ну, хоть так!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Музыкальное фойе Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3
Страница 3 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика